Разработка занятия элективного курса « Выбор темы исследования» с использованием проектной технологии обучения
элективный курс по химии (9 класс) по теме

Соколова Нина Михайловна

  Цели занятия: способствовать формированию творческого подхода к выбору темы исследовательской работы. Привить внимание к вопросам отечественного производства качественных товаров. Стимулировать познавательную деятельность учеников для того, чтобы в дальнейшем они самостоятельно овладевали методами решения исследовательских задач. Способствовать благоприятному взаимоотношению в группах, умению ставить проблему и цель исследовательской деятельности, осуществлять поиск решения проблемы, планировать свою деятельность, делать презентацию полученного продукта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_zanyatiya_elektivnogo_kursa.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                

Разработка занятия элективного курса « Выбор темы исследования» с использованием проектной технологии обучения

   Цели занятия: способствовать формированию творческого подхода к выбору темы исследовательской работы.  Привить внимание к вопросам  отечественного производства качественных товаров.  Стимулировать познавательную деятельность учеников для того, чтобы в дальнейшем они самостоятельно овладевали методами решения исследовательских задач.  Способствовать благоприятному взаимоотношению в группах, умению ставить проблему и цель исследовательской деятельности, осуществлять поиск решения проблемы,  планировать свою деятельность, делать презентацию полученного продукта.

  Тип занятия: диспут

   Технология: метод проектов.

   Форма учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

   Методы: проблемно – поисковый, исследовательский.

   Оборудование: на столах учащихся – карты Краснодарского края и Тихорецкого района, перечень предприятий Тихорецкого района

  I. Подготовительный этап

За неделю до занятия учитель объявляет о проведении урока-диспута. В течение этого времени учащиеся знакомятся  с перечнем основных товаропроизводителей Тихорецкого района и производимых товарах.

В классе вывешивается список примерных тем исследовательских работ.

 

  Темы исследовательских работ

1.Исследование качества некоторых сортов картофеля, выращиваемого в Тихорецком районе

2.Исследование качества Тихорецкой воды

3. Всё или почти всё о кубанском квасе

4. Какой хлеб лучше? Исследование качества хлеба Тихорецких производителей

5. Сравнение качества колбасы «Докторская», изготовленной разными производителями Тихорецкого района

6.Особенности состава детских мясных консервов Тихорецкого мясокомбината

7. Исследование качества безалкогольных напитков Тихорецкого пивзавода

8. Полезные качества моркови, выращенной на Кубани

9.Изучение микрофлоры кисломолочных продуктов «Сыркомбината Тихорецкого»

10.Молоко, которое мы пьём.

  Ход  занятия

  Учитель. Ребята! Мы живём на Кубани. Именно здесь производится большое количество различных товаров и услуг. В Краснодарском крае принята долгосрочная краевая целевая программа « Качество»  на 2011-2015 годы. Эта программа соответствует Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». Вы уже обратили внимание на тему нашего сегодняшнего занятия: « Выбор темы исследования»  Вам  уже знакомо это слово – «тема исследования».  Но почему сегодня мы связываем его с качеством товаров, производимых в Краснодарском крае? Как вы думаете? (Выслушав ответы учеников, учитель делает обобщение).

  Да, действительно, каждый из нас должен проявлять обеспокоенность и содействовать производству  кубанскими производителями только качественной продукции.

  Вы прекрасно знаете, что умение правильно выбрать тему исследования во многом определяет успех работы, её практическую значимость, интерес окружающих. Поэтому самыми главными участниками нашего занятия - диспута сегодня будут Товары кубанских производителей. Это в честь их и по поводу улучшения их качества  собрались мы сегодня. Вот они – главные участники нашего диспута (Учитель вывешивает на доске Перечень основных товаров, производимых в Тихорецком районе. Им мы посвящаем своё занятие и покажем все наше умение.

Кстати, слово «бенефис» произошло от французского – барыш, прибыль, польза. И это ещё один повод назвать наш урок именно так, потому что польза для каждого из нас очевидна: возможность совершенствовать свои навыки решения задач. А может быть кто-то и откроет для себя новый способ решения той или иной задачи. Итак, «Бенефис задачи»!

1. Актуализация опорных знаний.

Работа по перечню  предприятий  Тихорецкого  района.

Учитель. Итак, мы вспомнили ,какие предприятия расположены на территории Тихорецкого района. (Прикрепляет лист с Перечнем  на доске).

А сейчас мы познакомимся с продукцией этих предприятий.( Вывешивает Перечень основных продуктов питания) А теперь проведите исследовательскую работу по решению вопросов, связанных с качеством  перечисленных продуктов питания. (Раздаёт тексты задач группам).

2. Поисковый этап.

На данном этапе в группах идет обсуждение возможных проблем,  связанных с качеством того или иного продукта. Затем формулируется тема исследования.. Ученики в группах самостоятельно выполняют некоторые шаги на этом этапе. Учитель наблюдает над процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему.

3. Аналитический этап.

На данном этапе учащиеся в группах решают, какая информация необходима для достижения цели.. Самостоятельно проводят анализ альтернативных тем. Затем после обсуждения организуют работу по определению задач, которые отвечают на вопрос: Что нужно делать, чтобы цель проекта была достигнута?

4. Практический этап.

На данном этапе идет обсуждение выбранных тем в группах, реализуют запланированные шаги, выполняют текущий контроль. На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся, учитель выступает в роли консультанта. Учитель не формулирует суждений, рекомендаций, пока учащиеся полностью не выразят свои чувства и мысли. Учитель не должен вмешиваться в работу групп. Если групповое обсуждение не дает результатов, учитель проводит рефлексию, задавая учащимся вопросы о том, что создавало затруднения при работе, что следует сделать, чтобы обсуждение было более эффективным.

5. Презентационный этап.

Защита проекта идет у доски. Поэтапно каждый участник группы представляет выбранную тему исследования. Учитель выступает в роли эксперта.

6. Контрольный этап.

Учащиеся вместе с учителем оценивают результаты работы над проектом с точки зрения возможности использования усвоенных умений и способов деятельности своих перспектив на будущее. Возможна ошибка на каком-то этапе реализации проекта, поэтому группе учащихся возможно и необходимо возвращение на предыдущий этап. Такой опыт выявления собственных ошибок более ценен для учащихся, чем гладкое протекание проекта под руководством учителя, предостерегающего их от неверных шагов.

7. Рефлексия.

«Я считаю, что знания, полученные сегодня на уроке ….»

«Я считаю, что умение проводить исследование нужно для ….»

«Я считаю, что мои исследования должны быть связаны с кубанскими товарами, так как…..» и т.д.

Перечень основных продуктов питания, производимых в Тихорецком районе

Мясопродукты                                                                                              Говядина на кости        

Свинина на кости        

Окорочка куриные                

Цыплята        

                                                       

Молокопродукты                                                      

Молоко в пленке

Кефир

Сметана        

Творог

Масло сливочное

 Сыр        

Крупы                                                      

Манная        

Рис        

Гречневая        

Горох        

Ячневая        

Пшеничная        

Кукурузная        

Пшено        

                                                       

Овощи                                                      

Картофель         

Свекла         

Капуста         

Морковь         

Лук репчатый         

                                                       

Фрукты                                                     

Яблоки                                                              

Прочие продтовары                                                     

Масло растительное

Сахар

Мука

 Яйцо         

Макаронные изделия

Налитки безалкогольные

Элективный курс

«Азбука исследователя»

(Исследование качества продуктов, производимых на Кубани)

Разработка занятия « Выбор темы исследования» с использованием проектной технологии обучения

9 класс

Автор: Соколова Нина Михайловна,

учитель химии МБОУ СОШ №34 г. Тихорецка

2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие элективного курса по теме: "Деловой стиль. Апелляция" в 11 классе.

Апелляция-вид заявления выпускника, недовольного результатом своей работы. В нашей школе мы практикуем написание деловых бумаг на 2-х языках (русском, татарском). Поэтому занятия считаем бинарными....

"В поисках потерянного вещества" - разработка занятия элективного курса "Экологическая химия"

Занятие проводится в форме деловой игры. Обобщается материал по теме "Свойства металлов"....

"Классификация органических реакций". Разработка занятия элективного курса" Избранные вопросы органической химии"

Разработка урока содержит схему сравнения химических реакций неорганических и органических веществ, презентацию с  таблицей типов органических реакций с примерами, примеры задания ЕГЭ А 19 по орг...

Разработка занятия элективного курса "Тайны судебной медицины" (9 класс)

Разработка занятия "Тайны судебной медицины" для элективного курса "Биология и мир современных профессий"...

Формирование патриотизма в курсе географии средствами кружка с использованием проектной технологии.

Статья " Формирование патриотизма в курсе географии средствами кружка с использованием проектной технологии"...

Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»

Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...

Разработка занятий элективного курса

разработка включает подробные планы в виде конспекта уроков, первое занятие представленно в виде технологической карты....