Рабочая программа учебного предмета "История изобразительного искусства" 2 класс
рабочая программа

Шулакова Елена Дмитровна

Программа составлена на основе

ОСНОВНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИВОПИСЬ».УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ПО.02.УП.02. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Рабочая программа учебного предмета «История изобразительного искусства. 2 класс» ПО.02.УП.02. разработана на базе основной программы школы, которая выполнена с учётом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства (далее ФГТ)    «Живопись» (срок обучения 5 лет с дополнительным годом обучения к ОП)

Учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,  позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов,  нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями. 

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «История изобразительного искусства» и консультации рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.

Недельная нагрузка в часах во 2 классе:

Аудиторные занятия:– 1,5 часа

Самостоятельная работа:– 1,5 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_ist_isk_2_kl.doc272 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  ШКОЛА»

216400, Смоленская область, город Десногорск, 4 микрорайон, строение2, помещение2

Тел/факс (48153) 7-46-11/3-16-65

E-mail: ddhs@mail.ru //Сайт:www.desdhsh.ru

УТВЕРЖДАЮ:        

Директор школы                        

_______Р.И.Широкова                

«___»______ 2018 г.

СОГЛАСОВАНО:                

Зам. директора по УМР          

_______Е.Д.Шулакова                        

«___»______ 2018 г.              

РАССМОТРЕНО:

На заседании

педсовета №

 «___»______ 2018 г.              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета

«ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

(2класс)

на 2018-19 учебный год

Программа составлена на основе

ОСНОВНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИВОПИСЬ».

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

ПО.02.УП.02. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

принятой в МБУДО «Десногорская ДХШ»

Преподаватель:

Шулакова Елена Дмитровна

г. Десногорск

       2018 г.


СОДЕРЖАНИЕ

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

2.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4.

ТРЕБОВАНИЯ  К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

5.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

6.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

7.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

8.

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «История изобразительного искусства. 2 класс» ПО.02.УП.02. разработана на базе основной программы школы, которая выполнена с учётом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства (далее ФГТ)    «Живопись» (срок обучения 5 лет с дополнительным годом обучения к ОП)

Учебный предмет «История изобразительного искусства» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,  позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов,  нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.  

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «История изобразительного искусства» и консультации рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.

Недельная нагрузка в часах во 2 классе:

Аудиторные занятия:– 1,5 часа

Самостоятельная работа:– 1,5 часа

Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

2 класс

Всего

часов

Полугодия

3

4

Аудиторные занятия

24

25,5

49,5

Самостоятельная работа

24

25,5

49,5

Максимальная учебная нагрузка

48

51

99

Вид промежуточной и итоговой аттестации по полугодиям

Контрольная

работа

  1. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс

Общий объем времени в часах

Тема урока

Максимальн. учебн. нагруз-ка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

Раздел I.Средневековое искусство X – XIV вв.

Искусство Византии

3

1,5

1,5

Искусство стран Западной Европы романского периода  (XI - XII вв.)

6

3

3

Искусство  стран Западной Европы эпохи готики (XII-XIV вв.)

6

3

3

Раздел II.Древнерусское искусство

Искусство древнерусского государства XI-XII веков. Архитектура Киевской Руси

3

1,5

1,5

Белокаменное зодчество  Владимиро-Суздальской Руси

3

1,5

1,5

Архитектура Новгорода (конец XII—XV вв.)

3

1,5

1,5

Московский Кремль конца  XV – XVII веков

3

1,5

1,5

Архитектура  середины и конца XVI века Шатровое зодчество.

3

1,5

1,5

Памятники русской архитектуры  XVII века

3

1,5

1,5

Храмовая архитектура Смоленска XII-XVII веков. Смоленская крепостная стена

3

1,5

1,5

Живопись Московского княжества. Творчество Феофана Грека (ок.1340-ок.1410)

3

1,5

1,5

ТворчествоАндрея Рублева (ок.1360-ок.1430)

3

1,5

1,5

Московская школа живописи конца XV - XVI века. Творчество Дионисия(ок.1440-ок.1505)

3

1,5

1,5

Иконопись XVI - XVII

3

1,5

1,5

Раздел III.Искусство эпохи Возрождения в Италии  XIII-XIVвв.

Искусство Проторенессанса в Италии (XIII-XIV вв.)

3

1,5

1,5

Архитектура, скульптура Раннего Возрождения

3

1,5

1,5

Живопись Раннего Возрождения

3

1,5

1,5

Творчество Сандро Боттичелли (около 1445-1510

3

1,5

1,5

Искусство Италии Высокого  Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи (1452-1519)

3

1,5

1,5

Творчество Рафаэля Санти (1483-1520)

3

1,5

1,5

Творчество Микеланджело Буонаротти (1475-1564)

3

1,5

1,5

Творчество Тициана (1476-1576)

3

1,5

1,5

Искусство Италии Позднего  Возрождения. Творчество Андреа Палладио (1508—1580), Веронезе и Тинторетто(1518—1594)

3

1,5

1,5

Раздел IV.Искусство Возрождения в Северной Европе XIV-XVI

Искусство Нидерландов эпохи Возрождения

3

1,5

1,5

Творчество Ян ван Эйка(между 1390 и 1400—1441)

3

1,5

1,5

Творчество Иеронима Босха (около 1460—1516)

3

1,5

1,5

Творчество Питера Брейгеля Старшего(между 1 525 и 1530—1569)

3

1,5

1,5

Возрождение во Франции

3

1,5

1,5

Искусство Германии эпохи Возрождения (XV-XVI вв.)

Творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528)

3

1,5

1,5

 Творчество Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543)

3

1,5

1,5

Контрольная работа

3

1,5

1,5

Всего

    49,5


  1. 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВТОРОЙ КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО

Искусство Византии

Византийское искусство внесло в культуру многих стран новое содержание, наполнило его новыми образами. Оно формировалось, с одной стороны, на основе античной архитектуры и скульптуры, а  с другой - под влиянием  художественной  культуры  Ближнего  Востока.  Особенно  важную роль в художественной жизни сыграло христианство.

Раннехристианская архитектура. Храм Святой софии в константинополе.

Рассказать  об  образовании  Восточной  части  Римской  империи,  об истории  термина  «Византия»;  о  преемственности  греко-римской  культуры.

Познакомить с величай шимми достижения ми в области архитектуры: разработке идеи христианского храма на рубеже 5-6 веков как подбия небесного града Иерусалима; проследить развитие композиции храма от варианта римской базилики до создания схемы крестово-купольного храма;

раскрыть символику частей храма в их единстве. Обратить внимание на скромную внешнюю  отделку сооружения и богатое внутреннее  убранство как специфику византийских храмов; на расположение мозаик в интерьере. Познакомить с шедевром византийской архитектуры Софией Константинопольской.

Самостоятельная работа: посмотреть по Интернету документальный фильм «София Константинопольская».

Византийская иконопись

Сформировать представление о роли церковного интерьера в византийском храме, о синтезе искусств,воплощённом в стенных и плафонных росписях; об особенности иконописных изображений, являющихся посредниками между видимым и невидимым миром в эпоху средневековья; о роли иконописца, его подобии священнику. Проследить то, как изменялся язык изображений святых от реалистических индивидуальных образов, до изобразительных элементов, которые приобрели характер условных  знаков,  закрепленных  в  каноне.  Рассмотреть  то,  как  развивался главный образ византийской культуры - образ Иисуса Христа - от юноши пастуха до возникновения образа Бога – грозного, непримиримого судьи. Рассказать о том, что именно Византия выработала все прообразы (архетипы)

- постоянные иконографические схемы, от которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов. Познакомить с мозаиками собора Сан Витале в Равенне; мозаиками Софийского собора. Святой Лука как первый иконописец.  Икона  «Владимирской  Богоматери».    Взаимоотношение  между изображением и молящимся.

Самостоятельная работа: посмотреть в интернэте (YouTube)Видеоролик «Равэннское пение» (римовизантийское),5-8 вв.; рассмотреть мозаики Равенны, их колорит.

Средневековое искусство Западной Европы

Р а з д е л  I. Искусство Западной Европы X – XIV вв.

Средневековое искусство – искусство эпохи феодальной формации. Сложность взаимодействия религии и искусства. Господство религиозного мировоззрения в средние века. Место художника в феодальном обществе. Одухотворенность, глубина выражения чувств в произведениях средневекового искусства.

Ведущая роль архитектуры в синтезе искусств средневековья. Значение городов и монастырей как культурных центров.

С III века до н.э. античный мир переживает кризис. В 476 году Западная римская империя перестает существовать (варварские германские племена образовали свое государство). Происходит взаимопроникновение национальных культур  античности. В основе искусства Западной и Центральной Европы лежит народная мифология ( звериный стиль ).

Тема 1. Романское искусство.

        Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X—XII вв. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романского» зодчества (от лат. romanus — «римский»). Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период романики завершился в конце XII в., то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.

Строительство замков феодалов, крепостей, монастырей, церквей. Конструктивные и образно – художественные особенности романских сооружений.

Тема 2. Готическое искусство.        

         Готика – искусство расцвета средневековых городов – коммун. Синтез искусств в готическом соборе (архитектура, скульптура, живопись, витражи, музыка, мистерия, декоративно – прикладное искусство). Конструктивные особенности готических соборов. Усиление роли скульптуры в архитектурном ансамбле. Внутренняя динамика, отражение жизненных наблюдений в готической скульптуре. Витражи. Светские и реалистические тенденции в книжной миниатюре XV в.Искусство Франции: собор Парижской Богоматери, соборы в Раймсе, Шартре и Стратсбурге, капелла Сент. Шапель. Искусство Германии: Кельнский собор, собор в Фрейбурге, скульптура из собора в Наумбурге.

В культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо( патриарх, архиепископ). Архитектура собора отличается монументальностью форм, отражает определенный архитектурный стиль. На фасадах размещались статуи святых и аллегорические фигуры, в других частях здания многочисленные светские изображения. Разнообразная тематика цветных витражей – главного вида готической живописи.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ X – НАЧАЛА XV ВВ.

Р а з д е л  II. Древнерусское искусство

Русское искусство эпохи Средневековья начиная с X в. и вплоть до конца XVII столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями называл православной.

Вхождение Древнерусского государства через принятия христианства в культурный круг европейских народов.

Тема 3.  Искусство Киевской Руси XI-XII. Архитектура Киевской Руси.         

        Многообразие и богатство художественного наследия Древней Руси.

Образование и расцвет Киевского государства. Культурные связи с Византией.

Десятинная церковь.

Киевская София -символ могущества и величия Киевского государства. Архитектурная композиция Киевской Софии - главного собора Киевской Руси.

Мозаики и фрески Киевской Софии. В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная композиция в строительстве каменных храмов. Прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма — подкупольное пространство между четырьмя главными столбами.

Тема 4. Искусство Новгорода XI-XV. Архитектура. Малые храмы.        

        Своеобразие общественной жизни в Новгородской феодальной республике.

Лаконизм, суровая простота и богатырская мощь сооружений Новгорода в XII в. Новгородская София. Развитие типа небольшого четырехстолпного храма. Церковь Спаса на Нередице, Николы на Липне, Федора Стратилата на Ручье, Спаса Преображения на Ильине улице.

Тема 5.Белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской земли.        

        Феодальная раздробленность Древней Руси в XII в. Сложение местных художественных школ. Своеобразие Владимиро-Суздальской художественной школы. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. 1152 г. Спасо-Преображеиский собор в Переславле-Залесском. 1152—1157 гг.

 Крепостные и дворцовые сооружения Владимира: Золотые ворота. Успенский собор и Дмитриевский собор во Владимире. Символический смысл скульптурного декора Дмитриевского собора.

Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества.

Тема 6. Московский Кремль конца  XV - XVII. Главные храмовые комплексы православного государства.        

        История Московского Кремля тесно связана с историей возвышения Москвы и борьбы ее с татаро-монгольским игом, с историей объединения русских земель в единое централизованное государство, со всей историей нашей Родины. 

Успенский собор в Кремле. Конец XV в

Благовещенский собор в Кремле. Конец XV в.

Церковь Ризположения в Кремле. Конец XV в.

Грановитая палата в Кремле. Конец XV в.

Архангельский собор в Кремле. Начало XVI

Ивановская колокольня в Кремле.

Кремлёвские укрепления XVI—XVII вв.

Тема 7.Архитектура середины и конца XVI века. Шатровое зодчество.

        Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это первый шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века. 

Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.

Тема 8.Памятники русской архитектуры XVII века.        

        В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие изменения. Значительно большее развитие получило каменное (кирпичное)
строительство. Широко стали применяться новые виды строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали. Многие постройки возводились мастерами Приказа каменных дел (образован в конце XVI в.).

Подъём гражданской архитектуры, ярко проявившийся в конце XV — начале XVI в. в строительстве Кремлёвского дворца, имел достойное продолжение в XVII столетии. В невиданных прежде масштабах возводились дворцы, административные сооружения, жилые дома, гостиные дворы. В их архитектурном облике сказывалось не только желание зодчих следовать лучшим традициям прошлого, но и стремление создать совершенно новые типы построек, выработать новый стиль.

Тема 9. Храмовая архитектура Смоленска XII-XVII веков. Смоленская крепостная стена.

        XII век был временем расцвета Смоленска. Свидетельством этого подъема является широко развернувшееся строительство кирпичных зданий. До наших дней сохранились лишь небольшие остатки и фундаменты древних строений. И только три здания сохранились в значительной полноте - церковь Петра и Павла на Городянке (1146 г.), Иоанна Богослова на Варяжской улице (1173 г.) и Михаила Архангела - Свирская (Северская) - на Пристани (1190-е гг.).

Смоленская крепостная стена-«Ожерелье земли русской».Успенский Кафедральный собор (1676-1772 гг.). Смоленская икона Божией Матери — одна из самых загадочных икон в истории Русской Православной Церкви. Она написана в иконографическом типе "Одигитрия" (греч. – Путеводительница).

Тема 10. Монументальная живопись (мозаика  и фреска). Иконопись.        

        Древнерусская монументальная живопись складывалась на основе византийских традиций. Киев стал учеником Константинополя — столицы Византийской империи. Оттуда приезжали на Русь митрополиты, епископы, священники, а также архитекторы и живописцы, которые привозили иконы и украшенные миниатюрами церковные книги. На протяжении нескольких столетий русские мастера перенимали тонкое искусство «греков» — так называли на Руси всех подданных василевса вне зависимости от их национальности. Мастера, оформляя древнерусские соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску.

Тема 11. Живопись московского княжества. Творчество Феофана Грека.        

        Когда в 90-х гг. XIV в. в Москве появился знаменитый византийский художник Феофан Гречин (в искусствоведении его обычно называют Греком), здесь уже сложились новые живописные традиции. Местные живописцы благодаря Феофану получили возможность познакомиться с византийским искусством в исполнении не рядового мастера-ремесленника, а гения, для которого, казалось, не было ничего невозможного.

Дионисий - русский живописец и иконописец. Продолжатель традиций А. Рублёва,  представитель московской школы кон. XV в. Характерной чертой его искусства были узкие, элегантные фигуры, тонкий, уверенный рисунок и часто светлые, прозрачные краски.

Тема 12. Творчество Андрея Рублева.        

        Андрей Рублёв, русский художник конца 14 — первой трети 15 века, создатель фресок, икон, миниатюр; преподобный (канонизирован в 1988, память 17 июля). Был известен при жизни, знаменит после смерти (источники 1430-1460-х годов), особо прославляем с конца 15 века («Отвещание...» Иосифа Волоцкого); в 16 веке его работы становятся обязательными образцами для подражания (постановление Стоглавого собора 1551). С именем Андрея Рублёва связан самый высокий взлёт в истории древнерусского изобразительного искусства. Рублёв был тем гениальным мастером, который создал свой собственный оригинальный стиль, бесконечно совершенный, глубоко русский по своей сущности и художественному выражению (хотя и многим обязанный достижениям Византии), но вместе с тем благородной простотой заставляющий вспомнить искусство античности. Стиль Рублёва, линейный и колористический строй его икон, воплощавший гармонию и красоту, сложившийся в его творчестве новый эстетический идеал определили лицо московской школы живописи.

Тема 13.Московская школа живописи конца XV – XVI в. Творчество Дионисия.        

        Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий московскийиконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477).

Тема 14. Иконопись XVI- XVII        

        Начало XVI века ознаменовалось господством двух художественных направлений, унаследованных  из предшествующей эпохи. Одно из них получило название годуновской школы, так как большинство известных произведений было выполнено по заказу Бориса Годунова и его родственников. Другое – строгановская школа. Большинство произведений этого стиля связано с заказами знатного купеческого рода Строгановых. Строгановская школа  - это искусство иконной миниатюры. Ярким представителем был Прокопий Чирин, позднее Симон (Пимен Федорович) Ушаков (1626-1686). Он человек разносторонних талантов, теоретик и практик живописи, графики и прикладного искусства. В 1667 году Ушаков  изложил такие взгляды на задачи живописи, которые по существу вели к разрыву с иконописной традицией. Задача: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству.

Тема 15. Декоративно-прикладное искусство.

        Киевская Русь славилась своими мастерами в прикладном, декоративном искусстве, которые в совершенстве владели различными техниками: сканью, эмалью, зернью, чернью о чём свидетельствуют ювелирные украшения. Не случайно велико было восхищение чужеземцев художественным творчеством наших умельцев. Л. Любимов в своей книге «Искусство Древней Руси» приводит описание звёздчатых серебряных колтов из тверского клада XI–XII веков: «К кольцу с полукруглым щитком припаяны шесть серебряных конусов с шариками. На каждый конус напаяно 5000 крохотных колечек диаметром 0,06 см из проволоки в 0,02 см толщиной! Только микрофотосъемка позволила установить эти размеры. Но это не все. Колечки служат лишь постаментом для зерни, так что на каждое насажено еще зернышко серебра диаметром 0,04 см!». Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Мастера использовали яркие краски, умело подбирали цвета. В рисунках прослеживались мифологические языческие сюжеты и образы, которые особенно часто использовались в прикладном искусстве. Их можно увидеть на резной деревянной мебели, домашней утвари, расшитых золотом тканях, в резных костяных изделиях, известных в Западной Европе под названием «резьба тавров», «резьба русов».

Р а з д е л  Ш. Искусство эпохи Возрождения в Италии  XIII-XIVвв.

Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат. humanus — «человечный») — течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI вв. распространилось в других европейских странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

Основные черты эпохи Возрождения. Возрождение как «величайший прогрессивный переворот» (Ф. Энгельс). Борьба за новую культуру, за духовное раскрепощение личности. Формирование гуманистического мировоззрения в эпоху Возрождения. Периодизация искусства Возрождения.

Высокий авторитет искусства и художника в эпоху Возрождения. Создание гуманистического идеала. Борьба за реализм в искусстве. Теоретические и практические искания художников. Изучение античного наследия, перспективы, анатомии. Возникновение новой станковой формы живописи. Характер композиции в живописи Возрождения. Рисунок.

Тема 16. Искусство Проторенессанса в Италии XIII—XIV вв.        

        В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (т. е. подготовившим наступление Ренессанса; от греч. «протос» — «первый»).

Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме.

Архитектура: Арнольфо ди Камбио

Скульптура: Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284).Джованни Пизано (1245 или 1250 — после 1314).Живопись: «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.), принадлежащий перу Джорджо Вазари (1511 —1574).Чимабуэ (настоящее имя Ченни ди Пепо; около 1240 — около 1302).Джотто ди Бондоне (1266 или 1267—1337).

Тема 17. Архитектура, скульптура Раннего Возрождения.

        Раннее Возрождение. Реалистическая реформа Джотто и ее распространение в итальянской живописи треченто. Росписи капеллы дель Арена в Падуе. Утверждение реальной ценности человека. Воспроизведение трехмерного пространства, передача пластического объема.

Новаторство в понимании объема и пространства в архитектуре: творчество Брунеллески.

Новаторская сущность творчества Донателло: «Давид» и «Кондотьер Гаттамелата». Воплощение гуманистического идеала в скульптуре. Сочетание монументальной декоративности и реалистического портрета в скульптуре.

Реалистические новаторские искания в живописи. Творчество Мазаччо – овладение средствами линейной и воздушной перспективы. Фрески капеллы Бранкаччи.

Тема 18. Живопись Раннего Возрождения

        Пьеро дела Франческа. Фрески церкви Сан Франческо в Ареццо.    Пьеро дела Франческа совершенствовал новые методы в живописи во Флоренции. Его фрески относятся к середине ХY века,  «Сон Константина» (около 1460) . Некоторые работы имеют сходство с композицией фресок Мантеньи. Но никто не раскрыл богатейших возможностей света с такой полнотой, как Пьеро дела Франческа.

Тема 19. Творчество Сандро Боттичелли.

        Сандро Боттичелли (около 1445-1510)- певец изысканной гармонии, создатель возвышенных образов-аллегорий – он подарил нам идеал женской красоты,  называемый с тех пор «ботичеллиевским».

Позднее появятся творения, затмившие для современников работы художника, но лиризм и необыкновенно нежная, одухотворенная красота его созданий для многих людей остаются наивысшими достижениями того времени. В работе Боттичелли «Весна» его искусство идей начинается от готической миниатюры.        Утонченность, хрупкость образов Боттичелли: «Весна», «Рождение Венеры».

Тема 20. Искусство Италии Высокого Возрождения. Творчество Леонардо  да Винчи.

        Высокое Возрождение. Гармоничное сочетание научного и художественного подхода к трактовке действительности у великих мастеров Возрождения.

Донато Браманте (1444— 1514) наметил пути развития архитектуры Италии XVI в.

 Значение Леонардо да Винчи как ученого, мыслителя и художника. Творческий путь Леонардо. Характерные черты: философское осмысление жизни, создание обобщенного типа человеческой красоты, синтетического образа природы: «Мадонна Бенуа, «Мадонна Лита». Одухотворенность и высокая земная человечность «мадонн». Философская широта и композиционное решение темы «Тайной вечери». Глубина портретов Леонардо: «Портрет  Моны Лизы», «Автопортрет».

Тема 21. Творчество Рафаэля Санти.         

        Поиски в творчестве Рафаэля идеала гармонически развитого совершенного человека. Эволюция излюбленного образа мадонны от «Мадонны Конестабиле» до «Сикстинской мадонны». Монументальные композиции Рафаэля. Значение творчества Рафаэля в развитии классического рисунка, композиции, портрета и монументальной живописи Высокого Возрождения.

Тема 22. Творчество Микеланджело.        

        Творчество Микеланджело как наиболее яркое пластическое выражение идеалов Высокого Возрождения и трагизма позднего периода эпохи. Высокий гражданский пафос. Философское отражение важнейших идейных и политических событий современности: «Пьета», «Давид», «Рабы». Ансамбль капеллы Медичи.

Величайший монументальный фресковый цикл – роспись Сикстинской капеллы. Архитектурные работы Микеланджело. Значение творчества Микеланджело.

Тема 23. Творчество Тициана.        

        Особенности развития венецианской школы, сохранение ренессансных идеалов. Блистательный колорит Тициана, передача радости и гармонии бытия. Роль Тициана в развитии ренессансного портрета. Тема Страдания и гибели героя в позднем творчестве Тициана как следствие общего кризиса Возрождения.

Тема 24. Искусство Италии Позднего Возрождения. Творчество Андреа Палладио, Веронезе и Тинторетто.        

        Андреа Палладио (1508—1580) — крупнейший ренессансный архитектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения.

Праздничный, жизнеутверждающий характер венецианского Возрождения наиболее ярко проявился в творчестве Паоло Веронезе, Паоло Кальяри (1528—1588).

Тинторетто (1518—1594) Обилие внешних художественных воздействий растворилось в неповторимой творческой индивидуальности этого последнего из великих мастеров итальянского Возрождения. В своём творчестве он был гигантской фигурой, творцом вулканического темперамента, бурных страстей и героического накала.

Искусство маньеризма.

Р а з д е л  IV. Искусство Возрождения в Северной Европе XIV-XVI.                                      

Нидерланды — историческая область, занимающая часть обширной низменности на североевропейском побережье от Финского залива до пролива Ла-Манш. В настоящее время на этой территории находятся государства Нидерланды (Голландия), Бельгия и Люксембург.

Среди нидерландских горожан было немало людей искусства. Живописцы, скульпторы, резчики, ювелиры, изготовители витражей входили в различные цехи наряду с кузнецами, ткачами, гончарами, красильщиками, стеклодувами и аптекарями. Однако в те времена звание «мастер» считалось весьма почётным титулом, и художники носили его с не меньшим достоинством, чем представители других, более прозаических (на взгляд современного человека) профессий. Новое искусство зародилось в Нидерландах в XIV столетии.

Гуманистические тенденции в разработке проблем духовной жизни и острый интерес к окружающей жизненной среде в искусстве Нидерландов и Германии в эпоху Возрождения. Сравнение искусства итальянского Возрождения с искусством северного Возрождения: темы и сюжеты; изобразительная система.

Тема 25. Искусство Нидерландов эпохи Возрождения.        

        Клаас слютер (между 1340 и 1350—1406) «Колодец пророков», монументальная

Композиция.Поль, Жан и Эрман Лимбурги  родились во второй половине XIV в. в городе

Неймегене на северо-востоке Нидерландов - «Великолепный часослов герцога Беррийского» задумывался как своего рода альбом воспоминаний — собрание видов тех мест, которые были дороги герцогу? В любом случае, на всех пейзажах в календаре воспроизведены конкретные местности, причём с изумительной точностью.Робер Кампен(около 1378—1444) К числу ранних произведений Кампена относится «Рождество Христово», созданное около 1425 г. Благовещение.Центральная часть трёхстворчатого Алтаря Мероде. Около 1427—1428 гг.

Тема 26. Творчество Ян ван Эйка.        

        Реалистическая реформа Яна Ван Эйка.Ян ван Эйк(между 1390 и 1400—1441)

Ранние работы Яна ван Эйка не  обнаружены до  сих пор. Первое из датированных его произведений — Гентский алтарь — создано  по заказу гентского горожанина Йодока Вейдта, человека богатого и  влиятельного, для его семейной капеллы в гентской церкви Святого Иоанна Крестителя. Работа над алтарём была начата, видимо, около 1422 г., а закончена  в 1432 г. Портрет супругов Арнольфини. 1432 г.

Тема 27. Творчество Иеронима  Босха.        

        Иероним Босх(около 1460—1516) Дух этого тревожного и трагического века прочувствовал и частично предугадал нидерландский художник Иерон ван Акен, более известный под псевдонимом Иероним Босх. Картина «Семь смертных грехов» принадлежит к числу его ранних работ. Воз сена. Центральная часть трёхстворчатого алтаря. 1500—1502 гг. Эскориал. Бродяга. Сад наслаждений.

Тема 28. Творчество Питера Брейгеля Старшего.        

        Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530—1569) Роль П. Брейгеля («Мужицкого») в формировании демократической и социальной направленности крестьянского жанра и национального пейзажа. Иносказательность творчества П. Брейгеля, за которой стоят злободневные проблемы современности.

Падение Икара. Между 1555 и 1558 гг.Нидерландские пословицы. 1559 г.

Вавилонская башня. 1563 г.Несение креста. 1 564 г

«Избиение младенцев в Вифлееме» 1566 г.«Месяцы» 1565 год. Слепые. 1568 г.

Тема 29. Искусство Франции        

        Начало эпохи Возрождения во Франции (первая четверть XIV в.) В отличие от Италии, где обращение к античности положило начало эпохе Возрождения, во Франции старое и новое на первых порах переплетались настолько тесно, что историки до сих пор затрудняются определить, когда же окончилось Средневековье и началось Возрождение. ЖАН ФУКЕ(около 1420—1481) первый художник французского Возрождения.

Портрет Карла VII. 40-е гг. XV в. Мадонна с Младенцем. Правая часть двустворчатого Меленского алтаря. Около 1456 г.

Замки Луары в каждой стране есть местность, как бы вобравшая в себя качества национального характера и самого духа страны, — её «сердце». Во Франции это долина Луары — «самой французской реки», по выражению писателя Гюстава Флобера. Замки, построенные здесь в конце XV начале XVI в., принесли долине Луары славу колыбели французского Возрождения.

Школа Фонтенбло Создателями нового направления во французском искусстве стали два итальянских художника: в 1530 г. во Францию приехал флорентиец Джованни-Баттиста Россо, или Россо Фьорентино (1494— 1540), а в 1531 г. — Франческо Приматиччо (1504—1570) из Мантуи. Оба итальянца обосновались в Фонтенбло — местечке близ Парижа, славившемся охотничьими угодьями. Франциск I, страстный охотник, начал там перестраивать очередной замок.

Филибер Делорм (между 1510 и 1515—1570).Жан Гужон(около 1510 — после 1568)

Тема 30. Искусство Германии эпохи Возрождения.         

        Художественные открытия итальянского Ренессанса приживались в Германии трудно. Немецкие мастера XVI в. не собирались слепо следовать советам иноземных учителей. Античность для них была скорее пищей для фантазии, а не источником вдохновения. Основной темой искусства Германии в XVI столетии, как и в Средневековье, была попытка в зримых образах воплотить христианский идеал, который часто становился знаменем борьбы против безнравственности и корыстолюбия церковных и светских владык.

Мартин Шонгауэр(около 1453—1491) Мадонна в беседке из роз. 1473 г.

Рождество. Около 1480 г.

Альбрехт Альтдорфер(около 1480—15.38) один из основателей жанра новоевропейского пейзажа. Лесной пейзаж с битвой Святого Георгия. 1510 г. Святое семейство. 1510 г.

Битва Александра Македонского с Дарием  1529 г.

Лукас Кранах Старший(1472—1553)

Портрет МартинаЛютера.

Портрет Морица Саксонского. Около 1526 г.

Ганс Гольбейн Младший(1497 или 1498—1543)

Мёртвый Христос.1522 г.

Пляски Смерти. Гравюры. 20-е гг. XVI в.

Портрет Эразма Роттердамского.

Тема 31. Творчество Альбрехта Дюрера.         

        А. Дюрер (1471—1528)– один из крупнейших гуманистов Возрождения. Его роль в создании общенационального направления немецкого реализма. Типические характеры представителей эпохи Возрождения в портретном творчестве Г. Гольбейна – младшего.

Четыре всадника. Гравюра из цикла «Апокалипсис». 1498 г.

Автопортрет. 1498 г.

Автопортрет. 1500 г.

Рыцарь, Дьяволи смерть. Гравюра из цикла «Мастерские гравюры». 1513 г.

Меланхолия. Гравюра из цикла «Мастерские  гравюры». 1514 г. Четыре апостола.1526 г.

Матис Нитхардт (между 1470 и 1475—1528)

Большой алтарь Богоматери (Изенгеймский алтарь). Центральная часть. 1512—1515 гг.Воскресение. Большой алтарь Богоматери (Изенгеймский алтарь) Правая створка, 1512—1515

Тема 32. Творчество Ганса Гольбейна Младшего         

        Ганс Гольбейн Младший(1497 или 1498—1543)

Мёртвый Христос.1522 г.

Пляски Смерти. Гравюры. 20-е гг. XVI в.

Портрет Эразма Роттердамского.

Тема 33. Обобщающий урок                


 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Перечень знаний,  умений и навыков, приобретение  которых обеспечивает программа «История изобразительного искусства»:

  • знание основных этапов развития изобразительного искусства;
  • первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
  • знание основных понятий изобразительного искусства; знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;
  • сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов,  художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;  
  • умение выделять основные черты художественного стиля;
  • умение выявлять средства выразительности,  которыми пользуется художник;
  • умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;  
  • навыки по восприятию произведения изобразительного искусства,  умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
  • навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;
  • навыки анализа произведения изобразительного искусства.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выделять этапы и особенности культурного процесса  в разных странах в различные эпохи;   
  • самостоятельно оценивать достижения культуры, характерные для различных эпох и народов;
  • объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека;
  • показать на конкретных примерах место и роль культуры России в мировой художественной культуре;
  • сформулировать свое оценочное суждение о современной культуре;
  • пользоваться справочной и специальной литературой по культуре;
  • анализировать и пересказывать ее.

знать:

  • ключевые понятия каждой культурной эпохи;
  • основные эпохи в культурном развитии человечества;
  • культурные доминанты различных эпох в развитии мировой культуры; 
  • эстетические идеалы различных эпох и народов;
  • роль и место классического наследия в художественной культуре современности;
  • основные особенности культурного развития народов России;
  • особенности культуры современного человечества и ее сложную структуру;
  • выдающиеся достижения в сфере культуры различных эпох.

  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

5.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "История изобразительного искусства"  включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.  Особым видом аттестации учащихся является итоговая аттестация.

Средства, виды, методы текущего и промежуточного контроля:  

  • контрольные работы,  
  • устные опросы,
  • письменные работы,  
  • тестирование,  

Учебный план предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам,  зачетам.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Текущий контроль:

  • собеседование;
  • устный и письменный опрос;
  • фронтальный опрос в форме беседы;
  • тестирование; оценка активности на занятиях;
  • контрольная работа;
  • взаимопроверка и взаимооценка;
  • самопроверка и самооценка;
  • оценка рефератов, презентаций.

Промежуточный контроль:

  • контрольная работа

Промежуточная аттестация за 2 класс

По завершении учебного года  проводится промежуточная аттестация. Выставляется  общая оценка по результатам 1, 2 полугодий и годовой контрольной работы,  которая заносится в классный журнал и личное дело учащегося.  

5.2. Критерии оценки

Оценка 5 «отлично»  

1. Легко ориентируется в изученном материале.

2. Умеет сопоставлять различные взгляды  на явление.

3. Высказывает и обосновывает свою точку зрения.

4. Показывает умение логически и последовательно мыслить,  делать выводы и обобщения,  грамотно и литературно излагать ответ на поставленный вопрос.

5. Выполнены качественно  и аккуратно все практические работы.

6. Записи в тетради ведутся аккуратно и последовательно.

Оценка 4 «хорошо»  

1. Легко ориентируется в изученном материале.

2. Проявляет самостоятельность суждений.

3. Грамотно излагает ответ на поставленный вопрос, но в ответе допускает неточности, недостаточно полно освещает вопрос.

4. Выполнены практические работы не совсем удачно.

5. При ведении тетради имеются незначительные ошибки.

Оценка 3 «удовлетворительно»  

1. Основной вопрос раскрывает,  но допускает незначительные ошибки,  не проявляет способности логически мыслить.

2. Ответ носит в основном репродуктивный характер.

3. Практические работы выполнены неэстетично, небрежно, с ошибками.

4. Записи в тетради ведутся небрежно, несистематично.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, рефератов.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Изучение предмета ведется в соответствии с учебно-тематическим планом.  Учитываются следующие обстоятельства:  уровень общего развития учащихся,  количество учеников в группе, их возрастные особенности.

При изучении предмета следует широко используются знания учащихся по другим учебным предметам,  поскольку правильное осуществление межпредметных связей способствует более активному и прочному усвоению учебного материала. Комплексная направленность требует от преподавателя знания программ смежных предметов («Беседы об искусстве», «Живопись», «Рисунок», «Композиция»).  В результате творческого контакта преподавателей удается избежать ненужного дублирования,  добиться рационального использования учебного времени.  Желательно,  чтобы учащиеся знакомились с новыми явлениями в изобразительном искусстве,  посещали выставки,  участвовали в культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения. Это позволит им наиболее гармонично соединить теоретические знания с практической познавательной деятельностью.  Следует регулярно знакомить учащихся с современной литературой об изобразительном искусстве,  интересных явлениях, с журнальными и газетными статьями.

Методика преподавания предмета должна опираться на диалогический метод обучения. Необходимо создавать условия для активизации творческих возможностей учащихся: поручать им подготовку небольших сообщений на различные темы,  организовывать дискуссии или обсуждения по поводуипросмотренной выставки,  фильма,  информации,  полученной из Интернета, прочитанной статьи.

6.1.Организация самостоятельной работы обучающихся

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу и виды заданий могут определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками,  учебно-методическими  изданиями,  художественными альбомами,  видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по предмету.

Виды  внеаудиторной  работы:

- выполнение  домашнего  задания;

- подготовка  докладов, рефератов;

- посещение учреждений культуры (выставок, театров, концертных  залов  и др.);

- участие обучающихся в выставках,  творческих мероприятиях и культурно-

просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Цель самостоятельной работы: формировать у учащегося способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, формировать умение использовать справочную и специальную литературу,  формировать аналитические способности. Как форма учебно-воспитательного процесса,  самостоятельная работа выполняет несколько функций:  

• образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся),

 • развивающую (развитие познавательных способностей учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи),  

• воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности,  навыков культуры умственного труда,  формирование умений самостоятельно добывать знания из различных источников, самоорганизации и самоконтроля,  целого ряда ведущих качеств личности –  честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.). Выполнение самостоятельной работы (подготовка   сообщений,  написание  докладов, рефератов) учащихся:

- способствует лучшему  усвоению  полученных знаний;

 - формирует  потребность в самообразовании, максимально развивает

познавательные и творческие способности личности;

-  формирует навыки планирования и организации учебного времени,

расширяет кругозор;

-  учит правильному сочетанию объема аудиторной и внеаудиторной

самостоятельной работы.

Методически правильная организация работы учащегося в аудитории и

вне ее,  консультационная помощь,  обеспечение учащегося необходимыми методическими материалами позволяет эффективно организовать внеаудиторную работу учащихся.

Контроль со стороны преподавателя обеспечивает эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы.

6.2.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

  • Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Обучающиеся могут использовать Интернет  для сбора дополнительного материала  в ходе самостоятельной работы.
  • Библиотечный фонд  укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по истории мировой культуры, художественными альбомами. Основной учебной литературой по предмету обеспечивается каждый учащийся.
  • Учебная аудитория, предназначенная для изучения учебного предмета «История изобразительного искусства», должна быть оснащена видеооборудованием, учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлена наглядными пособиями.

  1. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

1. Санти. Леонардо Да Винчи.-М.:Молодая гвардия,1988г

2. Г.И. Соколов. Искусство древней Эллады.-М.:ВЛАДОС,2004г.

3. Искусство средневекового Востока.-М.:Северо-Запад,2003г.

4. Музей древнерусского искусства имени А.Рублева.-М.:ВЛАДОС,2004г.

5.А.В.Банк. Прикладное искусство Византии 9-12 века) .-СПб:Художник РСФСР,1991г.

6. Картины государственного эрмитажа .-СПб:Художник РСФСР,1991г.

7. Г.Петров. Следопыты искусства) .-СПб:Художник РСФСР,1991г.

8.Что такое искусство? .-М.:ВЛАДОС,2004г.

9. Русское искусство.- М.:ОЛМА-ПРЕСС,2003г.

10.1000 шедевров живописи.-М.:БММ, 2003г.

11.Т.В.Ильина. История искусств :русское и советское.-М.:Северо-Запад,2003г

12.История искусства Ренесанс.-М.:Изобразительное искусство,1990г.

13.Искусство средних веков.-М.:Изобразительное искусство,1990г.

14. Искусство Древнего мира.-М.:ВЛАДОС,2004г.

Дополнительные источники:

  1. Художественная школа. Профессиональный информационно-методический журнал для художников-педагогов. – М., ООО «Балто принт», подписка последних лет.
  2. Художественный совет. Журнал о художественных материалах и творческих технологиях. – М., ОАО «Гамма», подписка последних лет.
  3. Энциклопедия художника. Серия «энциклопедия. – М., издательство «Внешсигма», 2000
  4. Юный художник. Ежемесячный журнал по изобразительному искусству для детей и юношества. – М., печать ООО «Стратим- ПКП», подписка последних лет.
  5. Искусство Учебно-методический журнал для учителей МХК, музыки и ИЗО.-Издательский дом «Первое сентября», подписка последних лет.

Интернет - ресурсы:

  1. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki
  2. Фестиваль педагогических идей http://festival.1 september.ru
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  4. Международный русскоязычный социальный проект. http://maaam.ru/
  5. www. artproekt.ru/library/rus18/st019.html
  6. www. museum.ru/n31505

Перечень средств обучения

1. Технические средства обучения:  компьютер, телевизор

Другие средства обучения:

-  наглядно-плоскостные:   наглядные методические пособия,  карты, плакаты, настенные иллюстрации, магнитные доски;

-  электронные образовательные ресурсы:  мультимедийные учебники,

мультимедийные универсальные энциклопедии,  сетевые образовательные

ресурсы;

-  аудиовизуальные:  слайд-фильмы,  видеофильмы,  учебные кинофильмы,

аудио-записи

Авторские презентации преподавателя по темам программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень    Разработана   Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 2 класса по программе Н.М.Сокольниковой

Структура рабочей программы по учебному предмету "Изобразительное искусство" для 2класса :планируемые результаты учебного предмета (личностные результаты ,метапредметные результаты :регуляти...

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса по программе Б.М.Неменского

Структура рабочей программы учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса по программе Б.М.Неменского :планируемые результаты учебного предмета (личностные результаты, метапредм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования 2022-2023 учебный год

Рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» к модулю «Декоративно-прикладное и народное искусство» составлена на основе требований к ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной ...