Дополнительная общеразвивающая программа «Хоровое пение».
рабочая программа

Калинина Ольга Константиновна

Адресат Программы – обучающиеся 8-11 лет. 

Срок реализации программы-2 года. 

 Учебная нагрузка по программе: 4 раза в неделю по 1 академическому часу, 34 недели, 136 часов в год.

Форма    обучения    -    очная.    При    реализации    программы    возможно применение дистанционных образовательных технологий.

Форма занятий – групповая, индивидуальная.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horovoe_penie.docx79.39 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Программа «Хоровое пение» художественной направленности является здоровьесберегающей и в этом ее актуальность. Основой хорошего пения является правильное певческое дыхание. Упражнения на дыхание, являющиеся обязательной частью занятий вокалом, улучшают деятельность мозга, обменные процессы, кровообращение, т.е. являются хорошим жизненным тонусом для человеческого организма. Сценическое движение частично решает проблему гиподинамии современных людей.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.

Новизна заключается в том, что программа синтезирует в себе несколько направлений: сценическая речь, вокал и сценическое, мастерство. Вводятся элементы танца (хореографии). Создаются музыкально-театральные композиции. Дети познают культуру речи и слова.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих, в том, что в общеобразовательной школе главная цель – общее знакомство с мировой музыкальной культурой. Программа вокального отделения музыкальной школы ставит более узкие профессиональные цели и задачи. В условиях же дополнительного образования главной целью является воспитание гармонично развитой личности, развитие таланта ребенка путем создания благоприятного эмоционального климата на занятиях, воспитания у детей интереса к классической, эстрадной музыке, выполняя при этом сугубо профессиональные задачи постановки голоса. Работа с творческим коллективом, строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. И ещё одна особенность настоящей программы от других в том, что обучение детей в вокальном ансамбле сопровождается с возможностью получения ими дополнительных знаний в области сценического движения и актёрского мастерства, элементарной теории музыки (сольфеджио), вокального и музыкального искусства с широким применением в учебно- воспитательном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и здоровьесберегающих технологий.

Программа по уровню освоения –базовая, по форме организации образовательного процесса – групповое обучения с элементами индивидуального.

Цель программы – создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в рамках эстрадного коллективного музицирования.

Задачи:

   обучение основам нотной грамоты и сценической культуре;

 формирование певческих умений и навыков, необходимых для выразительного и осмысленного исполнения;

 развитие музыкального слуха, памяти, чувство ритма, певческого голоса, творческого воображения как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию;

   формирование умения работать с фонограммой, микрофоном;

   развитие навыков адекватной оценки личного и коллективного результатов;

        воспитание        исполнительской        и        слушательской        культуры,        умения работать        в коллективе;

        формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни.

Адресат Программы – обучающиеся 8-11 лет. Количество детей в одной группе

составляет: минимум – 10, максимум – 15 чел.

Срок реализации программы-2 года.

Учебная нагрузка по программе: 4 раза в неделю по 1 академическому часу, 34 недели, 136 часов в год.

Форма        обучения        -        очная.        При        реализации        программы        возможно        применение дистанционных образовательных технологий.

Форма занятий – групповая, индивидуальная.

Программа        реализуется        через        обучающие        занятия,        включающие        в        себя теоретическую и практическую часть. Продолжительность одного занятия 40 минут. Приём детей осуществляется с 1 по 15 сентября без специального отбора, единственный критерий – желание ребёнка.

Программа        предусматривает        сочетание        практической        методики        вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях (соло, дуэта, трио).

  1. Учебно-тематический план 1 год обучения

№ п/п

Разделы и темы

Общее кол-во

часов

В том числе:

Форма контроля

теория

практика

I

Основы музыкальной грамоты

34

14

20

Тестирование, устный опрос, Музыкальные викторина, «Определи интервалы», творческое задание

«Составь ребус с нотами».

II

Формирование детского голоса.

46

6

40

Диагностика музыкальных

способностей, тестирование по теории, педагогическое наблюдение.

III

Пение учебно- тренировочного

материала

24

5

19

Зачёт, педагогическое наблюдение.

IV

Работа над музыкальным репертуаром

27

5

22

Музыкальные викторины «Угадай-ка песню», сдача репертуарного материала, итоговый концерт.

V

Концертно- исполнительская деятельность

3

1

2

Зачет, педагогическое наблюдение.

VI

Итоговые занятия

2

1

1

Компьютерное тестирование, сдача музыкальных произведений.

ВСЕГО:

136

32

104

Учебно-тематический план 2 год обучения

№ п/п

Разделы и темы

Общее кол-во

часов

В том числе:

Форма контроля

теория

практика

I

Основы музыкальной грамоты

30

10

20

Тестирование, устный опрос, музыкальная игра «Определи размер», творческие задания:

«Составь музыкальные примеры»,

«Нарисуй мажор        и минор»,

«Сочини мелодию»,

«Сочини ритмический рисунок»,

проверка нотных тетрадей.

II

Формирование детского голоса.

41

5

36

Диагностика музыкальных

способностей, тестирование по теории, педагогическое наблюдение.

III

Пение учебно- тренировочного

материала

24

-

24

Зачёт, педагогическое наблюдение.

IV

Работа над музыкальным репертуаром

27

-

27

Музыкальные викторины «Угадай-ка песню», сдача репертуарного материала, итоговый

концерт., конкурсы и фестивали различного уровня.

V

Концертно- исполнительская

деятельность

6

-

6

Зачет, педагогическое наблюдение.

VI

Игра на металлофоне

4

-

4

Сдача выученного муз. репертуара на

металлофоне

VII

Итоговые занятия

4

2

2

Компьютерное тестирование, сдача

музыкальных произведений.

ВСЕГО:

136

17

119

  1. Содержание программы

Содержание программы 1 года обучения

Раздел I. Основы музыкальной грамоты – 34 часа Музыкальные жанры. Первичные музыкальные жанры.

Теория: Что такое жанр в искусстве? Название «трех китов в музыке. Разновидности маршей. Характерные особенности каждого жанра, понятие песенность, танцевальность, маршевость.

Практика: попевки - р. н. песни: «Уж как шла лиса по травке», «Во поле берёза стояла», песня - марш И. Резник «Наша армия».

Разнообразный мир танцев.

Теория: танцевальная мозаика. Балет как музыкально-сценический жанр, как спектакль, в создании которого принимают участие люди разных профессий. Язык балета - хореография, пантомима, жесты.

Практика: Определение на слух жанров, движения под звучащую музыку, работа с карточками, на которых зарисованы соответствующие жанру движения, выполнение творческого задания: «придумай название к исполненной педагогом музыке». Музыкальные викторины: «Угадай инструмент», «Определи жанр».

Песенные жанры.

Теория: вокальная музыка, предназначенная для пения. Песенные жанры: военные, колыбельные, шуточные, дразнилки, лирические. Романс – это особый вид песни. Произведения для голоса различаются: по исполнительскому составу – сольные, ансамблевые, хоровые; по наличию или отсутствию инструментального сопровождения; по складу музыкальному – одноголосные или многоголосные, полифонические.

Практика: Государственный музыкальный символ – Гимн России (главная песня России), слушание - А.А. Алябьев романс «Соловей». Определение на слух жанров, движения под звучащую музыку, работа с карточками, на которых зарисованы соответствующие жанру движения, выполнение творческого задания: «придумай

название к исполненной педагогом музыке». Музыкальные викторины: «Угадай инструмент»,  «Определи жанр».

Ноты, длительности, паузы.

Теория: закрепление понятий о длительностях, правописание нот 1 и 2 октавы, ноты звукоряда, понятие музыкальной паузы. Паузы: целые, половинные, восьмые, четвертные.

Практика: название и запись нот первой, второй октавы. Составление нотных ребусов. Отмечать движением руки разную высоту звуков, ход знакомой мелодии. Название и запись длительностей нот и пауз. Решение музыкальных примеров.

Метр, ритм, размер.

Теория: понятия и определение новых терминов. Понятие «сильная доля», такт, размер 2\4, 3\4. Простейшие ритмические группы.

Практика: использование шумовых инструментов для освоения простейших ритмических групп, группировки длительностей в размерах 2\4, 3\4 (работа в нотных тетрадях). Музыкальная игра: «Определи размер», «Расставь такты»

Знаки альтерации.

Теория: понятие и определение термина, знаки диез, бемоль, бекар.

Практика: пение попевок построенных на полутонах вверх и вниз. Различать звучания полутона и тона.

Лад, тональность.

Теория: Понятие об устойчивых и неустойчивых ступенях лада, вводных ступенях. Эмоциональная выразительность мажорных и минорных тональностей. Соответствие тональности характеру и содержанию музыки.

Практика: определение на слух мажорного и минорного лада, пение устойчивых и неустойчивых ступенях лада, вводных ступенях в тональности до мажор. Творческое задание «Копилка чувств». Выработка восприятия лада, чувствования тоники устойчивых ступеней. Целесообразно провести урок «Лад», про гнома.

Раздел II. Формирование детского голоса – 46 ч. Закрепление навыков певческой установки.

Практика: специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

Дыхание.

Теория: красивый, полетный звук, связанный со свободным, равномерным дыханием – результат естественной координации систем, участвующих в голосообразовании. Воспитание певческого дыхания требует выработки навыков бесшумного, глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу произведения. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Красота – это хорошее психофизиологическое состояние всего организма, что как раз достигается в процессе пения. Правильное вокальное дыхание способствует хорошей вентиляции легких, уменьшению застоя крови в сосудах, лучшему насыщению ее кислородом. Это нормализует работу всех внутренних органов, что хорошо воздействует на цвет лица и тонус кожи. Постоянная работа брюшного пресса при верном пении способствует закреплению и тренировке мышц живота, не давая им распуститься и ослабеть, что разрешает сохранять хорошую фигуру. «Вокальная постановка» корпуса предполагает ровную линию на спине, гордый разворот плеч, красивую посадку головы. Каждое занятие – это эмоциональный подъем от чувства нахождения себя на сцене, в самом центре внимания, что вызывает прилив энергии, который способствует увеличению имунитета и обновлению всего организма. Умение красиво держать руки и жестикулировать также вырабатывается во время занятий вокалом.

Практика: освоение различных приемов дыхания. Формирование правильных установок и ощущений. Определенный прием дыхания при подаче звука на форте, пиано. Определенный прием дыхания и его распределение при пении легато, нон легато. Упражнения   на   дыхание   по   методике   А.Н. Стрельниковой:   «Ладошки»,

«Погончики», «Шаги», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи»,

«Большой маятник», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы». Звукообразование. Теория: звукообразование – это извлечение певческого и речевого звука. Певческий голос должен звучать ровно, однородно по всему диапазону. Важным вопросом певческого звукообразования является атака звука – начальный момент его возникновения. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Во время пения, раскрывая рот, нужно опускать нижнюю челюсть. Правильному извлечению звука помогает и мягкое нёбо с маленьким  язычком,   которое   очень   подвижно        и   может        подниматься, чему способствует произнесение гласных у, о, согласных к, г, х. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта. Сочетание гласных о, а с согласными губными б, п, в, ф или переднеязычными д, т, л, з приближает звук к зубам. Весьма желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая их исполнение,        дети        начинают        подражать                и        петь        более        высоким                голосом.        Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с первой, самой младшей группы, учить их протягивать отдельные  звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвегера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы).Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза        стояла»).Развитию        протяжности        помогает                пение                песен,        написанных                в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.

Практика: работа над регистровыми переходами необходимо с примарных звуков, т.е. с той части диапазона, которая звучит наиболее естественно, свободно, удобно (высокие голоса – ля1 – до2; низкие – ре1 – фа1). Затем постепенно расширять диапазон вверх и вниз.

Ансамбль и строй.

Теория: основой строя является унисон. Дирижеры нередко прибегают к пению a capella в качестве «оздоровления интонации». Работа над строем в ансамбле начинается обычно уже на первой стадии пропевания произведения, т.к. ошибки в интонации «впеваются» и впоследствии трудно поддаются исправлению.

Практика: выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада); чистое интонирование скачков вверх и вниз. Интонирование в различных видах мажора и минора; ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная); соблюдение динамической ровности при произнесении текста;

Развитие артикуляционного аппарата.

Практика: формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

Практика: певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное

сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Практика: работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над развитием вокального, мелодического        и        гармонического                слуха.                Слуховой                контроль        над интонированием. Специальные        приёмы        работы        над                навыками        мелодического        и гармонического строя при пении.

Раздел III. Пение учебно-тренировочного материала – 24 ч.

Практика: объяснить, что упражнения применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению средствами вокально-хоровой выразительности, достижению более высокого уровня художественного исполнения. Они направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании какого-либо произведения. Эти упражнения служат более узким задачам овладение профессиональными навыками вокальной техники: расширять границы голосового диапазона, скоординировать слух и голос, пение гамм, упражнений – распевок. Увеличение объема дыхания, навыки его задерживания с различной протяженностью, в связи с этим дети смогут оздоровить свой голосовой аппарат.

Раздел IV. Работа над музыкальным репертуаром – 27ч.

Практика: включает в себя ознакомление с содержанием и характером произведения. Ведётся работа над музыкальным и поэтическим текстом. Разучивается мелодия песни, отдельные музыкальные фразы, пение мелодии на слоги, гласные буквы, используя вокальные упражнения. Работа над текстом песен, проговаривание его на дыхании, с отчётливой дикцией. Очень важна работа над эмоциональной передачей содержания исполняемого произведения. Развитие творческой индивидуальности, фантазии учащегося с помощью проигрывания сюжетных этюдов.

Раздел V. Концертно-исполнительская деятельность – 3ч.

Практика: репетиции на сцене актового зала. Сценический этикет. Формирование свободной манеры поведения на сцене.

Раздел VI. Итоговые занятия - 2ч.

Проводятся в форме тестирования с целью определения уровня усвоения теоретических знаний; сдача музыкальных произведений из репертуарного плана. Результаты фиксируются в мониторинговых таблицах.

Содержание программы 2 года обучения Раздел I. Основы музыкальной грамоты – 30ч.

Простые интервалы и их ступеневая величина.

Теория: музыкальный интервал как соотношение двух музыкальных звуков по высоте, направление интервала (восходящее и нисходящее), простые интервалы (в пределах октавы), их названия. Объяснить детям названия и строение основных музыкальных интервалов, дать их эмоциональные характеристики. Простые интервалы и их ступеневая величина. Понятие сложные интервалы (без тоновой величины). Понятие чистые, малые и большие интервалы.

Практика: петь попевку «Интервалы», и её играть. Определять на слух простые интервалы.

Сложные интервалы.

Теория: Понятие сложные интервалы (без тоновой величины). Понятие        чистые, малые и большие интервалы.

Практика: Петь песенки - интервалы от любого звука. Определять на слух сложные интервалы.

Выразительные средства музыки. Мелодия, ритм, лад.

Теория: что такое мелодия и какой она бывает? Виды мелодического движения. Как ритм может повлиять на характер музыкального произведения? Что означает в музыке слово лад? Познакомить с разновидностями ладов. Чередование длинных, коротких, ровных длительностей.

Практика: Пение мелодий попевок и несложных песен нотами. Определение на слух мажорный и минорный лад, устойчивые и неустойчивые ступени, длительности нот.

Интонация. Гармония. Штрихи.

Теория: выразительность мелодии усиливает гармония. Что обозначает  слово

«гармония». Изучение 2 вида трезвучий. Музыкальная и речевая интонация. Грустные и радостные интонации. Изобразительные и выразительные интонации на примере интервалов.

Практика: слушание - С.С. Прокофьев «Болтунья», М. Прокофьев «Спортивная песня».

Регистр. Темп.

Теория: по характеру звучания звукоряд разделяется на регистры: высокий, средний и нижний. Основные музыкальные темпы, и их итальянские обозначения.

Регистры. По определению Гарсиа регистр – это ряд последовательных однородных звуков, которые производятся под воздействием одного механизма. Выделяют два способа однородного звукообразования: фальцетный и грудной. Фальцет – это неполное замыкание голосовой щели, при котором вибрируют только края связок. Грудной способ звукообразования – это полное замыкание голосовой щели, при котором гортань занимает низкое положение и связки начинают вибрировать всей своей массой.

В свою очередь, грудной регистр делится на: грудной, медиум (микст), головной подрегистры. Женщинам присущи все эти три подрегистра, а мужчинам только грудной и головной.

Медиум – это способ звукообразования, при котором звучание плавно переходит от грудного к головному и фальцетному (положение смыкания связок становится серединным). При медиуме работают как грудной, так и головной резонаторы. В работе над микстом певец должен искать удобства в ощущениях и контролировать слух. Ему нужно стараться избегать переломных нот, выравнивать голос с помощью чуть заметного изменения гласного звука и дыхания. Начинающим рекомендуем брать пример с Карузо, который ежедневно тренировался, совершенствуя свое мастерство.

Существует также свистковый регистр. Наиболее часто им владеют женщины. Самым ярким примером свисткового регистра может послужить голос Мэрайи Кэрри в ее ранних записях. У мужчин эта способность встречается весьма редко.

Штробас – регистр, очень часто используемый в современной эстраде. Люди, обладающие данной способностью, в состоянии брать очень низкие ноты, находящиеся за пределами грудного диапазона, а также могут достигать контр октавы. Ноты эти не пропеваются, а как бы «просвистываются» вокалистом. Данный прием именуется «подъезд к ноте».

Практика: Э. Григ «В пещере горного короля», попевка-игра «В лесу» Е. Тиличеевой

Тембр. Динамика.

Теория: свой определённый тембр имеет каждый музыкальный инструмент и человеческий голос. Повторить тему «Динамические оттенки».

Практика: слушание музыки, определение основных средств музыкальной выразительности с помощью которых передаётся то или иное настроение, создаётся музыкальный образ.

Раздел II. Организация музыкальных и познавательных интересов учащихся – 41 ч.

Виды оркестров.

Теория: духовой оркестр, основные инструменты – медные, деревянные, ударные. Оркестр народных инструментов. Симфонический оркестр. Что натолкнуло человека на создание музыкальных инструментов? Сходство и различие инструментов.

Практика: слушание П.И. Чайковский «Симфония № 4», попевки: «Лесенки 3-х, 4- х, 5-ти, 8- ми ступенчатые» Е. Тиличеевой, песня «Семь нот» В. Шаинский.

Хоровой коллектив.

Теория: дать определение хора. В хоровом исполнительстве принято различать два основных направления: академическое и народное.

Практика: слушание различных хоров, попевка - «Мы весёлые ребята» Е. Тиличеевой, «Мама» из к/ф «Мама».

Певческие голоса.

Теория: что же отличает человеческий голос? Прежде всего объём, диапазон. В зависимости от тембра и высоты певческие голоса делятся на низкие, средние и высокие. Деление на группы мужские, женские, детские голоса.

Практика: тенор, баритон, бас, сопрано, меццо-сопрано, контральто, альт, дискант. Репертуар: вокальные упражнения по системе В.В. Емельянова, «Большой олень» французская народная песня, песня «Врун» Л. Деревягина.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. Практика: посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих        впечатлений.        Сбор        материалов        для        архива        вокального        ансамбля. Прослушивание аудио- и видеозаписей - формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также  индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

Раздел III. Пение учебно-тренировочного материала- 24ч.

Практика. Третий год – автоматизация, шлифовка и нахождение многочисленных вариантов работы. На этом этапе звуковедение и звукообразование доводиться до автоматизма, происходит «раскрепощение» голосового аппарата. Упражнения на различные виды вокальной техники.

Раздел IV. Работа над музыкальным репертуаром -27 ч.

Практика. Более углубленная работа над звукоизвлечением, дыханием и дикцией учащихся.

Учить передавать разноплановый характер песни, петь выразительно. Петь без сопровождения и под аккомпанемент, не поддерживающий вокальную мелодию, петь интонационно чисто с различным звуковедением (нон легато, стаккато, пунктирный ритм). Исполнять двухголосные песни.

Методические рекомендации: существуют разные приемы обучения правильному произношению в пении:

  1. Выразительное чтение текста песни взрослыми в процессе разучивания песни. Этот прием применяется во всех группах.
  2. При разучивании песни, можно пользоваться приемом произношения текста коллективно, нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном "темпе, так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

Также рекомендуется прием коллективной читки на высоком звучании в ритме песни. Этот прием полезно применять для песен, исполняемых в быстром темпе.

  1. Применяется прием выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету на высоком звучании. Этим приемом пользуются как в процессе разучивания, так и при повторении усвоенных песен. Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.

Накопление репертуара.

С первого же года существования ансамбль создает и пополняет свой «золотой» фонд. Что-то в репертуаре держится дольше, что-то меньше, что-то изживает себя, но основной фонд остается. Идет постоянное обновление репертуара, его количественный рост, совершенствование качества. Постоянное исполнение одних и тех же произведений позволяет проследить рост коллектива, сделать то, чего никогда не добиться при первом прочтении произведения. Немало и простых одно-, двухголосных песен, исполнение которых постоянно требует большой работы, своеобразной отделки, шлифовки, иначе эти, на первый взгляд «простые» песни быстро «запеваются».

В каждом вокальном коллективе репертуар состоит из произведений различной степени сложности. Обязательно наличие в нем и более сложных и более легких вещей. Необходимо чередовать работу над первыми и вторыми. Некоторые песни служат для отдыха ансамбля от напряженной работы над трудными, не сразу поддающимися произведениями, для переключения внимания ребят. Весь «золотой» фонд мы условно делим на актив и пассив.

Актив — это те произведения, которые после небольшой репетиции или даже просто

«настройки» (напоминание об особенностях исполнения, темпах, нюансах) готовы для концертного исполнения.

Пассив — это те произведения «золотого» фонда, для исполнения которых в концерте требуется одна, две, три и даже пять репетиций. Речь, понятно, идет не о разучивании, а о восстановлении каких-то забытых навыков.

Раздел V. Концертно-исполнительская деятельность – 6ч.

Практика. Выступление учащихся на родительских собраниях объединения, в мероприятиях МАОУ «Средняя школа №8», активное участие в концертной деятельности объединения, выступления на концертных площадках города.

Раздел VI. Игра на металлофоне – 4ч.

Практика: освоение технических приемов при игре на металлофоне. Игра более сложных попевок. Развития навыка игры и пения в ансамбле. Игра на металлофоне развернутых мелодий.

Техническое оснащение: металлофоны, молоточки, нотные издания.

Раздел VII. Итоговые занятия – 4ч.

Проводятся в форме тестирования с целью определения уровня усвоения теоретических знаний; сдача музыкальных произведений из репертуарного плана. Результаты фиксируются в мониторинговых таблицах.

  1. Ожидаемые результаты.

В        ходе        реализации        дополнительной        общеразвивающей        программы        у        учащихся формируются следующие компетенции:

  • интеллектуальную, включающую в себя художественно – творческое мышление;
  • ценностно-смысловую, заключающуюся в осознании художественной ценности произведения, его музыкального образа, духовно-эстетического смысла;
  • творческую, основанную на развитие способностей, умении самобытно интерпретировать вокальные произведения и др.;
  • практическую, формирующую навыки чтения с листа, транспонирования, умения петь в ансамбле под фонограмму, с фортепианным аккомпанементом, в микрофон;
  • вокально-техническую, направленную на развитие и совершенствование индивидуального мастерства учащегося: дыхание, звукообразование, артикуляция, дикция, навык эмоциональной выразительности, слуховой навык, строй, ансамбль;
  • информационную, позволяющую находить, анализировать, обобщать, систематизировать, творчески преобразовывать полученную информацию;
  • компетенцию личного самосовершенствования, способствующую саморазвитию, самоактуализации, эмоциональной саморегуляции, расширению музыкального кругозора учащегося, владение навыками самостоятельной деятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни.

По окончании 1 года обучения учащиеся должны

Знать:

  • первичные жанры: песня, танец, марш, вокальная и инструментальная музыка;
  • привести 2-3 примера (название произведения, фамилию автора) музыки разного эмоционального содержания, дать определение её характера;
  • основные длительности нот и паузы, ноты 1 октавы;
  • знаки альтерации, устойчивые, неустойчивые, вводные ступени лада.

Уметь:

  • узнавать усвоенные музыкальные произведения, их названия, авторов;
  • слышать в произведении лад (мажор, минор);
  • петь выразительно и осмысленно, с различными динамическими оттенками.
  • оценивать пение своё и товарищей;
  • соблюдать певческую установку, правильно дышать, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками;
  • петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосные каноны;
  • охарактеризовать средства музыкальной выразительности: силу звучания (громко, тихо), регистр (высокий, низкий, средний), темп (быстрый, медленный, умеренный), мелодию (плавно, скачкообразно), ритм (ровный, пунктирный).

По окончании 2 года обучения учащиеся должны

Знать:

  • исполнительские коллективы и составы: хор, ансамбли, оркестры: симфонический, духовой и народных инструментов;
  • названия тембров женских, мужских, детских певческих голосов;
  • простые интервалы и их ступеневую величину;
  • пройденные музыкальные произведения,        знать фамилии        авторов и тексты произведений;
  • выразительные средства музыки.

Уметь:

  • передавать разноплановый характер песни, петь выразительно, с хорошей дикцией;
  • петь без сопровождения и под аккомпанемент, не поддерживающий вокальную мелодию;
  • петь интонационно чисто с разным звуковедением (нон легато, стаккато, пунктир);
  • петь        чисто        одноголосные        произведения        и        слаженно        исполнять        простые двухголосные песни;
  • определять на слух интервалы, тембры голосов;
  • охарактеризовать        прослушанное        музыкальное        произведение        (средства

музыкальной выразительности, музыкальные инструменты);

  • применить свой музыкальный опыт в жизни.

Предметные результаты

уровень освоения воспитанниками базовых понятий вокально–исполнительской деятельности опыт по получению новых знаний в области эстрадного вокала.

Метапредметные результаты -

умение с помощью педагога ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

умение с помощью педагога планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

умение создавать, применять и преобразовывать музыкальные знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, например в дуэтах, трио, квартетах, квинтетах, взаимодействовать и работать в ансамблях. формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий, работа с аппаратурой, микрофонами; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Личностные результаты -

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

целостный, социально ориентировочный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

уважительное отношение к иному мнению. Истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;

участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  1. Контроль уровня обучения

Учащиеся оцениваются по следующим критериям: чистота вокального интонирования; степень сложности исполняемого репертуара; выразительность, осознанность исполнения; прилежание, работоспособность, дисциплинированность, активность на занятиях; уровень освоения теоретического материала.

В соответствии с указанными критериями выделены три уровня освоения обучающимися образовательной программы: высокий, средний, ниже среднего.

Практика

Высокий уровень ставится учащемуся в том случае, если в процессе обучения и на итоговом занятии он продемонстрировал: уверенное и интонационно точное исполнение музыкального произведения с учетом всех пожеланий и рекомендаций педагога; уверенное владение различными видами дыхания, звуковедения, атаки, владение навыкам слухового контроля за собственным исполнением; эмоциональное и выразительное исполнение музыкального номера; трудолюбие и дисциплинированность на занятиях.

Средний уровень учащийся получает, если в процессе обучения и на итоговом занятии продемонстрировал: недостаточно точное воспроизведение музыкального номера ритмические, интонационные неточности, небольшие текстовые погрешности, не совсем точное использование различных выразительных средств; владение различными видами звуковедения, дыхания, атаки; средняя работоспособность, активность на занятиях.

Уровень ниже среднего ставится учащемуся, если в процессе обучения и на итоговом занятии продемонстрировал: неточное интонирование мелодии исполняемого произведения, с большим количеством ошибок; неуверенное знание слов или мелодии исполняемой песни; не эмоциональное, не осознанное исполнение музыкального репертуара; низкая работоспособность, пассивность на занятии; плохое владение навыками слухового контроля за собственным исполнением.

Теория

Высокий уровень ставиться в случаи выполнения теоретических заданий без единой ошибки.

Средний уровень ставиться учащемуся, если он допустил одну или две ошибки.

Уровень ниже среднего получает учащийся в том случаи, если допущены три или более ошибок при выполнении теоретических заданий.

  1. Методическое обеспечение программы

Наименование раздела

Формы занятий

Приемы        и методы

Дидактическое оснащение

Основы музыкальн ой грамоты

Занятие        – игра;

Занятие        – беседа; Путешеств ие Контрольн ое занятие Практическ ое занятие

Изучения нового материала и первичного закреплени я

Комбиниро ванное

занятие

Наглядный метод. Объяснительно- иллюстративный.

Метод практической работы:

упражнения, письменные работы

в нотных        и

творческих тетрадях.

Приемы словесного метода: Объяснение, образный рассказ,

пояснения, указания,

Плакаты:        «Буквенные обозначения                звуков»,

«Фортепианная        клавиатура»,

«Ритмохлопы», «Динамический поезд», «Музыкальная ступица»,

«Ступени лада. Разрешение ступеней»

Дидактические карточки

«Расположение                нот первой октавы»,                «Фортепианная клавиатура.        Название        октав»,

«Основные        длительности нот»,

«Динамические        оттенки»,

«Паузы», «Мажорный и минорный лад»,        «Весёлая        страна интервалов», Поступенное и не поступенное движение мелодии»,

«Полутон, целый тон», «Штрихи»,

«Свойства музыкальных звуков»,

«Размер 2/4. Различные ритмические  группы», «Шумовой        и музыкальный звук».

Музыкально-дидактические игры:

поэтическое слово,

«Длительности        нот»,        «Паузы»,

Обобщения и систематиз ации знаний        и умений

беседа.

«Музыкальная        лесенка»,

«Бубенчики»,        «Три        регистра»,

«Куда        идёт        мелодия»,

«Музыкальные        шарады»,

«Музыкальная мозаика», «Кто самый внимательный», Знаки альтерации».

Учебно-игровые пособия:

. Лёхина        Н.П.        Путешествие        в

страну        интервалов.        –        М.:

«Классика XXI»

. Лёхина Л.Н. Аккордовые сказки для

больших и маленьких 3.Камаева Т.,

Камаев А. «Азартное сольфеджио».

Актуализац ии знаний и умений

Иллюстрированный и игровой материал. Компьютерные

    программы:

«Музыкальный класс», «Трое из

Простоквашино»,                «Школа музыки»,        «Мурзилка»;

Контроля и коррекции знаний        и умений

«До Ре Ми»(мультфильм) Презентации: «Расположение нот первой октавы»,        «Фортепианная клавиатура»,                «Основные длительности нот», «Интервалы»,

«Знаки альтерации», «Полутон,

тон», «Два лада        - два брата»,

«Композитор-исполнитель-

слушатель», «Где живут ноты и длительности»

Формировани е детского голоса.

Занятие – игра.

Занятие – беседа.

Актуализац ии знаний и умений

Методы вокальной работы: концентрический, фонетически й, объяснительно- иллюстративный, Метод

сравнительного анализа.

Плакаты:

«Певческие голоса», «Строение голосового аппарата», «Типы дыхания»

Дидактические карточки:

«Охрана        голоса        и        слуха»,

«Певческое дыхание. Типы дыхания», «Правила положения рта при        пении        гласных»,

«Певческая        установка»,

«Интонация».

Музыкально-дидактические игры:

«Опиши звук», «Музыкальная лесенка», «Бубенчики», «Три регистра», «Куда идёт мелодия»,

«Разноцветные кубики», «Узнай и сложи песенку», «Сколько нас поёт?».

Презентации: Как Рыжик научился

петь, Артикуляционная гимнастика,

Контроль и коррекция знаний        и умений

Дикция, Дыхание, Звукообразование,

Развиваем свой голос (по системе

Емельянова).

Пение учебно- тренировоч- ного материала.

Занятие        – игра.

Тренаж

Контроль и коррекция знаний        и умений

Метод частично- поисковый, репродуктивный.

Метод мысленного пения, сравнительн ого анализа, методы повторения и закрепления вокальных упражнений

Плакаты:

Вокальные        тренировочные упражнения: на дикцию, на развитие диапазона, выравнивание гласных. Упражнения по нотной грамоте, на многоголосие, ритмические, артикуляционные и т.д.

Дидактические карточки:

«Вокальные упражнения по системе Емельянова», «Правила положения рта при пении гласных»,

«Певческая установка»,

«Артикуляционная гимнастика»

Компьютерные программы:

1. Видео уроки Светланы Каратеевой (+DVD) - Издат.:

Лань,2007

Работа        над музыкальны м репертуаром

Практичес кие занятия по изучению муз. репертуара. Тематическ ие музыкальн ые вечера

Постановка песни

Концерт

Метод повторения и закрепления при разучивании песенного материала Метод создания ситуации успеха.

Плакаты:

«Портреты композиторов»,

«Певческие голоса», «Строение голосового аппарата», «Типы дыхания»,        «Вокальные тренировочные упражнения».

Дидактические карточки:

«Каноны», «Правила положения рта при        пении        гласных»,

«Певческая        установка»,

«Двухголосные произведения». Тексты песен

Нотный материал

Презентации текстов песен.

Концертно- исполнительс кая

деятельность

Концерты Праздники Литератур но- музыкаль- ные композици

и

Репродуктивный метод. Метод эмоционального воздействия. Метод формирования положительной мотивации.

Реквизиты Сценические костюмы Микрофоны

Игра на металлофоне

Практическ ое

занятие        – игра, тренаж,ко нтроль и

коррекция знаний

Метод практической работы Объяснительно- иллюстративный Метод подбора        по слуху.

Инструменты Нотные издания

Плакаты:        «Азбука        –        потешки»,

«Ноты 1 и 2 октавы»

и умений.

Итоговые занятия

Контрольн ое

занятие

Метод формирования положительной мотивации

Электронные, бумажные тесты – карточки

Фортепиано

  1. Кадровое обеспечение

Программу реализует педагогический работник (педагог дополнительного образования, учитель), имеющий среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.

К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.

  1. Календарно-учебный график

Начало учебного года

01.09.2022

Продолжительность учебного года

34 недели

Продолжительность каникул:

Осенние

29.10-2022-06.11.2022

Зимние

24.12.2022-08.01.2023

18.02.2023-26.02.2023

Весенние

25.03.2023-02.04.2023

Летние

01.06.2023-31.08.2023

Окончание учебного года

31.05.2023

  1. Материально-техническое обеспечение
  1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
  • Цифровое фортепиано «YAMAHA» -1 шт.
  • Шумовые инструменты (бубны, ложки, румбы и т.д.) – 2 набора.
  • Металлофоны – 15 шт.
  1. ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА КАБИНЕТА
  • Стенд для работ – 2 шт.
  • Стол письменный – 1 шт.
  • Стол двухместный – 15 шт.
  • Стулья ученические -30 шт.
  • Стул мягкий -1 шт.
  • Стул для концертмейстера – 1 шт.
  • Стенка для книг и пособий – 1 шт.
  • Концертные костюмы, реквизиты. 3.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
  • Компьютер - 1 шт.
  • Мультимедиа проектор - 1 шт.
  • Экран - 1 шт.
  • Принтер лазерный формата А4 - 1 шт.
  • Микрофоны - 4 шт.
  • Банк электронных ресурсов:

Форма

Вид

Количество

Занятие - презентация

PowerPoint

34

Интерактивные тесты

Word, PowerPoint

18

Обучающие компьютерные диски

Диски

8 дисков

Учебные пособия по вокалу

Диски,

проигрывате

ль

Windows Media

4 диска

Информативные энциклопедии

Диски,

проигрывате

ль

Windows Media

3 диска

Музыкальные тренинги - программы

Интернет

14

Детские        песни,        фонограммы, классическая

музыка.

Диски,

проигрывате

ль

Windows Media

110 дисков

Видеофильмы

Интернет

6 дисков

Электронные книги по вокалу (теория,

ноты)

Интернет

28

  1. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ:
  • Портреты зарубежных и русских композиторов. 22 портрета (комплект) – Санкт- Петербург, Издательство «Композитор», - 2003
  • Иллюстрации русских народных инструментов – М.: «Издательство ГНОМ», 2004
  • Иллюстрации, посвящённые малым народам севера
  • Иллюстрации времён года (Саврасов, Левитан и др.)
  1. УЧЕБНЫЕ ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ:
  1. Словарик музыкальных терминов. – М.: «Классика XXI» - 2004
  2. Домагацкая И. Учусь вместе с мамой (музыкальный альбом в картинках). – М.:

«Классика XXI» - 2004

  1. Лёхина Н.П. Путешествие в страну интервалов. – М.: «Классика XXI» - 2002
  2. Лёхина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких – М.: «Классика XXI» - 2003
  3. Камаева Т., Камаев А. «Азартное сольфеджио». Иллюстрированный и игровой материал.

–        М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, - 2004.- 32с.

10. Список литературы

Литература, рекомендованная педагогам:

  1. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: Г уманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000, - 304 с.: ноты.
  2. Осенева,        М.С., Безбородова Л.А.        Методика        музыкального воспитания        младших школьников. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 368с.
  3. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384с.
  4. Сергеева, Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 136с.
  5. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб.: Лань,1997. – 192с.

Нотные издания

  1. Почемучка. Детские песни Людмилы Лядовой – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 64с.
  2. Семь нот. Выпуск 3. - М.: Издательство «Музыка», 1992. - 34с

3        Ермалаев, П.И. Песни для детей. – Санкт-Петербург «Детство - Пресс», 2002. - 32с.

  1. Ефимов, Т. Е. Загрустила что-то Баба Яга [Ноты]: [для пения в сопровожд. фп.] / Теодор Ефимов. - Ярославль : Академия Холдинг, 2005. - 63 с.
  2. Абелян, Л.А Забавное сольфеджио. - М.: «Классика XXI» - 2003 – 54с.
  3. Алексеева, Л. Музыкальная азбука. Серия для всех и каждого. – М.,2004-72с.
  4. Песни для детей. – М.: Сполохи, 2000. – 48с.
  5. Валявко, С.М, Васильева Т.Н., Супрыкина О. А. Путешествие в стране шумов, звуков и букв. – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 62с
  6. Каждый класс – хор. Песенный репертуар для уроков музыки. Сборник №1. – М.: МИОО, 2004. –64с.
  7. Крылатов.Е. Крылатые качели: Музыкальный сборник. – М.: Дрофа, 2001. –6с.
  8. Железнов с.с., Железнова К. Азбука-потешка. Русские потеши и считалки с нотами- картинками. – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 72с.
  9. Радынова О.П. Колыбельные русских и зарубежных композиторов. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 126с.
  10. Радынова О.П. Сказка в музыке. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры».–        М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 24с.
  11. Радынова О.П. Музыкальные инструменты и игрушки. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 32с.
  12. Радынова О.П. природа и музыка. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». – М.: «Издательство ГНОМ», 2000.- 95с.

  1. Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии. 1 класс. – М.: ООО «Издательство

«РОСМЭН - ПРЕСС», 2001. – 80 с.

  1. Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии. 2 класс. – М.: ООО «Издательство

«РОСМЭН - ПРЕСС», 2001. –128с.

  1. Пляцковский С.М. От улыбки станет всем теплей. Серия «Лучшее песни для детей» – М.: РИО «Самовар ». – 2000
  2. Энтин Ю. А мне летать охота! Серия «Лучшее песни для детей» – М.: РИО

«Самовар ». – 1995

  1. Песни для учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы. - М.: Издательство

«Музыка», 1990. – 2000с.

31.        Космачёв И. Здравствуй детство! Песни для детей. -        М.: Издательство

«Советский композитор», 1984 - 46с.

Литература, рекомендованная учащимся

  1. Кончаловская Н. Нотная азбука. Серия «Почемучка». - М.:ООО Издательство АСТ», 2000. – 60с.
  2. Весёлые уроки в школе и дома. (Учимся играя) /Авт.сост. Бугаёва З.Н. - М.:ООО Издательство АСТ», 2002. – 383с.
  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка. – М.:ООО Издательство АСТ», 2003 – 397с.
  4. Великие музыканты XX века / Автор – сост. Д.Е. Сидорович – М.: «Мартин», 2003.

– 512с.

  1. Современная энциклопедия. Музыка наших дней. /Под ред. Д.М. Волохин. – М.: Аванта+, 2002. –432с.: ил.
  2. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 – 3 класс. - М., 2004г. – 32с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Средний хор" (2014-15 учеб. год)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" ознакомительного уровня 2 ступени для учащихся 2-4 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Старший хор" (2014-15 учеб. год)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" базового уровня для учащихся 5-9 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Хорове пение. Ансамбль" (2014-15 учеб. год)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" углублённого уровня для учащихся 10-11 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение" (2013-14 учеб. год)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" для учащихся 7-18 лет....

Дополнительная образовательная программа "Хоровое пение" (год создания 2008 г.)

Программа музыкально-хорового центра "Лель" для учащихся 6-18 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Средний хор." (2014-2015 уч.года)

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 2 ступени для учащихся 2-4 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

дополнительная общеразвивающая программа «Хоровое пение»

Общеразвивающая программа дополнительного образования «Хоровое пение»  разработана для занятий кружка среднего и старшего хора в соответствии с основными положения...