«Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе на основе системно-деятельностного подхода»
опыты и эксперименты по русскому языку (9 класс) на тему

Программа опытно-экспериментальной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

опытно-экспериментальной работы по теме

«Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе на основе системно-деятельностного подхода»

2017 г

2. Цель опытно-экспериментальной работы: выявление оптимальных форм, методов, приемов и     средств подготовки обучающихся, способствующих выработке высокого качества знаний   и готовящих к сдаче  устной части ОГЭ по русскому языку.

3. Задачи опытно-экспериментальной работы:

1. Знакомство учителей-участников эксперимента с представленными моделями устной части ОГЭ по русскому языку.

        2. Изучение научно-методологическихподходов к обеспечению взаимосвязанного развития и совершенствования коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций, необходимых для успешной сдачи устной части  ОГЭ по русскому языку.

        3.Выявление возможностей УМК по русскому языку под редакцией Т.А.Ладыженской, позволяющих обучающимся  овладеть чтением, пересказом  и говорением как видами речевой деятельности, формирующими коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции.

        4.Организация деятельности обучающихся для овладении чтением, пересказом и говорением как видами речевой деятельности:

        1)проведение основных направлений работы над выразительностью чтения;

2) подготовка к диалогу;

3) подготовка к монологу.

        5. Создание и организация условий, инициирующих детское действие.

        6.Получение предметных результатов: освоенного опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

        7.Получение метапредметных результатов: освоенных  универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения  учиться, межпредметных понятий.

        8.Получение личностных результатов: готовность и способность обучающихся ксаморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию, ценностных установок обучающихся, социальных компетенций, личностных качеств,отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества

        9.Повышение  профессиональной квалификации педагогов.

        10. Определение оптимальности  выбранныхформ, методов, приемов и средств подготовки обучающихся к сдаче  устной части ОГЭ по русскому языку.

4. Объект исследования:

        Процесс формирования и диагностики ключевых деятельностных компетенций обучающихся в системе непрерывного образования на ступенях обучения.        

        

5. Предмет исследования:

        Процесс формирования и диагностики организационно-рефлексивных общеучебных умений.

6. Пояснительная записка

Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы–коммуникативной направленности в обучении.

Ведение устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку решает следующие задачи:

•объективная проверка требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к усвоению всех видов речевой деятельности, включая говорение;

•выход на разнообразные социально-экономические, культурологические,социально-психологические тренды, на которые должно адекватно отреагировать образование в целом и государственная итоговая аттестация, которая с точки зрения современных педагогических представлений не должна  сводиться только к оцениванию;

•актуализация посредством внедрения в образовательный процесс устной речи как педагогического явления.

Введение данной экспериментальной работы для подготовки к государственной итоговой аттестацииобусловлено логикой тех задач, которые стоят перед образованием, так как динамика социальных процессов, инновационный характер производства и информатизация всех сфер жизни предъявляют современному человеку качественно новые требования.

        Цели и задачи данного эксперимента направлены на  достижение глобальных целей школьного образования и результатов обучения и воспитания,  навведение языка в предметную область разных наук, на предопределение метапредметной роли этой учебной дисциплины в системе образования.

        При отборе содержания эксперимента актуальной является реализация системно-деятельностного подхода, что позволяет представить процесс обучения в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций  обучающихся на деятельностной основе.

Данный эксперимент направлен на  организацию работы по формированию устной речи обучающихся на уроках русского языка в 5-9 классах. Отбор содержания эксперимента регламентируется возрастными особенностями, видами работ и объёмом заданий.                        

                                                                                                                                    7. Новизна опытно-экспериментальной работы по выбранной теме

ОЭР предполагает:                                        

  1. Целенаправленное развитие   врождённого чувства языка и речемыслительных способностейобучающихся.
  2. Формирование представления о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;  развитие любви к родному языку, устойчивого интереса к его изучению,   стремления и способности к речевому самосовершенствованию.
  3. Формирование представления о родном языке как средстве общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности и на этой основе реализация межпредметных связей   в обучении.
  4. Направленность на формирование метапредметных умений и навыков, связанных с развитием видов речевой деятельности, которые прежде всего заключаются в способности извлекать из разных источников,  преобразовывать  и  преподносить информацию, а также создавать собственные высказывания в устной и письменной форме.
  5. Системность восприятия и усвоения учебного материала, демонстрацию внутрипредметных связей явлений языка и  формирование на этой основе УУД.
  6. Ярко выраженная семантическая направленность  в изучении грамматико-орфографического материала; усиленное внимание   к употреблению в речи    изучаемых явлений языка (нормативный, коммуникативный, этический и эстетический аспекты).
  7. Демонстрация эстетической функции языка, которая максимально проявляется в лучших образцах русской классической и   современной  художественной литературы.
  8. Дифференцированное предъявление материала, использование заданий различной степени сложности, что  позволяет обучать школьников любого уровня способностей и  учитывать индивидуальные потребности ребёнка.
  9. Развитие творческих способностейобучающихся, расширение культурологического кругозора, фоновых знаний.
  10. Формирование навыков самостоятельной деятельностиобучающихся с использованием разнообразной  учебной  литературы (словарей, справочников,  самоучителей, практикумов, пособий для подготовки к экзаменам,  мультимедийных средств   и т.п.), в том числе при создании проектных работ.
  11. Социализация учащихся в социально значимой и одобряемой деятельности, развитие информационно-коммуникативной и социальной компетентностей.

8. Практическое значение экспериментальной работы по выбранной теме

        Экспериментальная  работа по выбранной теме предполагает достижение  следующих предметных,  метапредметных, личностных результатов обучения.

Предметные результаты обучения русскому языку.                                                                                              В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен:

        1) знать:основы научных знаний о родном языке, базовые понятия лингвистики; понимать взаимосвязь  уровней языка и его единиц; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

        2) уметь: объяснять роль родного языка в жизни человека и общества;  опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; проводить текстоведческий анализ текста, определяя его тему, основную мысль, принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;  аргументировать свою точку зрения в процессе учебной деятельности;

        3) применять в речевой практике: различные языковые средства в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; основные нормы русского литературного языка; возможности лексической и грамматической синонимии, а также  выразительные средства русского языка.

Метапредметные  результаты  обучения русскому языку в 5-9 классах предполагают:

        1) владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письмом);

                2) применение приобретённых знаний,  умений и навыков в повседневной жизни, в учебной деятельности на  метапредметном  уровне;

                3) коммуникативно  целесообразное  взаимодействие с   людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности; овладение национально-культурными  нормами речевого поведения.

Личностные результаты обучения русскому языку   в 5-9 классах предполагают:

        1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,    а также роли родного языка как  основы успешной социализации личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

3) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

4) умение учиться, самостоятельно получать знания в области лингвистики, организовывать исследовательскую деятельность по предмету;

5) достижение личностного, социального, коммуникативного  и познавательного развития обучающихся.

9. Реализация «Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку на основе системно-деятельностного подхода»

Надо помнить, что речь развивается не для

речи, а для ясного и выразительного сообщения

о мыслях и чувствах. В этих условиях живая

интонация придёт сама собой.

советский психолог и физиолог профессор Н.И. Жинкин

       

        Ставшая уже привычной форма итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе не всегда    способна в полной мере отразить всю глубину познаний школьника. Введение устной части позволит оценить не только то, насколько хорошо или плохо ученик усвоил школьную программу, но и то, как он умеет строить высказывания, доносить свои мысли до окружающих, доказывать свою точку зрения.

        Устная часть экзамена обладает достаточным диагностическим потенциалом, надпредметностью, междисциплинарностью, многомерностью и требуют развития абстрактного и критического мышления, саморефлексии испытуемого.

       И здесь самый важный подход - коммуникативно-деятельностный, основой которого является система заданий, проверяющих сформированность коммуникативных умений, обеспечивающих стабильность и успешность коммуникативной практики выпускника школы.

       Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

        Как научить учиться? Путем реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

        Системно-деятельностный подход− позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

        Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Функции универсальных учебных действий включают:                                        

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;        

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;        

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.                                        Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:                                                

1.Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.                                                         2.Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.                                                                 

3.Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.         Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.        

        Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит в процессе использования базовых образовательных технологий стандартов второго поколения, которые ведут к  достижению предметных, метапредметных, личностных результатов. Все это способствует реализации компетентностного подхода в обучении, являющегося основным в подготовке обучающихся к сдаче устной части экзамена по русскому языку.                                                         

10. Основные виды деятельности, выполняемые учащимися на разных этапах ОЭР

Данная программа рассчитана на учащихся 5-9 классов и направлена на  организацию ступенчатой работы по формированию устной речи на уроках русского языка в 5-9 классах.

Система заданий по формированию устной речи должна быть составлена с учётом специфики речевого развития учащихся конкретного возраста.

 1. Требования к выразительности чтения:

1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в них;

2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;

3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Признаки выразительного чтения:

•умениесоблюдатьпаузыилогическиеударения,передающиезамыселавтора;

•умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

•хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

1.Так в 5-м классе при работе с текстом необходимо:

1. владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, по-исковым;

2. адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,рассуждение):

• устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;

• формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

• передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научныхи художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:

• составлять план прочитанного текста (простой, сложный) с целью дальнейшего воспро-изведения содержания текста в устной и письменной форме;

• представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.

• устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.

Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 100–110 слов.

Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения на уроках русско-

го языка, — 200–250 слов.

2. Содержание говорения как вида речевой деятельности должно отвечать определённым требованиям:

• апеллировать к личному опыту школьников, к чувствам и эмоциям; быть посильным в задаваемой речевой задаче;

• предусматривать наличие собственной точки зрения ученика, стимулировать наблюдения, размышления, самостоятельные выводы и обобщения;

• способствовать развитию потребности в саморефлексии, саморазвитии;

• приобщать школьников к культурному наследию страны, способствовать социологизации;

• характеризоваться избыточностью, что даст возможность реализации индивидуального подхода к обучению устной речи на уроках русского языка.

Так  в 6-м классеобучающиеся должны уметь:

1. создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения

учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование. Выступать с научным сообщением;

2. представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

3. соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка;

4. соблюдать в устной речи правила речевого этикета.

Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 60 слов.

3.Работа над диалогом может быть построена с учётом особенностей этой формы речи в каждом из классов обучения. Основные умения, которые должны быть освоены учащимися 7-9 классов по ведению диалога:

1. участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы;

2. владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии), обращение к определенной аудитории;

3.участвовать в диалоге–запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение  уместно использовать разнообразные реплики — стимулы; умение запросить дополнительнуюинформацию); диалоге–сообщении информации (умение построить информативно значимыйтекст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечьи удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику).

Рекомендуемый объём диалогического высказывания: не менее 3 реплик (диалог–запрос ин-

формации); не менее 4 реплик (диалог–сообщение информации).

Для осуществления экспериментальной работы по выбранной теме применяют следующую систему уроков для изучения каждой темы:

  1. Уроки  развития речи.
  2. Уроки решения ключевых задач (включаются задачи, способные поставить быстро разрешимую проблемную ситуацию).
  3. Уроки – практикумы.
  4. Уроки письменного контроля знаний.
  5. Уроки устного контроля знаний.
  6. Урок анализа результатов контрольной работы.
  7. Уроки анализа результатов творческой работы.

11. Основные направления деятельности по реализации ОЭР:

1. Использование базовых образовательных технологий стандартов второго поколения.

2.Реализация принципов уровневой дифференциации, проблемно-диалогического  обучения.

3. Содействие обучающимся  в осознанном  целеполагании.

4.Активное вовлечение обучающихся в учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности.

5. Актуализация креативных  потребностей обучающихся.

6. Поиск средств, активизирующих процесс познания.

7. Доведение обучающихся  до планируемых результатов обучения.

12. Основные этапы реализации ОЭР

I этап –подготовительный (1.09.17 – 1.10.20)                                        

1.Диагностическая функция:

Исследовать потребности субъектов образовательного процесса (педагогов, детей и родителей) в реализации ситемно-деятельностногоподхода:

-анализ индивидуального опыта и выявление конкретных затруднений в деятельности педагогов;

-формулирование противоречий воспитательно-образовательного процесса;

-постановка и обоснование проблемы, на поиск решения которой будет направлен эксперимент, обоснование её актуальности.

2. Подготовительная функция:

-созданиетворческойгруппы по разработке программы опытно-экспериментальной работы,  анализ научно-методологических подходов и практического  опыта по реализации ситемно-деятельностного подхода в образовательном процессе.

2.Прогностическая функция:

-разработка программы опытно-экспериментальной работы.

3.Организационная функция:

-подготовка материальной базы эксперимента;

-распределение управленческих функций;

-определение  научного руководителя или консультанта:

-организация подготовки кадров;

-научно-методическое обеспечение эксперимента:

-взаимодействие с районным методическим центром;

-публикации педагогов школы;

-опыт проведения конференций, семинаров и др. для района иреспублики;

-опыт проведения исследований, опытно-экспериментальной работы, деятельности по изучению (диагностике) результатов инноваций (результаты отражены в публикациях, аналитических отчетах и справках).

4. Информационные ресурсы:

- интернет, постоянно обновляемый сайт школы (на сайте будет размещаться информация  о ходе ОЭР);

- опыт взаимодействия со СМИ (районная газета).

5. Материально-технический потенциал:

-компьютерный класс, локальная сеть, выход в интернет,

-оборудованная всем необходимым лекционная аудитория для проведения семинаров, круглых столов, актовый зал,

-технические средства обучения (интерактивные доски, многофункциональные устройства, ксероксы,  мультимедийные проекторы).

II этап – практический (1.10.17– 30. 12.20)

Цель: создать модель реализации системно-деятельностного подхода в ОУ участниками образовательного процесса  (педагоги, родители, дети); разработать механизм подготовки обучающихся на основе ситемно-деятельностного подхода в образовательном процессе ОУ.

Задачи:

  • Разработка и проведение уроков, внеклассных мероприятий, элективных курсов, творческих мастерских реализующих системно-деятельностный подход.
  • Реализация проектного обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности по предмету.
  • Реализация проблемно-диалогового на уроках русского языка и во внеурочной деятельности по предмету.
  • Реализация дифференцированного обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности по предмету.
  • Внедрение ИКТ технологий в процесс обучения русскому языку.
  • Активное вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

III этап – обобщающий (13.01.20– 31.05.20)

Цель: обобщить результаты опытно-экспериментальной работы и разработать программы повышения квалификации и сопровождения педагогов.

Задачи:

  • Сопоставление планируемого и достигнутого результата. Вывод о достижении цели эксперимента.
  • Определение необходимых условий для закрепления положительных результатов эксперимента.
  • Определение необходимых условий для внедрения результатов эксперимента в педагогическую практику других ОУ.
  • Подготовка аналитического отчётапо результатам эксперимента.
  • Представление результатов эксперимента на заседании методического, педагогического советов;
  • Выступления с обобщением педагогического опыта на семинарах учителей русского языка и литературы районного и республиканского уровней, публикация опыта работы  на школьном сайте и на сайте «ЦИМОМОУ Лямбирского  муниципального района РМ».            
  • Публикации в методическом журнале;
  • Подготовка методического пособия и т.д.

13. Формы работы по реализации программы ОЭР:

1) Проведение методических совещаний, родительских собраний, педсоветов;

2)Проведение опросов среди педагогов, детей и родителей, диагностические беседы;

3) Проведение мероприятий по программе ОЭР:

  • уроки;
  • творческие мастерские;
  • элективные курсы;
  • кружки по интересам;
  • творческие конкурсы;
  • олимпиады, фестивали, НПК;
  • проектные работы с применением ИКТ.

14.Выявление возможностей УМК по русскому языку Т.А. Ладыженской для подготовки обучающихся к сдаче  устной части ОГЭ по русскому языку.

УМК содержит задания по развитию коммуникативных умений обучающихся (умения общаться), задания повышенной трудности, задания по речевому этикету, которые способствуют овладению обучающимися чтением, говорением как видами речевой деятельности, формирующими коммуникативную, языковую и лингвистическуюи культуроведческую компетенции.

При подготовке выразительного чтения

Система упражнений содержит задания, направленные  на выработку навыка выразительного чтения:  

- выразительно прочитайте  стихотворение, текст;

- прочитайте, регулируя силу голоса;

- прочитайте, выражая настроение, которое соответствует изображаемой поэтом поре осени;

- прочитайте текст  вслух, соблюдая правильную интонацию;

- прочитайте, передавая голосом состояние…;

- прочитайте стихотворение. Какие слова подсказывают темп, тон произношения? Громко или тихо вам хочется прочитать?

- прочитайте, стараясь передать особенности произнесения реплик участников диалога;

- прочитайте, выделяя голосом те слова, которые автор использует, чтобы нарисовать…;

-прочитайте текст с нужной информацией в вопросительных предложениях;

- прочитайте текст так, чтобы  читатель обратил внимание на последнюю реплику говорящего; и др.

При подготовке к участию в диалоге

Умение  строить диалог формирует целый ряд упражнений со следующими заданиями:

- упражнения, предполагающие парную, групповую  работу;                                                       - составить письмо-обращение к другу о своих впечатленияхот…;

- разыграть диалог в предложенных ситуациях;

- организовать диалог на указанную тему;

- составить устное выступление-обращение в публицистическом стиле;

- составит выступление-обращение к сверстникам, опираясь на данный текст;

- продолжить диалог по предложенному началу и др.

При подготовке к монологическому высказыванию

Самую большую  группу составляют упражнения, направленные на подготовку обучающихся к созданию монологического высказывания:

- подготовить подробный, сжатый, выборочный пересказ;

- подготовить пересказ с творческим заданием, пересказ данного текста от  1-го, 3-го лица;

- составить рассказ о русском учёном-лингвисте;

- составить доклад на заданную тему;

- сравнить рисунок и текст, составить сопоставительную характеристику;

- сформулировать свои мысли о высказывании  известного деятеля на определённую тему;

- доказать принадлежность текста к определенному стилю;

- дать характеристику чужому высказыванию;

- описать окрестности своего села, города…с элементами рассуждения;

- описать внешность человека;

- подготовить ответ на проблемный вопрос;

- выразить предложенную мысль более сжато;

- проанализировать  схему, таблицу, сделать  вывод;

- составить рассказ-репортаж на определённую тему;

- подготовить устное высказывание на лингвистическую тему;

- составить рассказ по картине;

- составить текст подписи к фотографии и др.

15.Мероприятия программы «Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку на основе системно-деятельностного подхода»

№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

Финансирование

2017

2018

2019

2020

1.

Диагностика  сформи-рованности УУД учащихся и навыковисследовательского поведения

2017 г.

Психологи-ческая служба

2

Проведение рабочего совещания по результатам диагностирования учащихся

2017 г.

Зам. директора по УР, педагог–психолог,учите-ля русского языка– члены творческой группы ОЭР

3

Расширение сети курсов по выбору с учётом способностей и запросов учащихся

ежегодно

Зам. директора по УР

6

Пополнение банка уроков, включающих элементы системно-деятельностного подхода в рамках реализации ОЭР

ежегодно

Учителя русского языка и литературы

7

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации ОЭР

ежегодно

Библиотекари

10

Анализ возможностей школы для углубленного изучения русского языка

2017 г.

Зам. директора по УР

11

Обобщение опыта работы учителей, работающих по программе

2018-2020 г.

Зам. директора по УР, педагог-психолог, методический совет школы, учителя рус. яз.

12

Распространение опыта работы учителей, работающих по программе

2018-2020г.

Зам. директора по УР, педагог-психолог, мето-дический совет школы, учителя рус.яз. и литер.

14

Проведение районных семинаров, Круглых столов, конференций по проблемам органи-зации работы по теме ОЭР

ежегодно

Зам. директора по УР

18

Размещение на школь-ном сайте материалов по реализации ОЭР.

ежегодно

Зам. директора по УР

19

Организация психоло-го-педагогического просвещения родите-лей школьников об ак-туальности проведения ОЭР

2017-2020 г.

Педагог-психолог

22

Работа с портфолио  достижений учащихся

ежегодно

Классные руководители


16. Ожидаемые результаты реализации программы ОЭР

Реализация программы призвана способствовать:

  • формированию умения  учащихся решать учебно-исследовательские задачи, которые ставит перед ними учитель, формируя их потребность и развивая готовность к овладению теоретическими и практическими знаниями порусскому языку;
  • успешному прохождению итоговой аттестации  по русскому языку в 9 классе;
  • созданию условий для укрепления здоровья детей;
  • повышению качества образования и воспитания школьников;
  • формированию банка разработок и уроков, включающих элементы системно-деятельностного подхода;
  • обобщению педагогического опыта учителей школы на семинарах учителей русского языка  районного и республиканского уровней, публикации опыта работы  на школьном сайте и на сайте «ЦИМОМОУ Лямбирского  муниципального района РМ»;
  • публикациям в методическом журнале;подготовке методического пособия и т.д.

17. Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента

Критерии эффективности эксперимента:

      - разработка пакета диагностических методик по реализации задач системно-деятельностного  подхода субъектов образовательного процесса на разных ступенях обучения в условиях реализации ФГОС;

 - повышение качества овладения учащимися предметным содержанием школьного курса русского языка;

- сокращение учебного времени на овладение учащимися предметным содержание школьного курса русского языка;

       - изменение мотива учения; повышение интереса к познавательной деятельности.

Качество овладения учащимися предметным содержанием школьного курса русского  языка определяется по результатам контрольно-диагностических работ.

Изменение мотива учения определяется по результатам анализа входной и итоговой анкет (теста) о ценностных ориентирах учащихся на учение.

Оптимизация процесса обучения по времени определяется по результатам сравнительного анализа объемов времени, отводимого на изучение определенной темы школьного курса русского языка по Федеральной программе Министерства образования России и в действительности.

18. Формы представления результатов программы

  • ежегодные аналитические отчёты о ходе реализации программы;
  • материалы семинаров, предметных недель, проведённых в школе;
  • материалы, опубликованные на школьном сайте;
  • проведение тестов, анкетирования учащихся творческого уровня;
  • педагогические консилиумы, совещания, заседания творческой группы учителей русского языка и литературы по результатам диагностирования.
  • анализ результатов сдачи устной части экзамена по русскому языку в 9 класса.

Библиографический список

1.  Жинкин Н.И. В защиту живого слова, М., 1966,с. 21.

2.  Нарушевич А.Г. Устная часть ОГЭ по русскому языку. Блицподготовка.

3. Нарушевич А.Г., Голубева И.В. Русский язык. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты. М.: Просвещение 2015-2017г.

4. Разагатова Н.А., Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС. Самара, 2010г.

5. Цыбулько И.П. Устная часть государственной итоговой аттестации по русскому языку как педагогическое явление. Журнал «Педагогические измерения «№ 1 2017г., стр.8-18.

6. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. № 1 (26) январь — март 2011. — С. 45–54.

Интернет-ресурсы:

  1. www. vgf.ru
  2. www.festival.1septembr.ru
  3. www.shkola.edu.ru
  4. www.pedsovet.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Методические рекомендации

        Данное методическое пособие  поможет девятиклассникам эффективно подготовиться к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. В состав пособия в...

Подготовка к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Методические рекомендации

        Данное методическое пособие  поможет девятиклассникам эффективно подготовиться к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. В состав пособия в...

Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

СЦЕНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье содержатся основы проектирования уроков деятельностной направленност, конструктор уроков. Типология уроков ФГОС....