Внеурочка- шахматы 5-6
методическая разработка (5 класс)

Стебенёв Александр Васильевич

Внеурочка- шахматы  5-6

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka-_shahmaty_5-6.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

        Приложение

к образовательной программе

основного общего образования.

Утверждена приказом

Приказ № 138-ОД от 31.08.2021

Внесены изменения

Приказ от 31 августа 2021 года № 138§4   -ОД

   

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Чапаево»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

гуманитарного цикла

Руководитель ШМО

___________ Рудь Н.И.

Протокол № 4

от   «25» мая 2021  г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ Григорьева Е.Б.

«31     » августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

И.о. директора МАОУ «СОШ с.Чапаево»

 __________   Григорьева Е.Б.

Приказ №138-ОД§

от « 31   » августа. 2021г.

                                                        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной   деятельности

«Шахматная  азбука»

(Начальное  общее  образование)

Срок  реализации - 1 год

ФГОС ООО

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2, всего - 68

УЧИТЕЛЬ: Стебенёв А.В.

КАТЕГОРИЯ :высшая

СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ основной образовательной программы основного общего образования

 

Корсаковский городской округ

с.Чапаево

2021

                         

Планируемые   результаты

Личностные результаты :  развитие любознательности и сообразительности;   развитие целеустремленности, внимательности, умения контролировать  свои действия;  развитие навыков сотрудничество со сверстниками;  развитие наглядно-образного мышления и логики.

Метапредметные   результаты :

Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий;   высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;   работать по предложенному учителем плану;  отличать верно выполненное задание от неверного;   совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;   добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать  шахматные объекты.

Коммуникативные УУД:  донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);  слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные   результаты  :  знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;    знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;  знать правила хода и взятия каждой фигурой;   различать диагональ, вертикаль, горизонталь;  выполнять  простые  мыслительные  действия  :  сравнивать ,  обобщать, определять последовательность событий, выявлять закономерности и проводить аналогии.

                                                 

Содержание курса

    Шахматная доска и фигуры. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись позиций. Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.                                                    Ходы и взятия фигур.                                                                                                                       Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила её выполнения.                                                                       Шахматная  партия. Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятий «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей. Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.                              Шахматный  турнир. Организация. Турнирная  таблица. Учёт  результатов. Расписание  игр. Подведение  итогов. Награждение  победителей.

                                            Тематическое  планирование

Темы

Характеристика видов деятельности учащихся

Введение. Из  истории  шахмат.

Шахматная  доска

Знакомство с шахматной доской

Белые и чёрные поля.

Положение доски между партнёрами.

 Горизонтальная линия

Вертикальная линия

Диагональ

Центр. Форма центра

Шахматные  фигуры  и  их  значение

Расстановка фигур

Король.

Ферзь

Ладья

Слон

Конь

Пешки

Повторение «Из  истории  шахмат»

Повторение «Шахматная  доска»

Повторение «Шахматные  фигуры»

Ходы  и  взятия  фигурами

Ходы  и  взятия  пешками

Ходы  и  взятия ладьёй

Ходы  и  взятия  слоном

Ходы  и  взятия  конём

Ходы  и  взятия  ферзём

Ходы  и  взятия  королём

Игра   пешками

Игра   ладьёй

Игра   слоном

Игра   конём

Игра   ферзём

Игра   королём

Повторение  «Ходы  и  взятия  фигурами»

Повторение  «Игра  фигурами»

Повторение  «Шахматный  турнир»

Повторение  «Шахматный  турнир»

1

7

10

16

Изучают историю  шахмат и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов.

Соблюдают технику безопасности

Описывают технику изучаемых  действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

Взаимодействуют со сверстниками  в процессе совместного освоения  игровых  действий, соблюдают правила

Организуют совместные занятия  со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.

Используют игру в волейбол как средство активного отдыха

Используют игровые упражнения для развития  координационных способностей

Определяют степень утомления организма во время игровой деятельности, используют игровые действия для развития, скоростно-мыслительных способностей и выносливости

Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий.

Моделируют     тактику     освоенных     игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности

Овладевают терминологией, относящейся к избранной спортивной игре. Характеризуют технику и тактику выполнения соответствующих игровых двигательных действий. Руководствуются правилами техники безопасности. Объясняют правила и основы организации игры

Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности. Моделируют     тактику     освоенных     игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии «Лекарственные растения в жизни человека и животных» (внеурочка)

Я веду внеурочку по курсу "Лекарственные растения". Проводя внеклассное мероприятие по теме «Лекарственные растения в жизни человека и животных», изучали лекарственные свойства тех растений, ко...

Рабочая программа по внеурочке

Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе (патриотического или духовно-нравственного направления)...

Внеурочка "Мин уонна Тенулу Эбэм"

Аан дойду алааскыттан саҕаланарноруот муудараһа               Төрөөбүт төрүт буор, төрөөбүт Ийэ дойду киһиэхэ күндү, кэрэ. Т...

планирование внеурочка "Гандбол"

Занятия 3 раза в неделю по 2 часа. Специализация "Гандбол". Внеурочные занятия....

планирование внеурочка "Гандбол"

Занятия 3 раза в неделю по 2 часа. Специализация "Гандбол". Внеурочные занятия....

внеурочка по математике

внеурочка по математике 5 класс...