Комплекс упражнений для мышечной свободы на занятиях в театральной студии
методическая разработка

Предлагаются базовые упражнения и технологии для формирования, развития мышечной свободы участников театральной студии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для мышечной свободы на занятиях в театральной студии

Настоящим злом для творческого процесса являются мышечная судорога и телесные зажимы: напряжение мышц связывает психическую жизнь человека, сковывает свободу действий[1]. Станиславский предлагал бороться с этим недугом с помощью “контролера”: необходимо развить в себе наблюдателя или контролера, который должен устранять зажимы, снимать излишнее напряжение, особенно при  волнении – не напрягаться, а напротив как можно сильнее ослаблять мышцы. Этот процесс самопроверки должен быть доведен до механической, бессознательной приученности, не только во время упражнений, но и в реальной жизни[2].

В наши дни исследованием этой проблемы в актерской профессии и ее “терапией” занималась Лариса Вячеславовна Грачева, профессор РГИСИ: “Психологи называют такие барьеры, ограничивающие восприятие и останавливающие реакцию, “броней характера”; физически она выражена в виде очагов хронических мышечных перенапряжений в отдельных группах мышц. Это не просто зажимы: кроме мышечного напряжения, привычно удерживаемого мышцами, аналогичное напряжение (возбуждение) остается в определенных зонах коры головного мозга после пережитого стресса. Поэтому напряжения в мышцах становятся хроническими. Избавиться от них только усилием воли или вниманием к зажиму невозможно. Нужна специальная индивидуальная работа - терапия”[3]. Л. В. Грачева разработала технологии и методику выполнения, которые описаны в ее книгах[4] и реализуются в обучении студентов в РГИСИ.

Начинать нужно с упражнения “Абсолютное расслабление”, которое покажет зажимы и приучит расслабляться: лечь на спину на гладкой жесткой поверхности и подмечать те группы мышц, которые без нужды напрягаются. При этом для более ясного осознания своих внутренних ощущений можно определять словами места зажима и говорить себе: “Зажим в плече, в шее, в лопатке и т.д.”. Замеченные напряжения надо тотчас же ослаблять, одно за другим, ища при этом все новые и новые[5].

Вышеописанное упражнение будет эффективнее, если будет выполнено после упражнения “Кулачки”: изолированное напряжение только одних групп мышц (например, напрягать только правую руку), контролер следить за свободой от напряжения остального тела. Полученный навык поможет сделать движения отчетливыми, точными, пластичными. Завершить упражнение можно максимальным напряжением во всем теле и его сбросом – ученик должен упасть на пол. Помочь расслабиться и подвести тело к “Абсолютному расслаблению” сможет упражнение “Звучащее тело”: представить, что потолок опускается, необходимо – его остановить звуком “А!”; это упражнение расслабляет в том числе психологически, дает возможность прокричаться (выплеснуть именно негативные эмоции получится в упражнении “Гнев”: вертеть головой вправо и влево, потом стучать кулачками, потом топать ногами, потом соединить все эти движения и говорить: “Не хочу, не буду”). Последнее возможно и в подвижном упражнении “Полет”: разбежаться, подпрыгнуть, в воздухе расправить руки-“крылья” и прокричать на низах: “А!”. Приводит организм в равновесие – упражнение “Водоросли”, бодрят и тонизируют – “Уши”.

Снять как бы барьерный зажим, стеснение в самом начале занятия можно упражнениями “Импульс” (мелкая вибрация по рукам, по ногам, по всему телу), “Надувной человек” (махать руками и колебаться всем корпусом в ускоряющемся темпе).

Для телесной жизни на сцене Станиславский указал триаду: напряжение (неизбежное при каждой новой позе и при волнении от публичного выступления), освобождение (работа контролера), оправдание (каждая поза должна быть внутреннее оправдана артистом)[6].

Важны упражнения на определение центра тяжести, обуславливающее равновесие.

Продолжить “мышечный тренинг” могут, во-первых, упражнения для развития пластической выразительности: пластическая импровизация под музыку, “Превращения”, “Слепок” (начинать желательно с кисти – “глаза тела”[7]), “Модель и скульптор”, “Скульптурная композиция”; во-вторых, элементы из курса по сценическому движению: координация движений, сценический бой.  

Тренинг полезен для физического здоровья учащихся: освобождение от всякого мышечного напряжения дает лучший отдых телу (сон в таком расслабленном состоянии достаточен в размере 4 часов).

Станиславский делает важный вывод по изучению природы тела: живая задача и подлинное действие  (реальное или воображаемое, хорошо обоснованные предлагаемыми обстоятельствами, в которые искренне верит сам артист) естественно втягивают в работу самую природу[8].


[1] Станиславский К. С. Работа актера над собой. М., 1956. С. 141.

[2] Там же. С. 141-144.

[3] Грачева Л. В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб, 2003. С. 15-16.

[4] Грачева Л. В. Актерский тренинг: теория и практика. СПб, 2003; Тренинг участия. Методические рекомендации. Л., 1990; Тренинг внутренней свободы. СПб, 2003.

[5] Там же. С. 145.

[6] Там же. С. 151.

[7] Там же. С. 156.

[8] Там же. С. 153.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые упражнения, тренажи, игры, используемые на занятиях "Основы театрального мастерства"

Многие из упражнений и тренажей,  используемых на занятиях "Основы театрального мастерства" можно найти в книге С.Гиппиус  "Гимнастика чувств"....

"Актёрская терапия" на занятиях в театральной студии

Понятие "актёрская терапия" было определено ведущими педагогами-исследователями Российского государственного института сценических искусств в Санк-Петербурге. "Терапия" включает в ...

План-конспект занятия в театральной студии «Труляля». Тема: Путешествие в заколдованный лес. Возрастная категория: 5-6 лет

Занятие проводится для обучающихся театральной студии, можно использовать и в логопедии....

Открытое занятие театральной студии «Общеразвивающие упражнения для мышечно-двигательного аппарата актера»

Общеразвивающие упражнения  по сценическому движению  входят в  курс занятий с 3-го по 5 год обучения  дополнительной  программы  театральной студии, что бы обеспечить ра...

Способы провокации творческого воображения на занятиях в театральной студии

В статье представлен анализ проблемы развития воображения у обучающихся средней школы. Предложены способы "разогрева" творческого воображения. Они применимы как для занятий дополнительного о...

Тренинг творческого воображения на занятиях в театральной студии

Методическая разработка "Тренинг творческого воображения на занятиях в театральной студии" предлагает поэтапную разработку занятия. Представлены методы и технологии обучающего, развивающего,...