Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности"
рабочая программа (8 класс)

Казакова Татьяна Николаевна

Рабочая программа включает пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование, список литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г. ТОММОТ»

МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»

РАССМОТРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ НМС:
ПРОТОКОЛ № _____ ОТ «___» _______

УТВЕРЖДЕНА: ________________________

                          ДИРЕКТОР МБОУ СОШ № 8:  Казакова Т.Н.  

              ПРИКАЗ № _______ ОТ «___» ________

                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(духовно-нравственное направление)

Наименование учебного курса: «Азбука нравственности» 

Класс: 7

Срок реализации программы: 1 год (2018-2019 учебный год)

Количество часов по учебному плану: всего 68 часов в год, в неделю 2 часа.

Автор программы: Казакова Татьяна Николаевна, учитель высшей категории.

г. Томмот,

2018-2019 учебный год 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе отводится особое значение. И связано это с тем, что в настоящее время потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов школьников, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о нравственных ценностях; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • побуждение к самосовершенствованию, саморазвитию, к поиску высоких нравственных идеалов;

В ходе изучения курса ставлю целью формирование следующих ключевых универсальных учебных действий:

  • регулятивных УУД,

(в рамках данных компетенций учу различать факты от вымысла, доказывать и опровергать утверждения с помощью контпримеров; формирую умения ставить цели и организовывать их поэтапное достижение; обучаю проектной деятельности; учу проводить несложные исследования, строить логические цепочки рассуждений; сравнивать, анализировать и делать обоснованные выводы и обобщения; критически оценивать результат; осуществлять самоконтроль.)  

  • учебно-познавательных УУД,

формирую навыки работы с различными источниками информации: книгами, справочниками, СМИ, Интернет (учу извлекать и систематизировать необходимую информацию); учу понимать текст и его структурно-смысловые связи (анализировать и осмысливать текст, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи); оценивать полученную информацию;

  • ценностно-смысловых УУД,

(способствую формированию ценностных ориентиров обучающихся по отношению к себе и окружающим,)

  • коммуникативно-речевых УУД,

(формирую умения слушать и слышать, формирую навыки и умения доказательных рассуждений (аргументация собственного мнения), учу выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации как в устной, так и в письменной форме, вести обоснованный диалог (монолог) в соответствии с нормами русского языка, формирую умения воспринимать и понимать сторонние позиции, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения при наличии неоспоримых аргументов и фактов, читать вслух и про себя тексты и при этом: - уметь прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; - вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную), учу навыкам общения и сотрудничества с людьми)

  • здоровьесберегающих УУД,

(формирование позитивного отношения к своему здоровью, ознакомление со способами физического и духовного самосовершенствования и саморегулирования).

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся «Азбука нравственности»

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость  и настойчивость, бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Принципы организации программы внеурочной деятельности

 «Азбука нравственности».

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду,  к ученикам, коллегам;
  • социально-педагогического партнёрства – целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания   в основные виды деятельности обучающихся:     урочную, внеурочную, внешкольную, общественно-полезную;
  • социальной востребованности воспитания– соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.


Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Азбука нравственности».

  1. Игровая (игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);
  2. Познавательная (беседы, лектории, интеллектуальные игры, поисковые и исследовательские проекты, конференции);
  3. Проблемно-ценностное общение (этические беседы, дискуссии, круглый стол, ситуативные практики);
  4. Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
  5. Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);
  6. Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);
  7. Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);
  8. Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);
  9. Туристско-краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Содержание программы «Азбука нравственности» организовано в рамках шести основных тематических разделов:

Раздел № 1: Я гражданин (10 часов) 

Моя роль в коллективе, в обществе.

Права и ответственность.

Жизненные ценности.

Этические нормы (вина, совесть) как регулятор морального поведения.

Конструктивное взаимодействие

Раздел №2: Труд как основа полноценной жизни (10 часов)

Режим дня.

Труд в нашей жизни.

Дисциплина.

Результаты человеческого труда.

Деньги в нашей жизни. Бережливость как показатель личности.

Речь и этикет. Культура эмоций – культура души.

Раздел № 3: Моё Отечество (30 часов)

Россия – наша Родина. Государственная символика.

Любовь и уважение к Отечеству.

Защитники земли русской.

Моя малая родина.

Мир заповедной природы Якутии: сохраним и приумножим. Диалоги о бизонах.

Раздел №4: Охрана здоровья (8 часов)

Здоровый образ жизни.

Культура внешнего вида.

Привычки в нашей жизни.

Диалоги о здоровье.

Компьютер в нашей жизни.

Школа саморегуляции.

Раздел №5: Семейные ценности (12 часов)

Семья и семейные ценности.

Отец и мать – нравственная опора в семье.

Наши братья меньшие.

Раздел №6: Мир доброты душевной (18 часов)

Толерантность в наши дни.

Диалоги о честности, правде и лжи.

Добро и зло. В поступки ты свои вложи всё лучшее своей души…

Стиль общения.

Стыд и совесть – как регуляторы морального поведения.

Акции помощи братьям нашим меньшим.

Настоящая дружба. Какая она?

Великая сила любовь: от Ромео и Джульетты до наших дней.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ «АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ»

при 2 часах в неделю (68 часов в год), 8 класс

учитель: Андрианова Е.Л.

№ урока

Содержание учебного материала

Цель занятия

Виды деятельности ученика

Примерные сроки

I ЧЕТВЕРТЬ       18 часов за четверть

Раздел №1:  Я гражданин        (10   занятий)

1

Моя роль в коллективе.

Расширить представление детей о таких социальных ролях, как «лидер», «генератор идей», «исполнитель»;

КТД с элементами игры и диагностики.

Выборы правительства класса.

3.09

2

Я и мы.

Формирование представлений о своих правах и обязанностях. Формирование уважения к чужим правам и стремлениям.

Беседа за круглым столом, диагностическое тестирование, проектная деятельность.

6.09

3

Права и ответственность.

Воспитание культуры поведения в общественных метах: развитие этических и правовых норм поведения в учебном заведении; знакомство с уставом школы.

Игровой практикум.

Творческий проект: «Наш классный устав».

10.09

4-5

Долг памяти. Славим подвиг русского народа. Торжественный старт года участника ВОВ.

Побудить к формированию чувства долга и ответственности перед героями ВОВ.

Митинг. Акция «Долг памяти» - побелка деревьев в алее Славы возле обелиска.

13.09
(
2 рока)

6

Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности

Формировать умение различать истинные и мнимые ценности. Воспитать ответственное отношение к своей жизни.

Работа с толковым словарём;

творческие работы в группах; беседа-диалог; театрализованные постановки – импровизации.

17.09

7

Суд совести

Формировать положительную оценку таких понятий, как «чистота совести», «спокойная совесть»; побуждать к постоянной работе над собой, к анализу и критической оценке своих дел, поступков и мыслей.

Ролевая игра.

Творческие задания сторон обвинения и защиты.

20.09

8

Качества личности, важные для межличностного общения.

Познакомить с такими понятиями как эмпатия, доброжелательность, аутентичность, конкретность, инициативность, открытость, умение слушать, тактичность, конфронтация и гибкость.

Коллективная беседа, ролевые постановки, выступления желающих «открытый микрофон», творческая работа «Критичный взгляд на себя со стороны»

24.09

9

Конфликт и контакт

Сплочение коллектива, осознание значимости каждого в осуществлении общей деятельности.

Игра для обучающихся и педагогов, театрализованные постановки, прочтение сказки и её анализ.

27.09

10

Конструктивное взаимодействие

Знакомство с принципами бесконфликтного общения

Диспут по правилам и принципам конструктивного взаимодействия, ролевые игры, коллективно-творческая работа.

1.10

Раздел №2: Труд как основа полноценной жизни      (10   занятий)

11

Учись учиться.

Познакомить учащихся с навыками учебного труда; научить рационально планировать время труда и отдыха.

Беседа с библиотекарем «Секреты быстрого поиска», выставка, анализ художественных произведений, составление «карты времени»,дискуссия «Рецепты выполнения домашних заданий», составление рекомендаций

4.10

12

Терпение и труд всё перетрут. Труд красит человека.

Расширить представление детей о значении труда в жизни общества; побудить детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

Дискуссия по проблемным ситуациям: «Два плуга»;

лекторий: «Что труд даёт человеку»;

ролевые игры; открытый микрофон: «Профессии моих родителей»; блиц-интервью: «Моя любимая профессия».

8.10

13

Труд в школе и дома.

Объяснить, какое значение имеют слова «прилежный», «старательный» применительно к ученику; объяснить почему мы даём положительную оценку этим качествам человека; объяснить, что нужно для того, чтобы стать прилежным и старательным.

Открытый микрофон мнений;

Беседа –диалог, анализ народных мудростей, творческий проект: «Правила, как стать организованным»

11.10

14

Если ты талантлив в труде – научи товарища.

Побудить детей к взаимопомощи и поддержке.

Деловая игра

15.10

15

Результаты многовекового труда. Огонь в нашей жизни.

Познакомить с историей появления огня и его использованием людьми в разные времена. Совершенствование знаний об огне.

Просмотр мультфильма, беседа по теме, интеллектуальная игра.

18.10

16

Дисциплина. Что значит быть дисциплинированным?

Познакомить с понятием «дисциплина»; Формирование понимания необходимости воспитания в себе внутренней дисциплины.

Ситуативный практикум.

22.10

17

Мир денег. Бережливость.

Создать условия осмысления сущности денег, их роли в повседневной жизни. Познакомить с наукой нумизматика.

Интеллектуальная игра, театрализованные постановки. Просмотр коллекций нумизматов. Просмотр презентации «Деньги разных стран».

Домашняя работа до классного часа: кроссворды и ребусы по валютам разных стран.

25.10

18

Уважай своё время и время других. Искусство успевать.

Расширить представление о скоротечности времени. Воспитать бережное отношение ко времени.

Чтение стихов и их устный анализ.

Дискуссия. Ситуативный практикум.

Творческая мастерская: «Режим дня».

29.10

II ЧЕТВЕРТЬ       14 часов за  четверть

19

Речь и этикет

Познакомить учащихся с понятием «этикет»; показать взаимосвязь этикета и речи; работа над воспитанием бережного отношения к речи и умению пользоваться ею.

Этическая беседа-диалог.

Театрализованные постановки из жизни школьников.

12.11

20

Культура эмоций – культура души.

Побуждение к самосовершенствованию, саморазвитию, к поиску высоких нравственных идеалов.

Ситуативный практикум; театрализованные постановки из жизни школьников, творческая работа: «Карта моих эмоций».

15.11

Раздел №3: Моё Отечество     (10 занятий)

21

Россия – наша Родина

Формирование представлений о понятиях Родина, государство, государственные символы, традиции.

Творческая работа, составление пословиц, ребусов, кроссвордов по изученным понятиям.

19.11

22

Герб. Геральдика – наука о гербах.

Познакомить с наукой геральдикой и требованиями, предъявляемыми этой наукой к гербам.

Лекторий, просмотр презентации, творческая работа. Домашняя работа «Герб моей семьи».

22.11

23

Герб Российской Федерации.

Познакомить с появлением государственного герба, его изменениями, связанными с историческими эпохами.

Лекторий, просмотр презентации.

Защита проектов «Герд моей семьи»

Домашний проект «Герб класса»

26.11

24

Герб моей семьи

Совершенствование знаний о гербах, знакомство с гербами знатных родов.

Лекторий, защита творческих проектов.

Защита проектов «Герб класса», выборы.

Дискуссии.

29.11

25

Защитники земли русской

Воспитание уважительного отношения к воинам – защитникам Родины. Воспитание патриотических чувств к своей родине.

Беседа с ветеранами. Выступление обучающихся со словами благодарности.

3.12

26

Жизнь, ставшая легендой. Суворовские истины

Познакомить с героическими страницами истории России; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как упорство, настойчивость, верность присяги.

Воспитать уважение к истории своей страны.

Интерактивная беседа на тему: «Истинная слава – в чём она?»

Лекторий: «Неуязвимая крепость».

Беседа-диалог о Суворовских истинах.

Викторина-рефлексия.

6.12

27

Моя малая Родина

Привить любовь к своей малой родине.

Просмотр презентации о истории родного города.

Домашняя работа: написать небольшие доклады: «Почётные жители города», «Первопроходцы», «Приход ЖД», «Школы родного города» и т.д..

10.12

28

Томмоту быть…

Познакомить с историей города.

Формирование чувства ответственности за будущее города.

Защита проектов. Коллективные обсуждения проектов. Выбор лучшего проекта.

13.12

29

Путешествие в мир заповедной природы Якутии.

Познакомить с заповедниками Якутии.

Побудить чувство гордости за родной край.

Просмотр и обсуждение презентации.

17.12

30

Возвращение бизонов на историческую Родину.

Познакомить с питомниками южной Якутии: «Усть-Буотама» в Хангаласском улусе и «Тымпынай» в Горном улусе.

Выступление с докладом инициативной группы.

Просмотр презентации на тему.

Творческие работы в группах.

20.12

Раздел №4: Охрана здоровья (8 занятий)

31

Что имеем не храним, потерявши, плачем. Диалоги о здоровье.

Расширить представление детей о здоровом образе жизни; способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности.

Лекторий: «Что такое здоровье»; театрализованные выступления учеников-врачей с консультациями о секретах здоровья.

Театрализованная постановка по правилам дорожного движения для начальной школы. Игры.

24.12

32

Мне завтра надо выспаться.

Воспитание у детей чувства ответственности за собственное здоровье и самочувствие.

Беседа-диалог.

27.12

III ЧЕТВЕРТЬ      20 часов за  четверть

33

Культура внешнего вида.

Дрескод в нашей жизни.

Расширить представления учащихся о «дрескоде» и его правилах.

Побуждение к самосовершенствованию в вопросах внешнего вида.

Показ мод.

Презентация «Куда я так пойду?..»

Дискуссия по теме.

14.01

34

Соблюдение этикета – долг людей на всей планете.

Расширить представления о «этикете» и правилах хорошего тона.

Ситуативный практикум.

Творческая мастерская по правилам хорошего тона.

17.01

35

Чтобы компьютер стал другом.

Познакомить учащихся с влиянием компьютера на здоровье человека. Выработать мнение об ограничении времени работы за компьютером. Знакомство с полезными ресурсами сети Интернет.

Анкетирование, беседа, анализ статистических данных, театрализованные постановки, гимнастика.

21.01

36

Привычки – спутники жизни.

Рассмотреть, как привычки плохие и хорошие, сопровождая нас в пути, влияют на жизнь человека.

Беседа-диалог; творческие работы: «Мои привычки: хорошие и плохие».

24.01

37

Телефон в моей жизни. Мама кинь денег…

Побуждение к формированию здравого смысла по отношению к телефону.  

Беседа-диалог; обсуждение ситуаций из реальной жизни.

Творческие проекты: «За и против».

28.01

38

Как победить дракона, или удержись от вредной привычки.

Углубить представление детей о вредных привычках; побудить к сопротивлению вредным привычкам; воспитать активную жизненную позицию.

Лекторий; интерактивная беседа; тестирование; ситуативный практикум: «Умей сказать НЕТ».

31.01

Раздел №5:  Семейные ценности         (12  занятий)

39

Что такое счастье?

Формирование понятия «счастья».

Поиск истоков счастья в очевидном.

Формирование жизненных ценностей.

Работа с литературными источниками.

Подбор пословиц и поговорок.

Народные мудрости и счастье.

Творческие задания: лестница к счастью, составление ребусов,

Разгадывание кроссвордов.

4.02

40

Счастливая семья. Какая она?

Формирование представлений о семье – как основе гармоничной, полноценной жизни.

Творческий проект: «Моя семья – моё богатство». Написание эссе.

Подготовить материалы (ФИО бабушек и дедушек) для составления семейного древа.

7.02

41

Моя семья – моё богатство.

Побудить формирование чувства гордости и ответственности за благополучие своей семьи.

Зарисовка ленты времени.

Исследовательский проект «Генеалогическая таблица моей семьи»

11.02

42

Великая сила любви

Ознакомить детей с легендой о Петре и Февронии; способствовать развитию интереса к русской духовной традиции.

Литературный экскурс. Просмотр презентации на тему.

14.02

43

Семейные традиции и праздники. Истории моей семьи.

Мама, папа, я – дружная семья.

Формирование представлений о семье – как основе гармоничной, полноценной жизни.

Диалоги о семьях и семейных ценностях.

Творческая мастерская: «Портрет моей крепкой будущей семьи».

Защита семейных проектов «мама, папа, я – … семья»

18.02

44

При солнышке – тепло, при матери – добро.

Воспитание чувства уважения к матери; на примере рассказа В. Распутина «Мама куда-то ушла» показать значение матери в жизни ребёнка.

Прочтение и анализ произведения, дискуссия по теме; творческая работа «Шляпка для мамочки».

21.02

45

Отец в моей жизни.

Формирование у детей чувства гордости за своего отца.

Формирование понимания важности института семьи.

Творческая мастерская: «Мой папа на все руки мастер»

25.02

46-47

Папа может, папа может, всё что угодно…

Формирование у детей чувства гордости за своего отца.

Конкурсы, театрализованные представления учащихся и мам.

28.02

(2 урока)

48

Ты в ответе за тех, кого приручил. Наши братья меньшие

Воспитать в детях любовь к природе, к «братьям нашим меньшим».

Лекторий о собаках.

Защита проектов «Мой  преданный друг»

4.03

49-50

Мы славим женские руки.
Праздничный сюрприз  для мам.

Познакомить с историей возникновения праздника 8 марта; воспитание чувства уважения к женщинам.

Конкурсы, театрализованные представления учащихся и пап, чаепитие для милых мам.

7.03

 (2 урока)

Раздел №6: Мир доброты душевной      (18 занятий)

51

Расскажи мне обо мне

Учить относиться к себе наравне с окружающими людьми; воспринимать критику одноклассников и быть готовым исправить свои недостатки.

Тестирование, дискуссия на тему, ролевая игра, творческое задание «Я в лучах солнца», тренинг.

11.03

52

Что такое толерантность.

Формирование понятия «толерантность».

Лекторий;

тест по определению уровня толерантности.

18.03

IV ЧЕТВЕРТЬ     16 часов за  четверть

53

Милосердие и забота о ближнем.

Формирование понятия «милосердие».

Побуждение к пониманию того, что милосердие это признак душевного богатства человека.

Творческие мастерские: «Солнце человечности», «Оазис милосердия», «Проект помощи»; ролевая игра «Кто спасётся»; дискуссия по теме;

анализ прочитанной сказки В. Немировича-Данченко «Ключ врага милосердного»

4.04

54

Рука помощи для птиц

Воспитать в детях любовь к природе, к «братьям нашим меньшим».

Исследовательский проект: «Птичий домик на все времена»

Наблюдение за птицами и их предпочтениями.

8.04

55

О честности, правде и лжи.

Познакомить с понятиями «честность», «правда», «ложь»; совершенствовать умения отличать честность от правды, правду от лжи.

Чтение рассказа «Фантазёры», анализ прочитанного, работа с толковым словарём.

11.04

56

Добро и зло в нашей жизни

Познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; познакомить учащихся с необходимостью целенаправленного воспитания доброты, побудить их к этому

Диспут,

Ролевые постановки,

Анализ притч и народных изречений.

Работа со словарями.

15.04

57

В дела ты добрые вложи, всё лучшее своей души.

Кто он – воспитанный человек.

Прививать навыки доброго и вежливого отношения к людям.

Этическая беседа-диалог.

Чтение стихов и рассуждения учеников о изложенных ситуациях.

Практикум хороших поступков.

18.04

58

Бескорыстность настоящей дружбы.

Развитие представлений о настоящей, преданной и бескорыстной дружбе.

Беседа-диалог.

Анализ мудрых мыслей и изречений.

Ситуативный практикум.

22.04

59

Уважение к старшим – основа толерантной личности.

Формирование уважительного и почтительного отношения к старшему поколению.

Чтение стихов; обсуждение прочитанного.

Работа над проектом: «Мой вклад в общее дело».

25.04

60

Дело в шляпе, или ещё раз о дружбе

Активизация познавательной деятельности учащихся и сплочение классного коллектива.

КТД: конкурсно-игровая программа

29.04

61

Стиль общения. Каким он должен быть?

Привить чувство необходимости благоприятного стиля общения для психологического равновесия и эмоционального благополучия человека.

Ситуативный практикум; театрализованные постановки; анализ прочитанных произведений и притч; творческие задания в группах.

6.05

62

Доброта и вежливость в нашей жизни.

Привить навыки доброго и вежливого отношения к людям

Чтение лирических произведений, беседы (учимся высказывать своё мнение), работа с иллюстрированным материалом, театрализованные постановки, сочинение-сказка по стране добрых дел.

13.05

63

Прислушайтесь к природе.

Расширить представления учащихся о «Красной книге»; воспитать бережное отношение к окружающему миру.

Творческая мастерская: «Правила поведения в лесу», «Дружелюбность костра», викторина «Чудеса природы», составление загадок на тему природы.

16.05

64

Песнь о собаке.

Воспитать в детях любовь к природе, к «братьям нашим меньшим»; подвести учащихся к мысли об ответственности за то, что происходит вокруг.

Литературная дискуссия.

20.05

65

Стыд и совесть.

Уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков.

Интерактивная беседа по рассказу «Осколки в сердце»; словарная работа; игра: «Чего надо стыдиться»; Ситуативный практикум: «Голос совести»; упражнения для совести.

23.05

66-68

«Кладоискатели»

Совершенствование эмоциональной атмосферы в коллективе.

Побуждение к самосовершенствованию, саморазвитию, к поиску высоких нравственных идеалов;

Праздник нравственных ценностей.

Игры, творческие задания.

30.05

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

Обучение детей по программе  «Азбука нравственности» должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

  1. Личностные результаты:
  • Осознание обучающимися чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов и культур;
  • ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;
  • развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.
  1. Метапредметные результаты:
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).  
  1. Предметные результаты:
  • готовность к нравственному самосовершенствованию,  духовному саморазвитию;
  • осознание ценности нравственности и духовности в жизни человека и общества;
  • знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Реализация обозначенной цели курса ставит задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

Для изучения курса «Азбука нравственности»  имеются  в наличии следующие  объекты и средства материально-технического обеспечения:

• оборудование:  ученические столы и стулья по количеству  учащихся, учительский  стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенная доска для вывешивания иллюстративного материала;

• технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц, картинок;
  • демонстрационное  оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых (компьютер, мультимедиапроектор);
  • вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства  применения  наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности (принтер, фото и видеотехника и др.);

экранно-звуковые пособия,  передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:

  • мультимедийные (цифровые) образовательные    ресурсы,  интернет-ресурсы, аудиозаписи, мультфильмы, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

  • конституция РФ;
  • художественные произведения по программе 5 класса;
  • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

энциклопедическая и справочная литература;

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Интернет–ресурсы
  3. Мультимедийный фонд
  4. Новые классные часы: 5 класс / О.А. Петрова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 222. – (Сердце отдаю детям).
  5. Нравственное воспитание школьника. 5-8 классы / авт.-сост. Е.В. Васильева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 143 с.
  6. Обучаем и воспитываем по-новому : инновационные формы внеаудиторной деятельности в 5-9 классах / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 285 с.
  7. Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.
  8. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.
  9. Федеральный Государственный Образовательный  Стандарт (стандарт второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни" для 10-11 классов. Срок реализации- 2 года. Программа рассчита на 2 часа в не...