ДООП "Вперёд"
методическая разработка (6, 7, 8, 9 класс)

Черданцева Елена Александровна

Основная цель программы "Вперёд" -  формирование  проектного мышления  через разработку и реализацию социальных и предметных проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_vperyod_2022-2023.docx360.11 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Documents\Scan\SCAN_20220914_124729293.jpg

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

          Программа «Вперёд» по основам проектной деятельности (ОПД) является модифицированной и составлена на основе программ учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (7-9 классы) и пособия «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006).

Программа имеет социально-гуманитарную направленность в дополнительном образовании детей, является учебно-познавательной и развивающей.

                                                        Актуальность

        Все возрастающая динамика современного общества требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.  Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного мышления и взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к реальности.  Именно опыт проектирования поможет научиться ребенку осваивать поле неопределенности, исследовать его, выявлять проблемы, находить пути их разрешения. Ребята выполняют все этапы проекта: разработку проекта, его практическую реализацию и защиту. Каждому на выбор предоставляется возможность участвовать в групповом, коллективном или индивидуальном проекте. Результатом проектной деятельности  может стать  личностно или общественно значимый продукт:  макет, рассказ, доклад,  концерт, спектакль,  газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник,  комплексная работа и т.д. В результате  ребенок научится сотрудничать в команде сверстников, создавать интересные проекты для жизни школы, села и участвовать и их реализации.

     Новизна программы «Вперёд» заключается в том, что она носит универсальный характер и даст возможность создавать и реализовывать проекты в рамках учебного плана данной программы. Обучающиеся  с 3-его занятия начинают работу над собственным проектом, в процессе обучения осваивают  алгоритм работы над проектом, находят   решение поставленной учебной или социальной проблемы.

                                        Отличительные особенности

Программа является модифицированной – адаптированой к условиям образовательного процесса МКОУ Новотроицкая. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения сотрудничать и самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Адресат программы

Обучающиеся 12-16 лет (6,7,8.9 классы), желающие научиться проектировать и работать в команде над реализацией проекта.

Срок реализации и объем учебных часов

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Вперёд» рассчитана на 1 год обучения.

Продолжительность учебного года составляет не менее 36 недель. Число часов в неделю при 36 учебных неделях составляет  1 час. Всего 36 часов в год.

Формы обучения

Содержание программы ориентировано на добровольные разновозрастные группы детей. Наполняемость группы до 6 человек.

Ведущей формой организации обучения является групповая, с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.Полезными в данном случае могут быть специальные задания и упражнения, выполняемые индивидуально.

Режим занятий

Занятия проходят1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность 1 занятия – 45 минут.

Основная цель  -  формирование  проектного мыщления  через разработку и реализацию социальных и предметных проектов.

Основные задачи:

-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;

- формировать у обучающихся практические умения по созданию и реализации проектов разных типов;

-развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.

Учебный план

                                                                                            Таблица 1.

Название раздела и темы

Всего

Теория

Практика

Формы аттестации/

Контроля

1

Введение в проектную деятельность. История проектирования. Проекты в современном мире.

1

1

2.

Что такое команда. Как работать вместе.

1

1

Деятельностная игра

3.

Общая типология проектов

1

0,5

0,5

Выбор типа проекта для дальнейшей работы

4,5

Знакомство с темами проекта. Проблемные ситуации и подходы к их решению.

2

1

1

Выбор области, объекта и предмета изучения. Определение проблемы

6

Формулировка темы, цели и задач

1

0,5

0,5

Формулирование темы, цели, задач своего проекта.

7

Формулировка темы, цели и задач. Обоснование актуальности выбранной темы

1

0,5

0,5

Обоснование актуальности выбранной темы.

8

 План действий. Подготовительный этап.

1

0,5

0,5

Подготовительный этап.

9

Виды ресурсов. Планирование ресурсов.

1

1

Планирование проекта

10

Планирование и исследование.

1

0,5

0,5

11,12

Исследование в проекте.  

2

1

1

13

Приемы исследования в проектной деятельности

1

0,5

0,5

14

Источники информации. Правила работы с научной литературой, книгой: план текста, тезисы, конспект.

1

0,5

0,5

Подбор  информации

15

 Интернет – как источник информации: поисковые системы.

1

1

Подбор Интернет-ресурсов

16,17

Паспорт проекта.  Продукты проектной деятельности.

2

1

1

Определение продуктов  проектной деятельности к собственному проекту.

18,19,20

Планирование проектной работы.

3

1

2

Создание и планирование

своего проекта

21

Оформление проектной работы.

1

1

22, 23

Требования к текстовому варианту проектной работы.

2

1

1

Оформление информационного раздела проекта.

24,25,26

Требования к внешнему продукту проектной работы: мультимедийная презентация, видеофильм.

3

1

2

Определение внешнего продукта своей проектной деятельности.

27

Требования к внешнему продукту проектной работы: буклет.

1

0,5

0,5

Изготовление буклета к проекту

28

Требования к внешнему продукту проектной работы: коллаж.

1

0,5

0,5

Изготовление коллажа к проекту

29

Публичное выступление. Требования к публичному выступлению.

1

0,5

0,5

Публичное представление мини-проекта

30

Критерии оценивания проекта и его презентации.

1

0,5

0,5

31

Результаты. Подготовка к защите проекта.

1

1

Результаты. Подготовка к защите проекта.

32

Подготовка к защите проекта.

1

1

Оформление проектной работы.

33,34

Защита ученических проектов.

2

Защита проектов.

35

Оценка презентаций проектов по критериям. Оценка результатов и процесса.

Формирование отчета о проведении проекта

1

Защита проектов.

36

Итоговое занятие. Рефлексия  проектно-исследовательской деятельности.

1

1

Семинар.

Итого

36

12

24

Содержание программы

Тема №1 «Введение в проектную деятельность. История проектирования. Проекты в современном мире» - 1 час

Теория – 1 час.

Введение в проектную деятельность: цель, задачи и результат курса, история проектирования. Проекты в современном мире. Готовность к обучению проектным технологиям. Проектная деятельность. Содержание, элементы, цель и задачи проектной деятельности.

Тема№2 «Что такое команда? Как работать вместе?»- 1 час

Практика-1 час.

Оргдеятельностная игра.

Тема№3 «Общая типология проектов» - 1 час.

Теория – 0,5 часа.

Типология проектов:

Типологические признаки проектов: по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру координации, по количеству участников, по продолжительности выполнения.

Практика – 0,5 часа.

Практическая  работа: Определение типов  и видов готовых проектов; выбор типа проекта для дальнейшей работы и обоснование своего выбора.

Темы № 4,5 «Знакомство с темами проекта. Проблемные ситуации и подходы к их решению» - 2 часа.

Теория – 1 час.

Знакомство с темами проекта:

        Предметные проекты: естественнонаучные, точные, филологические, общественные науки и краеведение; технология и общеразвивающие дисциплины.

Практика – 1 час.

Практическая работа: Выбор и обоснование темы проекта; установление межпредметных связей.

Проблемные ситуации и подходы к их решению:

Проблемы, похожие на мозаику. Проблемы, похожие на многослойное желе. Проблемы, похожие на снежинку. Проблемы, похожие на олимпийские кольца. Проблемы, похожие на притчу о слоне.

Тренинг:определение видов  проблем на основе различных ситуаций.

Темы № 6,7 «Формулировка темы, цели и задач. Обоснование актуальности выбранной темы» - 2 часа.

Теория – 1 час.

Формулировка темы, цели и задач:

Тема проекта. Актуальность темы – как начальный этап исследования. Особенности актуальности. Проблема и ее формулировка. Виды проблем. Цель и задачи проекта. Гипотеза: доказанная и опровергнутая. Оценка тем, актуальности, проблем, целей, задач и гипотез.

Практика- 1 час.

Практические работы: 1. Оценка правильности формулирования темы, цели и задач готовых проектов. 2. Формулирование цели и задачи для своего проекта, определение проблемы и обоснование актуальности выбранной темы и сформулированной проблемы, предложение гипотезы.

Семинар: Обсуждение темы, актуальности, проблемы, цели, задач и гипотез, предложенных проектов.

Темы №8,9 «План действий. Виды ресурсов. Планирование ресурсов»-2 часа

Теория -1 час.

Этапы работы над проектом: подготовительный, планирование,  исследование, результаты, подготовка к защите проекта, презентация (отчёт), оценка результатов и процесса (рефлексия). Содержание и деятельность учащихся на каждом этапе. Понятие «Ресурсы».

Практика – 1 час.

Практические работы: 1. Составление содержания работы над своим проектом на каждом этапе работы. 2.Определение  плана действий на каждом этапе при работе над своим проектом.3. Планирование ресурсов.

Темы№10-13 « Планирование и исследование. Исследование в проекте.  

Приемы исследования в проектной деятельности»-4 часа

Теория – 2 часа.

 Приемы исследования в проектной деятельности:

Исследование – как процесс  научного изучения. Виды исследований: опрос, интервью, анкетирование. Этапы проведения опроса, интервью, анкетирования. Наблюдение. Эксперимент. Этапы и виды эксперимента. Опыт.

Практика – 2 часа.

Практическая работа: 1.Разработка исследования для своего проекта.

Семинар: 1.Обсуждение видов исследований для проектов и их результатов.

 Темы№14,15 «Источники информации. Правила работы с научной литературой, книгой: план текста, тезисы, конспект» - 2 часа.

Теория – 0,5 часа.

Источники информации:

Информация. Источники информации. Работа с источниками информации. Работа с научной информацией.  Пути поиска информации. Правила работы с научной литературой, книгой: план текста, тезисы, конспект. Другие источники научной информации (Интернет). Интернет – как источник информации: поисковые системы. Роль библиотек в поиске информации. Библиография и список литературы.

Практика – 1,5  часа.

Практические работы:1.Поиск необходимой информации в Интернете и составление списка литературы для своего проекта. 2. Поиск необходимой информации в библиотеке и составление списка литературы.

Тема №16, №17  «Паспорт проекта.  Продукты проектной деятельности» - 2 часа.

Теория – 1 час.

Продукты проектной деятельности:

Внешние продукты: web-сайт, анализ данных социологического опроса, атлас, бизнес-план, видеофильм, видеоклип, электронная газета, электронный журнал, законопроект, карта, коллекция, дизайн, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, пакет рекомендаций, письмо, прогноз, публикация, путеводитель, рекламный проспект, серия иллюстраций, сказка, справочник, словарь, сравнительно-сопоставительный анализ, статья, сценарий, виртуальная экскурсия,  сборник сочинений, дневник путешествий, главы из несуществующего учебника, костюм, выставка, игра, фотоальбом. Виды продуктов для информационного, исследовательского и творческого проектов.

Практика – 1 час.

Практическая работа: определение и обоснование продуктов  проектной деятельности к готовым проектам и к собственному проекту.

Темы №18- №20 «Планирование проектной работы»- 3 часа.

Теория – 1 час.

План действий: планирование,  исследование, результаты.

Работа над проектом: планирование,  исследование, результаты. Содержание и деятельность учащихся на каждом этапе.

Практика- 2 часа.

 Практические работы: 1. Составление содержания работы над своим проектом на каждом этапе работы. 2.Определение  плана действий на каждом этапе при работе над своим проектом. 3. Определение  структуры своего проекта.

Темы №21 «Оформление проектной работы» - 1 час.

Практика – 1 час.

Оформление проектной работы.

Темы №22 - № 28 «Требования к текстовому варианту проектной работы» - 7 часов.

Теория – 2 часа.

Требования к проектной работе:

Структура проектной работы: информационный раздел, описание работы, рефлексия деятельности. Оформление текстового варианта проектной работы. Формы презентации проекта. Требования к  вешнему продукту: мультимедийной презентации, видеофильму, буклету,  коллажу.

Практика – 5 часов.

Практические работы: 1. Определение внешнего продукта своей проектной деятельности. Создание мультимедийной презентации, видеофильма, буклета,  коллажа.

.

Тема № 29 «Публичное выступление» - 1 час.

Теория- 0,5 часа.

Публичное выступление. Залог хорошего выступления. Рекомендации по подготовке к защите проекта. Техника подготовки выступления. Вопросы оппонентов и рекомендации.

Практика- 0,5 часа.

Практическая работа: 1.Отработка этапов создания слайд-презентации для своего проекта. Тренинг: 1.Выработка речевых навыков для подготовки к выступлению.

 Тема № 30 «Критерии оценивания проекта» - 1 час.

Теория -0,5 часа.

Критерии оценивания проекта и его презентации:ВзглядЧечеля З.И. на последний этап работы над проектом. Оценка: внешняя и внутренняя. Рейтинговое оценивание. Экспертная оценка жюри. Эмоциональная оценка деятельности. Критерии оценивания проекта и его презентации и их разнообразие.

Практика – 0,5 часа.

Практические работы 1. Выработка единых критерий оценивания проекта и презентаций в ходе обсуждения.

.

Темы №31,32 « Результаты. Подготовка к защите проекта» - 2 часа.

Практика -  2 часа.

План действий: подготовка к защите проекта

Работа над проектом: подготовка к защите проекта. Содержание и деятельность учащихся на каждом этапе.

 Практические работы: 1. Составление содержания работы над своим проектом на каждом этапе работы. 2.Определение  плана действий на каждом этапе при работе над своим проектом.

Тема №33,№34 «Защита ученических проектов» - 2 часа.

Практика – 2 часа.

План действий: защита и презентация своего проекта.

Тема №35 «Оценка презентаций проектов по критериям. Оценка результатов и процесса» - 1 час.

Практика – 1 час.

Презентация (отчёт). Защита ученических проектов.

.Семинар: Обсуждение проектных работ и их презентаций.

Оценка презентаций проектов по критериям. Оценка результатов и процесса (рефлексия).

Тема №36 «Итоговое занятие. Рефлексия проектно-исследовательской деятельности» - 1 час.

Практика – 1 час.

Рефлексия проектно-исследовательской деятельности:

Самооценка и самоанализ. Оценка и анализ работы одноклассников.

Практическая работа: самооценка деятельности и оценка деятельности других участников проекта.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

• освоение  норм и правил поведения при сотрудничестве;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе проектной деятельности;

Метапредметные результаты:

• умение определять понятия,  классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  делать выводы;

• умение применять знаки и символы, модели и схемы для быстрой и краткой  фиксации творческих решений;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Предметные результаты:

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте проекта, его строении, особенностях;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • иметь представления о понятиях: проблема, объектная область, объект, предмет исследования, цели, задачи исследования, методы исследования, о правилах и этапах организации   учебного проекта;
  • приобрести опыт рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности, публичной защиты результатов проекта.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

                                                      Таблица 2.

                                       Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учебных недель

Кол-во учебных дней

Кол-во учебных часов

Режим занятий

Сроки проведения итоговой аттестации

1

1

01.09

31.05

36

36

36

1ч. в неделю

28.05-30.05

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

      Таблицы, плакаты, схемы по изучаемым темам. Самостоятельно изготовленные учащимися презентационные материалы. Научная и специальная литература, мультимедийные материалы.

Техническое и материальное оснащение занятий:

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, копировальная техника.

Инструменты: чертежные инструменты.

Информационное обеспечение

       Аудио-, видео-, фото-,интернет источники в поиске нужной темы.

Возможное использование ссылок по учебным темам программы не ограничено.

Кадровое обеспечение

       Программа реализуется педагогом дополнительного образования,  с высшим педагогическим или высшим профильным образованием, имеющим опыт проектной деятельности.

Формы аттестации (на выбор педагога)

Для отслеживания динамики освоения образовательной программы осуществляется промежуточная и итоговая диагностика.

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • тематический контроль (тестовые задания);
  • проверочная работа обучающего характера;
  • взаимопроверка;
  • защита творческих работ;
  • участие в конкурсах;
  • защита проекта;
  • электронное портфолио.

Способы проверки результатов

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем практического выполнения этапов проекта.

Периодические знания и умения по пройденным темам осуществляется при помощи анкетирования.

Итоговая аттестация обучающихся проходит в форме защиты проекта и презентации,  продукта проекта.

                                    Методические материалы

1.Рейтинговая оценка проекта

                                                                                                        Таблица 3.

Индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта учащегося.

Критерии оценки

Самооценка

Оценка педагога

Оценка кружковцев

1. Достигнутый результат

(из 15 баллов)

 

 

 

2. Оформление проекта

(из 15 баллов)

 

 

 

Защита проекта

3. Представление

(из 15 баллов)

 

 

 

4. Ответы на вопросы

(из 15 баллов)

 

 

 

Процесс проектирования

5. Интеллектуальная активность

(из 10 баллов)

 

 

 

6. Творчество

(из 10 баллов)

 

 

 

7. Практическая деятельность

(из 10 баллов)

 

 

 

8. Умение работать в команде

(из 10 баллов)

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

Среднеарифметическая величина

 

от 85 до 100 баллов – «5»

от 70 до 85 баллов – «4»

от 50 до 70 баллов – «3»

менее 50 баллов – «2»

Оценка

 

Оценочная таблица

                                                                                           Таблица 4.

Как была организована работа в группе?

Что вам особенно удалось

Белые пятна

Корзина

 

 

 

 

 

Трансфертная таблица «ИТОГ»

                                                                          Таблица 5.

Интересные впечатления

Тема, которая наиболее мне понятна

Общие советы и рекомендации ведущим и коллегам

Главные

 выводы

 

 

 

Существует множество подходов к оценке. Для индивидуальных проектов более удобна, на наш взгляд, рейтинговая оценка. Подобная анкета заполняется в ходе защиты самим проектантом, его одногруппниками с педагогом.

                                                                                            Таблица 6.

Оценка работы

Фамилия, имя

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

15,19,20

Объём разработок и количество предлагаемых решений

15,10,20

Реальность и практическая ценность

5,10

Уровень самостоятельности

10,20

Качество оформления записи, плакатов и др.

15,10,20

Оценка рецензентом

5,10

Оценка защиты

Качество доклада

15,10,20

Проявление глубины и широты заданий по теме

15,10,20

Проявление глубины и широты заданий по данному предмету

15,10,20

Ответы на вопросы преподавателя

15,10

Ответы на вопросы учащихся

15,10

Оценка творческих способностей докладчика

15,10,20

Субъективная оценка деловых качеств докладчика

15,10,20

Итоговая оценка (балл)

180-220 - отлично;

120-175 - хорошо;

90-115 - удовл;

менее 80 - неуд.

2. Критерии выполнения защиты

Можно предложить более сложный рейтинговый подход, где выделены и оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов). Сложность заключается не в оценке, а в повышенных критериях, приближающихся к вузовским. Сама оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценке, самооценки и оценки преподавателя (естественно, для получения средней величины сумма делится на три). Выделяют 5 критериев защиты проекта, и каждый из них оценивается отдельно. Правда, при таком подходе исключена оценка собственно деятельности учащегося в процессе проектирования.

Оформление и выполнение проекта:

1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.

2. Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность и значимость работы.

3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.

4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.

5. Качество записи: Оформление, соответствие, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.

Защита:

1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объём тезауруса, убедительность и убежденность.

2. Объём и глубина знаний но теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.

3. Педагогическая ориентация: культура речи, использование наглядных средств, манера, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, доброжелательность, контактность.

Суммарная оценка работы и защиты:

отлично - 155-200 баллов

хорошо - 100-154 балла

удовлетворительно - менее 100 баллов.

Теперь преподавателю следует лишь подготовить упрощенную экспертную таблицу, обозначить номерами от 1 до 10.

Весьма интересен способ оценки, разработанный доцентом МПГУ П.С.Лернером. Правда, в данном случае речь идет не об оценке выполнения проекта, а о выполнении ряда творческих заданий по курсу "Труд человека". Оценивается не конкретное задание, а общее влияние исследовательской поисковой деятельности на образовательный процесс. Здесь также предлагается комплексный вариант, интегрирующий объективную часть (коллективное оценивание экспертов-учащихся данного класса) и часть субъективную, формируемую самим учащимся и преподавателем по всем 12 позициям. Полученную сумму, естественно, следует разделить на три (по числу экспертных групп).

Объективная часть:

1. Полнота присутствия на занятиях, где обсуждались творческие задания.

2. Внимательность на занятиях, выполнение установленных требований.

3. Уровень познавательной активности (выступления, вопросы, поиски ответов на вопросы).

4. Качество выполнения основных и дополнительных творческих заданий.

5. Уровень обучаемости, восприимчивости.

6. Волевые качества в увлечении, устремления к личным высоким достижениям в учении.

Субъективная часть:

1. Внимательность на занятиях, качество выполнения установленных требований.

2. Уровень познавательной активности (участие в поисковой и исследовательской деятельности на занятиях.

3. Качество выполнения основных, дополнительных и специальных творческих занятий.

4. Уровень интереса к содержанию занятий, введению новых педагогических технологий.

5. Влияние занятий по курсу с творческими заданиями на улучшение успеваемости по другим предметам.

6. Степень расширения кругозора.

Оценивание по всем критериям проводится по 10-балльной системе. Коллективная экспертная оценка проектов и творческих заданий позволяет снять субъективность, однако еще не дает полного педагогического эффекта от проектной деятельности. Для этого необходимо дать возможность каждому школьнику поразмышлять, что дало выполнение этого учебного задания ему лично, что не удалось по собственной вине и в чем именно это заключалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.п.).

Требования к учащимся:

- наличие значимой (социально и личностно) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;

- теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов (определение проблем, целей и вытекающих из них задач, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов);

- оформление результатов, анализ полученных данных, выводы;

- защита проекта.

3. Педагогу целесообразно иметь методический паспорт учебного проекта, который, например, предложен Н.Ю. Пахомовой.

А)Адресация:

  • тема(ы) учебно-тематического плана предмета/предметов;
  • цели: образовательные, воспитательные, развивающие;
  • задачи учебно-педагогические (класса, группы, каждого учащегося);
  • возраст учащихся/класс;
  • время работы над проектом;
  • режим работы.

Б)Обеспечение:

  • материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение;
  • дополнительно привлекаемые участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы;
  • ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы;
  • специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы над проектом;
  • мотивация к работе.

В)Предполагаемые приращения:

  • новое содержание по каждой теме;
  • новые практические приёмы;
  • обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта;
  • развитие навыков самостоятельной работы (с источниками информации, инструментами, технологиями), самостоятельного принятия решений,коммуникативности(в информационном обмене, в ролевом взаимодействии), мыслительной деятельности (при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании), воспитание толерантности; расширение кругозора.

Г)Статус учебного проекта:

  • автор-разработчик;
  • опыт использования (апробация);
  • степень распространения.

Особенности организации образовательного процесса

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути проектной деятельности – к изучению составных частей проектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Методы обучения

При работе над проектом используются методы обучения, что предполагает:

          - определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;

          - поиск ресурсов и их решения;

          - обсуждение методов исследования;

          - оформление конечных результатов;

          - анализ полученных данных;

          - подведение итогов;

          - корректировка;

          - получение выводов

Формы организации образовательного процесса:

групповое, в малых группах, индивидуально-групповая, индивидуальная формы очного обучения. Также при особых условиях возможно очно-заочное  и дистанционное обучение.

Формы организации учебного занятия:

Исследование, лаборатория,  творческий отчет,   рассказ об ученых, защита исследовательских проектов.

Педагогические технологии

Педагогическая технология «Метод проектов».

Алгоритм учебного занятия

  1. Формулировка темы занятия, обоснование его актуальности.
  2. Постановка цели и задач, выявление и постановка проблемы.
  3. Погружение в проблему. Изучение теоретических основ.
  4. Организация деятельности (напр.: обсуждение, сравнение, выбор, сбор и изучение информации, определение формы продукта, требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей, др.)
  5. Осуществление деятельности.
  6. Презентация результатов.
  7. Формулирование итоговых выводов, рефлексия.

Дидактические материалы (приложение 1)

Список литературы для педагога:

1.        Пособие «Основы проектной деятельности школьника» (авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006)

2.        Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.

3.        Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы. Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006.

4.        Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с.

5.        Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).

6.        Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.

Приложение 1.

Дидактические материалы

            «Проблемные ситуации и подходы к их решению»

Словарь понятий и терминов

Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.

Различают следующие виды проблем:

исследовательская - комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;

комплексная научная - взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;

научная - совокупность тем, охватывающих всю научно- исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.

Проблемные ситуации и подходы к их решению

Таблица 7.

Название проблемы

Образ проблемы

Определение проблемы

Пример

Проблемы, похожие на мозаику

Проблема, похожая на мозаику, состоит их нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается, когда решается каждая ее часть

Проблема: Новый год в джунглях!

Способы решения:

1. Нужно выбрать маршрут.

2. Нужно собраться в дорогу.

3. Нужно продумать программу праздника.

Проблемы, похожие на многослойное желе

Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. Такие проблемы решаются, если совершаются все действия и в правильном порядке

Проблема:

Как вырастить цветок?

Способы решения:

1. Узнать особенности ухода за данным растением.

2. Купить (или подобрать из имеющихся) горшок для цветов.

3. Подготовить грунт для посадки растения.

4. Приготовить для посадки семена (рассаду, клубни и т.д.) растения.

5. Приготовить удобрения.

Проблемы, похожие на снежинку

Проблема, похожая на снежинку, имеет много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший

Проблема: переоборудование учебного кабинета.

Способы решения:

1. Распределиться на группы.

2. Каждая группа учащихся нарисовать на листе бумаги свой вариант оформления кабинета, подготовить защиту своего проекта.

3. В ходе презентации проектов выбрать лучший вариант.

Проблемы, похожие на олимпийские кольца

Такие проблемы возникают из-за того, что люди не помогают друг другу, работают только на свой результат. Каждый должен сам добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам

Проблема:

сбор металлолома

Способ решения: нужно совместить в одной ситуации два условия: личный успех и помощь другому.

Проблемы, похожие на притчу о слоне

Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб», — сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», — потрогав слона за ухо, возразил четвертый

Такие проблемы возникают из-за того, что люди по-разному понимают значение слов или поступков. Для того чтобы решить такую проблему, необходимо понять, что имеет в виду каждый собеседник, и прийти к взаимопониманию

Проблема. Два друга решили в выходной день встретиться и погулять вместе. Они договорились о встрече в определенном месте в девять часов. Один из них пришел на место встречи в девять утра и напрасно прождал своего приятеля целый час. Обеспокоенный, он позвонил другу и... разбудил его своим звонком! Проснувшись, друг сказал: «Я думал, что мы встречаемся вечером»

Способ решения: необходимо было уточнить время суток.

Задание  по описанию проблемной ситуации: определить вид проблемы

Таблица 8.

№ п/п

Проблемная ситуация

Назва-ниепробле-мы

1.

Ученики 9-го класса решили поставить всем классом спектакль к Новому году. Решить-то они решили, а как это самим сделать — не знают. Как же им действовать в этой ситуации?

2.

Группа учеников 6-го класса очень заинтересовалась загадочным материком Антарктида. Решили ребята все о ней узнать. Подобрали в библиотеке литературу и ахнули: «Как много!» Есть книги о животных и растениях Антарктиды, о ее климатических особенностях, об истории освоения материка, о работе международных исследовательских станций.... Как все это прочитать? Что делать?!

3.

Один ученик готовился дома к уроку по истории. Выучил параграф, рассказал маме. И он, и мама остались довольны подготовкой. А учительница сказала, что это ответ «хороший», но совсем не «отличный», и поставила «четверку». Мальчик дома так и не смог объяснить маме, почему он получил «четверку», а не «пятерку»

4.

На уроке математики учительница сказала, что сегодня оценка каждого ученика будет зависеть от того, как будет работать весь класс. Она дала каждому ученику для решения 5 задач, но сказала, что «пятерку» класс получит только в том случае, если все-все задачи будут решены. Ребята не справились с заданием. Они объяснили это тем, что в классе был слабый ученик, который до звонка не смог решить и трех задач из пяти. Но учительница сказала, что ребята неправильно подошли к решению проблемы. Так ли это?

5.

Ученик 5-го класса очень заинтересовался возможностью выступить с интересной лекцией перед младшими школьниками. Дело ответственное. Материал должен быть интересным, понятным малышам. Как подготовиться к такому выступлению?

6.

Учащиеся одного очень дружного класса решили провести вместе несколько каникулярных дней весной. Но какой отдых предпочесть? Каждый предлагает свое, других не слушает... Чуть не поссорились! Как им следует поступить, чтобы найти общее и самое лучшее решение?

№ п/п

Название проблемы

Проблемная ситуация

Способ решения

1.

Проблема, похожая на мозаику

2.

Проблема, похожая на многослойное желе

3.

Проблема, похожая на снежинку

4.

Проблема, похожая на олимпийские кольца

5.

Проблема, похожая на притчу о слоне