РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
методическая разработка (5 класс) на тему

Галина Алексеевна Кострыкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx46.86 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по духовно-нравственному

и гражданско-патриотическому воспитанию детей

«СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Возраст детей: 9–12 лет

Автор: Кострыкина Галина Алексеевна,

учитель начальных классов,

учитель ОДНКНР,

МКОУ Александровская СОШ

Таловского района Воронежской области

        

2018г.

Содержание

         Пояснительная записка

  1. Актуальность программы
  2. Цели курса
  3. Задачи
  4. Описание места учебного предмета
  5. Отличительная особенность
  6. Планируемые результаты
  7. Содержание программы
  8. Материально –техническое обеспечение
  9. Календарно – тематический  план
  10.  Формы контроля планируемых результатов освоения  программы внеурочной деятельности
  11. Литература.

Пояснительная записка:

    Программа курса внеурочной деятельности « Святые заступники Земли Русской» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов.

Нормативно-правовой и документальной основой примерной

программы внеурочной деятельности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся « Святые заступники Земли Русской» являются:

                   1. Закон Российской Федерации «Об образовании»,

                   2. ФГОС второго поколения,

                   3.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания      

                        личности гражданина России.

Актуальность программы

Актуальность заключается в использовании во внеурочной деятельности положительного опыта духовно-нравственного воспитания, накопленного в отечественной педагогике,  обогащающего систему формирования личности учащихся золотым фондом духовно-нравственных ценностей.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.  Результативность  воспитания   нравственных  начал  тем  выше,  чем   раньше  начинается систематическая  работа  по  формированию  этих  качеств  у  человека. Психологи установили, что именно младший и средний  школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. В.А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали».   Воспитывать нравственные качества личности  необходимо  через обращение к жизни и опыту своего народа. Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания. Каждое занятие по программе ориентировано на получение ребенком знаний по основам православия, воспитание чувства гордости за свою Родину и славные дела далеких предков, желание быть храбрыми, милосердными, сострадательными. Осознавать себя наследником великой истории и великой культуры, через жития святых, поэзию, архитектуру, историю, географию. Как камень точит воду так и задача учителя методично напоминать детям о главных жизненных ценностях православного человека. Ценить и хранить свое прошлое, любить и дорожить настоящим и приложить все усилия для сохранения культуры и традиции в будущем. При знакомстве с традициями, благочестивым укладом жизни православного народа у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное возрастание.

Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение  следующих задач:

  • духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России, понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
  • приобщить младших школьников к нравственным устоям православной культуры;
  • помочь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия;
  • формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
  • выработать этические принципы на основе традиций отечественной культуры;
  • создать условия для развития целостной духовно-нравственной личности;
  • показать на примере жизни святых моральные и духовные ценности жизни;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

Описание места учебного предмета

    Данная программа может быть использована для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных и воскресных школ. Она предназначена для учащихся 9 – 12 лет. На изучение материала отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю в возрастной группе 9 -12 лет или в любом из классов (3-6) или по 0,5 часа (на два года ).

Программа внеурочной деятельности «Святые заступники земли Русской» организована на основе принципов:

• принцип нравственной значимости и художественности материала;

•принцип привлекательности и доступности для детей;

•художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач).

•преемственности,

•последовательности,

•развития,творчества,

•концентричности

•личностно-ценностного соответствия.

             Отличительной особенностью данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ  является то, что она углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее исторических корнях, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее прошлому и настоящему.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные:

- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;

- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;

- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, трудолюбие и милосердие;

- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные

- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

Предметные

- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев, воинов  и святых людей России;

- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;

- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;

- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

- формирование потребности в нравственном совершенствовании.

В завершении изучения данного материала представленных тем

обучающий научится:

  • понимать значение ключевых слов:  человек, объекты окружающего мира, семья,  православный храм, икона, Россия, родина, история местного храма, а также православных храмов Таловского района;
  • рассказывать о своей семье, семейных праздниках, о родной стране, о своём селе, о храме;
  • уважительно относится к людям, которые исповедают православие,
  • оценивать нравственные поступки людей, исходя из понятий христианской этики: любви к ближнему, сострадания, заботы об окружающих.
  • осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проявлять активность в решении познавательных задач;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • формулировать собственное мнение и позицию по обсуждаемому вопросу:
  • передавать в художественно- творческой деятельности свое эмоциональное отношения к своей семье, к окружающему миру;
  • описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, живописи, музыкальных произведений

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать значение ключевых слов курса: благоверные князья, страстотерпцы, мученики, праведные, святители, блаженные и т.д;
  • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро – зло, трудолюбие – леность, красиво – некрасиво);
  • анализировать литературные источники для приобретения первоначальных знаний по православной культуре;
  • уважительно относиться к своему народу, людям, которые живут  рядом и исповедают православие, к России как государству, являющимся нашей Родиной;
  • описывать впечатления, возникающие от созерцании иконы праздника;
  • учитывать разные мнения и обосновывать свою;
  • проявлять познавательную инициативу;

Содержание программы курса

Раздел 1 Благоверные святые князья, воины земли русской. (11часов)

  1. Князь Владимир- креститель Руси, Красное Солнышко, святой
  2. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб
  3. Святой Благоверный Князь Андрей Боголюбский.
  4. Благоверные князь Петр и Феврония Муромские – образец семьи, любви и верности.
  5. Князь Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой.
  6. Экскурсия в Александро – Невский храм.
  7. Святой Благоверный Князь Даниил Московский.
  8. Князь Дмитрий Донской – Благоверный, святой, заступник Руси.
  9. Святой праведный воин – Федор Ушаков.
  10.  Открытое  мероприятие «Урок мужества»
  11.  Обобщение по разделу. Тест «Проверь себя». Творческая работа.

Раздел 2 Преподобные. (3 часа)

  1. Преподобный Сергий Радонежский.
  2.  Преподобный Андрей Рублев – иконописец
  3. Преподобный Серафим Саровский.

           Раздел 3 Святители и чудотворцы (7 часов)

  1.  Святитель Николай – Чудотворец.
  2.  Открытое  мероприятие. «Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских».
  3.  Святитель Спиридон Тримифунтский.
  4.  Святитель  Митрофан Воронежский.
  5.  Святитель Тихон Задонский
  6.   Святитель Лука Крымский.
  7.  Святые покровители русского воинства в наши дни.

            Раздел 4.  Мученики. (5 часов)

  1. Святой мученик Георгий Победоносец.
  2. Творческая работа( изготовление герба Москвы из разных материалов).
  3. Великомученик Пантелеимон Целитель.
  4. Святая преподобномученица Елизавета Федоровна Романова.
  5. Мученики, страстотерпцы – Последний Российский царь Николай II с семьей.

               Раздел 5. Блаженные (3 часа)

  1.  Блаженная Ксения Петербуржская
  2.  БлаженнаяМатрона Московская
  3.  Экскурсия в Троицкий храм с. Тишанка.

Раздел 6. Святые заступники в годы великой отечественной войны.( 4 часа)

  1.  – 31. Защита творческих проектов.
  1. 33.  Открытое мероприятие «Защитники Земли Русской в разные времена». Творческий отчет.

34. Резерв.

ИТОГО: 34 часа.        

Материально – техническое обеспечение

Компьютер, Медиа проектор, радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных  выступлений, защиты творческих проектов

Музыкальный центр - даёт возможность

непосредственно включать в учебный процесс звуковые образы

окружающего мира.

Календарно – тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1

Раздел 1 Благоверные святые князья, воины земли русской.

Князь Владимир- креститель Руси, Красное Солнышко, святой

1

2

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб

1

3

Святой Благоверный Князь Андрей Боголюбский.

1

4

Благоверные князь Петр и Феврония Муромские – образец семьи, любви и верности.

1

5

Князь Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой.

1

6

Экскурсия в Александро – Невский храм.

1

7

Святой Благоверный Князь Даниил Московский

1

8

Князь Дмитрий Донской – Благоверный, святой, заступник Руси.

1

9

Святой праведный воин – Федор Ушаков.

1

10

Обобщение по разделу. Тест проверь себя. Творческая работа

1

11

Открытое мероприятие «Урок мужества»

1

12

Раздел 2 Преподобные.

Преподобный Сергий Радонежский.

1

13

 Преподобный Андрей Рублев – иконописец

1

14

Преподобный Серафим Саровский

1

15

Раздел 3 Святители и чудотворцы

Святитель  Николай - Чудотворец

1

16

Открытое мероприятие. «Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских»

1

17

Святитель Спиридон Тримифунтский

1

18

Святитель  Митрофан Воронежский

1

19

Святитель  Тихон Задонский

1

20

Святитель Лука Крымский

1

21

Святые покровители русского воинства в наши дни

1

22

Раздел 3 Мученики.

Святой мученик Георгий Победоносец

1

23

Творческая работа.

1

24

Великомученик Пантелеимон целитель.

25

Святая преподобномученица Елизавета Федоровна Романова

1

26

Мученики, страстотерпцы – последний Российский царь Николай II с семьей.

1

27

Раздел 5. Блаженные

Блаженная Ксения Петербуржская

1

28

Блаженная Матрона Московская

1

29

Экскурсия в Троицкий храм с. Тишанка.

1

30- 31

Раздел 6. Святые заступники в годы великой отечественной войны. Защита творческих проектов.

2

32- 33

Открытое мероприятие «защитники земли Русской в разные времена». Творческий отчет

2

34.

Резерв

1

Формы контроля планируемых

результатов освоения  программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в усвоении содержания данной Программы; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения учащихся в практику. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, исследовательские работы учащихся.

Подобная организация учета  компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого учащегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый учащийся будет значимым участником

Используемая литература.

1. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры.М.: Издательский дом «Покров», 2014.

2. Зеньковский В.В. «Психология детства». М.: Школа_Пресс, 2013.

3. Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа_Пресс, 2015.

4. Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2015; 2_е изд.Новосибирск, 2010.

5. Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. М.: Лествица, 2013.

6. Ушинский К.Д. «Детский мир» и хрестоматия: В 2_х кн. М.: Лествица, 2014.

8. Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11_ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М._Л.,2013. С. 425–488.

9.  «Молитвы русских поэтов». XI–XIX: Антология / Автор- составитель В.И.Калугин. М.: Издательский дом «Вече», 2016.

11. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2015. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).

12.  Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М., Изд. ”Первое сентября”, 2015.

13. Янушкявичене О., Киреев И. Дерево доброе. Учебное пособие для начальных классов. М., Отдел религиозного образования и катехизации, 2016г.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2009. – С. 9.

15. Школьная энциклопедия. История России. 18-19 вв., М., «ОЛМА - ПРЕСС Образование», 2013. – С. 20.

16. http://www.vidania.ru/saints/ 

17. http://www.verapravoslavnaya.ru/?Carmz_Nikolai_Aleksandrovich_i_ego_semmzya 

18. https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykhhttps://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия как средство духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания подростков гимназии.

Презентация подготовлена на основе опыта использования экскурсий в воспитании учащихся гимназии....

Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы

Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственного воспитания"

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснитель...

Педагогическая деятельность как система работы в гражданско-патриотическом воспитании

Ситуация, складывающаяся в настоящее время в настоящее время в системе воспитания детей и подростков, характеризуется рядом системных изменений, которые с изменениями в обществе. Для них характерны фи...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...