Ненецкий миф о происхождении Ямальской земли
план-конспект

Никитина Людмила Викторовна

Предложенный материал является методической разработкой занятия для детей 6-10 лет, направленной на развитие познавательного интереса, творческой личности учащихся и обращённой к национальному духовному наследию и художественным традициям. Используя на занятии различные методы и приёмы (художественное слово, рассказ, беседа, объяснение, демонстрация образца и способов действия), педагог знакомит учащихся с одним из ненецких мифов о происхождении Ямальской земли. В конспекте представлена технологическая карта изготовления ненецкого оберега «Взлетающая птица Гагара».

Данная методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ненецкий миф о происхождении Ямальской земли

Конспект занятия

Никитина Людмила Викторовна,

педагог дополнительного образования,

МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов»,

г. Новый Уренгой, ЯНАО, 2022г.

Аннотация. Предложенный материал является методической разработкой занятия для детей 6-10 лет, направленной на развитие познавательного интереса, творческой личности учащихся и обращённой к национальному духовному наследию и художественным традициям. Используя на занятии различные методы и приёмы (художественное слово, рассказ, беседа, объяснение, демонстрация образца и способов действия), педагог знакомит учащихся с одним из ненецких мифов о происхождении Ямальской земли. В конспекте представлена технологическая карта изготовления ненецкого оберега «Взлетающая птица Гагара».

Данная методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Цель: Создание условий для развития познавательной и творческой активности детей через совместную практическую деятельность при изготовлении ненецкого оберега.

Задачи:

  • формировать представления учащихся о разнообразии фольклора коренных народов Крайнего Севера; объяснить значение слов «миф», «легенда»;
  • познакомить с одним из ненецких мифов о происхождении земли Ямальской; рассказать интересные факты о полярной гагаре;
  • закрепить первоначально полученные знания учащихся через ответы на вопросы мини-викторины;
  • научить изготавливать ненецкий оберег «Взлетающая птица Гагара» своими руками;
  • развивать познавательную активность при изучении материала, внимание, память, воображение, мелкую моторику рук;
  • воспитывать интерес к изучению уникальной истории и культуры коренных народов Крайнего Севера, бережное отношение к природе родного края.

Оборудование и материалы:

  • компьютер, телевизор, мультимедийная презентация, столы, стулья;
  • на каждого обучающегося: клей-карандаш, резиновые коврики для работы, пластмассовые тарелочки для хранения раздаточного материала, вырезанные заготовки оберега для склеивания.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с ненецким мифом о происхождении Ямальской земли, а также сделаем ненецкий оберег «Взлетающая птица Гагара».

- Сегодняшнее занятие я хотела бы начать с красивого стихотворения, которое написал ненецкий писатель и поэт Леонид Васильевич Лапцуй о родном Ямале.

Где б ни бодрствовал, где бы ни спал,

Я вижу тебя, мой далёкий Ямал!

Я вижу тебя наяву и во сне.

Дыхание твоё пламенеет во мне!

Строкою и песней к тебе я спешу.

Я имя твоё в своём сердце ношу!

2. Основная часть

Рассказ педагога

- Ямало-Ненецкий автономный округ является исторической родиной коренных северных народов, а история Ямала очень богата на разные предания или сказания. Сказки, мифы и легенды сопровождают оленеводов всю жизнь, да и каждый человек обязан знать историю того края, в котором он живёт.

- А знаете ли вы, что означают слова «миф», «легенда»? В переводе с греческого языка – они означают «предание» или «сказание», т.е. это пересказ людьми какого-либо исторического события, который передаётся из поколения в поколение (в стихотворении или рассказе).

- С глубокой древности люди Крайнего Севера пытались объяснить окружающий мир и явления, которые в нём происходят. Вот и придумывали они свои предания. Их существует великое множество. Но мы сегодня познакомимся с одним из них - это «Ненецкий миф о сотворении мира». Я вам ему прочитаю, а вы внимательно слушайте и запоминайте!

       

Ненецкий миф о сотворении мира

Это древняя легенда, которую из поколения в поколение рассказывают ненцы. Давно это было. Тогда ещё не было ни земли, ни гор, ни людей.

Жил на небе бог Нум. А в подземном мире - его брат Нга. Каждый из них занимался своим делом. Вот только Нуму стало скучно. Решил он сделать для себя человека. Сделать-то сделал, а где поселить его – не знает?!

И решил тогда Нум создать землю. Долго думал, вокруг море плещется, а земля под водой находится. Как оттуда ее вытащить?

Нум и говорит человеку: «Подойди ко мне, Человек! Спустись под воду и принеси немного ила. Из него я сделаю тебе большую землю.  А чтобы тебе было легче нырять, превращу-ка я тебя в полярную гагару».

Так и сделал бог Нум. Полетела гагара к морю. Долго летела. Прилетела к середине моря. Три раза ныряла на дно. Семь дней не было гагары.

А на восьмой день - первый раз в клюве принесла она Нуму песок. Второй раз ил со дна морского. А на третий раз принесла гагара кусочек земли. Тогда бог Нум и начал работать.

Он соединил песок, ил и землю. Слепил лепёшку и бросил на воду. Суша, которую создал Нум, была сухой и ровной. Он продолжал творить: создал много рек, озёр, населил землю большими и малыми животными, воды - рыбами, небо – птицами, а из глины он сделал людей. И назвал Нум эту землю Ямал – что означает Край земли.

Вначале все люди говорили по-ненецки, хотели попросить Нума разделиться на разные племена, а, чтобы бог их услышал - начали они строить лестницу на небо. Нуму это не понравилось, он послал ветер и разрушил эту лестницу, а в наказание люди перестали понимать друг друга и начали говорить на разных языках. Вот так возникли ненцы, ханты, манси и другие народы на Ямальской земле.

Но все они до сих пор помнят эту историю о создании мира и называют гагару – птицей счастья.

- Вот так, ребята, по ненецким поверьям, появилась Ямальская земля и живущие на ней люди.

- А сейчас ответьте мне, пожалуйста, на вопросы мини-викторины, а я проверю, как вы внимательно меня слушали?!

Мини-викторина «Гагара – создатель мира»

1. Гагара принесла землю на какой день?

а) шестой

б) седьмой

в) восьмой

  1. Что слепил Нум из песка, ила и земли?

а) блин

б) лепёшку

в) пирожок

3. В какой раз гагара принесла землю?

а) первый

б) второй

в) третий

4. Как коренные народы Крайнего Севера называют птицу гагару?

а) птица скорби

б) птица счастья

в) птица радости

- Молодцы, ребята!

Полярная гагара

Гагара – священная птица!

Средь мира, где правила мгла,

Ты в воды смогла устремиться

И землю из них принесла!

Над миром великим летая

По воле богов и своей,

Всё знает гагара святая

Доныне о судьбах людей.

Краснозобая гагара

Краснозобая гагара

Краснозобая гагара / Gavia stellata / Red-throated diver / Птицы Европы

Гагара краснозобая | Apus.ru

- Гагары - прекрасные пловцы и ныряльщики, а летают они быстро и долго. Без усилия и шума могут они исчезнуть в водах и плавают там в любом направлении, прижимая плотно к телу свои крылья и быстро двигая лапками. А на берег гагары выходят редко, так как ходить они почти не могут, а передвигаются по суше или очень медленно или с удивительной быстротой. Поэтому, оказавшись на берегу, сразу же хотят вернуться в воду. Гнёзда свои гагары строят в пресных водоёмах, где-нибудь на острове поблизости от моря.

  1. Практическая часть

Изготовление ненецкого оберега «Взлетающая птица Гагара»

- Предлагаю вам изготовить ненецкий оберег «Взлетающая птица гагара» своими руками. Считается, что он оберегает маленьких детишек и взрослых людей от болезней, приносит им счастье и долголетие.

- Перед каждым из вас лежат вырезанные заготовки будущего оберега, нам необходимо их склеить в определённой последовательности. Вы внимательно следите и повторяйте этапы склеивания. Итак, приступим!

Технологическая карта по изготовлению оберега

«Взлетающая птица Гагара»

№ п/п

Последовательность и содержание операции

Графическое изображение

Материалы

и инструменты

1.

Необходимые материалы и инструменты

      Яблоко из бумаги своими руками

Круглые стразы на клеевой основе — купить оптом и в розницу | Цена от 29 р  в интернет-магазине Сима-ленд | Швейная галантерея       Клей-карандаш Attache EXTRA 15134 10 г 10015 - цена, отзывы,  характеристики, фото - купить в Москве и РФ

Мастер-класс по изготовлению зайца из полосок бумаги. Воспитателям детских  садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

- клей-карандаш,

- три маленьких кружочка из красного картона,

- стразы круглые белые плоские на клеевой основе (для украшения оберега);

- полоски бумаги шириной 1 см (для петли);

- три маленькие полоски бумаги и кружочки (для украшения);

- сам орнамент «Взлетающая гагара» (приклеивается в середину оберега);

- круг из жёлтого картона диаметром 4,5 см;

- круг из белого картона диаметром 4 см (для задней части оберега)

2.

Приклеить орнамент «Взлетающая птица Гагара» на середину жёлтого круга

- орнамент,

- клей-карандаш,

- круг жёлтого картона

3.

Склейте края бумажной полоски так, чтобы получилась петля

- полоски бумаги шириной 1 см,

- клей-карандаш

4.

Приклейте петлю к кругу из белого картона

- петля,

- круг из белого картона,

- клей-карандаш

5.

Приклейте с противоположной стороны круга (внизу, напротив петли) три тонкие полоски белой бумаги

- заготовка,

- три тонкие полоски белой бумаги,

- клей-карандаш

6.

Приклейте на белую заготовку круг жёлтого цвета с орнаментом «Гагара»

- клей-карандаш,

- заготовки склеить между собой

7.

Приклейте вниз на тонкие белые полоски маленькие красные кружочки

- заготовка,

- маленькие круги из красного картона,

- клей-карандаш

8.

Приклейте в серединки красных кружочков круглые белые плоские стразы на клеевой основе для украшения оберега

- заготовка,

- круглые белые стразы на клеевой основе

9.

Готовый оберег

Готовый оберег «Взлетающая птица Гагара»

         

  1. Подведение итога занятия. Рефлексия

- Какие красивые обереги у вас получились! Молодцы, ребята!

Ямал – прекрасный полуостров,

Его сравнить нельзя ни с чем.

Здесь в тундре строят путь в столетья

Для нас, живущих на Земле.

И мы продолжим путь в столетья

На радость людям и стране,

Мы любим этот полуостров,

И пусть цветёт он для других!

- На этом наше занятие подходит к концу, но мне бы хотелось узнать о том, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? (Ответы детей)

- С какой легендой вы сегодня познакомились? («О сотворении Ямальской земли»)

- Как называется птица, при помощи которой бог Нум сотворил Ямальскую землю? (Гагара)

- Кто помнит, что приносит людям оберег, который вы изготовили? (Здоровье, счастье, долголетие)

- Что вам понравилось больше всего на занятии? (Ответы детей)

- А что сегодня было для вас самым сложным? Почему? (Ответы детей)

- А теперь давайте встанем в круг и возьмёмся за руки, приветливо посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем: «Спасибо за работу! До свидания!»

- До новых встреч, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Происхождение жизни на Земле

Презентация к уроку, посвященному гипотезам происхождения жизни на Земле, для 9 класса...

Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"

Происходящие в современном обществе перемены требуют  совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

Презентация "Происхождение жизни на Земле"

Основные представления о возможных путях возникновения жизни на Земле....

Тестовая проверочная работа 11 класс по теме "Гипотезы происхождения жизни на Земле"

Проверочная работа по теме"Гипотезы происхождения жизни на Земле" составлена в форме ЕГЭ, имеет два вида заданий: с выбором одного правильного ответа, с выборм нескольких ответов....

Презентация "Сын ямальской земли"

Презентация о творчестве местного писателя Ивана Григорьевича Истомина....

"Происхождение планеты Земля". Интегрированный урок биология-литература в 5 классе.

Интегрированный урок по биологии-литературе предназначен для учащихся 5 классов. Раскрывает межпредметные связи при изучении предметов биологии и литературы. Развивает интерес учащихся к изучению данн...

Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле

Цели и задачи урока: расширить знания учащихся по проблеме возникновения жизни на Земле; сформировать умение дискутировать; закрепить знания об этапах химической эволюции и её переходе в биологич...