Способы выражения авторской позиции в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Материал содержит план урока, иллюстрации к уроку, домашнее задание и систему оценивания работы учащихся на уроке
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 827.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе по теме
«Авторская позиция и способы ее выражения в романе Тургенева «Отцы и дети»
Цели:
1. Личностные: формирование мотивации учебной деятельности
2. Регулятивные: понимать учебную цель, оценивать ее осуществление и вносить коррективы
3. Познавательные: использовать разнообразные приемы при выполнении заданий
4. Коммуникативные: использовать знание литературного языка в своих ответах, передавать информацию.
Формы и методы работы:
- Формулирование целей и выводов, подведение итогов работы.
- Узнавание героя по его словесному портрету.
- Оценка и взаимооценка (рассказ о герое с приемами выражения авторской оценки.
- Самостоятельная работа (формулирование понятия об авторской позиции и способах ее выражения в романе)
- Словесный портрет
Ход урока. Учащимся предлагается отправиться в плавание, кораблики будут подвигаться по шкале пройденных заданий.
- Узнавание героя по отрывку из романа «О ком идет речь?»
А) Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах. (Фенечка)
Б) Она была удивительно сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза — они были невелики и серы, — но взгляд их, быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, — загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нем даже тогда, когда язык ее лепетал самые пустые речи. Одевалась она изысканно. (Княгиня Р.)
В) Она поражала достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица (Анна Одинцова)
Г) На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном, платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно. (Кукшина)
2. Узнавание героини по портрету, выполненному художниками-иллюстраторами. Свое мнение обосновать
3.У художника есть краски, а с помощью каких средств создает портрет героя писатель?
Выслушать ответы учащихся. Продвижение по шкале оценки
4. Зачитать портреты некоторых героев, обосновать, каково авторское отношение к герою на основании данного вам отрывка.
Евгений Базаров:
1)Это был человек высокого роста в длинном балахоне с кистями. Отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. — Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, — продолжал Николай Петрович.
Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.
2) — Воспитание? — подхватил Базаров. — Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например... А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота!
Павел Петрович Кирсанов:
В гостиную вошел человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», 1 он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щек, и проговорил: «Добро пожаловать». Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман.
Николай Петрович Кирсанов
1) Зовут его Николаем Петровичем Кирсановым. У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, ка
2)Братья остались наедине и сперва только посматривали друг на друга. — Вот, — начал наконец Павел Петрович, — вот вам нынешняя молодежь! Вот они — наши наследники! — Наследники, — повторил с унылым вздохом Николай Петрович. Он в течение всего спора сидел как на угольях и только украдкой болезненно взглядывал на Аркадия. — Знаешь, что я вспомнил, брат? Однажды я с покойницей матушкой поссорился: она кричала, не хотела меня слушать... Я наконец сказал ей, что вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям. Она ужасно обиделась, а я подумал: что делать? Пилюля горька — а проглотить ее нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю.
3) Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад, в свою любимую беседку. На него нашли грустные думы. Впервые он ясно сознал свое разъединение с сыном; он предчувствовал, что с каждым днем оно будет становиться все больше и больше.
Аркадий Кирсанов:
Аркадий ощущал на сердце некоторую робость, когда, при первых звуках мазурки, он усаживался возле Одинцовой и, готовясь вступить в разговор, только проводил рукой по волосам и не находил ни единого слова. Но он робел и волновался недолго; спокойствие Одинцовой сообщилось и ему: четверти часа не прошло, как уж он свободно рассказывал о своем отце, дяде, о жизни в Петербурге и в деревне. Когда она возвращалась после танца, садилась снова Аркадий опять принимался болтать, весь проникнутый счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо. Сама она говорила мало, но знание жизни сказывалось в ее словах; по иным ее замечаниям Аркадий заключил, что эта молодая женщина уже успела перечувствовать и передумать многое...
Давайте обобщим: какими средствами выражает автор отношение к героям произведения?
Просмотр ответов, пояснение полученных оценок.
Д/з: прочитать до 24 главы включительно. Из глав 20-24 выбрать один эпизод, зачитать его в классе и пояснить, как автор в данном эпизоде выражает свое отношение к тому, что он изображает.
Рефлексия
При выходе из класса положить в коробочку записку с ответом: кто из персонажей мне понятен и интересен?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-заседание-ареопага на тему "Авторская позиция в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Я предлагаю коллегам конспект нестандартного урока литературы в 10 классе. Он будет интересен и для педагогов, и для учащихся, так как сложный во всех отношениях роман Достоевского требует...

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции
Понимать текст, разбираться в авторском замысле – непростая задача для школьника. Помочь понять проблему в художественном тексте, найти точку зрения автора – задача этого урока. Я постаралась по...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»
Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена для учащихся 10 (11) классов об...
Способы выражения авторской позиции в рассказе А.Н.Толстого""Гадюка"
Урок в 11 классе гуманитарного профиля...

Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»
Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...

Исследовательская работа по литературе "Способы выражения авторской позиции в романа Л.Улицкой "Медея и ее дети"
Способы выражения авторской позиции в романа Л.Улицкой "Медея и ее дети"...

Урок «Художественная деталь как способ выражения авторской позиции (по фрагменту неоконченного романа «Рим» и повести «Невский про-спект» Н.В. Гоголя)»
Цель: совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся; развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения , выражению в творческих работах своего отношения к окружающем...








