Тайны богини Клио
рабочая программа

Розум Татьяна Владимировна

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Тайны богини Клио» социально-гуманитарной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_bogini_klio.docx64.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Дополнительная    общеразвивающая     образовательная     программа

«Тайны богини Клио» разработана в соответствии с требованиями к разработке программ дополнительного образования детей и имеет Туристско-краеведческой и социально-гуманитарной направленности.

Актуальность данной образовательной программы обусловлена развитием        интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Отличительными особенностями программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с различными вспомогательными историческими дисциплинами:палеографией, нумизматикой, сфрагистикой, хронологией, геральдикой, метрологией, нумизматикой и т. д.

Программа составлена таким образом, что благодаря ей создаются условия для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования.

Возраст обучающихся 11-15 лет, занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.

Для обучения по программе допускаются все обучающиеся без ограничения.

Объем программы –68 часов.

Срок освоения программы-1 год.

Формы организации образовательного процесса: очная.

Виды занятий: лекции, практические занятия, круглые столы, выполнение самостоятельной работы, ролевые игры, лабораторные работы, творческие отчеты и т.д.

Цель данной образовательной программы.

Целью программы является развитие творческого потенциала, духовно- нравственных ценностей детей посредством игровой, самостоятельной и исследовательской деятельности в области истории.

Задачи:

Образовательные:

  • Развить        познавательный        интерес        к        вспомогательным историческим наукам;
  • Активизировать участие учащихся в интеллектуально- творческих мероприятиях по истории;
  • Сформировать умения учащихся работать с разноплановыми историческими и историографическими источниками

Развивающие:

  • Активизировать мотивацию к самостоятельным и коллективным видам деятельности;
  • Развить творческие способности: воображение, фантазию, самостоятельность мышления;
  • Способствовать развитию у учащихся умения самостоятельно планировать пути достижения целей (в том числе альтернативных);
  • Способствовать формированию самостоятельности, в том числе способности осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

Воспитательные:

  • Сформировать общественно-активную личность;
  • Воспитать культуру поведения и общения в коллективе;
  • Развить способность учащихся к саморазвитию и самообразованию;
  • Способствовать формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
  • Сформировать          осознанное,        уважительное        и доброжелательное отношение у учащихся к различным культурам, языкам, вере и т.д.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Углубление знаний учащихся по истории (вспомогательным историческим дисциплинам);
  • Развитие навыков сбора материалов и оформления исследовательских работ, презентаций, проектной деятельности;
  • Результаты участия в школьных, районных, региональных конкурсах и олимпиадах.

Метапредметные:

В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся:

  • умению результативно мыслить и работать с информацией в современном мире;
  • системе способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и

совокупность        операций        по        обработке,        систематизации, обобщению и использованию полученной информации

В сфере регулятивных УУД обучающиеся научатся:

  • умению организовывать свою деятельность;
  • отражать способность обучающегося строить учебно- познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

В сфере коммуникативных УУД обучающиеся научатся:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

Личностные:

  • Повышение активности учащихся;
  • Формирование нравственных качеств личности;
  • Формирование способности учащихся к саморазвитию и самообразованию;
  • Формирование        целостного        мировоззрения        у        учащихся, соответствующего современному уровню развития науки;
  • Повышение толерантности учащихся.

Условия реализации программы:

Кабинет Истории является неотъемлемой частью информационно- образовательной среды по предмету. В нем проводятся внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому его оснащение соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Основа кабинета – рабочие места для учащихся и учителя.

Оборудование кабинета должно включает следующие типы средств обучения:

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели,

приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, приборы системы глобального позиционирования;

  • стенды для постоянных и временных экспозиций;
  • комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения;

-компьютер;

-мультимедиа-проектор;

-коллекция        медиа        ресурсов,        в        том        числе        электронные        учебники, электронные приложения к учебникам, обучающие программы;

-выход в Интернет;

-комплекты        географических        карт        и        печатных        демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты;

-библиотека учебной, программно-методической, учебно- методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;

-картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации практических работ обучающихся

Формы аттестации: опрос, творческая работа, зачет.

Оценочные материалы:

Образовательная программа предусматривает следующие формы контроля:

  • Входной контроль - применяется при поступлении воспитанника в коллектив и на вводном занятии последующих учебных годов в форме собеседования, технического тестирования, анкетирования. Главный критерий на этом этапе диагностики - это интерес ребенка к данному виду деятельности. Собеседование на начальном этапе проводится для того, чтобы наметить план работы с учетом индивидуальных личностных качеств и творческих данных детей;
  • Текущий контроль - проводится на каждом занятии в форме наблюдений,устных рекомендаций педагога, в форме коллективного обсуждения;
  • Промежуточный контроль - проводится в рамках аттестацииобучающихся в месяце в формах: открытое занятие, круглый стол, практическая работа;
  • Итоговый контроль – проводится в конце учебного года и по окончанию образовательной программы, защита творческого проекта.

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Охрана

здоровья        и        техника безопасности.

2

1

1

Опрос

2

Палеография – наука об истории письменности

6

3

3

2.1

Палеография как наука.

3

2

1

Опрос

2.2

На чём, чем и как писали люди в разные времена.

3

1

2

Викторина. Составление зашифрованного

послания.

3

Археология        –        наука        о

вещественных источниках

6

3

3

3.1

Археология как наука

3

2

1

Опрос

3.2

«Говорящие находки»

3

1

2

Викторина.

Подготовка сообщений.

4

Антропонимика – наука изучающая имена людей

6

3

3

4.1

Антропонимика как наука

2

2

-

Опрос

4.2

Что в имени твоем

2

1

1

Статистическое

исследование «Имена в нашей школе»

4.3.

«Говорящие        фамилии»

исторических героев

2

-

2

Круглый стол

5

Геральдика

7

4

3

5.1

Геральдика как наука

1

1

-

Опрос

5.2

Происхождение гербов и

правила их составления

3

2

1

Памятка по составлению

герба

5.3

Государственные        гербы

России

2

1

1

Викторина

5.4

Составляем «свой» герб

1

-

1

Творческая работа

6

Генеалогия

6

3

3

6.1

Генеалогия как наука

1

1

-

Опрос

6.2

Варианты        записи родословных

3

2

1

Составление родословной своей

семьи

6.3

Родословная моей семьи

2

-

2

Круглый стол

7

Нумизматика

6

3

3

7.1

Нумизматика как наука

2

1

1

Опрос

7.2

Возникновение денег и их

2

1

1

Викторина

назначение

7.3

Русская денежная система

1

1

-

Опрос

7.4

Деньги как исторический

источник

1

-

1

Круглый стол «Что

скрывают деньги»

8

Сфрагистика

6

3

3

8.1

Сфрагистика как наука

2

1

1

Опрос

8.2

Происхождение        и

назначение печати

2

1

1

Практическая работа»

Изготовление печати»

8.3

Печать как исторический

источник

2

1

1

Круглый стол «Что нам

рассказала печать»

9

Топонимика

6

3

3

9.1

Топонимика как наука

2

1

1

Опрос

9.2

Способы        образования

географических названий

2

1

1

Лабораторная работа

9.3

Топонимика нашего края

2

1

1

Исследовательская

работа «Имя дома твоего»

10

Историческая

метрология

6

3

3

10.1

Историческая метрология

3

2

1

Опрос

10.2

Меры        прошлого        и

настоящего

3

1

2

Игра: «Измерим все»

11

Хронология

7

4

3

11.1

Хронология как наука

2

1

1

Опрос

11.2

Единицы                        измерения времени        в        прошлом        и

настоящем

3

2

1

Составление календаря

11.3

Системы летоисчисления

2

1

1

Практическая работа

«Лента времени»

12

Обобщение

4

2

2

12.1

Обобщительно- повторительный урок по

курсу

2

1

1

Зачет

12.2

«В гостях у Клио»

2

1

1

Игра «В гостях у Клио»

ИТОГО

68

35

33

Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие. (2 часа)

Теория:        Знакомство        с        понятием        «Вспомогательные        исторические дисциплины». Знакомство с курсом.

Практика: Охрана здоровья и техника безопасности. Организационные вопросы.

  1. Палеография – наука об истории письменности (6 часов)

  1. Палеография как наука.

Теория:        Предмет        и        задачи.        Кириллица.        Создатели        славянской письменности Кирилл и Мефодий.

Практика: Обсуждение основные вопросов палеографии

  1. На чём, чем и как писали люди в разные времена.

Теория:Материалы для письма (пергамент, береста, бумага), орудия для письма, знаки письменности, оформление и украшение рукописей, их развитие и изменение на протяжении IX- XIXв. Тайнопись. Исторические причины использования тайнописи. Системы тайнописи: «чуждые письмена», «тарабарское письмо», цифровая система.

Практика: Создание берестяного письма.

  1. Археология – наука о вещественных источниках (6 часов) 3.1.Археология как наука.

Теория:        Предмет и        задачи.        Значение        вещественных исторических источников для изучения истории. «В экспедицию с археологом».

Практика: Знакомство с различными экспедициями посредством презентации.

3.2.«Говорящие находки»

Теория: Наиболее яркие события в истории археологии. Знаменитые археологические памятники мира.

Практика: посещение школьного музея «Ельнинская старина».

  1. Антропонимика – наука изучающая имена людей (6 часов).

  1. Антропонимика как наука.

Теория: Предмет и задачи. Значение антропонимики для изучения истории.

Практика: Обсуждение «Значение антропонимики для изучение истории».

  1. Что в имени твоем…

Теория: Способы образования имен и фамилий. Практика: Откуда пришло моё имя.

  1. «Говорящие фамилии» исторических героев

Практика: Круглый стол «Что мне рассказали фамилии героев».

  1. Геральдика (7 часов)

  1. Геральдика как наука

Теория: Предмет и задачи. Роль геральдики и вексиллографии в работе над историческим источником.Российские ордена и медали.Знамена и флаги: история происхождения и функции, требования к внешнему виду.

Практика: Закрепление изученного материала.

  1. Происхождение гербов и правила их составления

Теория: Происхождение гербов. Теоретическая геральдика.Основные элементы и украшения родового герба. Символика цвета. Тип родовых гербов.

Практика: Разработка памятки составления фамильного герба.

  1. Государственные гербы России

Теория: Развитие геральдики в России. Государственный герб России. Государственные гербы России в ХХ веке. Городские и областные гербы. Дворянские гербы. Вексиллография.Краеведение: Герб Ельни.

Практика: Викторина.

  1. Составляем «свой» герб.

Практика: Составление школьного герба.

  1. Генеалогия (6 часов)

  1. Генеалогия как наука

Теория: Предмет и задачи.Методы генеалогического исследования.Системы социального этикета. Табель о рангах. Воинские звания. Сословия.

Практика: закрепление изученного материала.

  1. Варианты записи родословных

Теория: Генеалогические таблицы, схемы и росписи. Генеалогическое древо. Русская генеалогия.

Практика: Разработка памятки по составлению родословной своей семьи.

  1. Родословная моей семьи

Практика: Составление генеалогического дерева своей семьи

  1. Нумизматика (6 часов)

  1. Нумизматика как наука

Теория:        Предмет        и        задачи.Роль        нумизматики        в        историческом исследовании.

Практика: закрепление изученного материала.

  1. Возникновение денег и их назначение

Теория:Что выполняло роль денег в древности? Первые монеты – откуда они?

Практика: Придумаем и рисуем деньги для фантастической страны

  1. Русская денежная система

Теория: История русской денежной системы.Римские монеты и их роль в возникновение русской денежно весовой системы.Первые русские монеты. Златники. Монеты с именем Петрос. Ярославское серебро. Метрология древнерусских монет. Монеты Михаила – Олега Тмутараканского. древнерусская денежная терминология и денежный счет. Безмонетный период. Русские монеты и денежное обращение XIV – XV веков. Русская монетная система XVI – XVII веков. Русская монетная система в XVII – начале ХХ веках. Монетная система России в послепетровское время. Монеты ХХ века.

Практика: викторина

  1. Деньги как исторический источник Теория: Что нам рассказывают деньги? Практика: Круглый стол.
  1. Сфрагистика

  1. Сфрагистика как наука

Теория: Предмет и задачи. Роль печати в историческом исследовании. Практика: Закрепление изученного материала.

  1. Происхождение и назначение печати

Теория:Печати                древнерусского                государства.        Княжеские        печати. Церковные        печати        домонгольского        времени.        Печати        новгородской        и

псковской феодальных республик. Печати периода единого русского государства. Государственная печать. Печати центральных государственных учреждений. Печати местных учреждений. Печати должностных лиц. Печати Российской империи. Печати частных лиц. Печати ХХ века.Современные печати и их назначение.

Практика: Викторина

  1. Печать как исторический источник

Теория: Внешний вид и способы изготовления печатей в средние века.

Особенности печати как исторического источника.

Практика: практическая работа «Изготовление печати».

  1. Топонимика (6 часов)

  1. Топонимика как наука

Теория: Предмет и задачи.  Значение топонимики как исторического источника.

Практика: закрепление изученного материала.

  1. Способы образования географических названий

Теория:        Основные        топонимические        классы.Способы        образования географических названий.Географические имена – свидетели прошлого.

Практика: практическая работа.

  1. Топонимика нашего края

Теория: Географические названия Ельнинского района. Практика: составление плана исследовательской работы.

  1. Историческая метрология (6 часов)

  1. Историческая метрология

Теория: Предмет и задачи.Значение метрологии как исторического источника.

Практика: Закрепление изученного материала.

  1. Меры прошлого и настоящего

Теория: Древние меры длины, веса и объёма. Современная система измерений.

Практика: подготовка к практической работе «Измерим всё».

  1. Хронология (7 часов)

  1. Хронология как наука

Теория:        Предмет        и        задачи.        Значение        хронологии        для        истории.

Основные понятия.

Практика: Закрепление изученного материала.

  1. Единицы измерения времени в прошлом и настоящем Теория:Как измеряли время в прошлом. История календаря. Практика: составные части календаря.
  2. Системы летоисчисления

Теория: «Древо времени». Системы летоисчисления , существующие сегодня.

Практика: практическая работа с лентой времени.

  1. Обобщение (4 часа)

21.1. Обобщиетельно-повторительный урок по курсу.

Теория:        Повторение        основных        вспомогательных        исторических дисциплин, основных понятий и методов изучение.

Практика: Зачет

  1. «В гостях у Клио» (3 часа)

Теория: подготовка к игре, решение организационных вопросов. Практика: проведение игры.

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1.

сентябрь

05

очная

1

Вводное занятие

-

2.

сентябрь

05

очная

1

Вводное занятие

Опрос

3.

сентябрь

19

очная

1

Палеография как наука.

-

4.

сентябрь

19

очная

1

Палеография как наука.

Опрос

5.

сентябрь

26

очная

1

Палеография как наука.

Опрос

6.

сентябрь

26

очная

1

На чём, чем и как писали люди в разные времена.

-

7.

октябрь

03

очная

1

На чём, чем и как писали люди в разные

времена.

Викторина

8.

октябрь

03

очная

1

На чём, чем и как писали люди в разные времена.

Составление зашифрованного

послания.

9.

октябрь

10

очная

1

Археология как наука

-

10.

октябрь

10

очная

1

Археология как наука

Опрос

11.

октябрь

17

очная

1

Археология как наука

Опрос

12.

октябрь

17

очная

1

«Говорящие находки»

-

13.

октябрь

24

очная

1

«Говорящие находки»

Викторина

14.

октябрь

24

очная

1

«Говорящие находки»

Подготовка

сообщений

15.

октябрь

31

очная

1

Антропонимика как наука

-

16.

октябрь

31

очная

1

Антропонимика как наука

Опрос

17.

ноябрь

14

очная

1

Что в имени твоем

Опрос

18.

ноябрь

14

очная

1

Что в имени твоем

Статистическое

исследование

19.

ноябрь

21

очная

1

«Говорящие фамилии» исторических

героев

Круглый стол

20.

ноябрь

21

очная

1

«Говорящие фамилии» исторических

героев

Круглый стол

21.

ноябрь

28

очная

1

Геральдика как наука

Опрос

22.

ноябрь

28

очная

1

Происхождение гербов и правила их

составления

-

23.

декабрь

05

очная

1

Происхождение гербов и правила их

составления

Опрос

24.

декабрь

05

очная

1

Происхождение гербов и правила их

составления

Памятка по

составлению герба

25.

декабрь

12

очная

1

Государственные гербы России

-

26.

декабрь

12

очная

1

Государственные гербы России

Викторина

27.

декабрь

19

очная

1

Составляем «свой» герб

Творческая работа

28.

декабрь

19

очная

1

Генеалогия как наука

Опрос

29.

декабрь

26

очная

1

Варианты записи родословных

-

30.

декабрь

26

очная

1

Варианты записи родословных

Опрос

31.

январь

16

очная

1

Варианты записи родословных

Составление родословной своей

семьи

32.

январь

16

очная

1

Родословная моей семьи

Круглый стол

33.

январь

23

очная

1

Родословная моей семьи

Круглый стол

34.

январь

23

очная

1

Нумизматика как наука

-

35.

январь

30

очная

1

Нумизматика как наука

Опрос

36.

январь

30

очная

1

Возникновение денег и их назначение

-

37.

февраль

06

очная

1

Возникновение денег и их назначение

Викторина

38.

февраль

06

очная

1

Русская денежная система

Опрос

39.

февраль

13

очная

1

Деньги как исторический источник

Круглый стол

40.

февраль

13

очная

1

Сфрагистика как наука

-

41.

февраль

20

очная

1

Сфрагистика как наука

Опрос

42.

февраль

20

очная

1

Происхождение и назначение печати

-

43.

февраль

27

очная

1

Происхождение и назначение печати

Практическая работа

44.

февраль

27

очная

1

Печать как исторический источник

-

45.

март

06

очная

1

Печать как исторический источник

Круглый стол

46.

март

06

очная

1

Топонимика как наука

-

47.

март

13

очная

1

Топонимика как наука

Опрос

48.

март

13

очная

1

Способы образования географических

названий

-

49.

март

20

очная

1

Способы образования географических

названий

Практическая работа

50.

март

20

очная

1

Топонимика нашего края

-

51.

апрель

03

очная

1

Топонимика нашего края

Исследовательская

работа

52.

апрель

03

очная

1

Историческая метрология

-

53.

апрель

10

очная

1

Историческая метрология

-

54.

апрель

10

очная

1

Историческая метрология

Опрос

55.

апрель

17

очная

1

Меры прошлого и настоящего

-

56.

апрель

17

очная

1

Меры прошлого и настоящего

Игра

57.

апрель

24

очная

1

Меры прошлого и настоящего

Игра

58.

апрель

24

очная

1

Хронология как наука

-

59.

май

01

очная

1

Хронология как наука

Опрос

60.

май

01

очная

1

Единицы измерения времени в прошлом

и настоящем

-

61.

май

08

очная

1

Единицы измерения времени в прошлом

и настоящем

-

62.

май

08

очная

1

Единицы измерения времени в прошлом

и настоящем

Составление

календаря

63.

май

15

очная

1

Системы летоисчисления

-

64.

май

15

очная

1

Системы летоисчисления

Практическая работа

65.

май

22

очная

1

Обобщительно-повторительный урок по

курсу

-

66.

май

22

очная

1

Обобщительно-повторительный урок по

курсу

Зачет

67.

май

29

очная

1

«В гостях у Клио»

Игра

68.

май

29

очная

1

«В гостях у Клио»

Игра

Методические обеспечение программы

Дидактические материалы:коллекция медиа-ресурсов, в том числе электронные учебники, электронные приложения к учебникам, обучающие комплекты исторических карт и печатных демонстрационных пособий,учебная, программно-методическая, учебно-методическая, справочно-информационная и научнопопулярная литература;

Техническое оснащение программы.

Кабинет Истории является неотъемлемой частью информационно- образовательной среды по предмету. В нем проводятся внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому его оснащение соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Основа кабинета – рабочие места для учащихся и учителя.

Оборудование кабинета должно включает следующие типы средств обучения:

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели,приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, приборы системы глобальногопозиционирования;
  • стенды для постоянных и временных экспозиций;
  • комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
  • компьютер;
  • мультимедиа-проектор;
  • выход в Интернет;

Программа является доступной для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и для детей с выдающимися способностями. Для этого используются разноуровневые тестовые задания, а также различные формы и методы организации занятия: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, исследовательский, фронтальный, групповой, индивидуальный.

Формы организации образовательного процесса: индивидуально- групповая.

Формы организации учебного занятия: рассказ, беседа, игра, практическое занятие.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный, проектный.

Педагогические технологии:дифференцированного обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технологии игровой деятельности, ИКТ-технологии.

Программа объединяет теоретический, практический, творческий и контрольно-итоговый учебный материал.

В процессе реализации программы проводятся следующие виды диагностики: стартовая (в начале учебного года) и итоговая (в конце

учебного года).

При стартовой диагностике определяется исходный уровень знаний и умений. При этом используется входное анкетирование, тестирование, опрос. Итоговый контроль включает в себя КИМы, определяющие степень усвоения теоретических и практических знаний, умений, сформированность

личностных качеств, метапредметных результатов.

Особое внимание уделяется формированию у обучающихся навыков самоконтроля на основе анализа результатов собственной деятельности. Дети и родители заполняют анкеты по оценке удовлетворённости уровнем дополнительного образования. Программа предусматривает три уровня усвоения учебного материала: 1 уровень усвоения – низкий, т.е.репродуктивное действие с подсказкой; 2 уровень усвоения – средний, т.е.репродуктивное действие по памяти; 3 уровень – высокий, т.е. творческий. В основе определения уровня усвоения программы лежит методика Буйловой Л.Н., личностные и метапредметные результаты освоения программы определяются путем наблюдения, анкетирования, тестирования (тест «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), тест личных ценностей Ф. Вернона и Г. Оллпорта, методика самооценки личности (С.А. Будасси). – тест «Изучение коммуникативных умений»).

Список литературы

  1. Абрамович Г.В. Несколько изысканий из области русской метрологии XV-XVI вв. // Проблемы источниковедения. – М.,1963. – Т.2
  2. Бережков Н.Г.Хронология русского летописания. – М., 1970
  3. Борисов И.В. Родовые гербы России. – М., 1997.
  4. Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. – М., 1974.
  5. Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. – М., 1987
  6. Гербы городов России. Альбом – справочник. – М., 1998
  7. Каменцева Е.И. Хронология. – М., 1967.
  8. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология. – М., 1973
  9. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. – М., 1974.
  10. Кобрин        В.Б.,        Леонтьева        Г.А.,        Шорин        П.А.        Вспомогат.        Ист. дисциплины. - М., 1984.
  11. Косарева        А.В.        «        Искусство        медали.        Книга        для        учителя.        -        М. Просвещение, 1977
  12. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. – М., 2000.
  13. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. Книга для учащихся и студентов.- М., Просвещение, 1994.
  14. Попов А.И. Географические названия. – М., 1965.
  15. Рабочая тетрадь «Науки — помощницы истории», Хабаровск, 1995 16.Соболева Н.А. Русские печати. – М., 1991.
  1. Спасский И.Г. Русская монетная система. – Л., 1970.
  2. Стрелова О.Ю. Науки — помощницы истории. Программа и методические рекомендации к пропедевтическому курсу истории.- Хабаровск, издательство ХГПУ, 1995
  3. Федоров — Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. - М., Педагогика, 1990

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Ключи к тайнам Клио" разработанный учителем истории и обществознания Костиной Н.Г

Курс «Ключи к тайнам Клио» является курсом по выбору (вариативным) не дублирующим содержание базовых курсов истории России и всеобщей истории и имеющим свое особое назначение....

«Ключи к тайнам Клио»

Рабочая программа дополнительных занятий с одарёнными учащимися разработана на основе программы элективного курса «Ключи к тайнам Клио» Н.И. Дорожкиной (Элективные курсы по истории: 8-11 классы. – М.:...

Интеллектуальная игра"Богиня Клио приглашает", презентация

Интеллектуальная разновозрастная игра по истории "Богиня Клио приглашает..", внеурочное мероприятие....

Программа элективного курса "Ключи к тайнам КЛИО"

Программа элективного курса "Ключи к тайнам КЛИО" составлена для 10-11 класса общеобразовательной школы. Дает учащимся полное представление о вспомогательных исторических дисциплинах....

Программа элективного курса по истории "Тайны богини Клио".

Рабочая программа элективного курса по истории "Тайны богини Клио" для учащихся 5-7 классов. Материалы посвящены вспомогательным историческим дисциплинам....

Элективный курс "Ключи к тайнам Клио" (10-11 класс)

Элективный курс «Ключи к тайнам Клио» ориентирован на развитие профильной подготовки в 10-11 классах средней школы и подготовке к ЕГЭ по истории. Курс разработан на основе программы:  Ключи к тай...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5-6 классах "В гостях у богини Клио"

Цель программы: создание условий для интеллектуального развития ребёнка и формирование его коммуникативных и социальных навыков через проектную и игровую деятельность, развитие эмоциональной сферы, во...