Тренинг творческого воображения на занятиях в театральной студии
методическая разработка (7 класс)

Методическая разработка "Тренинг творческого воображения на занятиях в театральной студии" предлагает поэтапную разработку занятия. Представлены методы и технологии обучающего, развивающего, воспитывающего характера с акцентом на здоровьесбережении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия в театральной студии
“Тренинг творческого воображения”

Информационная карта занятия

ФИО педагога

Засыпкина Анжела Анатольевна

Стаж работы в должности педагога дополнительного образования

6 лет

Квалификационная категория

Первая

Реализуемая дополнительная общеобразовательная программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
“Театральная студия “Мост”

Раздел программы

Игровой тренинг

Возраст учащихся

12-14 лет

Год обучения

Второй

Количество учащихся

15

Форма проведения занятия

Коллективная

План-конспект занятия “Тренинг творческого воображения”

Тема занятия: творческое воображение

Цель занятия – пробудить творческое воображение учащихся

Задачи:

  • Обучающие:
    - познакомить с понятием “творческое воображение”;
    - обучить практическим техникам пробуждения воображения;
  • Развивающие:
    - развивать образное мышление, фантазию внимание учащихся;
    - стимулировать мыслительную деятельность учащихся;
  • Воспитывающие:
    - способствовать формированию творческого отношения к действительности;
    -воспитывать стремление к созидательной деятельности;
    - прививать интерес и бережное отношение к своим душевным переживаниям и окружающих.

Материально-техническое обеспечение занятия: деревянные стулья, мяч.

Планируемые результаты

Предметные:

- понимание особенностей творческого воображения;
- умение применить на практике техники разогрева воображения.

Личностные:

- формирование индивидуального творческого взгляда на действительность;
- формирование интереса к самоанализу, к созидательной деятельности.

Метапредметные:

- развитие аналитического мышления, образного неординарного мышления.

Структура и ход занятия

Блок занятия

Этап занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Хронометраж

Вводный

  1. Организационный этап

Обучающие:
- знакомить с техникой концентрации внимания на объекте;
- обучать пластической выразительности;
- знакомить со сценической позой;
- обучать распределению во времени и в пространстве;
- обучать умению невербального общения.

Развивающие:
- стимулировать психофизическое раскрепощение, снятие напряжения;
- развивать пластичность, гибкость тела;
- развивать внимание, реакцию и ловкость, логику мышления, чувство партнерства.

Воспитывающие:
- пробудить творческий игривый настрой;
- формировать чувство собранности;
- воспитывать культуру бережного отношения к партнеру (к другому человеку).

Организовать распределение учащихся на площадке в шахматном порядке. Творческое знакомство “Вот я!”: учащиеся выражают свое настроение в данный момент времени – с помощью пластики тела и реплики “Вот я!”.

Проведение упражнения “Фигуры” (“синоним” известного театрального упражнения “Стулья”): учащиеся выстраиваются в различные фигуры (круг, полукруг, диагональ, треугольник и т.д.) за ограниченное количество времени (например, построить квадрат на счет - семь), занимая всю сценическую площадку. Важно - выполнять упражнение без слов. Педагог может напомнить учащимся, что главный человек для артиста на сцене – это партнер, поэтому важно держать внимание на партнере, чтобы ему тоже было место.

3 минуты

3 минуты

Основной

  1. Подготовительный этап

Обучающие:
- знакомить с техникой самостоятельного развития “киноленты видений”;

- обучать технике перекидывания мяча без падения (внимание – на партнере с мячом, кисти рук готовы к приему мяча, ловить ладонями и фиксировать мяч, подача мяча – снизу вверх, плавно по дуге).

Развивающие:
- развивать концентрацию внимания, многоплоскостное внимание;
- стимулировать непрерывный поток сознания: мыслеобразы, ассоциации, их обрывки;
- развивать ловкость и реакцию.

Воспитывающие:
- воспитывать культуру бережного отношения к партнеру (к другому человеку);
- формировать внутреннюю свободу мышления.

Учащиеся произвольно двигаются по площадке. Педагог контролирует, чтобы учащиеся не сталкивались и заполняли всю площадку. Проведение упражнения “Мяч на тему”: учащиеся, находясь в движении, перекидывают мяч друг другу; затем задается тема (например, семья, репетиция, школа и т.д.), и перекидывание мяча сопровождается словом на тему. Педагогу важно следить, чтобы ритм перекидывания мяча не снижался.

Определение темы занятия через обсуждение “Проблемной ситуации” в проведенном упражнении:
- насколько легко было назвать слово на заданную тему?;
- от чего это зависит?;
- что такое воображение?;
- в чем особенность творческого, актерского воображения?

Педагог: “Все картинки, мысли, обрывки мыслей в сознании артиста называются воображением. Непрерывный ряд картинок называется “кинолентой видений”. Чем подробнее, “сочнее” видение, тем легче и естественнее “рождается” настоящее сильное чувство, которое и “толкает” артиста на действие. Поэтому – именно воображение ведет за собой артиста на сцене. И воображение актера настолько сильное, “острое”, что воздействует на всё тело, например: артист представил, что ему предстоит выйти к доске и ответить, а он не готов, и от представленной картинки у артиста могут вспотеть ладони, участиться пульс  и т.д. В этом особенность творческого воображения – оно будоражит весь организм. Такое воображение необходимо тренировать. Сегодня мы познакомимся с некоторыми упражнениями для разогрева творческого воображения”.

7 минут

  1. Этап усвоения и закрепления новых знаний и способов действий

Обучающие:
- обучить технике “Цветотерапия” для самостоятельного пробуждения воображения;
- обучать умению определять и формулировать свои ощущения, чувства.

Развивающие:
- формировать умение длительной концентрации внимания;
-стимулировать  непрерывную “киноленту видений”;
- развивать пластическую выразительность;
- развивать чувствительность и эмоциональную память.

Воспитывающие:
- формировать интерес к самопознанию;
- воспитывать умение принимать свои чувства и ощущения.

Учащиеся продолжают двигаться по площадке в произвольном порядке, в удобном для себя ритме. Проведение упражнения “Цветотерапия”: учащимся задаётся цвет, который необходимо увидеть и продолжить держать на “внутреннем экране”; зафиксировать, какие ощущения вызывает цвет, и если возникает импульс движения, то позволить его. Рекомендуется поработать с двумя-тремя цветами. Опросить учащихся, какие ощущения, чувства вызывал тот или иной цвет.

В продолжении работы киноленты видений проводится упражнение “Воспоминание”: учащимся необходимо вспомнить, увидеть на “внутреннем экране” ситуацию (место действия, участников, услышать звуки, запахи, вспомнить ощущение настроения, атмосферы), когда они испытывали заданное педагогом чувство (например, вспомнить ситуацию большой радости, воодушевления); далее предложить учащимся окрасить ситуацию в какой-либо цвет; предложить учащимся “станцевать” ситуацию (совершить любые физические движения от импульса ситуации). Далее предлагается учащимся бормотать “себе под нос” всё, что приходит в голову (мыслеобразы, эмоции, обрывки мыслей) от импульса по ситуации (упражнение “Наговор”). Педагог следит, чтобы бормотание, “наговор” были непрерывными.
Педагогу важно создать непринужденную атмосферу и не форсировать выполнение упражнения. Рекомендуется работать с двумя чувствами.

3 минуты


12 минут

Заключительный

  1. Контрольный этап

Обучающие:
- обучать логике и последовательности мышления (через вопросы по этюду: кто я? Где я? Что происходит? Чего хочу? Что делаю?);
- обучать технике сценической оценки (отношение к событию), принципу сценического действия.

Развивающие:
- формировать творческое воображение;
- развивать навыки общения и чувство партнерства;
- стимулировать пластическую выразительность.

Воспитывающие:
- формировать культуру общения и умение работать в команде;
- воспитывать чувство равновесия.

Учащиеся делятся на несколько групп. Каждой группе задается набор элементарных физических движений (например, сидеть на стульях, резко встать, медленно подойти к дверям, пауза, быстро вернуться и сесть на стулья), которые необходимо оправдать связанными обстоятельствами и выполнить движения синхронно. Учащимся отводится 3 минуты на подготовку. Далее группы показывают самостоятельные “Этюды на оправдание физических движений”.
Во время обсуждения работ педагогу важно акцентировать внимание учащихся
- на воображаемых видениях (в паузах между сменой движений), благодаря которым рождается оценка;
- на психологическом проживании физического действия;
- на целеустремленности, логике и последовательности физических действий.

10 минут

  1. Итоговый и рефлексивный этап

Обучающие:
- обучать формулировать и излагать свои мысли.

Развивающие:
- развивать внимание и память.

Воспитывающие:
- формировать привычку осознавать свои ощущения, умение прислушиваться к своей душе.

Закрепление знаний через вопросы и ответы:
- какие элементы актерского мастерства мы сегодня развивали?;
- на что было направлено внимание во время упражнений?;
- что такое “кинолента видений”?;
- в чем особенность актерского воображения?;
- какие есть помощники для развития воображения?
- где может пригодиться воображение?

Педагог предлагает учащимся поаплодировать каждому упражнению – насколько оно понравилось.

Благодарность за занятие. Прощание.

3 минуты

Список литературы

Список используемой литературы

  1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
  4. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
  5. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
  6. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
  7. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
  8. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Примеры заданий на развитие творческого воображения на занятиях по предмету «оригами» »

Данная разработка даст хорошую возможность сделать занятия оригами более интересными, разнообразными. Задания помогут развивать творческое воображение детей от 5 лет. Они помогут детям проявить свою ф...

Развитие творческого воображения на занятиях внеурочной деятельности

Развитие творческого воображения на занятиях внеурочной деятельности . Художественное творчество учащихся 6-х классов....

"Актёрская терапия" на занятиях в театральной студии

Понятие "актёрская терапия" было определено ведущими педагогами-исследователями Российского государственного института сценических искусств в Санк-Петербурге. "Терапия" включает в ...

План-конспект занятия в театральной студии «Труляля». Тема: Путешествие в заколдованный лес. Возрастная категория: 5-6 лет

Занятие проводится для обучающихся театральной студии, можно использовать и в логопедии....

Способы провокации творческого воображения на занятиях в театральной студии

В статье представлен анализ проблемы развития воображения у обучающихся средней школы. Предложены способы "разогрева" творческого воображения. Они применимы как для занятий дополнительного о...

Комплекс упражнений для мышечной свободы на занятиях в театральной студии

Предлагаются базовые упражнения и технологии для формирования, развития мышечной свободы участников театральной студии....