Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему

Жидкова Лариса Ивановна

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную записку", "Содержание курса", Планируемые результаты", "Список литературы", КТП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 127  г.о. Самара

«Согласовано»                          «Согласовано»                                        «Утверждаю»

 Руководитель МО                       Заместитель директора школы               Директор МБОУ СОШ № 127                                  по УВР                                                      СОШ №127

_____________/Жидкова Л.И./_____/ Тимошевская С.А./ ______________/Этенко В.Г./

Протокол № ______ от                                                                  Приказ № _______ от «____»___________20____ г. «____»_____________20___ г.  «____»____________20___.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Люблю я каждый вздох земли»

(литературное краеведение)

7 класс

Разработала:

Жидкова Л.И.,

учитель русского языка

 и литературы

                                                        

Самара, 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному краеведению создана на основе программы Т.Н. Трунцевой «Проектируем виртуальные экскурсии». В соответствии с учебным планом учреждения программа реализуется в 7 классе во внеурочной деятельности в рамках  ФГОС (патриотическое направление).

Изучение курса «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) направлено на достижение следующих целей:

•        способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенствованию владения речью на основе изучения произведений прозаиков и поэтов, чье творчество связано с Самарским краем.

Цель курса определяет характер конкретных задач:

•        расширить и обогатить знания учащихся о литературе и культуре родного края;

•        сформировать у учащихся представление об основных периодах становления и развития литературы родного края;

•        развить практические навыки исследовательской работы с литературно-краеведческим материалом;

•        воспитать любовь к родному краю, к родной культуре.

- приобщение к духовным ценностям народа Самарского края;

- развитие личности ученика как представителя и умелого хранителя социально-культурных ценностей Самарского края;

- овладение знаниями о направлениях, традициях, художественных особенностях самарской литературы;

- пробуждение интереса к культуре малой родины;

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

  • Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
  •    познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности, развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

Актуальность проблемы

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования».

А «осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики» – это вторая после семьи ступень развития гражданина России.

В стандарте основного общего образования по литературе одной из целей преподавания литературы определена следующая: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Таким образом, формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности и воспитание патриота – одна из основных задач учителя-словесника.

Большую роль в достижении этих целей может играть литературное краеведение. Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы.

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Академик Д.С. Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание… становится частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна».

У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли,   место,  в котором мы родились – и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, формирование  патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель,  в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества.

Задачаучителя-словесника не только вооружить ученика знаниями, но и в первую очередь воспитать из него человека, гражданина, патриота. Трудно сформировать у детей  патриотические чувства, не привив  им любовь к родному краю. Важным источником патриотического воспитания школьников, развития духовно – нравственных качеств личности  является  литературное краеведение.

 В литературном краеведении заключены огромные возможности для расширения общеобразовательного и мировоззренческого кругозора школьников, для повышения их общей и эстетической культуры.

Разнообразная и интересная литературно-краеведческая работа способствует формированию высоких патриотических и нравственных принципов у школьников, воспитанию любви к литературе, художественному слову, учит  понимать подлинное искусство слова, воспитывает любовь к своей земле, учит ценить ее прошлое и беречь Родину.

    Вышесказанное обуславливает стремление активизировать литературное краеведение в школе как средство духовно-интеллектуального развития и патриотического воспитания школьников.

Место литературного краеведения в учебном плане

Данная программа рассчитана на 34 часа.

теоретические занятия   –  6 часов;

практические работы    -  14 часов;

внеаудиторные занятия    –  14 часа.

Формы контроля

Промежуточная аттестация проводится в формах:

в I полугодии - викторины «Легенды, сказы, предания и были Самарского края». (3 уровень);

во II полугодии – литературного праздника «Люблю тебя, мой край родной» (3 уровень).

Содержание программы

Вводное занятие (1ч.)

Предмет и задачи литературного краеведения. Пути развития самарской литературы. Известные самарские краеведы прошлого.Современное состояние краеведения в Самаре.Обзор краеведческой литературы.                

Раздел  I. Писатели-классики в Самарском крае (7 ч.)

Литературная жизнь в Самаре XIX века. Отражение жизни крестьянства Самарской губернии в творчестве Г.И. Успенского. «Автобиография», «Из деревенского дневника».                                        

Общественная деятельность Л.Н. Толстого в Самарской губернии.

«Волга и Вазуза», «Два старика», «Много ли человеку земли нужно                 

Публицистическое и художественное творчество М. Горького в Самаре. «Однажды осенью», «Часы отдыха учителя Коржика».

Своеобразие литературного движения в Самарском крае первой половины XX века.  А. Толстого и Самара. «Заволжье», «Неделя в Туреневе».                

«Алексей Толстой: от Сосновки до славы»(Обзорная экскурсия в музее-усадьбе  А.  Толстого).                                                 

Раздел  II. Легенды, сказы, предания и были Самарского края (7 ч.)

«Жемчужина Жигулей». Легенды, сказы, предания.                                

Игорь Муханов. «Сказы и байки Жигулей».                                        

В.Н. Бондаренко. Легенды. «Тайна Абааса».                                

Викторина «Легенды, сказы, предания и были Самарского края». (3 уровень)

Анализ викторины (1ч.)

Раздел  III. Самарская проза (6 ч.)

“Живая связь времен”. Самарская проза.                         

Великая Отечественная война в произведениях Самарских писателей (обзор прозаических произведений сборника «Война», посвящённого Великой Победе).                                        

А.Громов. Рассказ «Девочка и война».                                

«Литературная Самара» (экскурсия по литературным местам Самары).

Раздел  IV. Слово родной поэзии (7 ч.)

Самарские поэты о Великой Отечественной войне (обзор стихотворений из спецвыпуска литературно-художественного журнала «Русское эхо» (1945-2010) «Священная война»)                          

«Люблю тебя, мой край родной». Самарские поэты о родине, родной природе. Стихотворения А. Хитёва, Б. Сиротина, Е Чепурных, А. Малиновский.                        

Работа самарской писательской организации. Экскурсия в Самарский Дом журналистов. Встреча с самарскими писателями.                

Раздел V. “Мы живём рядом с ними…» (поэты и писатели п. Управленческий) (2 ч.)

Творчество поэтов и писателей п.Управленческий (обзор литературно-художественного и культурно-просветительского альманаха для семейного чтения «Отчий дом»).

Творчество Юрия Яблочникова, самобытного самарского поэта, художника, хирурга-стоматолога. Встреча с поэтом Ю. Яблочниковым. Экскурсия в районную юношескую библиотеку.

VI. Литературный праздник «Люблю тебя, мой край родной»

Подготовка и проведение литературного праздника «Люблю тебя, мой край родной». (3 ч.).

Раздел VII. Подведение итогов (1 ч.)

Итоговое занятие.

Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы для учителя

1. Алабин П.В. Самара 1586-1886 годы. Самарское книжное издательство, 1992.

2. Алексей Толстой и Самара. Из архива писателя. Куйбышевское книжное издательство, 1982.

3.Алексушин Г.В. Самарские губернаторы. Самарский дом печати, 1996.

4. Город на крутой луке. Литературно-публицистический сборник. Куйбышевское книжное издательство, 1984.

5. Кто есть кто в Самаре. Навигатор, 2003.

6. Наш край. Хрестоматия. Самара, 2003.

7. О Волге наше слово. Литературно-краеведческий сборник. Составитель С. А. Голубков. Куйбышевское книжное издательство, 1987.

8. Писатели Средней волги. Куйбышевское книжное издательство, 1968.

9. Путешествие в прошлое. Страницы истории Самарского края. Самарское книжное издательство, 1991.

10. Самарская летопись. Самарский университет, 1993.

11. Советские писатели и Среднее Поволжье. Сборник статей. Куйбышевское книжное издательство, 1959.

12. Соловьёва Л.А. Литературное краеведение. Пособие для учителя. Факультативный курс. Научный редактор профессор Л.А. Финк. Издательство «Самарский университет», 1994.

13. Финк Л. При свете рампы. Куйбышевское книжное издательство, 1980.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к родному краю, его литературе, языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.



Предварительный просмотр:

 

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности

 по литературному краеведению «Люблю я каждый вздох земли» в 7 классе

на 2015-2016 учебный год (34 часа в год, 1 раз в неделю)

№ п/п

Название разделов, тем

Вне-аудиторное занятие

(35,3%)

Теория

(32,4%)

Практика

(32,4%)

Сроки

Кор-рек-ция

Пред-пола-гаемые

Факти-ческие

1

Вводное занятие. Предмет и задачи литературного краеведения. Пути развития самарской литературы.

1

1

Раздел I. Писатели-классики в Самарском крае (7 ч.)

2

Литературная жизнь в Самаре XIX века. Отражение жизни крестьянства Самарской губернии в творчестве Г.И.Успенского. «Автобиография», «Из деревенского дневника».

1

2

3

Общественная деятельность Л.Н.Толстого в Самарской губернии. «Волга и Вазуза», «Два старика», «Много ли человеку земли нужно».

1

3

4

Публицистическое и художественное творчество М. Горького в Самаре. «Однажды осенью», «Часы отдыха учителя Коржика».

1

4

5

Своеобразие литературного движения в Самарском крае первой половины XX века. А.Толстой и Самара. «Заволжье», «Неделя в Туреневе».

1

5

6-8

«Алексей Толстой: от Сосновки до славы» (Обзорная экскурсия в музее-усадьбе» А.Толстого).

3

6-8

Раздел  II. Легенды, сказы, предания и были Самарского края (7 ч.)

9,10

«Жемчужина Жигулей». Легенды, сказы, предания.

1

1

9,10

11

Игорь Муханов. «Сказы и байки Жигулей».

1

11

12,13

В.Н. Бондаренко. Легенды. «Тайна Абааса».

1

1

12,13

14

Викторина «Легенды, сказы, предания и были Самарского края»

1

14

15

Анализ викторины.

1

15

Раздел  III. Самарская проза (6 ч.)

16

“Живая связь времен”. Самарская проза.

1

16

17

Великая Отечественная война в произведениях Самарских писателей (обзор прозаических произведений сборника «Война», посвящённого Великой Победе).

1

17

18

А.Громов. Рассказ «Девочка и война».

1

18

19-21

«Литературная Самара» (экскурсия по литературным местам Самары).

3

19-21

Раздел  IV. Слово родной поэзии (7 ч.)

22,23.

Самарские поэты о Великой Отечественной войне (обзор стихотворений из спецвыпуска литературно-художественного журнала «Русское эхо» (1945-2010) «Священная война»)  

1

1

22,23

24,25.

«Люблю тебя, мой край родной». Самарские поэты о родине, родной природе. Стихотворения А. Хитёва, Б. Сиротина, Е. Чепурных, В. Бондаренко

1

1

24,25

26-28

Работа самарской писательской организации. Экскурсия в Самарский Дом журналистов. Встреча с самарскими писателями

3

26-28

Раздел V. “Мы живём рядом с ними…» (поэты и писатели п. Управленческий) (2ч.)

29

Творчество поэтов и писателей п. Управленческий (обзор литературно-художественного и культурно-просветительского альманаха для семейного чтения «Отчий дом»).

1

29

30

Встреча с поэтом  Ю. Яблочниковым, самобытным самарским поэтом, художником, хирургом-стоматологом. Экскурсия в районную юношескую библиотеку.

1

30

VI. Литературный праздник «Люблю тебя, мой край родной» (3ч.)

31

Подготовка литературного праздника «Люблю тебя, мой край родной» для своих родителей (Подбор материала, разработка сценария, распределение материла).

1

31

32

Подготовка литературного праздника «Люблю тебя, мой край родной» для своих родителей (Репетиция праздника).

1

32

33

Проведение литературного праздника «Люблю тебя, мой край родной» для своих родителей.

1

33

Раздел VII. Подведение итогов (1 ч.)

34

Итоговое занятие.

1

34

Итого

11

10

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я в мире, мир во мне" для обучающихся с ОВЗ 2-3 классов

Программа  воспитательной  работы  по  духовно-нравственному направлению "Я  в  мире, мир  во  мне" для  обучающихся  с  ОВЗ 2-3  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...