Разработка занятия элективного курса "Тайны судебной медицины" (9 класс)
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Разработка занятия "Тайны судебной медицины" для элективного курса "Биология и мир современных профессий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_tayny_sudebnoy_meditsiny.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 2. Тайны судебной медицины.

    Цель: дать понятие о судебной медицине, о профессии судебно – медицинского эксперта, раскрыть ее значение в жизни общества.

   Оборудование: микроскопы, биологическая микролаборатория, образцы волос и волокон, спирт  90%, раздаточный материал.

  Технические средства: телевизор, документ – камера.

  План занятия:

1. Содержание и структура судебной медицины, ее задачи. Положение среди других медицинских дисциплин.

2. Профессия судебно – медицинского эксперта по исследованию вещественных доказательств (эксперт -  биолог).

3. Лабораторная работа   №2 «Дифференцирование волос и волокон».

4. Подведение итогов занятия

Ход занятия:

1. Вводно – мотивационный этап:

Фрагмент  фильма «След». Вопросы к фильму.

- С какой профессией мы будем сегодня знакомиться?

- Чем они занимаются?

- Какие учебные предметы, связаны с этой профессией?

- А где можно выучиться на судебно – медицинского эксперта?

Учитель: Сегодня на нашем занятии мы попытаемся приоткрыть тайну судебной медицины.

Выступление учителя (презентация)

  «Судебная медицина как наука служит в нашей стране целям и задачам правосудия и здравоохранения.

Судебно – медицинская экспертиза (СМЭ) необходимое звено системы охраны прав граждан Российской Федерации и безопасности государства. Применение медицинских и биологических знаний для решения вопросов, возникающих в практической деятельности органов дознания, следствия и суда, называют судебно – медицинской экспертизой. Заключение судебно – медицинского эксперта – одно из доказательств в следственном и судебном процессах. За результаты экспертизы эксперт несет уголовную ответственность.

К предмету судебно – медицинской экспертизы относятся:

- экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц.

- экспертиза трупов в случаях насильственной смерти.

- экспертиза вещественных доказательств путем применения лабораторных методов исследования объектов.

- экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.

Судебно – медицинская экспертиза производится в бюро судебно – медицинской экспертизы. Такие бюро создаются в области, крае, республике, Москве и  Санкт – Петербурге. У  нас в Агинском бурятском округе работает Могойтуйское межрайонное отделение бюро СМЭ (филиал краевого бюро).

Структура бюро СМЭ: 4 отдела:

- отдел судебно – медицинской экспертизы трупов включает в себя судебно – гистологическое отделение.

- отдел сложных экспертиз.

- отдел судебно – медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц.

- отдел судебно – медицинской экспертизы вещественных доказательств, который включает в себя:

  1. судебно – биологическое отделение  (эксперт – биолог)
  2. судебно – цитологическое отделение (эксперт – цитолог)
  3. судебно -  биохимическое  отделение (эксперт – биохимик)
  4. судебно -  химическое  отделение (эксперт – химик)
  5. судебно -  криминалистическое отделение (эксперт – криминалист)
  6. судебно - бактериологическое  отделение (эксперт – бактериолог)
  7. спектральная лаборатория
  8. лаборатория судебно – медицинских, молекулярно – генетических исследований»

     Мы сегодня побываем в роли врача, судебно – медицинского эксперта биолога по исследованию вещественных доказательств. В качестве вещественных доказательств судебно – биологическая экспертиза исследует различные объекты биологического происхождения:  кровь, сперму, волосы, пот, слюну, выделения влагалища и носа, мочу, кал, меконий, сыровидную смазку, околоплодную жидкость, лохи, женское молоко и молозиво, а также кости и различные ткани и органы.

2. Операционно – содержательный этап:

    Чтобы почувствовать себя настоящими  врачами судебно – медицинскими экспертами мы надели  спецодежду: белые халаты, хирургические шапочки, перчатки. После завершения работы с биологическим материалом обработайте руки специальными салфетками. К нам на рассмотрение поступило постановление о назначении  биологической судебной экспертизы от следователя прокуратуры лейтенанта юстиции Балданова Б.Д.  Внимательно ознакомьтесь с постановлением. (смотри приложение).

Лабораторная  работа:

«Дифференцирование волос и волокон»

Цель: ответить на вопросы, поставленные следователем:

  • Являются ли присланные объекты волосами?
  • Какова видовая принадлежность волос?
  • Выпали волосы или вырваны (оборваны)?
  • Имеются ли повреждения или изменения волос (окраска, завивка, обесцвечивание)?

Оборудование: микроскоп, биологическая микролаборатория, спирт 90%.

Ход работы:

1. Проведите макроскопическое исследование вещественных доказательств, с помощью лупы. Свои наблюдения отмечайте в таблице 2 знаками «+» или   «-».

2.  Приготовьте микропрепарат, из представленного материала (волос, волокон) в капле 90 % - го спирта. Закройте покровным стеклом и аккуратно удалите излишки спирта с помощью фильтровальной бумаги (не забудьте надеть маски, в целях сохранения вещественных доказательств).

3.  Приготовьте микроскоп к работе. Проведите микроскопическое исследование: рассмотрите микропрепарат при разных увеличениях. Сравните свои наблюдения с данными таблицы 1 и изображением документ-камеры по телевизору.

4.  Рассмотрите микропрепарат, передвигая по предметному столику. Свои наблюдения отмечайте в таблице 2 знаками «+» или  «-».

5.  Ответьте на вопросы следователя, используя данные таблицы 1.

Обсуждение результатов экспертизы. Учащиеся зачитывают выводы по экспертному заключению.

3. Рефлексивно – оценочный этап:

Анкета для учащихся:

- Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.

- Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?

- Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?

- Интересна ли эта профессия?

- Где можно получить соответствующее образование?

Сначала необходимо получить медицинское образование по специальности «Лечебное дело», затем пройти интернатуру по судебной медицине.

 

4. Домашнее задание:

Желающим приготовить небольшую компьютерную презентацию «Тайны судебной медицины»

Постановление

о назначении  ____биологической______ судебной экспертизы

                                                            (какой именно)

    Пос. Могойтуй____

    (место составления)

    Следователь (дознаватель) СО при АБАО СУ СК при прокуратуре___

                                                                                  (наименование организации)

Читинской области_лейтенант юстиции_Балданов_Б.Д._______________

(классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя)

рассмотрев материалы уголовного дела №_____39403_______

постановил:

1. Назначить _______биологическую________ судебную экспертизу

                                                   (какую именно)

производство, которой поручить ___9_классу_МСОШ_№2_________

2. Поставить перед экспертами вопросы:

  • Являются ли присланные объекты волосами?
  • Выпали волосы или вырваны (оборваны)?
  • Имеются ли повреждения или изменения волос (окраска, завивка, обесцвечивание)?

3. Предоставить в распоряжение экспертов:

  • Постановление
  • Бумажный пакет с волокнами, изъятыми с места происшествия.

4. Разъяснить ______________экспертам__________________________

(кому именно)

права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ и предупредить его об уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Следователь (дознаватель)                              ________________________

                                                                                         (подпись)

Права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, мне разъяснены

«___»_______________2010_г. Одновременно я предупрежден об уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперт                                                             _________________________

                                                                                           (подпись)

Таблица 1

Универсальная таблица

для регистрации и сопоставления морфологических признаков волос человека в экспертизе сходства и различия

Макроскопическое исследование

Морфологические признаки

волос

Сравниваемые группы волос

1

2

3

1. Длина (в см.)

2. Форма волос:

- прямая, почти прямая

- дугообразная, изогнутая

- волнистая, едва волнистая

- мелковолнистая

- извитая

- курчавая

3. Цвет волос:

- черный

- коричневый

- темно-коричневый

- светло-коричневый

- красно-коричневый

- желто-коричневый

- серо-коричневый

- желтый

- серый

- белый

С более темным концом

С более светлым концом

Микроскопическое исследование

Морфологические признаки

волос

Сравниваемые группы волос

1

2

3

1.Корневой (центральный) конец волоса

Представлен луковицей формы:

- в виде крючка

- цилиндрическая

- коническая

- в виде колбы

- фрагмент верхней части

Наличие оболочек:

- с оболочками

- с оболочками в виде вуали

- с обрывками оболочек

- без оболочек

2. Периферический конец волоса (верхушка)

Форма периферического конца:

- игловидно истончен

- истончен на протяжении

- расширен в поперечнике

- сферически закруглен

- в виде кисточки

- в виде метлы

- расщеплен, разволокнен

Края поверхности периферического конца:

- острые

- слегка сглажены

- закруглены

Заключение эксперта

(экспертиза вещественных доказательств)

Выводы:

«____» __________2007 г.    Судебно–медицинский эксперт_______________

                                                                                                             (подпись)

Лабораторная  работа:

«Дифференцирование волос и волокон»

Цель: ответить на вопросы, поставленные следователем:

  • Являются ли присланные объекты волосами?
  • Выпали волосы или вырваны (оборваны)?
  • Имеются ли повреждения или изменения волос (окраска, завивка, обесцвечивание)?

Оборудование: микроскоп, биологическая микролаборатория, спирт 90%.

Ход работы:

1. Проведите макроскопическое исследование вещественных доказательств, с помощью лупы. Свои наблюдения отмечайте в таблице 1 знаком «+»:

- с помощью линейки измерьте длину волос

- определите форму волос, выбрав из вариантов, указанных в таблице 1

- отметьте цвет волос, выбрав из вариантов.

2.  Приготовьте микропрепарат, из представленного материала (волос, волокон) в капле воды:

- налейте в чашки Петри мыльный раствор и чистую воду, вымойте исследуемый объект в мыльном растворе, прополоскайте в чистой воде и высушите на фильтровальной бумаге.

- на предметное стекло положите объект обоими концами, закройте покровными стеклами, затем капните каплю воды под покровные стекла

- излишки воды со стекла уберите с помощью фильтровальной бумаги.

 

3.  Приготовьте микроскоп к работе. Проведите микроскопическое исследование:

- рассмотрите микропрепарат при разных увеличениях.

- найдите корневой конец волоса и свои наблюдения отмечайте в таблице 1 знаком «+».

- найдите периферический конец волоса и свои наблюдения отмечайте в таблице 1 знаком «+».

4. Вывод запишите в конце таблицы 1, используя свои наблюдения.  Ответьте на вопросы следователя, используя данные таблицы 1.

Анкета для учащихся

1.  Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.

2.  Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?

3.  Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?

4.  Интересна ли эта профессия?

5.  Где можно получить соответствующее образование?

Анкета для учащихся

1.  Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.

2.  Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?

3.  Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?

4.  Интересна ли эта профессия?

5.  Где можно получить соответствующее образование?

Анкета для учащихся

1.  Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.

2.  Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?

3.  Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?

4.  Интересна ли эта профессия?

5.  Где можно получить соответствующее образование?

Анкета для учащихся

1.  Как вы оцениваете работу судебно – медицинского эксперта - биолога по исследованию вещественных доказательств.

2.  Как вы чувствовали себя в роли эксперта – биолога?

3.  Как вы оцениваете свою работу? Хороший из вас получился эксперт?

4.  Интересна ли эта профессия?

5.  Где можно получить соответствующее образование?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия элективного курса « Выбор темы исследования» с использованием проектной технологии обучения

  Цели занятия: способствовать формированию творческого подхода к выбору темы исследовательской работы. Привить внимание к вопросам отечественного производства качественных товаров. Стимулировать позн...

Конспект занятия элективного курса в 10 классе "Культура делового общения"

В конспекте  занятия по теме "Культура делового общения" содержатся все необходимые материалы для проведения элективного курса. В презентации представлены основные особенности проведения занятия....

"В поисках потерянного вещества" - разработка занятия элективного курса "Экологическая химия"

Занятие проводится в форме деловой игры. Обобщается материал по теме "Свойства металлов"....

Занятие элективного курса в 10 классе: Решение квадратных уравнений с параметрами

Тема: Решение квадратных уравнений с коэффициентами, зависящими от параметра.Цель: •  Формирование умения решать квадратные уравнения с параметрами.•  Развивать исследовательскую и поз...

"Классификация органических реакций". Разработка занятия элективного курса" Избранные вопросы органической химии"

Разработка урока содержит схему сравнения химических реакций неорганических и органических веществ, презентацию с  таблицей типов органических реакций с примерами, примеры задания ЕГЭ А 19 по орг...

Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»

Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...

Разработка занятий элективного курса

разработка включает подробные планы в виде конспекта уроков, первое занятие представленно в виде технологической карты....