Спортивная тренировка тяжелоатлетов и ее особенности
консультация

Тренировочное занятие - основная форма организации занятий с обучающимися 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sportivnaya_trenirovka_i_ee_osobennosti.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Спортивная тренировка тяжелоатлетов и ее особенности

Пеленовская Е.В., инструктор-методист ДЮСШ «Лидер» г. Нерюнгри

Успех секции тяжелой атлетики заключается в правильной организации тренировочного процесса. Тренировочное занятие является основной формой организации занятий. Общая структура тренировочного занятия базируется на определенных физиологических, психологических и педагогических принципах. В тренировочном занятии целесообразно выделить следующие части: вводную, подготовительную, основную и заключительную.

Тренировочная работа осуществляется во время регулярных теоретических и практических занятий. В теоретические занятия входят беседы и лекции по истории тяжелой атлетики, знакомство с выступлением сильнейших спортсменов, просмотр видеофильмов, видеороликов и т. д.

Длительность тренировочного занятия определяется поставленной задачей, периодом спортивной подготовки, возрастом, спортивным стажем и другими факторами, а также индивидуальными особенностями занимающихся. Во всех случаях наибольшая нагрузка должна приходиться на вторую треть основной части занятия, после чего осуществляется его постепенное снижение.

До начала занятий, занимающихся необходимо подробно ознакомить с мерами безопасности при выполнении упражнений.

Для успешной и продуктивной тренировки, необходимо:

- заранее продумать и подобрать ряд методических приемов, обеспечивающих качественное выполнение планируемых упражнений, планировать тренирующие воздействия и задания в зависимости от состава занимающихся;

- активно и оперативно проводить занятия и направлять деятельность обучающихся;

- объективно и систематически оценивать действия обучаемых и подводить итоги занятий;

- периодически давать домашние задания спортсменам по физической и специальной подготовке.

Можно выделить основные моменты эффективной тренировки.

1. Подготовка к тренировке:

а) тренер, имея исходные данные о занимающихся (их развитии, состоянии здоровья и т.д.), исходном и нынешнем состоянии коллектива (по тестам ОФП и СФП), планирует тренирующие воздействия заданий и видам подготовки;

б) составляет план конкретного занятия, дозирует нагрузку и предусматривает благоприятные условия для самостоятельной деятельности обучающихся.

2. Проведение занятий.

В вводной части тренер подготавливает занимающихся к началу тренировочного занятия.

а) Построение, приветствие, проверка посещаемости. Все должно быть четко и ясно – это организует, дисциплинирует коллектив, повышает эмоциональный настрой ребят.

б) Постановка основных задач занятия, дать четкое представление о содержании основной части. Тренер организует спортсменов так, чтобы они наилучшим образом воспринимали изучаемый материал и исполняли упражнения. От содержательности, увлекательности задач зависят дисциплинированность, трудолюбие ребят. По возможности как можно чаще необходимо напоминать нравственные правила поведения спортсмена: «Будь честным в тренировочной работе!», «помогай товарищу» и т.д.

Продолжительность вводной части около 5 минут.

В подготовительной части следует сформировать оптимальную установку спортсмена на решение определенных задач с помощью физических упражнений, а также психологической и педагогической настройки. Организм должен постепенно быть подведен к выполнению тренировочной нагрузки, так как 1 внезапное выполнение высоких требований к двигательному и функциональному аппарату может привести к травмам, снизить эффект действия основного упражнения.

В подготовительной части тренировки штангиста решаются следующие задачи:

- раскрепощение — необходимо освободить атлета во время разминки от элементов закрепощенности, скованности, обеспечив оптимальное функционирование мышечной системы за счет эластичности и подвижности звеньев всего двигательного аппарата;

- разогревание и подведение к основной нагрузке — для атлета очень важно в этой части занятия добиться увеличения ударного и минутного объемов крови, усиления вентиляции легких, повышения температуры тела (по внешним признакам покраснение тела) и частоты пульса;

- «двигательная настройка» — во время разминки происходит врабатывание в режим специализированных актов, достижение оптимума двигательных реакций;

- «психологическая настройка» — в тяжелоатлетическом спорте очень важно обеспечить во время занятий оптимальную возбудимость, сосредоточенность на главной задаче, создание психологической готовности к тренировке с тяжестями различной интенсивности и величины объемов.

Разделяют общую и специальную разминку. Общая разминка предшествует специальной.

В тяжелоатлетическом спорте, отличающемся от других своей ярко выраженной специфичностью, индивидуальностью, именно во время разминки необходимо обеспечить разносторонность и эмоциональность. Для этого в программу подготовительной части рекомендуется включать обязательно беговые (в умеренном темпе и с короткими ускорениями) упражнения, гимнастические движения на раскрепощение и растягивание. В разминку не следует включать сложные в техническом отношении упражнения. Подбираются преимущественно простые и знакомые упражнения, что позволяет избежать нецелесообразных перерывов и вовлечь в работу одновременно всех занимающихся атлетов. В общей разминке интенсивность упражнений постепенно возрастает.

Специальная разминка направлена на непосредственную подготовку атлета к выполнению тяжелоатлетических упражнений. Это осуществляется с помощью специально-вспомогательных, а в отдельных случаях — и соревновательных упражнений (имитированных с помощью гимнастической палки).

Общая длительность подготовительной части зависит прежде всего от условий подготовки к выполнению главной задачи основной части, от температуры воздуха в помещении, индивидуальной реактивности занимающихся, от их настроения и других факторов. Обычно она продолжается от 15 до 20 мин. Однако на этапе начальной подготовки разминка может быть длительностью и до 30 минут, поскольку в ней решаются задачи общефизической подготовки юных атлетов

В основной части занятия решается главная задача — овладение техникой тяжелоатлетических упражнений, совершенствование техники, воспитание воли и общефизическое развитие занимающихся.

Сразу же после подготовительной части включаются упражнения, направленные на изучение и совершенствование техники соревновательных упражнений. Почему это делается именно в начале основной части? Дело в том, что изучение или совершенствование технических элементов предъявляет предельно большие требования к концентрации внимания и полной готовности двигательного аппарата к выполнению сложных в координационном отношении движений, т. е. когда нервная система еще не утомлена.

Не менее важно и то, что формирование и дифференцировка новых двигательных условных рефлексов проходят на фоне оптимального возбуждения нервной системы. Это условие создается непосредственно после подготовительной части. Во многих случаях в тяжелоатлетическом спорте обучение технике выполнения упражнения происходит в сочетании в первой половине основной части занятий с развитием быстроты и скоростно-силовых возможностей. Уверенное выполнение соревновательных упражнений позволяет постепенно увеличивать поднимаемый вес штанги и следовательно одновременно тренируются и специальные физические качества атлета.

Наряду с отмеченными выше факторами необходимо учесть и то обстоятельство, что скоростно-силовые упражнения, выполняемые после нагрузки большого объема, не будут способствовать развитию этого качества в полной мере. Во второй половине основной части занятий уместно использовать упражнения силового характера и силовой выносливости (тяга, приседания, жимы и т.п.).

Вместе с тем следует отметить, что в тяжелоатлетическом спорте проблема оптимальной последовательности тренировочных средств основной части занятия, особенно для различных возрастных групп атлетов, по-настоящему еще не решена и ожидает своего углубленного исследования.

Обучение тяжелоатлетическим упражнениям и совершенствование в них проводится по схеме: ознакомление и опробование действия, его детальное разучивание и совершенствование в нем:

а) тренер распределяет спортсменов по помостам так, чтобы их действия были безопасны;

б) излагает частную задачу, называет упражнение, демонстрирует его. Затем показывает упражнение в замедленном темпе, если нужно, по частям, акцентируя внимание на главном в технике выполнения упражнения;

в) затем дает задание, указывает на особенности выполнения упражнения, объясняет действия обучающихся, определяет нагрузку и число повторений.

После того как обучающиеся овладели основной структурой упражнения, тренер дает задание многократно повторить его;

г) во время выполнения задания тренер делает общие и персональные методические указания: на что обратить внимание, как устранить недостатки и ошибки в выполнении упражнений. В паузах уточняет детали техники, если нужно, повторно демонстрирует действие сам или просит это сделать лучших спортсменов;

д) в процессе выполнения упражнений тренер оценивает действия каждого спортсмена. Помогает практика взаимоконтроля и самоконтроля. Это способствует не только лучшему овладению умениями и навыками, но и воспитывает внимание, повышает ответственность, приучает к самостоятельности и инициативе, формирует черты коллективизма, повышает дисциплину.

Основная часть занимает в среднем 70 % времени и продолжается 35 - 80 минут.

В заключительной части тренировочного занятия необходимо стремиться привести организм в нормальное послерабочее состояние. Для этого надо постепенно снижать нагрузку и менять средства тренировки. При этом следует помнить о том, что не рекомендуется в последнем упражнении основной части занятия делать «ударную» нагрузку с большими отягощениями. В заключительной части тренировочного занятия наиболее эффективны такие упражнения, которые приводят к действию механизмов активного отдыха. Если в основной части тренировки функциональное состояние организма и в особенности сердечнососудистой системы подвергалось повышенной нагрузке, то в заключительной части происходит ее постепенное снижение. Здесь уместны упражнения эмоционального характера (игра в волейбол, настольный теннис и т.п.), которые хотя и усиливают функционирование сердечнососудистой и дыхательной систем, но тем не менее очень полезны для штангистов в плане освобождения их от чувства тяжести в мышцах и суставах. Естественно после таких игр потребуется некоторое время для успокоения организма (ходьба, дыхательные, расслабляющие упражнения).

Обязательным для тяжелоатлетов являются упражнения на растяжку.
Растяжка – это расслабление мышц после тренировки, необходимое для того, чтобы ослабить мышечную память о полученной нагрузке. Если ее не сделать, после тренировки может возникнуть тахикардия или скачок давления. Растягивание работавших мышц ускоряет метаболизм в них, снимает болевые ощущения в мышцах, предотвращает травмирование. Считается, что растяжка мышц после тренировки должна быть статической: сначала принимается определенная поза, удерживается около 20 секунд, а затем возвращается в исходное положение.

Частными задачами в заключительной части являются:

- снятие напряжения: раскрепощение мышц, освобождение от нервной напряженности, снижение сосредоточенности;

- успокоение организма: активная нормализация функционального состояния сердечнососудистой, дыхательной и других вегетативных систем;

- психологическое стимулирование: завершение занятия на фоне положительных эмоций, что помогает подготовить позитивную установку на следующее тренировочное занятие;

- педагогическое заключение: краткая оценка деятельности и достижений занимающихся в свете поставленных перед занятиями задач, ориентация занимающихся на очередные достижения. При подведении итогов занятия необходимо проанализировать, какой материал пройден, как усвоены задания, какая реакция на нагрузку, поведение спортсменов, их успехи и недостатки, какие новые методические приемы использованы, на что следует обратить внимание на следующей тренировке или при самостоятельной подготовке в домашних условиях и т. д. Это поможет подготовить положительную установку на следующую тренировку.

Продолжительность заключительной части 5 - 10 минут.

3. Домашнее задание. После подведения итогов занятия тренер, учитывая возможности занимающихся, каждому дает посильное индивидуальное домашнее задание по физической, специальной подготовке и совершенствованию излюбленных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа многолетней тренировки тяжелоатлета

Программа рассчитана на 9 лет и является системой многолетней подготовки юных спортсменов и адресована тренерско-преподавательскому составу, работающему с юношами 10-18 летнего возраста, учащимися общ...

Реферат "Двигательная активность. Спортивная тренировка"

Реферат "Двигательная активность. Спортивная тренировка"...

Учебно-методическое пособие ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Рекомендовано к печати научно-методическим советом ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»Составители:Рыбалов Ю.В. председатель ПЦК физического воспитания, преподаватель физичес...

Практические методы спортивной тренировки

Методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена...

Методика внедрения элементов корригирующей гимнастики в процесс спортивной тренировки баскетболистов 11 – 13 лет

Основные причины нарушений осанки у детей 11-13 лет , анализ профилактических и корригирующих методик при нарушениях осанки, тренировочных программ по подготовке баскетболистов 11-13 лет, содерж...

ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДОВ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДОВ  СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ...

Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ПОЧИНКОВСКИЙ  ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»           Фи...