Миротворческие волонтерские клубы как один из аспектов воспитания школьника
статья

Темирханова Нурият Дадашевна

В статье представлена модель миротворческого волонтерского клуба, который предлагается внедрить в образовательные учреждения, с целью развития у школьников навыков мирного сосуществования, дружественного взаимодействия и терпимого поведения в поликультурном обществе. Ключевые слова: миротворчество, терпимость, волонтерский клуб, волонтерское движение, мир, воспитание, многонациональный и многоконфессиональный город, обучающиеся, школа, дружба, согласие, права ребенка, взаимопонимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mirotvorcheskie_volonterskie_kluby.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

В сложных социально-политических условиях, насыщенных межэтническими и межконфессиональными противоречиями, доступности мобильного интернета для населения, возрастающей популярности кибербуллинга среди несовершеннолетних, совершенствованию форм вербовки в сети интернет и распространения идей шовинизма и нацизма приобретают актуальность вопросы терпимости. На сегодняшний день тема терпимости существует в разных областях науки и жизни общества. Вероятно, это – вызов времени, некая закономерность, диктующая нам свои требования. Наша задача – постараться, не нарушая многовековых традиций народов, проживающих на территории России научиться жить в мире, согласии, любви и понимании.

Мир в точности таков, каким мы его видим. 

Пауло Коэльо

Современные реалии жизни, неспокойная обстановка в мире требуют специального обращения к проблеме миротворчества в рамках воспитательного процесса в школе. Мир в данном контексте рассматривается как ценность, как условие жизни и как фактор жизнеобеспечения человечества, людей и конкретного человека – личности.

Ценности терпимости: взаимопонимание, взаимоуважение и позитивная коммуникация (в широком смысле слова), будучи основой прав человека, позволят обеспечить права ребенка.

Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как терпимость. 

Для России, являющейся многонациональной и многоконфессиональной страной этот вопрос актуален всегда.

Нижневартовск – яркий пример многонационального города. В школах Нижневартовска учатся представители многих национальностей: русские, татары, азербайджанцы, таджики, белорусы, украинцы, узбеки и другие. Есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком, в результате чего возникает необходимость межнационального и межконфессионального воспитания обучающихся.

С целью воспитания в подрастающем поколении обучающихся терпимого отношения к сверстникам, людям разных национальностей и конфессий предлагается создание волонтерских клубов в школах. В рамках работы клубов будут реализованы проекты, предполагающая проведение тренингов, мероприятий среди сверстников, направленных на распространение идеи миротворчества и ненасильственного разрешения конфликтов, изготовление информационных буклетов, создание тематических видео роликов, проведение благотворительных акций и другое.

Деятельность клубов является социальной моделью и примером для развития гражданского сознания у обучающихся, в разрешении собственных проблем, а также построения форм мирного сосуществования, дружественного взаимодействия и толерантного поведения в поликультурном обществе.

Главной особенностью деятельности клубов является, то что волонтеры клуба, из числа обучающихся 5-8 классов будут основными организаторами мероприятий, для всех обучающихся школы, по принципу «От равного к равному».

Обучающиеся клубов пройдут обучение по следующим разделам: «Человек и мир», «Я и другие», «Я и мы». Календарно-тематический план рассчитан на 34 учебных часа. В качестве итогового занятия по каждому разделу волонтеры клуба организуют общешкольные мероприятия в различных формах.

Основные принципы реализации деятельности клубов:

  • противостоять злу, не прибегая к насилию;
  • разрешать неразрешимое и находить выход из безвыходных ситуаций;
  • миролюбивый человек силен и с его мнением считаются;
  • свобода от неправедных и неправильных решений и действий;
  • дарить радость.

 Создание миротворческих волонтерских клубов на базе школ будет способствовать обучению и воспитанию обучающихся использованию ненасильственных методов разрешения конфликтов, навыкам ведения межкультурного диалога, необходимым для построения мирного и терпимого общества.

Задачи программы:

  • достичь взаимопонимания, сотрудничества и партнерства среди обучающихся для продвижения идей культуры мира, миротворческого образования, прав человека и ненасилия в качестве формального и неформального обучения;
  • укрепить межкультурный диалог с целью улучшения коммуникации и укрепления добрососедских отношений между представителями разных национальностей и конфессий;
  • создать благоприятный социальный климат в школьном сообществе.

Ожидаемый социально полезный результат:

  • создание площадки для межкультурного, межконфессионального диалога среди обучающихся;
  • раскрытие потенциала лидерских качеств среди обучающихся и помощь в реализации идей клуба;
  • повышение уровня эмпатии к представителям иноэтнических групп и уровня готовности к взаимодействию с ними;
  • формирование толерантного сознания и поведения у обучающихся, стремление к мирному, ненасильственному разрешению противоречий.
  • профилактика экстремизма среди школьников;
  • вовлечение несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета в деятельность клуба.

Деятельность клуба будет осуществляться согласно календарно-тематическому плану.

Календарно-тематический план

Раздел

п/п

Тематика занятий

Рекомендованное количество часов

5-6 кл.

7-8 кл.

1.

Вводное занятие. Что нам предстоит и как мы с этим справимся?

1

1

I. Человек и мир

2.

Я и мой мир.

1

1

3.

Мир вокруг меня.

1

1

4.

Право быть непохожим. Признание и принятие – основа терпимости.

1

1

5.

Что значит быть терпимым?

1

1

6.

Культура терпимости и мира.

1

1

7.

Что такое терроризм и экстремизм?

1

1

8.

Социальный ролик «Мир вокруг меня»

2

2

9.

Презентация социального ролика обучающимся школы

1

1

II Я и другие

10.

Как я отношусь к себе?

1

1

11.

Как я отношусь к другим?

1

1

12.

Ко всем ли я отношусь хорошо?

1

1

13.

Умеем ли мы сочувствовать?

1

1

14.

Как уберечь себя от кибербуллинга

1

1

15.

Терпимое отношение – взаимная доброта.

1

1

16.

Социальный ролик «В единстве наша сила»

2

2

17.

Презентация социального ролика обучающимся школы

1

1

18.

Создание макета брошюры «Что такое дружба?»

1

1

19.

Проведение акции «Дружба» (распространение брошюр обучающимся)

1

1

III. Я и мы

20.

Понимание – основа терпимого общения.

1

1

21.

Искусство быть принятым.

1

1

22.

Общение без конфликтов.

2

2

23.

Что такое шовинизм и нацизм?

1

1

24.

Согласие – наша сила.

1

1

25.

Мы – одна команда.

1

1

26.

Социальный ролик «Разумно мысли»

2

2

27.

Презентация социального ролика обучающимся школы

1

1

28.

Разработка общешкольного мероприятия на командообразование

2

2

29.

Игра на командообразование для обучающхся

1

1

ИТОГО

34

34

Источники

  1. «Декларация принципов толерантности», утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско от 16.11.1995г;
  2. «Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека» (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с «Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств», утв. 24.09.1993);
  3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями);
  6. Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» ФЗ от 14.11.2002 № «О национально-культурной автономии»;
  7. Постановление Правительства Российской Федерации Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы»;
  8. Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2015 годы»;
  9. Муниципальная программа «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма и терроризма в г. Нижневартовске на 2019-2025 и период до 2030 года».
  10.  «Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений» (Методические рекомендации).
  11. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. 208 с.
  12. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. Санкт-Петербург, 2000.
  13. Емузова Н.Г. Формирование нравственных отношений личности: Учебное пособие. Нальчик: Изд. КБГУ, 2001.
  14. Емузова Н.Г. Проблемы формирования самоотношения личности //Вестник КБГУ. Серия гуманитарные науки. Вып. 6. Нальчик: КБГУ, 2001. С. 51-57.
  15. Емузова Н.Г. Формирование нравственных самоотношений личности в условиях культуротворческой школы //Материалы международного семинара «Модель культуротворческой школы». СПб, 2000.
  16. Кумышева Р.М. Гендерный аспект в воспитании свободной личности// Сборник научных статей по проблемам педагогики ненасилия «Философия и практика ненасилия». СПб.: «67 гимназия. Verba Magistri», 2005. С.334-336.
  17. Кумышева Р.М. Этническая толерантность //Психология общения: Энциклопедический словарь. М.: Психологич. инст-т РАО, 2009. В издании.
  18. Любимов А. НЛП. Мастерство коммуникации. СПб.: Изд-во Питер, 2003. 224 с.
  19. Обучение культуре мира и толерантности. Пособие для учителя.
    Алмааты, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты преподавания и воспитания школьников в условиях исправительного учреждения

Задача педагога, работающего в исправительном учреждении, заключается  в оказании  помощи осужденным в познании себя, понимании своего внутреннего мира, сохранении человеческого достоинства,...

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

В настоящее время проблема здоровья приобретает особое значение. Среди прочих факторов, влияющих на производительность труда, фактор здоровья является одним из самых важных. Его значимость особенно в...

Военно-патриотическое воспитание школьников через школьный подростковый клуб

Программа военно-патриотического воспитания "Я рожден в России" школьного подросткового клуба "Патриот"...

"Комплекс ГТО как один из аспектов укрепления здоровья и воспитания национального достоинства личности"

Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защит...

Деятельность клуба "Лотос" как один из аспектов социокультурного развития личности.

Проблема социально-культурной адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ

quot;ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ". Доклад...