Методическая разработка "Развитие навыка чтения с листа в классе аккордеона"
методическая разработка

Методическая разработка "Развитие навыка чтения с листа в классе аккордеона"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                Иркутская область Усольский район

МБУДО «Детская школа искусств»

Методическая разработка

«Развитие навыка чтения нот с листа

в классе аккордеона»

составитель: Лазарчук В.Н.

преподаватель музыкального отделения

р.п. Белореченский

2023 год

        Целью обучения детей на музыкальном отделении в Детской школе искусств является подготовка в большинстве своём музыкантов - любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, подобрать любую мелодию и аккомпанемент к ней, свободно владеть инструментом. Научить музицировать можно любого учащегося, имеющего, средние музыкальные данные. Конечно, это требует от преподавателя высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и больших к нему любви и уважения. Все знания необходимо преподносить по возможности в виде игры. Важно, чтобы учащийся, как бы, сам открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой форме. Как только ребёнок начинает знакомиться с инструментом, надо обращать его слуховое внимание на красоту и различие звуков и созвучий, надо научить его слушать и слышать звуки, соединяющиеся в мелодии. Слышать-это просто слышать окружающие звуки, а слушать - это значит прислушиваться к качеству звука, к красоте музыкального звука.

        Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в Детской школе искусств понимает, что редкий учащийся способен сам, без помощи преподавателя разобрать произведение. Более того - без активного участия преподавателя, процесс разбора пьесы растягивается порой на продолжительное время. В результате выпускник музыкального отделения Детской школы искусств нередко проявляет беспомощность перед нотным текстом и вряд ли, когда – нибудь, сядет за инструмент (во многом именно по причине страха перед нотами). Это тем более досадно, поскольку год от года рынок нотной литературы пополняется оригинальными изданиями - популярной классикой, современными отечественными и зарубежными шлягерами (даже в «облегчённом варианте исполнения»).

        Ещё 100 лет назад чтение с листа для многих людей, так или иначе владеющих инструментом, было нормой домашнего музицирования. Не будучи профессионалами, они обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Эти просвещённые любители составляли основу русской интеллигенции.

        Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно - эстетического воспитания детей. Бесплатное образование ушло в прошлое, поставив педагогов в сложные, фактически рыночные условия. Рушится выработанная десятилетиями образовательная система, на смену ей приходят новые формы. Адаптируется к новой ситуации содержание и структура учебного процесса: дети принимаются в Детскую школу искусств без конкурсного отбора, а поэтому некоторые виды работы упрощаются (например, снижаются требования к техническому зачёту, к чтению нот с листа) или вовсе исчезают. Проблема усложняется ещё и тем, что здоровье современных детей серьёзно отличается от физических параметров их сверстников прошлого века. Добавьте к этому всё возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и прочее. Как естественный результат - современному ребёнку трудно сосредоточиться на определённой задаче. А ведь это качество - умение продолжительно концентрировать внимание - чтением с листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы необходима способность быстро и синхронно «считывать» сразу несколько информационных слоёв текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и другие. Понятно, что при отсутствии такого специфического зрительно-моторного навыка эта задача часто вызывает у учащегося  затруднение, а порой, и страх.

        Для самостоятельного музицирования необходимо формирование целого ряда качеств, позволяющих получать эстетическое наслаждение от проигрывания сочинений.

        Формирование самостоятельного музыкального мышления начинающего музыканта тесно взаимосвязано с развитием осознанного восприятия музыки, осмысленности и выразительности в исполнении репертуара. Важнейшим фактором здесь является использование элементов целостного анализа, раскрытие музыкально-образного содержания произведения в единстве с его формой. На начальном этапе обучения ребёнок сможет определить общий характер пьесы, темп, динамику, регистры, количество частей.

        Преподаватель должен руководить творческой деятельностью своих учащихся.

        Умение самостоятельно мыслить не даётся человеку само, оно воспитывается путём определённой тренировки воли и внимания. Большое значение имеет максимальная сосредоточенность на уроках. Надо, чтобы основная мыслительная деятельность падала на учащегося. Используя небольшие задания, дать ему (учащемуся) возможность самому дойти до решения задач, т.е. развивать у ребёнка творческую инициативу.

        Очевидно, что процесс обучения и творческого развития должны быть тесно связаны.

        В процессе обучения первую роль играет домашняя работа. Учащиеся школ искусств не могут уделять очень много времени игре на инструменте, поэтому преподаватель должен обратить внимание на повышение качества домашней работы, приучать с первых лет обучения заниматься так, чтобы ни одна минута не пропала зря. Поэтому, одним из важных критериев проведения урока в школе является гибкое распределение времени урока между различными объектами работы. Преподаватель должен акцентировать внимание на первоочередных задачах. Важно помнить, что урок в классе является образцом для ежедневной самостоятельной работы дома.

        Развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае, если учащийся понимает, какую художественную цель преследует указание преподавателя: рекомендуемая аппликатура, динамический план, оттенки звука и т.д. Необходимо следить за точностью выполнения домашнего задания. Этим самым прививается любовь к работе.

        Успехом самостоятельной работы является самоконтроль. Важно, чтобы учащийся не только умел слушать себя, но и умел контролировать свою работу с произведением. Очень полезно время от времени выучивать самостоятельно небольшое произведение без помощи преподавателя. Это способствует улучшению качества самостоятельной работы ученика.

        Итак, что же способствует развитию самостоятельности учащегося?

Это умение читать с листа, подбирать, транспонировать, играть в ансамбле.

        Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в центре внимания преподавателя. Важно, чтобы он воспитывал у учащегося осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть, но и слышать в них музыкальное содержание. Зачастую учащиеся даже старших классов неважно ориентируются в нотном тексте, слишком много времени тратят на его разбор и усвоение. Между тем, при сокращении времени на разбор пьес, появляется возможность усвоить больше материала, шире ознакомиться с музыкальной литературой, следовательно - быстрее развиваться.

       Ставить хорошее чтение с листа в зависимость от общей одарённости учащегося нельзя: очень часто талантливые музыканты, прекрасно играющие, - плохо читают с листа, и, наоборот, учащиеся со средними данными читают с листа хорошо. Отнести качество этого навыка только за счёт тренировки, практики, тоже неверно.  Преподаватели часто встречаются с тем, что даже в первом классе, ещё не имея опыта, одни учащиеся читают лучше, другие – хуже.

         Очевидно, существуют причины и условия, от которых зависит этот навык. Чтобы выяснить их, следует проследить, как он формируется; для этого необходимо ясно себе представить, из каких элементов состоит нотная запись, какие нужны технические средства для её прочтения и в каких элементах обычно возникают трудности для обучающегося. Начинающий ученик, читая с листа, должен успеть осознать каждое из нотных обозначений во взаимосвязи с другими навыками и в момент воспроизведения объединить их в единое целое. Этот своеобразный анализ и синтез составляют основу процесса чтения нот с листа. От постоянной тренировки процесс прочтения приобретает быстроту, и со временем играющий будет охватывать сознанием не отдельные ноты, а уже целые группы нот (как слова при чтении книг). Чтобы избежать ошибок, задержек между воспроизводимыми звуками, нужно дать сознанию возможность «проектировать» необходимые движения с некоторым запасом времени, то есть смотреть немного вперёд играемого листа.

Умение смотреть вперёд – самый необходимый навык чтения нот с листа, и воспитывать его надо с первого же года обучения. 

         Скорость восприятия играемого текста в какой-то мере зависит от подвижности нервных процессов обучающегося, а также от правильного воспитания навыков, прививаемых ему с первого года обучения, и от тренировки. Следовательно, умение читать с листа связано с перечисленным комплексом условий, большинство из которых зависит от метода работы преподавателя.

Так, например, при проверке можно заметить, что затрудняют чтение с листа обычно одни и те же элементы: у одного учащегося – быстрая ориентировка в счёте, другого сбивает обилие знаков, третий, не умея подобрать аппликатуру, прибегает подчас к самой нелепой. Вот три основные принципиальные причины, которые обычно затрудняют чтение.

         Для того, чтобы верно прочитать с листа любую пьесу, необходимо её проанализировать.

По знакам при ключе, заключительной басовой нотке и аккорду в партии левой руки, определить тональность и лад.

Затем, внимательно ознакомиться с размером, темпом и ритмическим рисунком.

Далее разобраться с строением мелодии – определить, где начало и конец фраз и мотивов.

Затем, внимательно прочитать мелодию, называя вслух или «про себя», ноты. Перед началом игры включить регистр, а во время прочтения постараться проследить за правильной аппликатурой и сменой меха.

Клавиши нажимать мягко, без лишних усилий. Мех вести ровно, спокойно. Штрих лучше выбрать non legato. Особенно нежелательно использовать штрих, связывающий ноты (legato).

           

 На начальном этапе обучения чтению нот с листа рекомендуется –

  1. использовать одноголосные пьесы с гаммообразным, поступенным движением мелодии, постепенно охватывая всё больший диапазон; затем можно включить пьесы с арпеджированным движением мелодии;
  2. выбирать мелодии, состоящие из более крупных длительностей (половинных, четвертных), постепенно переходя к более мелким длительностям;
  3. использовать пьесы в тональностях «до-мажор» и «ля-минор»; переходить к другим тональностям не следует до тех пор, пока не выработается навык абсолютно свободного чтения диатонических звуков. Вводить хроматизм можно только в том регистре, который хорошо изучен;
  4. приучить учащегося точно соблюдать аппликатуру;
  5. дать учащемуся необходимые навыки игры правой и левой руками отдельно.  

         Поэтапное формирование рассматриваемого навыка является ни чем иным, как постепенным формированием необходимых представлений, и, прежде всего, «зрительно-слухо-двигательных».

Постоянное совершенствование зрительного восприятия нотного текста, накопление слуховых представлений, соответствующее развитие игровых навыков - вот та основа, на которой вырабатывается известная формула «вижу-слышу-играю» (в их органическом единстве). Но в начальный период ничего этого нет, учащийся только начинает учиться и «видеть», и «слышать», и «играть».

        Чтобы более эффективно учащемуся запомнить - ноты, паузы, динамику, длительности, штрихи, интервалы, знаки альтерации и т.п., преподавателю можно использовать «нотное лото», и, в зависимости от пройденного материала, использовать его на каждом уроке.

На карточках записаны ноты скрипичного и басового ключей, длительности нот, паузы, различные ритмические фигуры, знаки альтерации, нюансы и т.п.  Учащийся должен показать, сыграть, прохлопать или объяснить эти обозначения. Преподаватель по своему усмотрению может изготовить карточки и вводить в урок большее или меньшее их количество, фиксируя на них различные обозначения в зависимости от объёма изучаемого материала.

        При первоначальном чтении двухстрочного текста (двумя руками вместе) объем материала одноразового чтения по горизонтали сокращается, поскольку увеличивается по вертикали. Учащийся называет вслух текст только одного такта, но обязательно снизу вверх, то есть сначала текст басового ключа, а затем скрипичного. Это обусловлено тем обстоятельством, что текст нижнего нотоносца, как правило, проще для чтения, поскольку изобилует повторами.

        Развитие навыка чтения нот с листа для баяниста или аккордеониста является сложным и трудоёмким процессом, который требует сосредоточенного внимания и активного слухового напряжения. Эти сложности связаны не только с объёмом чтения, но и с объёмом исполнительских действий. В отличие от фортепиано, аккордеон имеет не одну, а две клавиатуры. Кроме того, обе клавиатуры расположены так, что возможность зрительного контроля полностью исключается. Во время прочтения нот с листа аккордеонист должен координировать движения рук при одновременном ведении меха. Поэтому, в работе с учащимся, следует особое внимание уделять освоению клавиатур, чтобы он чётко представлял их строение и мог быстро ориентироваться на них.

         Преподавателю необходимо добиваться максимальной точности выполнения нотного текста. Всякая небрежность и неряшливость исполнения (недосчитывание пауз, неправильная аппликатура, неумение дослушать до конца пьесу, неточность ритма и т.п.), допускаемая преподавателем на первых шагах обучения, порождает привычки, от которых чрезвычайно трудно отучить учащегося в дальнейшем процессе обучения.

      Если с первого года обращать максимальное внимание на прочное усвоение каждого нового навыка и проходить их в строгой последовательности, то чтение нот с листа не будет вызывать трудностей, оно явится как бы подведением итогов усвоения пройденного.

        Навык чтения с листа необходим как для оркестрантов и аккомпаниаторов, как в учебном процессе, так и в повседневной жизни, после окончания школы искусств. Учащийся с развитым навыком чтения нот с листа развивается быстрее, так как для него легче проходит процесс разбора и разучивания произведения. Он успевает знакомиться с большим количеством произведений, тем самым расширяет свой репертуар и обогащает кругозор.

         В настоящее время значительное число учащихся не владеют навыком чтения нот с листа в нужной мере. Такие учащиеся зачастую имеют неразвитое музыкальное мышление, не чувствуют музыкальной фразы, неточно воспроизводят штрихи, ритмический рисунок. Таким образом, перспектива дальнейшего профессионального становления таких учащихся сдерживается.

         Исходя из многолетней практики работы с учащимися музыкального отделения Детской школы искусств, глубоко убеждена, что прививать навык чтения нот с листа надо с «первых шагов» начального периода обучения.           Навык, как известно, всегда развивается в системе от простого к сложному. А отсюда следует, что на каждом этапе обучения имеет место соответствующая степень развития навыка чтения нот с листа.

Список используемой литературы:

  1. «Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа» младшие и средние классы ДМШ. Составитель Л. Криштоп. Изд-во «Санкт-Петербург» 1994.
  2. Алексеев И. «Методика преподавания игры на баяне».
  3. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2005.
  4. Артоболевская А. «Хрестоматия маленького пианиста». Учебное пособие. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2006.
  5. Бажилин Р. «Школа игры на аккордеоне»: Учебно-методическое пособие. – Издатель В. Катанский, Москва, 2008.
  6. Бойцова Г. «Юный аккордеонист» I-II части.
  7. Коннова Е. «Играю на баяне». Учебное пособие для подготовительного класса. Уфа, РУМЦ МКНП РБ, 2005.
  8. Самойлов Д. «15 уроков игры на баяне».
  9. Серпуховитин В.  «Навык чтения нот с листа» Учебное пособие для баянистов. г. Александровск, 2003.
  10. Стативкин Г. «Начальное обучение на готово-выборном баяне».
  11. Шахов Г. «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна». – М., Музыка, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения игре на фортепиано

Данный материал будет полезен всем педагогам, которые кропотливо и вдумчиво закладывают основы для будущего развития их учеников...

Методическая разработка "Развитие навыков чтения с листа на занятиях фортепиано"

Методическая разработка по развитию навыков чтения с листа на уроках фортепиано....

Методическая разработка «Развитие навыка чтения с листа и транспонирования в классе аккомпанемента»

Известно, что в музыкальной деятельности способности человека проявляются неравномерно. Одни проявляют себя успешно в исполнительстве, другие – в аккомпаниаторской  работе, третьи – в композиции....

"Развитие навыков чтения с листа в младших классах ДШИ"

При обучении детей музыке основной целью является воспитание способности самостоятельно разобраться в музыкальном произведении, осмыслить его образно-эмоциональное содержание, выразить своё отношение ...

Методическая разработка: «Развитие навыка чтения с листа на аккордеоне и баяне»

Важным условием для успешного развития навыка чтения нот с листа является беглое знание названий звуков и их записи на нотоносце. Сюда входит умение определять ноты в скрипичном и басовом кл...

Учебная программа по чтению с листа в классе баяна и аккордеона.

Программа "Чтение с листа" в классе баяна и аккордеона для ДШИ и ДМШ....

Методическая разработка «Формирование навыков чтения с листа интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано» (методические рекомендации для студентов СХНП)

Работа  раскрывает узкий аспект чтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.В работе излагаются приёмы формирования на...