РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению «Праздники и традиции народов России» 4А класса
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность слабослышащих младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.
Особое принятие традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка России наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство — это наша образная память, наш генофонд.
Рабочая программа «Праздники и традиции народов России» актуальна, поскольку участие детей в классных праздниках, спортивных соревнованиях, экскурсиях, внеклассных мероприятиях, а также посещение театров, музеев способствуют знакомству и изучению традиций народов России, всестороннему развитию детей, их эстетического вкуса, становятся способом детского самовыражения.
В основу данной Рабочей программы положены принцип сохранения и развития традиционной народной культуры, восстановление преемственности культурных традиций, возможность раскрытия творческого потенциала личности каждого, признание ценности традиционной народной культуры.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения АООП НОО федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи:
- развивать эстетический вкус, фантазию, изобразительность, творческие способности;
-развивать интерес к традиционным праздникам и культуре народов России;
-воспитывать любовь к прекрасному, формировать интерес к искусству;
- воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности.
- содействовать развитию речи детей, обогащать словарь, развивать навыки связной речи слабослышащих обучающихся.
Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся с нарушением слуха к народной культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности воспитанников в процессе учебно-практической деятельности.
Особенностью Рабочей программ «Праздники и традиции народов России»» является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий слабослышащие обучающиеся знакомятся с народными традициями и праздниками, а также с основами декоративно-прикладного искусства.
Материал Рабочей программы разделен по блокам, которые тематически связаны с временами года, это обуславливается календарными традициями.
Рабочая программа включает в себя три блока:
1. Осень золотая.
2. Зимушка - зима.
3. Весна - веснянка.
Особенности реализации программы.
Рабочая программа организуется во внеурочной деятельности и рассчитана на слабослышащих обучающихся 4А класса, объёмом 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня по 40 минут. Место проведения занятий – учебный кабинет, пришкольный двор, микрорайоны города. Возраст детей, участвующих в реализации программы 10-11 лет. Важным условием реализации данной программы является развитие творческих способностей обучающихся с нарушением слуха.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
II. В результате освоения программы «Праздники и традиции народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
- Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
- Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу срока обучения обучающиеся должны:
- Иметь четкие представления о традициях русского народа;
- Знать русские народные праздники, песни, загадки, пословицы, игры;
- Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.
- III. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Всего часов | Кол-во часов | Универсальные учебные действия | |
Ауд. | Внеауд. | ||||
I. | Осень золотая | 9 | Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Использовать информацию, полученную на уроках. Уважение к своему народу, к своей родине. | ||
1. | Праздники и традиции России. | 1 | 1 | ||
2. | Яблочный, медовый, ореховый спасы. | 1 | 1 | ||
3. | День рождения школы. | 1 | |||
4. | Осенняя ярмарка «Дары осени». | 1 | |||
5. | День учителя. | 1 | 1 | ||
6. | Русские народные промыслы (гжель). | 1 | 1 | ||
7. | Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. | 1 | 1 | ||
8. | Русские народные песни. | 1 | 1 | ||
9. | 4 ноября – День народного единства. | 1 | 1 | ||
II. | Зимушка -зима. | 13 | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Проговаривать последовательность действий на занятии. Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Слушать и понимать речь других. Читать вслух тексты, понимать прочитанное. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Использовать информацию, полученную на уроках. | ||
10. | Новогодние праздники. | 1 | 2 | ||
11. | Русские народные игры. Подвижные игры.(Гуси-лебеди. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта.). | 1 | 1 | ||
12. | 28 ноября – День матери в России. | 1 | 1 | ||
13. | Новогодние песни для детей.
| 1 | 1 | ||
14. | 12 декабря – День конституции Российской Федерации. | 1 | 1 | ||
15. | Новый год. История праздника. | 1 | 1 | ||
16. | Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева». | 1 | 1 | ||
17. | Крещение. | 1 | 1 | ||
18. | День студента - Татьянин день. | 1 | 1 | ||
19. | Русская кухня (рецепты каш). | 1 | 1 | ||
20. | Варенья да соленья (рецепты варенья). | 1 | 1 | ||
21. | 14 февраля - День святого Валентина. | 1 | 1 | ||
22. | День защитников Отечества. | 1 | 1 | ||
IV. | Весна-веснянка. | 12 | Смысловое чтение, извлечение информации; Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Участвовать в диалоге. Определение основной и второстепенной информации; Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||
23. | Масленица — весенний праздник проводов зимы. | 1 | 1 | ||
24. | 8 марта - Международный женский день. | 1 | 1 | ||
25. | День рождения Нижневартовска. | 1 | 1 | ||
26. | Русские народные промыслы (хохлома). | 1 | 1 | ||
27. | 7 апреля Всемирный день здоровья. | 1 | 1 | ||
28. | 12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики. | 1 | 1 | ||
29. | Традиции празднования Пасхи. | 1 | 1 | ||
30. | Традиционная русская кухня (рецепты блинов). | 1 | 1 | ||
31. | Праздник весны и труда. | 1 | 1 | ||
32. | 9 мая – День Победы | 1 | 1 | ||
33. | Главный летний праздник - Иван Купала. | 1 | 1 | ||
34. | Русские народные игры (Горелки. Прятки. Жмурки.) | 2 | 1 |
- IV. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Содержание занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
I. | Осень золотая | 9 | |||
1. | Праздники и традиции России. | 1 | Знакомство с общим содержанием курса. | ||
2. | Яблочный, медовый, ореховый спасы. | 1 | Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы. | ||
3. | День рождения школы. | 1 | Конкурс рисунков «Наша любимая школа». | ||
4. | Осенняя ярмарка «Дары осени». | 1 | Поделки из разных материалов. | ||
5. | День учителя. | 1 | Просмотр фильма. Изготовление поздравительных открыток. | ||
6. | Русские народные промыслы (гжель). | 1 | Расписать тарелку росписью гжель. | ||
7. | Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. | 1 | Рассказать о празднике. Посмотреть презентацию. | ||
8. | Русские народные песни. | 1 | Выучить русскую народную песню. | ||
9. | 4 ноября – День народного единства. | 1 | Рассказать о празднике. | ||
II. | Зимушка -зима. | 13 | |||
10. | Новогодние праздники. | 1 | Познакомить детей с древними и христианскими праздниками, обычаями и обрядами. | ||
11. | Русские народные игры. Подвижные игры.(Гуси-лебеди. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта.). | 1 | Провести русские народные игры.. | ||
12. | 28 ноября – День матери в России. | 1 | Конкурс рисунков «Моя мама!» | ||
13. | Новогодние песни для детей.
| 1 | Выучить новогоднюю песню. | ||
14. | 12 декабря – День конституции Российской Федерации. | 1 | Рассказать о празднике. | ||
15. | Новый год. История праздника. | 1 | Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; | ||
16. | Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева». | 1 | Рассказать о празднике. Изготовление поделок. | ||
17. | Крещение. | 1 | Чтение рассказа. | ||
18. | День студента - Татьянин день. | 1 | Просмотр презентации. | ||
19. | Русская кухня (рецепты каш). | 1 | Познакомить с рецептами приготовления простейших русских каш. | ||
20. | Варенья да соленья (рецепты варенья). | 1 | Познакомить с рецептами приготовления простейших русских блюд. | ||
21. | 14 февраля - День святого Валентина. | 1 | Рассказать о празднике. Изготовления валентинок. | ||
22. | День защитников Отечества. | 1 | Просмотр презентаций. Изготовление поздравительных открыток для пап. | ||
IV. | Весна-веснянка. | 12 | |||
23. | Масленица — весенний праздник проводов зимы. | 1 | Рассказать о празднике. Чаепитие с блинами. | ||
24. | 8 марта - Международный женский день. | 1 | История праздника. Изготовление открытки для мамы. | ||
25. | День рождения Нижневартовска. | 1 | Просмотр фильма. | ||
26. | Русские народные промыслы (хохлома). | 1 | Расписать вазу росписью хохлома. | ||
27. | 7 апреля Всемирный день здоровья. | 1 | Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках. | ||
28. | 12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики. | 1 | Конструирование из бумаги «ракета». | ||
29. | Традиции празднования Пасхи. | 1 | Роспись яйца . | ||
30. | Традиционная русская кухня (рецепты блинов). | 1 | Оценить достоинства традиционной русской кухни. | ||
31. | День весны и труда. | 1 | Чтение стихов. | ||
32. | 9 мая – День Победы | 1 | Экскурсия к памятнику. Возложение цветов. | ||
33. | Главный летний праздник - Иван Купала. | 1 | Научиться плести венки. | ||
34. | Русские народные игры (Горелки. Прятки. Жмурки.) | 2 | Разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта). |
V. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Библиотечный фонд (для учителя)
- Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2011.
- Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
- Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Вуйлова И.Е., Драгаш Н.Ф. и др. Духовно- нравственная культура и традиции русского народа» Компакт-диск для компьютера: начальная школа.- Волгоград: Учитель, 2012.
- Фольклорные посиделки. ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2008.
Ресурсы сети интернет:
Библиотечный фонд (для обучающихся)
- Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1977.
2. Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,
2008.
3. Т.И. Бахметьева, Г.Т. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
4. Зуева Т.В. Волшебная сказка. – М., 1993.
5. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- компьютер
- медиапроектор
- интерактивная доска
- наглядные материалы
- документ – камера
- радиоусиливающие приёмники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности: «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 5 класс 2015
1 час в неделю / 35 часов в год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности: «Основы духовно – нравственной культуры народов России» 5 класс
1 час в неделю / 35 часов в год...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснитель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Я – гражданин России"
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за на...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся с ОВЗ 1-4 классов «Вежливые ребята»
Рабочая программа КТП...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...