Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Безопасная дорога"
рабочая программа

Соловьева Ольга Анатольевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  "Безопасная дорога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnaya_doroga.docx584.71 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\urkina.ig\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Титульный лист Соловьева О. А._page-0001.jpg


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: социально-гуманитарная

Уровень программы: стартовый

        Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасная дорога» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах» и

программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения» и авторской программы  Лабенского  В.Н., педагога дополнительного образования ДТДМ, утвержденной Научно-методическим центром  Департамента образования администрации г. Тюмени и Методическим советом ДТДМ г. Тюмени, 2002 г.  В нее внесены локальные изменения, сохраняющие образовательные цели, использован собственный многолетний опыт работы с учётом требований к дополнительным общеразвивающим программам.  

      Творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет кружковая работа. Работу по программе «Безопасная дорога» разработке содержания и форм работы с детьми данного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей в решении данной  проблемы.

      Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время возросло количество ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора и других правил дорожного движения. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Поэтому профилактика детского травматизма на дорогах становится необходимой нормой современного образования.

      Отличительной особенностью данной программы является

— формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.  Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. 

      Адресат программы: В реализации дополнительной общеразвивающей программы «Безопасная дорога» участвуют дети 10-14 лет, имеющие желание принимать активное участие в пропаганде соблюдения ПДД , по профилактике детского дорожного травматизма, познакомиться с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.  

  В группы принимаются все дети, не имеющие медицинских противопоказаний к работе с различными видами пряжи, не имеющие специальной подготовки и навыков. Прием производится по желанию детей, на основе имеющегося интереса к данному виду деятельности, при наличии заявления от родителей. Наполняемость групп – 10-14 человек.

Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий:

 Основной формой работы являются учебные занятия. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Для лучшего освоения содержания программы используются различные формы занятий: Вводное занятие – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

Итоговое занятие – подводятся итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Формы проведения занятий:

- практические занятия;

- игровые (конкурсы, викторины, кроссворды);

- выставки работ;

- творческая мастерская.

Методы проведения занятий:

- словесные (беседа, объяснение, диалог);

- наглядные (демонстрация схем, видео-уроков, готовых работ);

- практические (задания, упражнения, игры).

Объём программы: 68 часов.

Срок реализации программы: 1 год.

Цель программы: помочь воспитанникам усвоить требования Правил дорожного движения Российской Федерации

-выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения.

-воспитать ответственного и активного агитатора безопасности дорожного движения

Задачи: 

  • повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
  • обучить воспитанников грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
  • оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи
  • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • способствовать развитию у учащихся таких умения, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
  • воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
  • вырабатывать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

Планируемые результаты:

Предметные:

учащиеся должны знать

 название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;

дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;

 условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);

опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;

значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

виды автомашин специального назначения и особенность их движения;

положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;

виды перекрёстков;

значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;

наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

должны уметь

выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;

определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;

пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;

выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;

выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

Метапредметные:

воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки и товарищеской
взаимопомощи; формирование коммуникативных навыков работы в
коллективе для решения задач совместной работы;
– воспитание трудолюбия, самостоятельности;
– формирование и закрепление навыков бережливого отношения к
общественной собственности

 Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;

 установка на здоровый образ жизни;

 способность к самооценке

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Учебный план программы «Безопасная дорога»

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Юные инспекторы движения

I.

Вводное занятие. Основные направления работа отряда. Права и обязанности юного ИД

2

2

Беседа

II

История правил дорожного движения

 

 

 

1

История правил дорожного движения

2

1

1

Беседа

III.Изучение правил дорожного движения

1

Правила дорожного движения. Основные термины и понятия Права и обязанности участников ДД. Решение карточек

3

2

1

Беседа.

Практическое занятие.

2

ПДД . Дорожные знаки. Элементы улиц и дорог. Перекресток. Дорожная разметка. Решение карточек

2

1

1

Беседа.

Практическое занятие.

3

Знаки регулировщика

2

2

 

Беседа

4

Регулировка движения на перекрестке. Вопросы по регулировке.

2

 

2

Викторина

5

ПДД для пешеходов

2

1

1

Лекция

6

ПДД для велосипедистов

2

1

1

Лекция

7

ПДД для пассажиров

2

1

1

Лекция

8

Дидактическая игра по ПДД

2

 

2

Игра

9

Зачет по ПДД

2

 

2

Тестирование

10

Интерактивная игра по ПДД

2

 

2

Игра

11

Встреча с инспектором ГИБДД

2

 

2

Беседа

IV Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи

1

Медицина. Раны. Вывихи. Переломы

2

2

 

Лекция

2

Первая медицинская помощь. Виды кровотечений. Способы наложения повязок.

2

2

 

Лекция

3

Практическое занятие по оказанию доврачебной помощи.

3

 

3

Практическое занятие.

V Фигурное вождение велосипеда

Езда на велосипеде. Изучение препятствий

2

1

 1

Беседа

2

Фигурная езда на велосипеде

2

 

2

Практическое занятие

3

Тест для велосипедиста. Проверка знаний правил пользования велосипедом

2

 

2

Тестирование

VI Вопросы страхования

1

Понятие страхования. Случаи страхования. Условия страховых выплат

2

2

 

Лекция

2

Страховой полис

2

2

 

Лекция

3

Виды страхования

2

2

 

Лекция

4

Проверка знаний по основам страхования

2

 

2

Практическое занятие

VII.Традиционно-массовые мероприятия

1

Подготовка к олимпиаде по ПДД

2

2

 

Практическое занятие

2

Проведение школьной олимпиады по ПДД

2

 

2

Олимпиада

3

Подведение итогов олимпиады

2

 

2

Практическое занятие

4

Подготовка и проведение «Недели безопасности»

( по особому плану)

 2

 

 2

Практическое занятие

5

Проведение пятиминуток по Основам ПДД в начальных классах (1и2 классы)

2

 

2

Практическое занятие

6

Проведение пятиминуток по Основам ПДД в начальных классах (3-4 классы)

2

 

2

Практическое занятие

7

Проведение пятиминуток по Основам ПДД в 5-6 классах Конкурс по решению кроссвордов.

2

 

2

Практическое занятие

8

Проведение дидактических игр по ПДД

2

 

2

Практическое занятие

9

Выпуск плакатов и памяток

2

 

2

Практическое занятие

10

Участие в конкурсах

2

 

2

Итоговое

  всего

68

 Содержание учебного плана

Тема № I. Вводное занятие. Основные направления работа отряда. ( 2 часа)

Права и обязанности юного ИД

Тема №II. История правил дорожного движения. ( 2 часа)

История правил дорожного движения.

Тема№ III. Изучение правил дорожного движения. (23 часа)

Правила дорожного движения.

 Основные термины и понятия Права и обязанности участников ДД.

Решение карточек.

ПДД . Дорожные знаки.

 Элементы улиц и дорог.

 Перекресток. Дорожная разметка.

 Решение карточек.

Знаки регулировщика                

Регулировка движения на перекрестке. Вопросы по регулировке.

ПДД для пешеходов.

ПДД для велосипедистов.                

ПДД для пассажиров.                        

Дидактическая игра по ПДД.                                 

Зачет по ПДД.                                 

1Интерактивная игра по ПДД.                                 

Встреча с инспектором ГИБДД.

Тема№ IV.Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи. ( 7 часов)

Медицина. Раны. Вывихи. Переломы.        

 Способы наложения повязок.        

Практическое занятие по оказанию доврачебной помощи.         

Тема №V.Фигурное вождение велосипеда. (6 часов)

Езда на велосипеде. Изучение препятствий.

Фигурная езда на велосипеде.

Тест для велосипедиста.

Проверка знаний правил пользования велосипедом.

Тема №VI. Вопросы страхования. (8 часов)

Понятие страхования. Случаи страхования. Условия страховых выплат                 

Страховой полис                        

Виды страхования                                 

Проверка знаний по основам страхования                

Тема №VII.Традиционно-массовые мероприятия. (10 часов)

Подготовка к олимпиаде по ПДД                                 

Проведение школьной олимпиады по ПДД                

Подведение итогов олимпиады                         

Подготовка и проведение «Недели безопасности» ( по особому плану)                          

Проведение пятиминуток по Основам ПДД в начальных классах (1и2 классы)                 Проведение пятиминуток по Основам ПДД в начальных классах (3-4 классы).         Проведение пятиминуток по Основам ПДД в 5-6 классах Конкурс по решению кроссвордов.                                 

Проведение дидактических игр по ПДД                         

Выпуск плакатов и памяток                                 

Участие в конкурсах                                 

Итоговое

Система оценки достижения планируемых результатов

Для полноценной реализации данной программы используются текущий  промежуточный виды контроля. В рамках текущего контроля проводится оценка теоретической и практической подготовки учащихся.
Формы текущего контроля теоретической подготовки: викторина, тесты, контрольная, зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль, конкурсы, агитбригады, акции.
Формы текущего контроля практической подготовки: тесты, брейн-ринг, конкурсы, соревнования, выступления, прохождение препятствий, практические задания на оказание первой медицинской помощи.

Формы контроля и учета достижений обучающихся

Оцениваемые показатели

Высокий уровень

Базовый уровень

Начальный уровень

Вводный  контроль

проводится в форме собеседования на вводных занятиях с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала.

Текущий контроль 

усвоением знаний, умений

 и навыков проводится в течение всего года на каждом

занятии и представляет

 собой основную форму

контроля. Используются

 такие методы, как

наблюдение, опрос,

 контрольные испытания,

 учебно-тренировочные

занятия, где учащиеся

 могут применить свои

 знания на практике, выполняя задания коллективно

 и индивидуально.

По окончании раздела

 проводится тестирование,

 либо выполнение

 практического задания,

 зачёт.

9-10 баллов

8 – 6 баллов

до 5 баллов

Промежуточный контроль проводится по

окончании полугодия в

форме тестирования и

практического задания.

9-10 баллов

8 – 6 баллов

до 5 баллов

Итоговый контроль проводится в

конце учебного курса в

виде выступления

агитбригады или участия

в муниципальном этапе

Всероссийского конкурса «Безопасное колесо».

.Цель – выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний и умение применить их в жизни.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
– высокий уровень – обучающийся освоил весь объем знаний по ПДД 100%, предусмотренных программой за конкретный период; знают серии дорожных знаков и их представителей; техническое устройство велосипеда.
– средний уровень – у обучающихся объем усвоенных знаний по ПДД составляет 50%, сочетает специальную туристскую терминологию с бытовой, частично знают серии дорожных знаков и их представителей;
– базовый уровень – обучающийся овладел менее чем 20% объема туристских, краеведческих знаний предусмотренных программой; испытывает затруднения в применении теоретических знаний, слабо применяет их на практике, не полно отвечает на вопросы.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
– высокий уровень – обучающийся овладел на 100% практическими умениями и навыками, не испытывает особых трудностей во время выступления или прохождение препятствий; умеет оказывать первую медицинскую помощь, применяет на практике знания о техническом устройстве велосипеда.
– средний уровень – у обучающихся объем усвоенных практических знаний и умений на 50%, в основном выполняет задания на основе образца. Выполняет задания по оказанию первой медицинской помощи и устройстве велосипеда с 2 ошибками.
– Базовый уровень – обучающийся овладел менее чем 20% предусмотренных программой, испытывает серьезные затруднения при выполнении практических работ; учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.


                    Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество дней

Количество часов

Режим занятий

2022-2023

15.09.2022

31.05.2023

34недель

34

68

1 раз в неделю, продолжительность занятия – 2 академических часа (45 мин.), с 10 минутным перерывом.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ

Методическое обеспечение программы:

- методические пособия;

- нормативно-правовая документация;

- литература по ПДД;

- тесты по ПДД.

Наглядные пособия:

 для теоретических бесед используются образцы готовых изделий, распечатки из электронных ресурсов, видеоуроки.

Материально-технические условия реализации программы:

1. Помещение удовлетворяет санитарно-гигиеническим требованиям. Имеется необходимая для работы мебель (столы и стулья, шкафы для хранения материалов и поделок), демонстрационная доска.

2. Инструменты:

- мультимедийная учебно-методическая программа «Азбука дорожной науки»

3. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

- таблицы;

- схемы, фотографии;

- видеоуроки.

5. Техническое оснащение:

компьютер, интерактивная доска, проектор, точка доступа к сети интернет, комплект дорожных знаков, велосипеды, велогородок для фигурного вождения велосипеда.

Кадровое обеспечение программы

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Безопасная дорога» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим высшее образование, отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

        Нормативное обеспечение программы

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. № 678-р

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

6. Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

7. Распоряжение Министерства образования Сахалинской области от 16.09.2021 № 3.12-1170-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»

8. Устав МАОУ СОШ № 8  г. Холмска.

Список литературы:

  1.  Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М.:Дрофа, 2008.
  2. Безрукова В. С. Педагогика: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
  3. Усачев А. А. Правила дорожного движения: для будущих водителей и их родителей [Текст] : для мл. и сред. шк. возраста / А. А. Усачев ; худ. В. Уборевич-Боровский. — М. : Самовар, 2010. — 62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа безопасности"

Программа "Школа безопасности" направлена на мотивацию и формирование здорового и безопасного образа и стиля жизни у современных школьников, основ экологической культуры и ответственности, ценности жи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасное колесо» (стартовый уровень)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасное колесо» стартового уровня предусматривает работу в 3 направлениях: формирование практических навыков езды на велоси...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Дорога без опасности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической   направленности «Дорога без опасности»  подразумевает подготовку обучающихся к безопас...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Обучение правилам безопасного поведения на дорогах»

     Программа уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности волонтерский отряд «Юный инспектор движения «Безопасная дорога»

Движение ЮИД (юные инспекторы движения) существует уже более 45 лет, это направление актуально и востребовано и сейчас для детей младшего и среднего школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельнос...

Авторская Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Дорога к танцу - 7»

Авторская разноуровневая программа «Дорога к танцу-7» предназначена для преподавания основ хореографического искусства для детей 7 – 17лет.Содержание программы предусматривает систем...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасная дорога» Автор Ягныш Л.В.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасная дорога» направлена на повышение компетенций учащихся в области правил дорожного движения, знаний по конструкции и э...