Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Макарова Эльвира Ильдаровна

Идея выше факта

О.Бальзак

Написание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубокого понимания исходного текста. Одним из критериев оценивания творческой работы является выявление у выпускников умения определять и формулировать позицию автора (К3), которая отражает его идейный замысел. Оттого, насколько верно сумеет ученик ответить на главный проблемный вопрос текста, то есть понять его смысл, зависит написание главной части сочинения – рассуждения, в которой пишущий должен аргументированно выразить собственное отношение к позиции автора анализируемого текста. Поэтому представляется наиболее важным формирование умения верно понимать и интерпретировать смысл прочитанного.

Для анализа учащимся предлагаются, как правило, тексты публицистического или художественного стилей. В публицистических позиция автора обычно очевидна, она бывает выражена достаточно четко, понятно, сформулирована в отдельных предложениях, тогда как в текстах художественных авторы избегают прямых выводов, поэтому понимание идеи требует специального анализа, что вызывает определенные затруднения школьников.

Р. Стивенсон утверждал: «Успех произведения зависит не только от того, кто его написал, но и, в неменьшей степени, от врождённого чутья того, кто его прочитал». Однако это чутьё можно развивать, используя навыки анализа художественного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Ф.И.О.: Макарова Эльвира Ильдаровна

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» Московского района г.Казани

Должность: учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебной работе

Название работы: методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»

Тема занятия: Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». (К3)

Год выполнения: 2013 год

Идея выше факта

О.Бальзак

Написание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубокого понимания исходного текста. Одним из критериев оценивания творческой работы является выявление у выпускников умения определять и формулировать позицию автора (К3), которая отражает его идейный замысел. Оттого, насколько верно сумеет ученик ответить на главный проблемный вопрос текста, то есть понять его смысл, зависит написание главной части сочинения – рассуждения, в которой пишущий должен аргументированно выразить собственное отношение к позиции автора анализируемого текста. Поэтому представляется наиболее важным формирование умения верно понимать и интерпретировать смысл прочитанного.

Для анализа учащимся предлагаются, как правило, тексты публицистического или художественного стилей. В публицистических позиция автора обычно очевидна, она бывает выражена достаточно четко, понятно, сформулирована в отдельных предложениях, тогда как в текстах художественных авторы избегают прямых выводов, поэтому понимание идеи требует специального анализа, что вызывает определенные затруднения школьников.

Р. Стивенсон утверждал: «Успех произведения зависит не только от того, кто его написал, но и, в неменьшей степени, от врождённого чутья того, кто его прочитал». Однако это чутьё можно развивать, используя навыки анализа художественного текста.

        План урока

Учитель:- Что собой представляет позиция автора в тексте?

Ученики: - Это ответ на главный проблемный вопрос, который можно задать к тексту.

- Это главная мысль текста, его идея.

Учитель: - Какие вопросы можно задать к тексту, чтобы сформулировать позицию автора?

Ученики: - Что хотел сказать автор?

- Какова цель его высказывания?

-Как он сам относится к поставленной проблеме?

-Какие чувства, мысли, переживания испытывает автор, поднимая эту проблему?

-Чему учит текст? 

Учитель: - Как автор может относиться к изображаемому?

Ученики: - положительно, отрицательно, неоднозначно, двойственно, серьёзно, скептически, иронично, осуждающе, с восхищением, с сожалением, с горечью, с радостью…

Учитель: позиция автора в тексте может быть представлена как прямо, так и косвенно, способы её выражения представлены в таблице

Позиция автора в тексте может быть выражена

прямо

косвенно

- в отдельных предложениях текста;

- в прямом обращении к читателю;

- в лирических отступлениях;

- ремарках;

- в названии текста

- в эпиграфе;

- в названии текста;

- во вставных эпизодах;

- в художественных приёмах, деталях;

- в речевой характеристике;

- в портретной характеристике;

- пейзаже;

- описании интерьера;

- мыслях героев;

- в модальном плане текста (оценочная лексика, риторическая лексика, многоточия, порядок слов, вводные слова, лексические повторы, модальные слова, частицы…)

Чаще в текстах публицистического стиля

Чаще в текстах художественного стиля

Учитель: В центре нашего внимания сегодня текст по рассказу В.П.Астафьева «На закате дня» из 4 тетради цикла «Затеси».

-Чтение текста В.П.Астафьева.

(1)На закате дня, в тихое солнечное предвечерье, сидел я на деревянном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками, будто самую желанную женщину. (2)На одной со мною скамье вольно расположились три девицы, бравшие впереди меня билеты. (3)Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдает заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу.

(4)Девицы не щебетали, не жеманились, не хихикали. (5)Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили. (6)Они неторопливо и даже как бы нехотя потребляли мороженое.

(7)По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина в синем запыленном халате, в рабочих ботинках и белом, по-старинному глухо повязанном платке.

(8)Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала уже работу, когда на пристани объявился всем улыбающийся опрятный мальчик в старенькой ермолке и начал ей помогать. (9)Он подбирал бумажки, бросал их в ящик, и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. (10)Мальчик, судя по всему, когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери ли, родственницы ли, а может, и совсем незнакомой женщины, старался изо всех сил, ладонями сгреб мусор, понес его, словно пойманную пташку. (11)Женщина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и, что-то ему тихо выговаривая, терла ладони полой халата, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и все улыбался.

(12)Одна девица домучила мороженое, скомкала обертку, небрежно швырнула ее под ноги и, широко зевая, лениво потянулась, забросив руки за спинку скамьи. (13)Две другие девицы также шлепнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая утомленно, куда себя девать или чего еще выкушать?

(14)Подошел мальчик, подобрал бумажки и укоризненно сказал:

(15)— Тетенька подметает, а вы сорите. (16)Как нехорошо!

(17)— Ой, дурак! Дурак! — тыча в него пальцами, оживились девицы.

(18)Лицо мальчика дрогнуло. (19)Еще плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстраненно-печальным и в то же время доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу, радуются сами себе и тому, что полезны, необходимы кому-то.

(20)Женщина, закончившая работу, с трудом разняла руки мальчика, в которых он затискал мокрые обертки от мороженого, бросила их в тележку и пошла, ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой — перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. (21) Мальчик догнал тележку, взялся подталкивать ее сзади и снова улыбался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, потому что снова у него было дело и он кому-то был нужен.

(22)— Девушки! (23)Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?

(24)— Ой! А как вы узнали?! — соседки мои с настороженным вниманием уставились на меня: не набиваюсь ли на знакомство?

(25)— Понимаете, какое дело: есть профессиональные отличия, уже укоренившиеся, отштампованные. — (26)И безбожно засластил пилюлю: — (27)По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги.

(28)— А-а! — согласились девицы и обмякли. (29)Благодушие, наигранная леность, самодовольство занимали свое место на их лицах. (30)Лишь какое-то время спустя до одной девицы дошло:

(31)— Гражданин! — зыкнула она ломающимся басом. — (32)Если выпили, так не вяжитесь к людям! (33)Пошли отсюда, девочки! — (34)И, уходя, обрушила на меня тяжелый взгляд сытых глаз: — (35)Бр-родят тут всякие! (36)З-заразы!..

(37)Я сидел, обняв чехол с удочками. (38)На брусчатый въезд от причала поднималась женщина с тележкой. (39)Мальчик одной рукой помогал толкать тележку, другой на ходу подбирал мусор.

Учитель: - Каков стиль прочитанного текста?

Ученики: - Художественный.

Учитель: - Какова проблема исходного текста?

Ученики: - Отношение общества к людям умственно и физически неполноценным;

-проблема милосердия, толерантности.

Учитель: - Можем ли мы найти в тексте прямое указание на позицию автора к поднятой им проблеме?

Ученики: - Позиция автора выражена косвенно.

Учитель: - Для того чтобы определить позицию автора, идею текста, посмотрим, как она нашла воплощение в тексте, рассмотрим портретную, поведенческую характеристику героев рассказа, заполнив таблицу.

Детали, характеризующие «девиц»

Детали, характеризующие женщину, убирающие на пристани, и мальчика

Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдаёт заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу.

Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили.

Они неторопливо…нехотя потребляли мороженое.

Одна девица домучила мороженое её под ноги, скомкала обёртку, небрежно швырнула…, лениво потянулась…

Две другие девицы также шлёпнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая…, …чего ещё выкушать? 

Тыча в него пальцами, оживились девицы.

- Гражданин! – зыкнула она ломающимся басом.

И, уходя, обрушила на меня тяжёлый взгляд сытых глаз.

По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина…

всем улыбающийся опрятный мальчик…

Мальчик, судя по всему когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери…

…старался изо всех сил, ладонями сгрёб мусор, понёс его, словно пойманную пташку.

Женщина… что-то ему тихо выговаривала…, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и всё улыбался.

…Мальчик…укоризненно сказал…

Лицо мальчика дрогнуло. Ещё плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстранённо-печальным и в то же доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу…

Женщина…ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой – перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни.

Учитель:- Какую тональность выбирает писатель при описании «девиц»? Какими средствами это достигается?

Ученики: - В.П.Астафьев описывает героинь с иронией, это выражается в том, что он называет их «девицами».

- Он подбирает оценочные эпитеты: «вальяжной томностью», «тяжёлый взгляд сытых глаз».

- Через поведение, внешние проявления показывает бездушие героинь.

- В их поведении подчеркивает душевную пустоту.

- Даже в выборе глаголов, характеризующих действия девиц, чувствуется скептическое отношение автора к девушкам: мороженое «потребляли», «домучила»; «скуксились»; «зыкнула», «обрушила».

Учитель: - Как меняется тон писателя, когда он говорит о женщине с мальчиком?

- Его чувства к женщине и мальчику контрастно по отношению к девушкам.

- В.П.Астафьев абсолютно серьёзен в описании женщины с мальчиком. Чувствуется его бережное, сочувственное, трогательное отношение к душевно больному ребенку.

- В изображении героев этого рассказа писатель использует антитезу: в описании девушек мы считываем осуждение их бесчувственности, грубости, в описании же женщины и мальчика – грустное сопереживание, уважение.

Учитель:- Каков, на ваш взгляд, смысл противопоставления героев рассказа «На закате дня» с точки зрения оценки автора? 

Ученики: - В.П.Астафьев таким образом выражает свое отношение к героям, осуждая поведение «трех девиц» по отношению к мальчику, который вызывает явную симпатию писателя, несмотря на свою душевное нездоровье. «Девицы» в своей бездуховности кажутся, благодаря авторской оценке, более ущербными, нежели больной ребёнок, подкупающий своим добродушием.

Учитель: - Как, на ваш взгляд, помогает понять отношение автора к изображаемому диалог рассказчика с «девицами»?

Ученики: - После того как предположение рассказчика о том, что девушки приезжали поступать в педучилище, оказалось верным, в его словах звучит саркастическая насмешка: «По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги».

-После этой остроты наигранное «благодушие» слетело с девиц, вылилось в неприкрытую грубость.

- Автор, как мне кажется, опечален тем, что встреченные им на пристани невоспитанные, бестактные, хамоватые девушки - будущие педагоги, ведь подобное поведение противоречит самой идее педагогики, одной из самых гуманных областей человеческой деятельности.

Учитель: Как вы считаете, как удалось В.П.Астафьеву косвенно передать свое отношение к описанной им ситуации?

Ученики: - Позиция автора выражена в портретной характеристике героев рассказа, в их поступках, в речи.

-Отношение к изображаемому писателю удалось передать при помощи использования приема иронии, оценочной лексики.

- В основе создания характеров лежит прием антитезы, помогающий нам сравнить героев и сделать самостоятельный вывод о недопустимости цинизма, грубости по отношению к людям неполноценным, тем более когда речь идет о детях.

-Рассказанный эпизод подсказывает читателю, как нельзя себя вести по отношению к окружающим, то есть, писатель использует прием от противного, чтобы выразить свое отношение к тому, о чем пишет.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать сочинение-рецензию на рассказ В.П.Астафьева «На закате дня».

        

Использованная литература:

1.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2013: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 528 с.

2. Г.Т.Егораева. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие/ Г.Т.Егораева. – 6-е изд., стереотип – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 254 с. (Серия «ЕГЭ 100 балов»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Художественная деталь как способ выражения авторской позиции (по фрагменту неоконченного романа «Рим» и повести «Невский про-спект» Н.В. Гоголя)»

Цель: совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся; развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения , выражению в творческих работах своего отношения к окружающем...

Методическая разработка "Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Важным стало не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и ф...