Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся с ОВЗ 1-4 классов «Вежливые ребята»
рабочая программа

Ольнёва Ольга Николаевна

Рабочая программа КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_vezhlivye_rebyata_1-4_klass_variant_8.2.docx62.75 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного

 методического объединения

педагогов, работающих

с обучающимися с ОВЗ

Протокол №1

от «26» августа 2020г

ПРИНЯТО

на педагогическом совете №1

от «28» августа 2020г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Банникова М.В.

________________

«28» августа  2020г

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»

Рабочая программа внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

для  обучающихся с ОВЗ

 1-4 классов

«Вежливые ребята»

1 «З»класс

(второй год обучения)

Разработано

ШМО педагогов,

 работающих

с обучающимися с ОВЗ

проводит

Ольнёва О.Н.

                                                                               

2020 -2021 уч. год

Пояснительная записка

    Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах.  Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.

  Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

  Объем  нагрузки:

Участники образовательной программы:    учащиеся  1-4 классов.

Сроки реализации образовательной программы:  один учебный год.

Программа рассчитана в 1 классе на 33 часов, во 2-4 классах на 34 часа: 1 час занятия в неделю.

 Цель курса – формирование навыков общения и  культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

    

Задачи:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

 

   Основные разделы программы:

  • я среди людей;
  • речевой этикет;
  • культура поведения;
  • в мире сказок.

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!
  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  • Познай мир и себя!
  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

  Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

                   

Учебно-тематический план на год

N п\п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1кл

2-4кл

1.

Вводное занятие

1

1

1

-

2.

Я среди людей

6

6

3

3

3.

Речевой этикет

6

6

3

3

4.

Культура поведения

12

12

6

6

5.

В мире сказок.

7

8

-

7

6.

Заключительное занятие

1

1

-

1

Итого:

33

34

13

20

Содержание курса:

1раздел (1ч.)

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на год.

2 раздел (6 ч.)

Я среди людей.

Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.

Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

3раздел ( 6 ч.)

Речевой этикет.

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания,  извинения и просьбы, благодарности и отказа.

4 раздел ( 12 ч.)

Культура поведения.

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.

5 раздел (7ч.)

В мире сказок.

Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.

Ожидаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):  Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной  реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Тематическое планирование курса

1 КЛАСС (второго года обучения)

Раздел программы

№ п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Вводное занятие

(1ч)

1

Давайте познакомимся.

Знакомство с планом работы на год. Ролевая игра «Какой я?»

1

03.09

Я среди людей

(6 ч)

2

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду.

1

 10.09

3

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям.

1

17.09

4

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

1

24.09

5

Товарищи и друзья

Понятия «товарищ».

1

01.10

6

Как завоевывать друзей

Правила общения с товарищами.

1

08.10

7

Бескорыстие в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе.

1

15.10

Речевой этикет

(6 ч)

8

Что такое этика и этикет

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения.

1

 22.10

9

О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость». Основные правила вежливости в общении.

1

29.10

10

Правила знакомства, представления

Знакомство с правилами знакомства, представления. Разыгрывание ситуаций.

1

12.11

11

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

1

19.11

12

Правила извинения

Знакомство с правилами извинения

1

26.11

13

Правила благодарности

Знакомство с правилами благодарности

1

03.12

Культура поведения

(12 ч)

14

Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье.

1

10.12

15

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

1

17.12

16

Отношение к малышам

Помощь и забота по отношению к маленьким.

1

24.12

17

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Просмотр обучающего мультфильма.

1

14.01

18

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Просмотр обучающего мультфильма.

1

21.01

19

Правила поведения с в гостях

Знакомство с правилами поведения  в  гостях.

1

28.01

20

Искусство делать подарки

Изготовление подарка своими руками.

1

 04.02

21

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность» при разговоре.

1

18.02

22

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Просмотр обучающего мультфильма.

1

25.02

23

Как вести себя в общественных местах

Знакомство с правилами поведения в общественных местах. Просмотр обучающего мультфильма.

1

04.03

24

Правила поведения в театре

Знакомство с правилами поведения  в театре. Просмотр обучающего мультфильма.

1

11.03

25

Поведение в библиотеке

Знакомство с правилами поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку.

1

18.03

В мире сказок

(7ч)

26,27,

28

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия.

3

 01.04

08.04

15.04

29,30

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.

3

22.04

29.04

06.05

31,32

Сказка – ложь, да в ней намек.

Правда и ложь в сказках. Просмотр обучающего мультфильма.

2

13.05

20.05

Итоговые занятия 1ч

33

Что мы узнали и чему научились

 Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

1

27.05

Тематическое планирование курса

2-4 КЛАСС

(можно расширить темы или заменить)

Раздел программы

№ п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Вводное занятие

(1ч)

1

Давайте познакомимся.

Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?»

1

Я среди людей

(6 ч)

2

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

1

 

3

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

1

4

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

1

5

Товарищи и друзья

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

1

6

Как завоевывать друзей

Правила общения с товарищами и друзьями.

1

7

Бескорыстие в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

1

Речевой этикет

(6 ч)

8

Что такое этика и этикет

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

1

 

9

О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

1

10

Правила знакомства, представления и обращения

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

1

11

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

1

12

Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

1

13

Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

1

Культура поведения

(12 ч)

14

Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

1

15

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

1

16

Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

1

17

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

1

18

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

1

19

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

1

20

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

1

 

21

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

1

22

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

1

23

Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

1

24

Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами поведения  в театре и кино. Моделирование ситуаций.

1

25

Поведение в библиотеке и музее

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

1

В мире сказок

(7ч)

26,27,

28

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. Просмотр обучающего мультфильма.

3

 

29,30

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. Просмотр обучающего мультфильма.

2

31,32,33

Сказка – ложь, да в ней намек.

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. Просмотр обучающего мультфильма.

3

Итоговые занятия

(1 ч)

34

Что мы узнали и чему научились

 Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят.

1

Используемая литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  4. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  5. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

  1. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  2. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснитель...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я в мире, мир во мне" для обучающихся с ОВЗ 2-3 классов

Программа  воспитательной  работы  по  духовно-нравственному направлению "Я  в  мире, мир  во  мне" для  обучающихся  с  ОВЗ 2-3  ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Разговоры о важном» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТНМР (II вариант) 6 «А», 6 «Б», 7 «А» классов на

Программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с умеренной, т...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...