Особенности работы педагога-психолога Детского телефона доверия
статья (7 класс)

Статья  "Особенности работы педагога-психолога Детского телефона доверия" раскрывает специфику взаимодействия со слушателем детского телефона доверия и особенности оказания психологической помощи в кризисной ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dmitrieva_dtd.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Дмитриева Э.А., педагог -психолог  

ГБОУ «Балтийский берег»

Особенности   работы педагога-психолога Детского телефона доверия

     Взросление – один из критических этапов жизненного пути, когда непросто бывает найти свое место среди близких, среди сверстников, в обществе, понять и принять себя. Растущий человек сталкивается с целым рядом проблем, которые порой кажутся неразрешимыми – порой их трудно обсуждать и с близкими. Для помощи детям, подросткам и их родителям, находящимся в кризисных состояниях, переживающим трудную жизненную ситуацию, создана  служба экстренной психологической помощи «Детский телефон доверия». На ДТД может позвонить любой абонент, нуждающийся в психологической помощи.

 

    ГУ Детский оздоровительно-образовательный туристский центр «Балтийский берег» способствует развитию разносторонних способностей детей, предоставляет им возможности для самореализации, способствует формированию здорового поколения. Для своевременного выявления случаев психического физического, социального неблагополучия детей, подростков, их родителей и оказания им психологической помощи при ГУ «Балтийский берег» создан «Детский телефон доверия».

    Конфиденциальность, доступность и бесплатность – основные принципы работы детского телефона доверия. Позвонить на единый номер (8(800)1004949) можно из любой точки Российской Федерации и с любого телефона – городского или мобильного. Цель работы Детского телефона доверия – способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи.

    Если заглянуть в историю, то можно увидеть, что первоначально телефоны доверия организовывались как центры по предупреждению суицидов. Сама идея создать постоянную квалифицированную службу оказания психологической помощи по телефону появилась в Англии в 1953 году. Инициатива исходила от священников Питера Уэсна и Чада Варда. К одному из них однажды вечером пришел прихожанин с просьбой принять у него исповедь. Было уже поздно, и святой отец предложил ему прийти завтра с утра. На следующее утро священник узнал об имевшем место минувшей ночью случае суицида. Как выяснилось, это был вчерашний прихожанин. Священник рассказал о случившемся другу и они публично объявили номера своих телефонов, по которым предложили людям,  страдающим от одиночества и психологической растерянности, сталкивающимся с мыслями о суициде, звонить в любое время..  

     В нашей стране телефонная служба начала развиваться с середины 80-х годов. В первую очередь, она учреждалась для предупреждения суицидов. Ее основателем стала профессор А.Г.Амбрумова. Одна из первых служб ТД была организована в Ленинграде в 1981 году на базе городского наркологического диспансера. Первый специализированный (негосударственный) Детский Телефон доверия был открыт по инициативе Е.С. Креславского в Институте психотерапии и консультирования «Гармония» в 1989г.                                                  

    Сегодня на линию Детского телефона доверия обращаются дети и подростки, а также взрослые с суицидальными намерениями, пострадавшие от физического, сексуального и эмоционального насилия, находящиеся в ситуации острого горя.  

   Страдающий, отчаявшийся, думающий о самоубийстве ребенок, подросток, взрослый человек, обращающийся на телефон доверия, нуждается в установлении контакта, в возможности вербализации (проговаривания) ситуации, кажущейся невыносимой. Помощь психолога имеет целью поддержание в абоненте мужества для принятия жизненной ситуации и формирование внутренних ресурсов для преодоления психологического кризиса, с которым он столкнулся.    

 

     Звонок двенадцатилетнего мальчика – физическое насилие в школе со стороны одноклассников. Переживания подростка по поводу психического насилия со стороны учителей (непонимание, неготовность услышать его позицию и пресечь буллинг со стороны одноклассников). Ощущение обиды и беспомощности приводят подростка к суицидальным намерениям. Мальчику важно принятие, поддержка, важно быть услышанным. После установления психологического контакта и изложения проблемы в ходе поиска ресурсов выясняется, что у подростка есть друзья, что ему нравится девочка, которую он защищает. Выясняется, что родители поддерживают мальчика, что мама помогает с уроками, что отец, когда сын рассказал о физическом насилии, посоветовал записаться в секцию бокса, правда занимается он еще очень недолго. Все эти позитивные моменты мальчик готов рассматривать как ресур В конце беседы выясняется, что ситуация больше не кажется ему непреодолимой – и даже желание пойти еще и в секцию борьбы, возможно, излишне – тогда будет трудно успевать с уроками

    Когда речь идет о насилии, разговор может быть долгим - чтобы исключить возможность розыгрыша, дать возможность клиенту проговорить и понять проблему, взглянуть на ситуацию со стороны, найти возможный выход. Психолог говорит звонящему о том, что есть возможность повлиять на ситуацию, помогает понять, что то,  что с ним происходит, ненормально и требует вмешательства взрослых, сообщает о том, как и где можно получить очную помощь.

     Часто на телефон доверия обращаются дети и подростки, сталкивающиеся с проблемами общения, переживающие ситуации развода родителей и другие семейные проблемы. Важен Детский телефон доверия для детей со школьной дезадаптацией, несовершеннолетних, находящихся в различных трудных жизненных ситуациях, а также для их родителей, пытающихся помочь детям в решении их проблем, сталкивающихся со сложностями в воспитательном процессе.

    Звонок 15-летней девочки. Родители развелись, когда ей было 5 лет. С тех пор она живет с бабушкой, любит ее, но сейчас бабушку забрали в больницу.  Девочка не может оставаться одна – и не хочет возвращаться к маме и отчиму. Своей задачей педагог-психолог видит работу с тревогой и страхом у девочки, а также с ее чувством беспомощности. Работа с детско-родительскими отношениями основывается на ранних воспоминаниях. Девочка любит маму, постепенно понимает, что, не смотря на бывшие между ними сложности, она хотела бы ее простить. Кроме того, у нее есть подруги, она готовится к поступлению в колледж. Поступать туда она поедет летом, а то, что до этого есть возможность понять и простить маму, она теперь воспринимает как подарок.    

  Примерно треть звонков – от взрослых, попавших в сложную ситуацию. Они выбирают Детский телефон доверия, возможно, потому, что понимают, что истоки сегодняшних трудностей – в детстве, а может быть, потому, что чувствуют внутреннюю незащищенность и ожидают особо бережного отношения к своим проблемам.

   Звонок 40-летней дамы. Запрос – зимой она не может выходить из дома: скользко, боится упасть. Страх очень сильный, поднимается давление, возникает головная боль, заканчивается тем, что она вызывает врача и оформляет больничный – но так не может продолжаться всю зиму.  Предположив, что состояние клиентки вызвано психосоматическими проблемами, педагог-психолог своей задачей видел работу с вытеснением. Спросив о семье клиентки, о ее близких, психолог выяснил, что ни мужа, ни детей у нее нет. После смерти сестры она взяла к себе племянника, оформила опекунство Пока мальчик был маленьким, он соответствовал ожиданиям тети, однако в подростковом возрасте начал проводить время с друзьями, приглашать их к себе. Подростки шумели, разбрасывали вещи. Тетя высказывала племяннику свои протесты, но он был не готов прекратить общение с друзьями. Тогда она отказалась от опеки над ним, отдав в детский дом. Доказывая самой себе, что она права, выражая свой негатив на племянника, клиентка ощущает гнев. Чувство вины, вытесненное в подсознание, порождает беспомощность, выражающуюся в страхе упасть на улице. Страх влечет за собой остальные симптомы. Изначально складывалось впечатление, что запрос клиентки не имеет никакого отношения к Детскому телефону доверия, но последними словами клиентки было: «Как хорошо, что я позвонила именно вам»…

   Перечень проблем, с которыми может помочь психолог на другом конце провода, просто огромен. Дети говорят про непонимание родителей, просят помощи, когда понимают, что поступили неправильно, или когда чувствуют себя жертвой несправедливости. Часто дети обращаются за помощью в таких, казалось бы, пустяковых ситуациях - ребенок получил двойку и боится идти домой или не хочет идти в школу, потому что сегодня предстоит тяжелая контрольная...

     Ведущий вид деятельности для подросткового возраста – общение со сверстниками. Проблема отношений, потребность иметь друзей, жалобы на непонимание – далеко не полный список затрагиваемых тем в обращениях подростков.  Часто абоненты обращаются к психологу за помощью в решении судьбоносных вопросов – построение взаимоотношений, конфликт с близкими, выбор жизненного пути...

 

    Дистанционная психологическая помощь – один из главных способов сопровождения ребенка в кризисной ситуации. Особое значение телефонное консультирование приобретает в случаях, когда очная психологическая помощь по разным причинам невозможна. К психологу ребенка приводят родители, а на телефон доверия он звонит сам, по доброй воле. Основная задача психологов телефона доверия – снятие эмоционального напряжения и создание условий, в которых ребенок сможет осознать новые возможности и преодолеть кризис.  Звонок десятилетнего мальчика – физическое насилие в школе. В ходе разговора выясняется, что у мальчика есть друзья, что ему нравится девочка, которую он защищает, что он занимается по совету отца в секции бокса, правда еще очень недолго. В конце беседы выясняется, что ситуация ребенку больше не кажется непреодолимой – и даже желание пойти еще и в секцию борьбы, возможно, излишне – тогда будет трудно успевать с уроками…

   Эффективное консультирование достигается  за счет способности консультанта видеть  мир с точки зрения клиента. Необходимо  быть  ориентированным на клиента. Чтобы  консультант по максимуму использовал свои  профессиональные навыки, необходимо, чтобы дети, подростки, студенты постоянно звонили со своими проблемами и вопросами. Поток звонков является  необходимым условием  функционирования службы для общества.

      Консультанты заинтересованы в постоянном улучшении работы с абонентом. Задача консультирования сделать так, чтобы абоненту было понятно, что в данный момент  жизни важно для него и чтобы абонент  после консультирования самостоятельно принял решение, как лучше поступить в его ситуации для  разрешения проблемы. Консультанту  необходимо анализировать  поступившие обращения на ДТД, чтобы улучшить  процесс консультирования  обратившихся выбрать наиболее интересные темы обращений из потока звонков,  обсудить проблемы школьных ссор, непонимание среди сверстников

Или обсудить проблемы  семьи. Абоненты звонят, чтобы получить  совет,  выговориться, пообщаться  .В процентном отношении это выглядит  следующим образом  : получить совет 44%, выговориться – 26% , пообщаться – 30%.

     Систематизируя вышесказанное, хотелось бы выделить наиболее актуальные проблемы, с которыми обращаются клиенты детского телефона доверия к психологу. Это

  • проблемы отклоняющегося поведения (компьютерная и интернет-зависимость, систематические прогулы школы, домашнее воровство, уходы из дома, употребление психоактивных веществ, агрессивное поведение, совершение противоправных действий);
  • физическое насилие в отношении детей и подростков;
  • проблемы общения со сверстниками, с лицами противоположного пола
  • суицидальные намерения;
  • острые психологические проблемы;
  • сексуальное насилие в отношении детей и подростков
  • конфликты между родителями и ребенком, конфликты между родителями про поводу воспитания детей, ситуации определения места жительства ребенка после развода родителей и т.д..

Литература:

А.Н. Моховиков Телефонное консультирование Изд. «Смысл» 2001г.

Д.И. Рубина Самоубийца. Новелла изд. «Вимбо»

Детский телефон доверия, работающий под единым общероссийским номером 8 800 2000 122  Том 2: Для Консультанта: нормативы и методические материалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

17 мая – Международный день детского телефона доверия

17 мая в Российской Федерации будет отмечаться Международный день «Детского телефона доверия». Он пройдет под девизом «Дети говорят телефону доверия: «ДА!».  Служба телефона доверия помогает детя...

Методическая разработка классного часа на тему "Детский телефон доверия"

Классный час на тему: "РАБОТА ОБЩЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ ПОД ЕДИНЫМ НОМЕРОМ – ВАЖНЫЙ ШАГ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА"...

Детский телефон доверия

В данной работе содержится презентация, обращение к родителям и памятка для родителей о детском телефоне дрверия...

Мероприятие к Международному дню детского телефона доверия «Тропа доверия»

Важным каналом оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, является телефон доверия. Создание на территории Российской Федерации единого общероссийского номера детского телефона д...

Особенности работы педагога-психолога по анализу результатов и организации работы после социально-психологического тестирования

Работа психолога по социально-психологическому тестированию. Представление проделанной работы, анализ полученных результатов и необходимые документы....

Прямой эфир, посвященный юбилею Всероссийского Детского Телефона Доверия «Мифы о работе Телефона Доверия»

Прямой эфир, посвященный юбилею Всероссийского Детского Телефона Доверия «Мифы о работе Телефона Доверия»...