Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению «Урок нравственности»
рабочая программа (5 класс)
Примерная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности нравственного направления "Уроки нравственности" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно - нравственному направлению
«Урок нравственности»
воспитателя высшей квалификационной категории
Григорьевой Гульгены Нурисламовны
5 класс
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности нравственного направления "Уроки нравственности" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Тематическое планирование рассчитано на 1час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.
Внеурочная деятельность по нравственному направлению "Уроки нравственности" ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у учащихся.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
В результате изучения курса «Уроки нравственности» во 5-м классе учащиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- выработка форм заповедей правил этикета поведения, получат знания требований этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями, а также знания о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии.
Метапредметными результатами программы курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- Личностные:
У ученика будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Содержание курса «Урок Нравственности»
Вводное занятие. Понятие нравственности.
Человек в обществе
Человек в обществе. Общечеловеческие ценности. Нравственный человек – это воспитанный человек. Что мы знаем о себе? Милосердие и сострадание к окружающим. Толерантность – единство разных.
Личные качества человека и его
Человек и его лучшие качества. Достоинства и недостатки человека. Мой внутренний портрет. Добро и зло. Честность и правдивость. Порядочность и скромность. Ответственность. Верность слову и обещанию.
Я и мои близкие
Я и мои близкие. Моя семья: за что я её люблю? Родословная семьи. Семейные праздники и традиции. Взаимопомощь в семье. Об уважительном отношении к старшим. Разговор о дружбе.
Культура поведения
Культура поведения. Тон и стиль нашей речи в общении. Правила приветствия и знакомства. Культура поведения дома и в школе. Культура поведения в общественных местах. Культура внешнего вида. Гостеприимство - умение встречать гостей. Правила поведения на каждый день.
Любовь к Родине
Ответственность. С чего начинается Родина? Нравственное отношение к природе.
Распределение материала курса
№ | Название раздела | Количества часов |
1 | Вводное занятие | 1ч |
2 | Понятие нравственности | 1ч |
3 | Человек в обществе | 6ч |
4 | Личные качества человека и его | 8ч |
5 | Я и мои близкие | 7ч |
6 | Культура поведения | 8ч |
7 | Любовь к Родине | 3ч |
Итого: | 34ч |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ | Тематика занятий | Кол-во часов | Дата проведения. | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 01.09.21 | |
2 | Понятие нравственности. | 1 | 08.09.21 | |
Человек в обществе 6 часов | ||||
3 | «Человек в обществе». | 1 | 15.09.21 | |
4 | «Общечеловеческие ценности». | 1 | 22.09.21 | |
5 | «Нравственный человек – это воспитанный человек». | 1 | 29.09.21 | |
6 | «Что мы знаем о себе?» | 1 | 06.10.21 | |
7 | «Милосердие и сострадание к окружающим». | 1 | 13.10.21 | |
8 | «Толерантность – «единство разных». | 1 | 20.10.21 | |
Личные качества человека и его 8 часов | ||||
9 | «Человек и его лучшие качества». | 1 | 27.10.21 | |
10 | «Достоинства и недостатки человека». | 1 | 10.11.21 | |
11 | «Мой внутренний портрет». | 1 | 17.11.21 | |
12 | «Добро и зло». | 1 | 24.11.21 | |
13 | «Честность и правдивость». | 1 | 01.12.21 | |
14 | «Порядочность и скромность». | 1 | 08.12.21 | |
15 | «Ответственность». | 1 | 15.12.21 | |
16 | «Верность слову и обещению». | 1 | 22.12.21 | |
Я и мои близкие 7 часов | ||||
17 | «Я и мои близкие». | 1 | 12.01.22 | |
18 | «Моя семья: за что я её люблю?» | 1 | 19.01.22 | |
19 | «Родословная семьи». | 1 | 26.01.22 | |
20 | «Семейные праздники и традиции». | 1 | 02.02.22 | |
21 | «Взаимопомощь в семье». | 1 | 09.02.22 | |
22 | «Об уважительном отношении к старшим». | 1 | 16.02.22 | |
23 | «Разговор о дружбе». | 1 | 02.03.22 | |
Культура поведения 8 часов | ||||
24 | «Культура поведения». | 1 | 09.03.22 | |
25 | «Тон и стиль нашей речи в общении». | 1 | 16.03.22 | |
26 | «Правила приветствия и знакомства». | 1 | 23.03.22 | |
27 | «Культура поведения дома и в школе». | 1 | 06.04.22 | |
28 | «Культура поведения в общественных местах». | 1 | 13.04.22 | |
29 | «Культура внешнего вида». | 1 | 20.04.22 | |
30 | «Гостеприимство - умение встречать гостей». | 1 | 27.04.22 | |
31 | «Правила поведения на каждый день». | 1 | 04.05.22 | |
Любовь к Родине 3 часов | ||||
32 | Ответственность. | 1 | 11.05.22 | |
33 | С чего начинается Родина? | 1 | 18.05.22 | |
34 | Нравственное отношение к природе | 1 | 25.05.22 |
Список литературы
- Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
- Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
- Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
- Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
- Кон И. С. Психология ранней юности. М. «Просвещение» 1989.
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
- Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
- Рабочая книга школьного психолога под ред. Дубровиной И. В. М. «Просвещение» 1991.
- Способности ваших детей. Составители Линькова Н. П., Шумилин Е. А. М. «Просвещение». 1969.
- Тестирование детей. Составитель В. Богомолов. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа духовно-нравственного направления «Уроки доброты и миролюбия»
Воспитательная программадуховно-нравственного направления«Уроки доброты и миролюбия»...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности».
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Внеурочная деятельность Направление «Духовно-нравственное воспитание» «Грамматика нравственности (уроки нравственности русской и зарубежной литературы)»
Рабочая программа "Грамматика нравственности"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно - нравственной деятельности народов России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно - нравственной деятельности народов России"...
Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...
Отчёт о выполнении программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"
Отчёт о выполнении программы по внеурочной деятельности "Азбука нравственности"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...