Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Жидкова Лариса Ивановна

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную записку", "Содержание курса "Моя малая родина", "Планируемые результаты", "Перечень учебно-методичесого обеспечения. Список литературы"; КТП.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 127  г.о. Самара

«Согласовано»                          «Согласовано»                                        «Утверждаю»

 Руководитель МО                       Заместитель директора школы               Директор МБОУ СОШ № 127                                  по УВР                                                      СОШ №127

_____________/Жидкова Л.И./_____/ Тимошевская С.А./ ______________/Этенко В.Г./

                                                                                           

Протокол № ______ от                                                                      Приказ № _______ от «____»___________2015 г. «____»_____________2015 г.  «____»____________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

 «Моя малая Родина» (литературное краеведение)

5 класс

Разработала:

Жидкова Л.И.,

учитель русского языка

 и литературы

 

                                                        

г. о. Самара, 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

       Рабочая программа по литературному краеведению «Моя малая Родина» разработана на основе  Рабочей программы внеурочной деятельности по литературе и историческому краеведению «Проектируем виртуальные экскурсии» для 5–8 классов, составленную в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Автор Т. Трунцева, ВАКО, 2014 г. Данная программа рассчитана для учащихся 5 классов.  

     Программа включает в себя теоретическую часть  и  практическую часть предполагающая проведение экскурсий краеведческого характера.

Цели программы:

 - приобщение к духовным ценностям народа Самарского края;

- развитие личности ученика как представителя и умелого хранителя социально-культурных ценностей Самарского края;

- овладение знаниями о направлениях, традициях, художественных особенностях самарской литературы;

- воспитание гуманного отношения к людям разных  национальностей;  

- пробуждение интереса к культуре малой родины;

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

  •      Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
  •    познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
  •  практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности, развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

Актуальность проблемы

  В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования».

   А «осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики» – это вторая после семьи ступень развития гражданина России.

   В стандарте основного общего образования по литературе одной из целей преподавания литературы определена следующая: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

   Таким образом, формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности и воспитание патриота – одна из основных задач учителя-словесника.

    Большую роль в достижении этих целей может играть литературное краеведение. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы.

     Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

    Академик Д.С. Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание… становится частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна».

    У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли,   место,  в котором мы родились – и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, формирование  патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель,  в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества.

   Задача учителя-словесника не только вооружить ученика знаниями, но и в первую очередь воспитать из него человека, гражданина, патриота. Трудно сформировать у детей  патриотические чувства, не привив  им любовь к родному краю. Важным источником патриотического воспитания школьников, развития духовно – нравственных качеств личности  является  литературное краеведение.

   В литературном краеведении заключены огромные возможности для расширения общеобразовательного и мировоззренческого кругозора школьников, для повышения их общей и эстетической культуры.    

     Разнообразная и интересная литературно-краеведческая работа способствует формированию высоких патриотических и нравственных принципов у школьников, воспитанию любви к литературе, художественному слову, учит  понимать подлинное искусство слова, воспитывает любовь к своей земле, учит ценить ее прошлое и беречь Родину.

    Вышесказанное обуславливает стремление активизировать литературное краеведение в школе как средство духовно-интеллектуального развития и патриотического воспитания школьников.

     Несомненно, каждый учитель, планируя уроки литературы,  включает произведения писателей-земляков,  да и программа В.Я. Коровиной предполагает изучение отдельных произведений писателей, связанных с Самарским краем.  Но за бортом остается огромнейший пласт достойной самарской литературы, способной незаметно, исподволь влиять на умы и души учеников, прививая им любовь к родному краю, развивая их духовно и нравственно.

      Поэтому есть целесообразность уроки краеведения в 1-11 классах, которые проводятся за счет часов регионального компонента, использовать именно как уроки литературного краеведения. Трудность заключается в отсутствии соответствующей программы, методической литературы и т.д.

Место литературного краеведения в учебном плане

       Данная программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Учебное время распределяется на следующие виды программного материала:

теоретические занятия   –  8 часов;

внеаудиторные занятия    –  4 часа;

практические работы    -  5 часов.

     Программа предусматривает рациональное  соотношение  количества часов на проведение теоретических,  практических  занятий. Программа предполагает проведение внеаудиторных занятий. Она также учитывает местные условия, интересы детей и уровень их подготовленности.

Формы контроля

Во II полугодии контроль проводится в форме защиты проектов (3 уровень).

Содержание курса «Моя малая Родина»

Вводное занятие (1ч.)

Цели и задачи занятий по литературному краеведению.

Известные самарские краеведы прошлого.

Современное состояние краеведения в Самаре.

Обзор краеведческой литературы.

Раздел I. Писатели-классики в Самарском крае (7 ч.)

Д. Садовников – певец Волги, автор сказов, собиратель русского фольклора (1ч.)

Дмитрий Садовников – певец Волги. Фольклор. Сказы. Садовников – собиратель местного фольклора. «Загадки русского народа».

Н.Г. Гарин-Михайловский в Самарском крае (1ч.)

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский и наш край.

Жизнь в имении, ее описание в книге «Несколько лет в деревне».

Участие Н.Г. Гарина-Михайловского в работе самарских газет.

А. Толстой в Самарском крае и Самаре (1ч.)

Алексей Толстой – наш земляк. Рождение и годы пребывания Алексея Толстого на  Самарской земле. Музей А. Толстого. Книга Ю. Оклянского «Шумное захолустье» (семья А. Толстого и жизнь губернского города на рубеже веков).

Литературные герои А. Толстого и их связь с Самарой (1ч.)

Литературные герои А. Толстого и их связь с Самарой. Дальнейшая связь писателя и членов его семьи с родным городом. Подвижническая деятельность М.П. Лимаровой по созданию музея-усадьбы А.Н. Толстого.

Экскурсия в музей-усадьбу А.  Толстого (3 ч.)

Алексей Толстой и наш край. Рождение и годы пребывания Алексея Толстого на  Самарской земле. Экскурсия в музей-усадьбу А.Толстого.

Раздел II. Мир детства в произведениях известных русских писателей, связанных с Самарским краем (8 ч.)

С.Т. Аксаков. Связь семьи Аксаковых с Самарским краем (1ч.)

С.Т. Аксаков. Жизнь и деятельность писателя и членов его семьи в Самарском крае. Детские образы в произведениях Аксакова «Детские годы Багрова – внука» и «Семейные хроники».

С. Аксаков «Аленький цветочек» и история написания сказки (1ч.)

История написания знаменитой сказки «Аленький цветочек».

Проект создания памятника семье Аксаковых на Самарской земле.

А. Толстой. Поэтический мир ребенка. Книги писателя для детей (1ч.)

А.Н. Толстой «Сорочьи сказки», «Приключения Буратино». «Детство Никиты» - квинтэссенция глубоких детских воспоминаний. Поэзия окружающего мира глазами ребенка.

Н. Гарин-Михайловский и его «Детство Темы» (2 ч.)

Н. Гарин-Михайловский и его тетралогия. Первая часть тетралогии - «Детство Темы». Прототип главного героя произведения. Дворянские традиции воспитания и их отражение на страницах произведения.

Экскурсия. «Литературная Самара»  (3 ч.)        

Литературная история площади, улицы, парка и сквера. (Алексеевская площадь. Дворянская улица, Струковский сад, Театральная площадь и сквер Пушкина). Экскурсия по литературным местам.

Раздел III. Литература родного края. Произведения самарских (куйбышевских) писателей (17 ч.)

Петр Алабин как бытописатель Самары (1ч.)

Петр Алабин как бытописатель Самары. Его «юбилейные» книги о губернском городе.

Игорь Муханов – «самарский Бажов», писатель-сказочник. «Сказы и байки Жигулей» (1 ч.)

Игорь Муханов. Слово о писателе-сказочнике. «Сказы и байки Жигулей».

Самарские сказочники братья Бондаренко – детям (1 ч.)

Владимир и Вениамин Бондаренко. Сказки.

Наталия Красикова – самарская сказочница (1 ч.)

Наталия Красикова – самарская сказочница. «Самарские сказки».

Иван Никульшин – известный русский поэт и прозаик (1 ч.)

Иван Никульшин. Рассказы «У нас ночуют журавли». Герои рассказов – сельские ребята. Одни из них росли в трудные военные и послевоенные годы, другие -  сверстники нынешних школьников 80-х годов. Становление характеров детей и подростков в столкновениях с серьёзными, «взрослыми» проблемами, рождения представления о добре, справедливости, красоте.

Илья Максимов – самарский журналист, писатель.  (1 ч.)

Илья Максимов.  Слово о журналисте, писателе. Рассказы-притчи «Уроки доброты».

Великая Отечественная война в произведениях Самарских писателей (обзор прозаических произведений сборника «Война» , посвящённого 50-летию Великой Победы) (1 ч.)

В. Воронков. Слово о писателе. Рассказ «Порция гороха» (1 ч.)

Самарские поэты о Великой Отечественной войне (обзор стихотворений из специального выпуска литературно-художественного журнала «Русское эхо» (1945-2010) «Священная война»)  (1 ч.)

«Люблю тебя, мой край родной». Самарские поэты о родине, родной природе. Стихотворения А. Хитёва, Б. Сиротина, Е. Чепурных, В. Бондаренко (1 ч.)

Самарские поэты о родине, родной природе. Стихотворения А. Хитёва, Б. Сиротина, Е. Чепурных, В. Бондаренко.

Экскурсия в районную детскую библиотеку (2 ч.)

Экскурсия в районную детскую библиотеку. Беседа о произведениях самарских писателей.

Александр Малиновский. Слово о писателе. Повесть «Однажды в зимние каникулы» (1  ч.)

Александр Малиновский. Слово о писателе. Повесть «Однажды в зимние каникулы».

Работа самарской писательской организации. Экскурсия в Самарский Дом журналистов. Встреча с самарскими писателями (3 ч.)

Работа самарских писателей и их творческой организации в современных условиях. Экскурсия в Самарский Дом журналистов. Встреча с самарскими писателями.

Раздел IV. Подведение итогов (2ч.)

Обобщающее занятие. Защита проектов, посвященных творчеству самарских писателей.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к родному краю, его литературе, языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы для учителя

1. Алабин П.В. Самара 1586-1886 годы. Самарское книжное издательство, 1992.

2. Алексей Толстой и Самара. Из архива писателя. Куйбышевское книжное издательство, 1982.

3. Алексушин Г.В. Самарские губернаторы. Самарский дом печати, 1996.

4. Город на крутой луке. Литературно-публицистический сборник. Куйбышевское книжное издательство, 1984.

5. Кто есть кто в Самаре. Навигатор, 2003.

6. Наш край. Хрестоматия. Самара, 2003.

7. О Волге наше слово. Литературно-краеведческий сборник. Составитель С. А. Голубков. Куйбышевское книжное издательство, 1987.

8. Писатели Средней волги. Куйбышевское книжное издательство, 1968.

9. Путешествие в прошлое. Страницы истории Самарского края. Самарское книжное издательство, 1991.

10. Самарская летопись. Самарский университет, 1993.

11. Советские писатели и Среднее Поволжье. Сборник статей. Куйбышевское книжное издательство, 1959.

12. Соловьёва Л.А. Литературное краеведение. Пособие для учителя. Факультативный курс. Научный редактор профессор Л.А. Финк. Издательство «Самарский университет», 1994.

13. Финк Л. При свете рампы. Куйбышевское книжное издательство, 1980.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности

 по литературному краеведению «Моя малая Родина» в 5 классе

на 2015-2016 учебный год (34 часа в год, 1 раз в неделю)

№ п/п

Название разделов, тем

Вне-аудиторное занятие

(32,4%)

Теория

(14,7%)

Практика

(53%)

Сроки

Кор-рек-ция

Пред-пола-гаемые

Факти-ческие

Вводное занятие (1 ч.)

1

Литературное краеведение в Самаре

1

1

Раздел  I. Писатели-классики в Самарском крае (8 ч.)

2.

Д. Садовников – певец Волги, автор сказов, собиратель русского фольклора

1

2

3.

Н.Г. Гарин-Михайловский в Самарском крае

1

3

4.

А. Толстой в Самарском крае и Самаре. 

1

4

5,6

Литературные герои А. Толстого и их связь с Самарой.

2

5,6

7-9

Экскурсия в музей-усадьбу А.  Толстого. Игра-приключение «Тайна бронзовой вазочки».

3

7-9

Раздел  II. Литература родного края. Произведения самарских (куйбышевских) писателей (16 ч.)

10.

Петр Алабин как бытописатель Самары

1

10

11.

Игорь Муханов –  «самарский Бажов», писатель-сказочник. «Сказы и байки Жигулей»

1

11

12.

Самарские сказочники братья Бондаренко – детям

1

12

13.

Наталия Красикова – самарская сказочница

1

13

14.

Иван Никульшин – известный русский поэт и прозаик .

1

14

15.

Илья Максимов – самарский журналист, писатель.  

1

15

16.

Экскурсия в районную юношескую библиотеку. Встреча с писателем п. Управленческий. 

1

16

17.

Великая Отечественная война в произведениях Самарских писателей (обзор прозаических произведений сборника «Война», посвящённого Великой Победе).

1

17

18.

В. Воронков. Слово о писателе. Рассказ «Порция гороха»

1

18

19.

Самарские поэты о Великой Отечественной войне (обзор стихотворений из спецвыпуска литературно-художественного журнала «Русское эхо» (1945-2010) «Священная война»)  

1

19

20.

«Люблю тебя, мой край родной». Самарские поэты о родине, родной природе. Стихотворения А. Хитёва, Б. Сиротина, Е. Чепурных, В. Бондаренко

1

20

21.

Александр Малиновский. Слово о писателе. Повесть «Однажды в зимние каникулы»

1

21

22

Викторина «Самарские писатели и их творчество»

1

22

23-25.

Работа самарской писательской организации. Экскурсия в Самарский Дом журналистов. Встреча с самарскими писателями

3

23-25

Раздел  III. Мир детства в произведениях известных русских писателей, связанных с Самарским краем (7 ч.)

26.

С.Т. Аксаков. Связь семьи Аксаковых с Самарским краем. Сказка «Аленький цветочек» и история написания сказки

1

26

27.

А. Толстой. Поэтический мир ребенка. Книги писателя для детей

1

27

28,29.

Н. Гарин-Михайловский и его «Детство Темы»

1

1

28,29

30-32.

«Литературная Самара» (экскурсия по литературным местам Самары).

3

30-32

Раздел IV. Подведение итогов (2ч.)

33,34

 Защита проектов, посвященных творчеству самарских писателей (Самостоятельное создание презентаций «Литературная Самара». Виртуальная экскурсия)

2

33,34

Итого

12

5

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснитель...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я в мире, мир во мне" для обучающихся с ОВЗ 2-3 классов

Программа  воспитательной  работы  по  духовно-нравственному направлению "Я  в  мире, мир  во  мне" для  обучающихся  с  ОВЗ 2-3  ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Разговоры о важном» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТНМР (II вариант) 6 «А», 6 «Б», 7 «А» классов на

Программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с умеренной, т...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...