Некоторые упражнения, тренажи, игры, используемые на занятиях "Основы театрального мастерства"
материал (5 класс) по теме

Жукова Маргарита Викторовна

Многие из упражнений и тренажей,  используемых на занятиях "Основы театрального мастерства" можно найти в книге С.Гиппиус  "Гимнастика чувств".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ИГР И ТРЕНАЖЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

УПРАЖНЕНИЕ 1. «ТВОРЧЕСКИЙ КРУГ»

Попробуйте расставить стулья в аудитории так, чтобы каждый из вас видел всех своих товарищей, и чтобы я видела каждого из вас. В идеале должен получиться ровный круг. Перестановка стульев должна происходить как можно тише. После упражнения каждый ученик убеждается: «я вижу всех, меня – все». Расстояния между стульями проверяются, стулья переставляются, ученики с первых шагов должны приучаться к завершённости всего происходящего на творческой площадке.

УПРАЖНЕНИЕ 2. «ПЕРЕХОДЫ»

Посмотрите на своих товарищей в кругу, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа сидел ученик с самыми светлыми волосами, рядом с ним – потемнее, а крайним слева был бы самый чёрный. Сидя на месте молча, каждый ученик ориентируется, куда он должен перейти, и по хлопку педагога все одновременно меняются местами. Пересадка может быть:

по алфавиту фамилий

по алфавиту имён

по росту

Пересадку нужно выполнять без лишних движений, бесшумно, чётко, легко.

УПРАЖНЕНИЕ 3. «ПЕРЕХОДЫ СО СТУЛОМ»

Так же, как и в предыдущем упражнении, нужно меняться местами. При переходе держать стул в условленном положении: перед собой, сбоку, над головой. Сначала без ограничения времени. Потом по счёту. Например, на счёт десять. Распределите свои движения так, чтобы без суеты уложиться в назначенное время. На счёт раз встаёте и начинаете переход. На счёт десять садитесь на новое место. Стулья не должны сталкиваться! Ни одного звука в аудитории, ни одного скрипа! Можно представить, что вы делаете перестановку декораций на сцене в короткой паузе между картинами. Темнота, занавес открыт, зрители не должны слышать шума.

УПРАЖНЕНИЕ 4. «ФИГУРЫ ПЕРЕСТАНОВОК»

Таким же образом происходит превращение полукруга по определённому счёту, в различные фигуры: треугольник, прямоугольник, овал, квадрат, восьмёрку, лесенку. В каждом из таких превращений надо добиваться точного распределения движений по времени. По счёту (на десять, на пять) овал превращается в квадрат - квадрат в треугольник и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ 5. « ПИШУЩАЯ МАШИНКА»

Участник получает одну, две, три буквы алфавита (в зависимости от количества игроков). Третьи буквы даются самым внимательным. Условия упражнения следующие: 1) каждая буква - хлопок того, за кем она закреплена, 2) конец слова – общий хлопок , 3) конец фразы – все встают. Перед началом печатания надо внятно произнести всю фразу, обратить внимание на двойные согласные и другие орфографические трудности. Лучше всего печатать какую-нибудь недлинную строчку из стихотворения или песни. Упражнение требует очень большого внимания. Нельзя проводить его вначале тренажа – нужна очень хорошая настройка. В процессе печатания ребята неоднократно собьются, будут забывать хлопать в конце слова, вставать в конце фразы. После каждой ошибки нужно возвращаться к началу фразы. Упражнение выполнено, когда вся фраза напечатана правильно от начала до конца. Больше одной фразы печатать на одном занятии на первых порах нельзя – это чересчур утомительно.

УПРАЖНЕНИЕ 6. «ЗАПАЗДЫВАЮЩЕЕ ЗЕРКАЛО»

Участники сидят в кругу. В центр выходят двое желающих выполнять упражнение. Один из них « зеркало» другого. Они расходятся «по диаметру» круга. Затем начинают сходиться. Остановившись примерно в метре от «зеркала», человек начинает приводить себя в порядок, причёсываться, поправлять костюм. «Зеркало» повторяет все его движения, запаздывая на одно. Например, когда человек лезет в карман за расчёской, «зеркало» стоит неподвижно., когда человек вынимает воображаемую расчёску, «зеркало» опускает руку в карман. Затем участники могут поменяться ролями. На одном занятии можно провести это упражнение с двумя-тремя парами. На последующих занятиях задание можно усложнить тем, что человек изображает у зеркала не себя, а играет кого-нибудь (чистюлю, неряху, маму, собирающуюся в театр).

УПРАЖНЕНИЕ 7. «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ НА СТОЛЕ».

В центре круга ставится стол. На него кладётся около 10 предметов (фломастеры, карандаши, книга и т.п.). Предметы располагаются в беспорядке. Назначается или вызывается по желанию водящий. Он в течение 1 минуты внимательно смотрит на предметы, лежащие на столе, внимательно запоминает их расположение. Затем он уходит, а ведущий (только первый раз, потом это делают ребята) переставляет 5-7 предметов. Вернувшийся водящий должен сделать обратные перемещения. Сначала перемещения должны быть достаточно бросающимися в глаза, затем все более незаметными. На одном занятии упражнение выполняют 3-4 человека.

УПРАЖНЕНИЕ 8. «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В КРУГУ».

Упражнение выполняется аналогично упражнению 7. Водящий выходит из комнаты, ведущий делает 5 изменений в кругу играющих. Это могут быть пересадки с места на место 1-2 пар, изменение поз, элементов костюма. Водящий, вернувшись, осматривает круг и делает обратные изменения. Перед выполнением упражнения учащиеся предупреждаются, что поза, которую каждый выбрал, должна быть удобной, т.к. её до конца упражнения нельзя будет менять. На первых порах перемещения должны быть не очень сложными, затем можно перейти к более мелким изменениям, например, переколоть у кого-нибудь значок с левой стороны на правую и т.д. Перед выполнением упражнения надо договориться, что все изменения делает кто-то один. Водящий, делая обратные изменения, не называет их, а жестами просит пересесть с места на место, изменить позу, собственноручно возвращает в исходное положение детали костюма.

УПРАЖНЕНИЕ 9. «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА»

Играющие становятся вокруг какого-либо предмета (например, швабры) и по очереди подходят к нему. Подошедший совершает такое действие с этим предметом, чтобы остальные участники догадались, во что он мысленно перевоплотил предмет. Затем подходит следующий и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ 10. «ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ»

У ведущего несколько больших фотографий или картинок. Он распределяет их так, чтобы у каждого третьего или четвёртого игрока оказалась в руках фотография (картинка). В течение 30 секунд игроки должны запомнить изображённое как можно лучше, а затем по сигналу ведущего передать фотографию своему соседу. Таким образом, все фотографии проходят полный круг и сдаются ведущему. Он показывает одну из них, затем сразу убирает и начинает задавать вопросы: «Сколько человек на этой фотографии?», «Что делает один из них?», «Как расположены предметы?», «Что за картина висит на стене?».

УПРАЖНЕНИЕ 11. «СЛУШАЕМ ТИШИНУ»

Этот тренаж можно проводить вначале каждого занятия. Всем предлагается закрыть глаза и в течение одной минуты внимательно прислушаться, ста-раясь уловить как можно больше звуков и запомнить их в том порядке, в котором они были услышаны. Затем кто-нибудь один рассказывает, что он услышал, а другие исправляют и дополняют его.

УПРАЖНЕНИЕ 12. «СМОТРИМ ПАЛЬЦАМИ»

Все участники, кроме ведущего, завязывают глаза. Ведущий передаёт по кругу предметы из разных материалов: мягкую игрушку, коробочку, свечку, старательную резинку, и т.п. (4 - 5 предметов). Каждые полминуты ведущий хлопает в ладоши, подавая сигнал передать дальше. После того, как все предметы будут переданы обратно ведущему, он прячет их, просит всех развязать глаза и описать в том порядке, в каком они попали к ним, вспоминая все детали.

УПРАЖНЕНИЕ 13. «БАРАНЬЯ ГОЛОВА»

Первый участник называет какое-либо слово, например, «стол». Следующий повторяет его и прибавляет своё: «Стол, шкаф». Третий добавляет ещё одно: «Стол, шкаф, улица» и т. д. Если игрок сбился, он говорит о себе: «Баранья голова». Следующий игрок должен повторить всё правильно, причём словом, сказанным предыдущим игроком, считается «баранья голова». Выигрывает тот, кто не сбился последним. Сбившиеся на первом круге игроки, могут исправиться на втором.

УПРАЖНЕНИЕ 14. «СТИХИ С ВЫРАЖЕНИЕМ»

Ведущий просит кого-нибудь прочитать наизусть любое стихотворение или текст знакомой всем песни. Затем этот же текст произносится так, словно говорящий кого-то отчитывает. Следующий участник жет прочитать, допустим, таблицу умножения, показывая интонацией, что он мирится с родителями, следующий - столбец из газеты, так, будто рассказывает детективный фильм, и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ 15. «СКУЛЬПТОР И ГЛИНА»

Один из участников исполняет роль «глины», то есть он должен быть максимально расслаблен, неподвижен и податлив рукам «скульптора». Задача последнего – слепить из «глины» какую-либо фигуру. Сидящие в кругу пытаются угадать, что это за фигура (бегун, трубач, учитель). Задача может быть ограничена одной темой, например, «спорт», «профессии» и т.п. В следующий раз задание может усложниться: передать в «скульптуре» настроение человека, эмоцию, например, испуг, удивление. Роль «глины» могут исполнять и несколько участников; в таком случае создаются многофигурные композиции.

Упражнение может иметь продолжение: «скульптуре» может быть предложено оправдать свою позу, свое название, свою эмоцию.

УПРАЖНЕНИЕ 16. «ПРЕДМЕТ ПО КРУГУ»

Упражнение выполняется молча. По кругу «передаётся» какой-либо воображаемый предмет. Тот, кто начинает упражнение, должен показать «предмет» в действии, например, если это иголка, её следует достать из воображаемой игольницы, продёрнуть в неё нитку, зашить с их помощью воображаемую прореху на своём костюме и т.п. Затем предмет передаётся дальше. Каждый участник в течение нескольких секунд обыгрывает переданный ему предмет. В том случае, если кто-либо из участников считает, что ресурс обыгрывания взятого предмета исчерпан, он может отнести его в воображаемую коробку в центре круга и взять оттуда новый предмет.

УПРАЖНЕНИЕ 17. «ЭМОЦИИ ОТ 1 ДО 10»

В этом упражнении счёту 10 соответствует состояние самого глубокого горя, счёту 5 – спокойствие и невозмутимость, счёту 1 – радость, счастье. Всем остальным цифрам – какие-то промежуточные настроения. Участники должны выражать эмоции только мимикой и позой. Ведущий считает от 5 до 10, от 10 до 1 и наоборот.

УПРАЖНЕНИЕ 18. «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

Каждый участник изображает надуваемый воздушный шарик. Начиная со счёта 1, шарик постепенно надувается до счёта 10. Потом шарик постепенно сдувается под обратный отсчёт.

УПРАЖНЕНИЕ 19. «НАПРЯЖЕНИЕ ОТ 1 ДО 10»

Счёту 1 соответствует полная расслабленность тела, счёту 10 – напряжение всех мышц. Обычно отсчёт ведётся от 5.

УПРАЖНЕНИЕ 20. «ИЗОБРАЗИ ПРЕДМЕТ»

Каждый сидящий в кругу на ухо своему соседу называет предмет, который тот должен изобразить. Участники изображают предметы по очереди, выходя в центр круга. Остальные должны угадать, какой предмет изображается.

УПРАЖНЕНИЕ 21. «ОПРАВДАНИЕ ПОЗЫ»

Участники идут или бегут по кругу, выполняя произвольные движения руками. По хлопку ведущего все замирают. Затем поочерёдно каждый за несколько секунд оправдывает свою позу. Разрешается использовать речь.

УПРАЖНЕНИЕ 22. «СТРАННЫЕ ПОЗЫ»

Выполняя это упражнение, важно, нисколько не смущаясь, действовать в заданных обстоятельствах. В центр круга вызываются двое. Юноша получает задание:

- Станьте на стул. Согните колени. Правую руку просуньте между ножкой стула и перекладиной. Левой рукой тяните себя за волосы вверх. Скривите рот. Объяснитесь девушке в любви, не меняя своего положения.

Девушка тоже получает задание:

- Станьте к нему спиной. Вытяните вперёд руки. Сплетите их как провода. Растяните губы. Говорите басом: «Иии-иии-иии». Поверните голову, смотрите на влюбленного, слушайте его и относитесь к этому так, как если бы какие-то необычные обстоятельства (придумайте и оправдайте их) заставили вас обоих быть в таких положениях.

УПРАЖНЕНИЕ 23. «АССОЦИАЦИИ»

Ведущий или кто-либо из участников предлагает пару не связанных по смыслу слов. Например: «Ледокол – сосиска». Каждый из играющих должен придумать свою ассоциативную цепочку (ледокол-лёд-морозилка-сосиска; ле-докол-рубить-мясо-фарш-сосиска и т.п.) После того, как каждый участник представит свой вариант, общим мнением выделяют самую короткую и самую оригинальную цепочку.

УПРАЖНЕНИЕ 24. «С ЧЕМ ИЛИ КЕМ АССОЦИИРУЕТСЯ?»

Ведущиий или один из участников загадывает кого-нибудь из играющих. Все по кругу задают ему вопросы: «С каким деревом ассоциируется у тебя загаданный человек?», «С каким животным?», «С какой погодой?», «С каким видом транспорта?» и т.п. По этим вопросам игроки пытаются отгадать, кто же был загадан.

УПРАЖНЕНИЕ 25. «ЗООПАРК, ЖИВОТНЫЕ»

Продолжая тренинг ориентировки тела и мысли ученика в необычных обстоятельствах, педагог даёт темы массовых этюдов.

- Уголок сада с несколькими клетками, где живут два тигра, лев, обезьяны, медведица с медвежатами. Учащиеся распределяют между собой роли и отправляются в свои «клетки». Несколько человек будут посетителями зоопарка, натуралистами, изучающими животных, художниками и т.п.

- Птицеферма. Все участники – утки, гуляют на солнышке. Открываются шторки механических кормушек, птицы едят. Потом отправляются на пруд, отдыхают, плавают.

- Деревенское стадо. Участники сами решают, кто они. В стаде есть лошади, коровы, овцы, козы, свиньи. Ещё есть две сторожевые собаки. Животные пасутся, через какое-то время пастух гонит их домой.

- Деревенский двор. Небольшая компания – несколько кур, петух, цыплята, два поросёнка, собака и кошка. Все давно знакомы друг с другом.

УПРАЖНЕНИЕ 23. «СОЧИНЯЕМ ПО КРУГУ»

Рассказ начинается с фразы, которую произносит первый из сидящих в кругу учеников. Например: «Дождь хлестал». Второй повторяет фразу и продолжает: «Дождь хлестал. Охотники промокли до нитки в своём шалашике...» Третий: «Дождь хлестал. Охотники промокли до нитки в своём шалашике. Близилась ночь, и нужно было успеть дойти до станции...»

Если ограничить цель упражнения только развитием фантазии учеников, совсем несложно продолжить этот или любой другой рассказ, лишь бы работало воображение. Но поставим цель – тренировать в этом упражнении непрерывность внутренних видений, и всё станет сложнее. Нам всё время придётся волевыми усилиями держать ускользающие видения, и с помощью внутреннего контролёра следить за их непрерывностью – это и будет физической целью данного упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 24. «БИОГРАФИЯ ПО ПОРТРЕТУ»

Лучше всего взять для этого упражнения репродукцию какого-нибудь портрета неизвестного человека. Можно взять фотографию из журнала. Созданная общей фантазией биография по портрету и обстоятельный разбор её на занятии помогут дальнейшей творческой работе учеников.

УПРАЖНЕНИЕ 25. «ИЗОБРАЗИ СТРОЧКУ ИЗ ПЕСНИ»

Участники делятся на две группы. Группа выбирает себе строку из известной песни. Строка разбивается на отдельные слова. Каждый участник изображает отдельное слово. Противоположная команда должна отгадать задуманную строку.

УПРАЖНЕНИЕ 26. ЗАДАНИЯ НА ВНЕШНЮЮ ХАРАКТЕРНОСТЬ.

Ученикам даётся задание, действуя с воображаемым предметом (бутылкой, мобильным телефоном, свечой) изобразить хромого (горбатого, тугоухого, пьяного, калеку). Выполняя это задание важно не изображать хромого «вообще», а отыскать физическое самочувствие именно этого, а не другого человека.

УПРАЖНЕНИЕ 27. СКОРОГОВОРКИ. УПРАЖНЕНИЯ НА АРТИКУЛЯЦИЮ, ИНТОНАЦИЮ, ГРОМКОСТЬ И ТЕМП РЕЧИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа М.В. Жуковой "Основы театрального мастерства".

Программа "Основы театрального мастерства" рассчитана на два года обучения. Каждый год является своего рода этапом в освоении учащимися актёрского ремесла. В сущности цикл актёрского тренажа...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМОГО В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Цель статьи – рассмотреть некоторые обучающие программы, их плюсы и минусы и попытаться сформулировать тезисы – каким должно быть обучающее программное обеспечение....

«Эйдос–конспект» на занятиях по театральному мастерству в студии учреждения дополнительного образования

Эйдос - конспект представляет собой не что иное как изображение и краткое рассуждение, дающие толкование своего видения темы и образов художественного произведения Он во многом  помогает представ...

Час театрального мастерства

Внеклассное мероприятие для расширения кругозора учащихся в области театрального искусства...

Отчет о работе Кружка "Основы театрального мастерства" за 2021-2022

Кружок "Основы театрального мастерства" велся с 01.09.21 по 25.05.22. За это время была проведена большая работа, которая отражена в отчете в виде таблицы...