Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения "ФОКУС"
календарно-тематическое планирование

Бодров Евгений Владимирович

Рабочая программа детского объединения художественно-эстетической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fokus.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЖАРКОВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Программа согласована                                                                                                                  Утверждено:

на педагогическом совете                                                                       приказом № ____ от _____________

«_____» ____________ 20____г.                                                  ио. директора МОУДО «Жарковский ДДТ»

протокол № ______                                                                                   ___________________ Аксёнова Е.Г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

ФОКУС

Составитель: педагог дополнительного образования

Бодров Евгений Владимирович

возраст обучающихся 11-16 лет

срок реализации программы 1 год

п. Жарковский

2022

Содержание и основные характеристики программы:

  1. Пояснительная записка __________________________ст. 2
  2. Учебно-тематический план ______________________  ст.4
  3. Краткое описание тем программы _________________ ст.5
  4. Организационно-педагогические условия ___________ст.7
  5. Календарно-тематический план ___________________ ст.8
  6. Список используемой литературы _________________ст.13

Пояснительная записка

          Фотография – многогранное искусство,  развивающее творческие и технические навыки, воспитывающее чувство вкуса, позволяющее прикоснуться к прекрасному и проявить себя в чем-то новом. И, безусловно, это творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения.

          Дополнительная общеразвивающая программа творческого объединения «ФОКУС» имеет художественно-эстетическую направленность и разработана для учащихся среднего звена общеобразовательной школы. Занятия  фотографией,  сочетающие  искусство  с  техническими  операциями  позволяют  существенно  влиять  на  общее развитие подростков,  рационально  использовать  свободное  время  и заполнить досуг обучающихся.

Новизна программы

Роль фотографии в современном мире переоценить сложно. В век «цифровых» гаджетов Она стремительно вошла в жизнь людей всех возрастов, и  особенно подрастающего поколения. Но зачастую фотоснимки делаются на «автомате». Простое нажатие на кнопку без осознания ракурса, перспективы, значений выдержки и диафрагмы приводят к посредственным результатам. Занятия в фотокружке способствуют приобщению учащихся к фотографии как к искусству, помогают адаптироваться в сложной обстановке современного мира, развивают такие черты характера, как наблюдательность, собранность, целеустремленность и коммуникабельность.

Актуальность программы

     Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, являются фундаментом для развития личности ребёнка, способного к творческому самовыражению, через познание искусства фотографии и овладение навыками фотографирования, ибо творчество — это вдохновение, замысел, чувство. А креативность следует  рассматривать как особое качество личности, характеризующейся способностью к саморазвитию. 

      Отличительной особенностью учебного процесса является совмещение занятий в учебном кабинете с выходами на натурные съемки вне помещения.    

          Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 11-16 лет.

          Форма занятий – очная, групповая. Курс программы рассчитан на 136 часов

          (два занятия в неделю по два академических часа с перерывом в 15 минут).

Формы и методы работы

Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть проходит в виде рассказа, беседы, инструктажа. Включает пояснения педагога по темам уроков, изучение приемов работы. Объяснение новой темы сопровождается показом фотоматериалов, фотоиллюстраций из альбомов и литературы. Возможны экскурсии на тематические выставки, которые будут стимулировать обучающихся к творческой деятельности.

Вторая часть занятий — практические задания, где осваиваются приемы фотографирования, обустройство фотостудии, техники обработки снимков в фоторедакторах, фотопечать и т.д.. Здесь требуется индивидуальный подход к обучающимся, при выполнении практического задания педагог оказывает помощь каждому обучающемуся, просматривая работы, исправляя ошибки, давая рекомендации по правильному выполнению. Для поддержания устойчивого интереса устраиваются мини-выставки. Обсуждения готовых работ позволяет отметить удачные решения и возможные просчеты в выполнении задания.

Цели и задачи

Цель программы — данный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся, творческого мышления, повышению интереса к фотоиндустрии. Имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области цифровых технологий и практических навыков работы является составным элементом культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства, а так же возможное социально-профессиональное самоопределение.

          Планируемые результаты обучения

           К окончанию курса учащиеся должны знать:

  • Историю фотографии как самостоятельного вида творчества.
  • Основы аналоговой и цифровой фотосъемки.
  • Устройство современных цифровых фотокамер.
  • Иметь понятие о композиции,  «золотом сечении» и построении кадра.
  • Знать организацию рабочего места и правила безопасности при использовании фотоаппаратуры (в студии и на выездных мероприятиях).
  • Владеть ручными и автоматическими режимами фотосъемки.
  • Знать способы и техники художественной обработки фотоснимков.
  • Изучить основные методы работы в фоторедакторах.
  • Знать правила этикета фотографа.

Способы определения результативности

Педагогический анализ и наблюдение результатов освоения детьми курса программы. Мониторинг образовательной деятельности в виде практических заданий.

Виды и формы контроля

Текущий контроль над освоением тем программы в течение всего учебного года в виде бесед, опросов и итоговых заданий по темам.

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала.

Повышение заинтересованности воспитанников в обучении.

К концу курса — определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

Определение результатов обучения.

Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение.

Возможные идеи для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Форма подведения результатов по освоению курса программы детского объединения «ФОКУС» — промежуточная и итоговая выставки работ наших воспитанников.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование тем и разделов

всего

теория

практика

1.

Введение. История фотографии

2

2

2.

Устройство фотоаппарата и сопутствующей фототехники

4

2

2

3.

Композиция. Основы построения изображения  

10

4

6

4.

Техника фотографирования в различных условиях

52

8

44

5.

Жанры  и виды фотосъемки

28

4

24

6.

Знакомство с цифровыми фоторедакторами

36

4

32

7.

Подведение итогов

4

1

3

ИТОГО за период обучения:

136

25

111

Содержание программы:

ТЕМА 1. Введение. История фотографии.

Фотография, как увлечение. Цели и задачи фотокружка. Режим работы, план занятий, внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной дисциплины и т.п.. Анкетирование учащихся.

Немного теории о светописи. Жозеф Ньепс и Луи Дагер. Камера обскура.

RGB — три составляющих цвета.

Фотография, как часть современного мира.

Понятие «художественная фотография».

ТЕМА 2. Устройство фотоаппарата и сопутствующей фототехники

Типы фотоаппаратов и их конструкции (пленочные и цифровые, со сменной оптикой и со встроенным объективом, профессиональные и любительские).

Устройство аналоговых (пленочных) и цифровых фотоаппаратов. Принципы действия.

Режимы работы. Меню настроек.

Фотообъектив — его предназначение и устройство. Типы объективов (макро, широкоугольные, портретные, zoom-объективы и т.д.).

Фотовспышка — её предназначение и устройство. Типы фотовспышек.

Устройства хранения информации, применяемые в цифровых камерах. Карты памяти.

Снаряжение фотографа (выездное, студийное).

Студийное фотооборудование.

Техника безопасности при работе с фотоаппаратом и электроникой, оргтехникой.

ТЕМА 3. Композиция. Основы построения изображения.   

Компоновка кадра. Принцип «Золотого сечения». 

Построение вертикального или горизонтального кадра, точка съёмки

Понятие ракурса. Масштаб изображения.

Понятие  перспективы.

Построение композиции.

Свет и освещение.  

ТЕМА 4. Техника фотографирования в различных условиях.

Техника безопасности при работе с фотоаппаратурой.

Положение корпуса и рук при фотографировании.

Фокусировка и глубина резкости. Ручная фокусировка. Режим автофокусировки.

Ручные настройки и съемка в автоматических режимах.

Приоритет диафрагмы. Размытие фона.

Приоритет выдержки. Объект в движении.

Съемка в сложных условиях освещенности.

Экспозиция. Баланс белого.

Использование искусственных источников света. Виды и варианты освещения.

Как "приручить" свет в естественных условиях на натуре.  

Использование светофильтров.  

Организация рабочего места в студии и на выезде.

Практические занятия.

Выездная фотосъемка (место и тематика по договоренности с группой).    

ТЕМА 5. Жанры  и виды фотосъемки

Съемка архитектуры в ландшафте.

Объектная съемка в городе.

Съемка портрета и групповых жанровых портретов. Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета. 

Съемка живой природы. Пейзажи, ландшафты. Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка воды.

Предметная фотосъемка.

Макросъемка.

Репортажная съемка (съемка торжественных мероприятий; съемка спортивных мероприятий, приемы скрытой съемки). Этика фотографа. Правила поведения фотографа в обществе.

Динамика в фотографии.

Ночная фотография (ночной портрет, ночной пейзаж, архитектура в ночи).

Принципы фотографирования в различных жанрах.

Практические занятия. Выездная фотосъемка.

ТЕМА 6. Знакомство с цифровыми фоторедакторами

Цифровые фоторедакторы и их предназначение.

Основы и приемы работы в Adobe Photoshop.

Коррекция цвета, контраст, тональность, резкость.

Способы создания ч/б и тонированных фото.  

Основы и приемы обработки изображений в Adobe Photoshop Lightroom.

Практические занятия по обработке цифровых фотографий в различных программах.

Подготовка фото к печати и публикации в WEB.  

Подведение итогов

Подведение  итогов и анализ работы  за  год. Отбор  лучших  работ и оформление  финальной  выставки.  Обсуждение результатов выставки, поощрение  воспитанников. Рекомендации  учащимся  по  самостоятельной  творческой  работе на будущее.  

Организационно-педагогические условия реализации программы дополнительного образования творческого объединения «Фокус»

Методическое обеспечение программы

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог использует методические разработки, пособия и рекомендации как собственные, так и сторонних авторов.

В качестве дидактических материалов используются оформленные стенды, иллюстрации, книги и журналы, слайды, фотоматериалы и др. А так же — обучающие  программы в электронном виде.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), уровнем подготовки детей и их способностями.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Большая часть занятий проводятся в учебном кабинете, оснащенным —  столами, стульями, шкафом-витриной и стеллажами для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

В перечень технических средств обучения входят — фотоаппарат, студийное оборудование начального уровня, персональный компьютер, принтер, мультимедиа-проектор с экраном.

На занятия учащиеся приносят блокнот или тетрадь, ручки или карандаши. А так же могут использовать собственную фотоаппаратуру.

На базе дома детского творчества имеется и другое оборудование, применение которого возможно при освоении курса образовательной программы детского творческого объединения «Фокус».

Часть учебного процесса может проходить на так называемых пленэрах. В хорошую погоду занятия проводятся вне стен ДДТ (что является дополнительным стимулом к дальнейшему обучению).

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительной общеразвивающей программы «ФОКУС» на 2022/2023 год

п/п

Дата

Тема занятия

Часы

Форма

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

  1. Введение. История фотографии – 2 часа

1.

12.09.22

Фотография, как увлечение. Цели и задачи кружка. Режим работы, план занятий, внутренний распорядок, общие правила безопасности на занятиях, и т.п.

Немного теории о светописи. Жозеф Ньепс и Луи Дагер.

Камера обскура. RGB — три составляющих цвета.

Фотография, как часть современного мира. Понятие «художественная фотография».

2

Беседа, демонстрация,

инструктаж

Учебный кабинет

Собеседование, опрос

  1. Устройство фотоаппарата и сопутствующей техники - 4 часа

2.

14.09.22

Типы фотоаппаратов и их конструкции (пленочные и цифровые, со сменной оптикой и со встроенным объективом, профессиональные и любительские). Устройство аналоговых (пленочных) и цифровых фотоаппаратов. Принципы действия.

1

Беседа, демонстрация

Учебный кабинет

Беседа, опрос

3.

14.09.22

Фотообъектив — его предназначение и устройство. Типы объективов (макро, широкоугольные, портретные, zoom-объективы и т.д.).

Фотовспышка — её предназначение и устройство. Типы фотовспышек.

Устройства хранения информации, применяемые в цифровых камерах. Карты памяти.

1

Беседа, демонстрация, лекция

Учебный кабинет

Собеседование, опрос

4.

19.09.22

Снаряжение фотографа (выездное, студийное).

Студийное фотооборудование.

1

Беседа, демонстрация, лекция

Учебный кабинет

Беседа, опрос

5.

19.09.22

Техника безопасности при работе с фотоаппаратом и электроникой, оргтехникой.

1

Лекция, собеседование, демонстрация

Учебный кабинет

Собеседование, опрос

  1. Композиция. Основы построения изображения - 10 часов

6.

21.09.22

Компоновка кадра. Принцип «Золотого сечения».

Построение вертикального или горизонтального кадра, точка съёмки. 

Практическая работа.

2

Беседа, лекция, демонстрация, практика

Учебный кабинет

Собеседование, самостоятельная работа

7.

26.09.22

Понятие ракурса. Масштаб изображения.

Практическая работа.

2

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Собеседование, самостоятельная работа

8.

28.09.22

Свет и освещение. Искусственное и естественное освещение. Съемка в сложных условиях освещенности.

Практическая работа.

2

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет, школьный двор, задание на дом

Беседа, практическая работа

9.

03.10.22

Понятие  перспективы.

Построение композиции.

Практическая работа.

2

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Опрос, самостоятельная работа

10.

05.10.22

Практические занятия.

Закрепление ранее пройденного материала

2

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет, школьный двор

Беседа, практическая работа

4.  Техника фотографирования в различных условиях - 52 часа

11.

10.10.22

Положение корпуса и рук при фотографировании.

Техника безопасности при работе с фотоаппаратурой.

1

Беседа, лекция, демонстрация

Учебный кабинет

Беседа, опрос

12.

10.10.22

Ручная фокусировка.

Режим автофокусировки.

1

Беседа, демонстрация

Учебный кабинет

Беседа, самостоятельная работа

13.

12.10.22

Приоритет диафрагмы.

Размытие фона. Фокусировка и глубина резкости.

Практическая работа.

2

Беседа, демонстрация

Учебный кабинет

Беседа, самостоятельная работа

14.

17.10.22

Приоритет выдержки.

Объект в движении.

Практическая работа.

2

Беседа, демонстрация

Учебный кабинет

Беседа, практическая работа.

15.

19.10.22

Ручные настройки и съемка в автоматических режимах.

Практические занятия.

2

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Беседа, практическая работа

16.

24.10.22

Съемка в сложных условиях освещенности.

Виды и варианты освещения.

2

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Беседа, практическая работа

17.

26.10.22

Организация рабочего места в студии и на выезде.

Использование искусственных источников света.

Как "приручить" свет в естественных условиях на натуре.

 

2

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Беседа, практическая работа

18.

31.10.22

Экспозиция. Баланс белого.

Использование светофильтров.

2

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Беседа, практическая работа

19.

с

02.11.22 по

16.01.23

Практические занятия. Повторение ранее пройденных тем.

Выездная фотосъемка (место и тематика по договоренности с группой).    

38

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет, пленэр, школьный двор

Беседа, практическая работа

Жанры  и виды фотосъемки - 28 часов

20.

18.01.23

Съемка портрета и групповых жанровых портретов.

Искусство портретной съемки.

2

Беседа, демонстрация

Учебный кабинет

Беседа, практическая работа

21.

23.01.23

Натюрморт. Предметная фотосъемка.

2

Беседа, демонстрация

Учебный кабинет

Беседа, практическая работа

22.

25.01.23

Макросъемка.

2

Беседа, демонстрация

Учебный кабинет

Беседа, практическая работа

23.

30.01.23

Съемка архитектуры в ландшафте.

2

Беседа, демонстрация

Учебный кабинет

Беседа, практическая работа

24.

01.01.23

Объектная съемка в городе.

2

Беседа, демонстрация

Учебный кабинет

Беседа, практическая работа

25.

06.02.23

Репортажная съемка (съемка торжественных мероприятий; съемка спортивных мероприятий, приемы скрытой съемки). Правила поведения фотографа в обществе.

2

Беседа, демонстрация

Учебный кабинет

Беседа, практическая работа

26.

08.02.23

Ночная фотография (ночной портрет, ночной пейзаж, архитектура в ночи).

2

Беседа, демонстрация

Учебный кабинет

Беседа, практическая работа

27.

с

13.02.23 по

06.03.23

Практические занятия. Повторение ранее пройденных тем.

Выездная фотосъемка (место и тематика по договоренности с группой).  

14

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет, пленэр, школьный двор

Беседа, практическая работа

  1. Знакомство с цифровыми фоторедакторами - 36 часов

28.

13.03.23

Цифровые фоторедакторы и их предназначение.

1

Беседа, демонстрация,

Учебный кабинет

Беседа, опрос

29.

13.03.23

Подготовка фото к печати и публикации в WEB.

1

Беседа, демонстрация,

Учебный кабинет

Беседа, опрос

30.

с 15.03.23

по

29.03.23

Основы и приёмы работы в Adobe Photoshop.

Коррекция цвета, контраст, тональность, резкость и т.д.

10

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Беседа, опрос самостоятельная работа

31.

03.04.23

05.04.23

Искусство черно-белой фотографии.

Способы создания ч/б и тонированных фото.  

4

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Беседа, опрос самостоятельная работа

32.

10.04.23

12.04.23

17.04.23

19.04.23

Основы и приёмы обработки изображений в Adobe Photoshop Lightroom.

8

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Беседа, опрос самостоятельная работа

33.

с 24.04.23

по

17.05.23

Практические занятия по обработке цифровых фотографий в различных программах.

12

Беседа, демонстрация, практическая работа

Учебный кабинет

Беседа, самостоятельная работа

  1. Подведение итогов - 4 часа

34.

22.05.23

Подведение  итогов и анализ работы  за  год.

Отбор  лучших  работ. Оформление  финальной  выставки.

2

Беседа, опрос

Учебный кабинет

Беседа, опрос

35.

24.05.23

Обсуждение результатов выставки, поощрение  воспитанников.

2

Беседа, демонстрация,

Выставочный зал

Беседа, опрос

Итого часов:

136

Рекомендуемая  литература:

Иофис Е. А. Фотокружок в школе . 1989.

Практический курс. Adobe Photoshop. 1997.

Петровский И.И. Справочник по фотографии. 2001.

         Л. Дыко. «Основы композиции в фотографии». 1977.

         Л. Дыко «Беседы о фотографии». М., 1977.

Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для фотографов. 2006.

Фрост Л. Современная фотография. 2003.

         Литература для обучающихся:

        Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. 2003.

        Питер Коуп – «Азбука фотосъемки для детей ». 2006.

«Новая история фотографии». 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА

Срок освоения учебного предмета составляет 3 года.  Возраст для начала освоения программы – от 7 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения «мастерская юного модельера фантазия»

Учебный курс «Театр мод» носит личностно - ориентированный характер и направлена на овладение учащимися различными навыками по созданию собственного стиля и образа, навыками ухода за своей...

Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения кружок лоскутного шитья «Печворк»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Печворк» разработана на основе адаптированной программы «Лоскутное художественное шитье»  реализуется с обучающимися 5-6-х класс...

Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения кружок лоскутного шитья «Печворк»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Печворк» разработана на основе адаптированной программы «Лоскутное художественное шитье»  реализуется с обучающимися 5-6-х класс...

Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения "АЗИМУТ"

Рабочая программа детского объединения туристско-краеведческой направленности...

Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения "СИЛУЭТ"

Рабочая программа детского объединения художественно-эстетической направленности...