Элективный курс "Ключи к тайнам Клио" (10-11 класс)
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Михайлова Лариса Валерьевна

Элективный курс «Ключи к тайнам Клио» ориентирован на развитие профильной подготовки в 10-11 классах средней школы и подготовке к ЕГЭ по истории. Курс разработан на основе программы:  Ключи к тайнам Клио // Дорожкина Н.И. Элективные курсы по истории: 8-11 классы. –М.: ВАКО, 2010. – 224 с. (Мастерская историка).

В основе курса лежит знакомство учащихся с вспомогательными историческими дисциплинами (ВИД). Каждая из ВИД имеет свои приемы и объект исследования, но предназначение у них одно: помогать в изучении исторических источников как главной единицы науки «История». Кроме того, все дисциплины, входящие в группу ВИД, тесно взаимосвязаны, а значит, дают обширный материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной деятельности человечества.

В предлагаемый курс включены наиболее интересные и доступные пониманию учащихся дисциплины, позволяющие им самостоятельно проводить исторические исследования и осваивать предмет «История». В процессе изучения школьники знакомятся с археологией, палеографией, хронологией, нумизматикой и геральдикой.

Направленность курса – ознакомительно-развивающая, он ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся, расширение их кругозора. Данный курс рассматривает ВИД с нескольких позиций: во-первых, как часть исторической науки, во-вторых, как вспомогательный элемент для изучения исторического прошлого, в-третьих, как способ ориентации учащихся на профессиональную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Элективный курс22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 51»

(МБОУ «СОШ № 51»)

Рассмотрено на заседании ШМО

естественно-научного

направления

Протокол № __ от _________ 2016 г.

______________/С.В. Максимчук/

Согласовано на заседании

Методического совета

МБОУ «СОШ № 51»

Протокол № __ от _________ 2016 г.

______________/Л.В. Михайлова/

Принято на заседании

педагогического совета

МБОУ «СОШ № 51»

Протокол № __ от _________ 2016 г.

Утверждено:

Директор МБОУ «СОШ № 51»

______________/А.В. Яковлев/

Протокол № __ от _________ 2016 г.

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

Ключи к тайнам Клио

название

10А класс, количество часов  34

составитель: Л.В. Михайлова

Ижевск,

2016/2017 учебный год

Пояснительная записка

Образовательная область, актуальность курса. Элективный курс «Ключи к тайнам Клио» ориентирован на развитие профильной подготовки в 10-11 классах средней школы и подготовке к ЕГЭ по истории. Курс разработан на основе программы:

  • Ключи к тайнам Клио // Дорожкина Н.И. Элективные курсы по истории: 8-11 классы. –М.: ВАКО, 2010. – 224 с. (Мастерская историка).

В основе курса лежит знакомство учащихся с вспомогательными историческими дисциплинами (ВИД). Каждая из ВИД имеет свои приемы и объект исследования, но предназначение у них одно: помогать в изучении исторических источников как главной единицы науки «История». Кроме того, все дисциплины, входящие в группу ВИД, тесно взаимосвязаны, а значит, дают обширный материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной деятельности человечества.

В предлагаемый курс включены наиболее интересные и доступные пониманию учащихся дисциплины, позволяющие им самостоятельно проводить исторические исследования и осваивать предмет «История». В процессе изучения школьники знакомятся с археологией, палеографией, хронологией, нумизматикой и геральдикой.

Направленность курса – ознакомительно-развивающая, он ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся, расширение их кругозора. Данный курс рассматривает ВИД с нескольких позиций: во-первых, как часть исторической науки, во-вторых, как вспомогательный элемент для изучения исторического прошлого, в-третьих, как способ ориентации учащихся на профессиональную деятельность.

Курс рассчитан на 34 часа (1 ч. в неделю).

Цель курса – познакомить учащихся с основными методами исторического исследования и многообразием вспомогательных исторических дисциплин, дать представление об историческом источнике, показать роль исторических источников в познании прошлого.

Задачи курса:

  • обучить обучающихся базовым принципам работы с историческими источниками;
  • научить их на основе исторических источников осмысливать исторические процессы, события и явления;
  • развить критическое, самостоятельное мышление учащихся при анализе исторических источников;
  • развить творческое мышление учащихся, повысить их познавательный уровень, интерес к культурному и научному наследию прошлого, его сохранению и приумножению;
  • подготовить учеников к получению в дальнейшем профессионального образования в рамках социально-гуманитарного профиля;
  • продолжить воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения к родной стране, ее истории.

Содержание курса (10-11 класс)

Исторические источники как средство познания исторического прошлого.

Роль истории в жизни людей. Исторический источник. Классификация источников. Исторический факт.

Критика и интерпретация исторического источника.

Поиск и выявление источников. Основные методы и принципы научной критики. Внешняя и внутренняя критика источника.

Многообразие вспомогательных исторических дисциплин.

Вспомогательные исторические источники. Объекты исследования. Особенности приемов исследования. Роль и место ВИД в исторической науке.

Историческая хронология и система счисления времени.

Хронология. Единицы счета времени. Типы календарей. Юлианский и григорианский календарь. Эры и их виды. Русская система счета времени.

Кладовая земли раскрывает свои тайны.

Археология – «наука лопаты». Археологический памятник. Методы работы археологов. Культурный слой. История великих археологических открытий.

В мире древних и старинных рукописей.

Что изучает палеография. Этапы развития письменности. Происхождение русской письменности. Графика письма Древней Руси и России. Материал и орудия письма. Украшение рукописей.

Монеты рассказывают.

Нумизматика. Язык монет. Происхождение монет и денежных знаков. Возникновение и развитие русской денежной системы.

С гербом, где вписан знатный род.

Геральдика. Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Государственные и городские гербы. Фамильные гербы.

Нелегкой тропой исторического исследования.

История. Великие историки прошлого.

Стражи прошлого: архив, библиотека, музей – их значение для исторического познания.

Архив. Библиотека. Музей. Несколько слов о музейной педагогике.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучении курса учащиеся должны уметь/знать:

  • владеть терминами по теме курса;
  • уметь самостоятельно проводить поиск информации;
  • владеть навыками работы с научно-популярной и справочной литературой по тематике курса;
  • уметь анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах;
  • уметь формулировать собственное мнение в ходе выступлений на семинарах в рамках курса.

Основные формы занятий: лекция, семинар, экскурсия.

Ожидаемые результаты

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- подготовки  и сдачи ЕГЭ по истории;

- удовлетворения любознательности учащихся, расширение их кругозора;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной, политической, экономической и культурной информации;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Формы подведения итогов: тестовые задания, творческий отчет, обобщающий семинар.

Тематическое планирование

Темы

Количество часов

1-2.

Исторический источник. Классификация источников

2

3.

Поиск и выявление источников

1

4.

Основные методы и принципы научной критики

1

5.

Вспомогательные исторические дисциплины

1

6.

Объекты и предметы исследования

1

7.

Особенности приёмов исследования

1

8.

Хронология. Единицы счёта времени

1

9.

Типы календарей

1

10.

Эры и их виды

1

11.

Кладовая земли раскрывает свои тайны

1

12.

Культурный слой. Методы работы археологов

1

13.

История великих археологических открытий

1

14.

Памятники археологии на территории Удмуртии

1

15.

В мире древних и старинных рукописей

1

16.

Происхождение русской письменности

1

17.

Материал и орудия письма

1

18.

Монеты рассказывают

1

19.

Происхождение монет и денежных знаков

1

20.

«С гербом, где вписан знатный род»

1

21.

Теоретическая геральдика

1

22.

Государственные и фамильные гербы

1

23.

Городские гербы. Гербы цехов  в Средние века

1

24.

Нелегкой тропой исторического исследования

1

25.

Великие историки прошлого: М.В. Ломоносов, В.Г. Татищев

1

26.

Историки XIX в.: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский

1

27.

Стражи прошлого: архивы

1

28.

Стражи прошлого: библиотеки

1

29.

Крупнейшие библиотеки в истории

1

30.

Музеи и их значение для исторического познания

1

31.

Виды музеев

1

32.

Экскурсионная работа

1

33.

Творческий отчет о посещении музея

1

34.

Обобщающий семинар

1

Методическое обеспечение программы элективного курса

  1. Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М., 1986.
  2. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины.
  3. Якеменко Б.Г. История Отечества. Часть 1. М., 2003.
  4. Бородин О.Р. Человек и время. М., 1991.
  5. Захарова С. Маленькие открытия истории // История., 2003. № 37.
  6. История России: Энциклопедия для детей. Т.5. М., 1995.
  7. Каменцева Е.И. Хронология. М., 1967.
  8. Россельс Н. Рождение календаря // Древний Восток. История, 2005. № 4.
  9. Селешников С.И. История календаря и хронологии. М., 1977.
  10. Эфросман А.М. История календаря и хронология. К вопросу о происхождении нашего летоисчисления. М., 1984.
  11. Авдусин Д.А. Археология. М., 1977.
  12. Криш Э.Г. Сокровища Трои и их история. М., 1996.
  13. Юшко А.А. Археология на уроках истории. Библиотечка «Первого сентября». История. 2009. № 25.
  14. Юшко А.А. Судьба моя – археология // История. 2007. № 19.
  15. СD. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2003.
  16. Глухов А.Г. Судьбы древних библиотек. М., 1992.
  17. Повесть временных лет. СПб., 1997.
  18. Сказание о начале славянской письменности. М., 1981.
  19. Россельс Н. Иероглифы, рисунки, клинопись… // Древний Восток. Библиотечка «Первого сентября». История. 2005. №4.
  20. Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956.
  21. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Историческая хрестоматия. М., 1992.
  22. Юшко А.А. Археология на уроках истории. Библиотечка «Первого сентября». История. 2009. №25.
  23. Янин В.Л. Я послал тебе бересту… М., 1975.
  24. Векслер А., Мельникова А. Московские клады. М., 1974.
  25. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М., 1994.
  26. Преображенский А.А. История раскрывает тайны. М., 1991.
  27. Ракитина Н. «Денежку наживай, да честь не продавай!» // История. 2007. № 12.
  28. Спасский И.Г. Русская монетная система. Л., 1970.
  29. Рябцевич В.Н. О чем рассказывают монеты. Минск, 1977.
  30. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты – свидетели прошлого. М., 1985.
  31. Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. М., 1956.
  32. Всемирная история: Энциклопедия для детей. Т.1. М., 1995.
  33. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. 1649-1917 /Сост. А.В. Кудрин. М., 2000.
  34. Гербы дворянских родов. М., 1991.
  35. История России: Энциклопедия для детей. Т.5. М., 1995.
  36. Каменцева Е.И., Устюгов Н.А. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.
  37. Кузнецов А.В. В середине – всадник, поражающий зло // История, 2007. № 19.
  38. Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика. М., 1989.
  39. Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символика России. М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Ключи к тайнам Клио" разработанный учителем истории и обществознания Костиной Н.Г

Курс «Ключи к тайнам Клио» является курсом по выбору (вариативным) не дублирующим содержание базовых курсов истории России и всеобщей истории и имеющим свое особое назначение....

«Ключи к тайнам Клио»

Рабочая программа дополнительных занятий с одарёнными учащимися разработана на основе программы элективного курса «Ключи к тайнам Клио» Н.И. Дорожкиной (Элективные курсы по истории: 8-11 классы. – М.:...

Программа элективного курса "Ключи к тайнам КЛИО"

Программа элективного курса "Ключи к тайнам КЛИО" составлена для 10-11 класса общеобразовательной школы. Дает учащимся полное представление о вспомогательных исторических дисциплинах....

Разработка занятия элективного курса "Тайны судебной медицины" (9 класс)

Разработка занятия "Тайны судебной медицины" для элективного курса "Биология и мир современных профессий"...

Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"

Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам:  обращение к ...

Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»

Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также  рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...

Рабочая программа по курсу «Ключи к тайнам Клио».

Рабочая программа по курсу «Ключи к тайнам Клио»....