Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты Коста?»
методическая разработка (8 класс)

Материалы данной разработки можно использовать на уроках русской и осетинской литературы при изучении творчества основателя осетинской литераутры Коста Левановича Хетагурова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доева Виктория Сергеевна, педагог – организатор,                                                                          педагог дополнительного образования МАУ ДО                                                                               «ЦДО г. Владикавказа», с/п «Центр развития творчества                                                       одаренных   детей и юношества «Интеллект»

Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты Коста?»

  1. В. И. Абаев, большой знаток жизни и творчества поэта, сказал о нем: «У Коста был свой Бенкендорф». Назовите его (генерал Каханов».)
  2. Газета «Терские ведомости» в 23-м номере от 18 марта 1888 года писала: «Посреди полотна в натуральную величину изображен ангел в белом, почти прозрачном одеянии, перепоясанном в талии, голова его откинута назад, и на левой щеке застыла слеза. Кисть правой руки, как бы заслоняя свет, покоится на челе, образуя над глазами глубокую тень. Левая совершенно обнаженная рука опирается на перекладину деревянного креста, на самом верху которого прибит терновый венец, а посреди его помещен лист пергамента с четырьмя буквами: «INRI». В художественном отношении картина отмечается мягкостью тонов, правильностью освещения и, особенно, нежностью тела… Выражение скорби на лице ангела так естественно, что заглавия излишни. Особенное внимание на себя обращает левая слегка согнутая в локте и сильно отделившаяся от креста рука. Она как живая и положительно всех приводит в восторг». О какой картине Коста Хетагурова шла речь? («Скорбящий ангел»)
  3. Чьи слова цитировал Коста:  «Учись прежде всего богатой природе и отображай то, что находишь в ней, небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – все служат для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай и воспроизводи нас» ( Коста цитирует Рембрандта).  
  4. «Основоположник нашей литературы стал вместе с тем ее сияющей вершиной… Англичанин говорит – Шекспир. Шотландец говорит – Бернс. Немец говорит – Гете. Итальянец говорит – Данте. Русский говорит – Пушкин. Мы, осетины, говорим – Коста, и душа наша наполняется гордостью и трепетной любовью…» Кому принадлежат эти слова? ( Эти слова академика Василия Абаева)
  5. Кому посвящены эти строки:

Как мне хотелось взглянуть на вас снова, - 
В вашем кругу освежиться душой, - 
Как осветили б страницы былого 
Вы своей резвой, весёлой толпой.
 (слова благодарности Коста, обращённые к ставропольским учителям и, прежде всего, конечно же, к Смирнову) и товарищам по гимназии)

  1. Кому адресовано данное стихотворение?

Я знал его... Я помню эти годы,

Когда он жил для родины моей,

Когда и труд, и силы, и заботы,—

Всего себя он отдавал лишь ей.

Я не забыл, как светочем познанья

Он управлял могучею рукой,

Когда с пути вражды и испытанья

Он нас повел дорогою иной.

Мы шли за ним доверчиво и смело,

Забыв вражду исконную и месть,—

Он нас учил ценить иное дело

И понимать иначе долг и честь...

Он нас любил, и к родине суровой

Он завещал иную нам любовь,—

Отважный ныл к борьбе направил новой

И изменил девиз наш —«кровь за кровь».

Он нам внушил — для истинной свободы

Не дорожить привольем дикарей...

Я знал его, я помню эти годы,

Когда он жил для родины моей...

1893 г.

(Я.М. Неверову. Коста учился он в церковно-приходской школе, Владикавказской прогимназии, а с 1871 по 1881 годы провел в Ставропольской гимназии. Ее директором был известный просветитель, замечательный педагог, писатель Я.М. Неверов, многое сделавший для воспитания целого поколения северокавказской интеллигенции. Интернационализм Неверова стал основой жизни в Ставропольской гимназии, пропитал ее дух и передавался всем ее воспитанникам. В посвященном Неверову стихотворении К. Хетагуров писал: «Мы шли за ним доверчиво и смело, забыв вражду исконную и месть...»)

6. Как называется поэма, опубликованная  в газете «Северный Кавказ» в 1893 г., в  подзаголовке которой  отмечено сознательное подражание Некрасову? («Кому живется весело»)

7. Людоедов, Лизоблюдов, Рубнов, Подлизов, Иван Зуботычев, кабатчик Дурманов. Героями какого произведения являются вышеперечисленные персонажи? ((«Кому живется весело». Характерно, что в Сеньке Людоедове угадывается генерал Каханов, а в «разбойнике пера» -редакторе «Мерзких ведомостей» Максиме Лизоблюдове - выведен реакционный публицист Максим Слобожанин, с которым Хетагуров вел резкую полемику на страницах газеты. Каждое преступное деяние «героев» поэмы можно подтвердить документами и фактами, в том числе публицистическими выступлениями самого поэта).

8. «Семья не без урода. Преступления совершались во все времена и среди всех национальностей земного шара: от них не избавлены даже самые центры европейской цивилизации. Факторов преступлений — неисчислимое множество. Классификация их — дело психологии и социологии. Надо только помнить, что нет следствия без причин, и, в силу той неопровержимой истины, стараться быть беспристрастным и незлобивым, а если можно, то и снисходительным судьей человеческих ошибок. Надо помнить, что громаднейшее большинство людей скорее склонно делать добро, чем зло, что люди  больше братья, чем враги. Глубоко убежденные в этом, мы, пользуясь настоящим знаменательным днем, берем на себя смелость напомнить доблестным кубанцам великую заповедь Божественного Учителя: «Люби ближнего...». Эта именно заповедь приобретает сегодня особенно глубокое значение для всех. Ею исчерпывается и все то, что мы хотим сказать славным юбилярам, как сильному духовно и материально подавляющему большинству в крае и, главное, привилегированному сословию, в руках которого всецело сосредоточено и административное управление всей областью». Как называлась статья, содержащая данный  фрагмент ?  («Люби ближнего...»)

9. К кому с данными  предложениями  обращался Коста Хетагуров?

Кавказское кустарное производство давно уже обратило на себя внимание нашего правительства и общества. 

Многочисленные и до крайности разнообразные изделия этого производства с каждым годом с неимоверной быстротой увеличиваются и совершенствуются безостановочно. 

К величайшему прискорбию, до сих пор сбыт кустарных изделий остается таким же убыточным, как пятьдесят лет тому назад. 

Расплодившиеся повсеместно мелкие лавочники, с гнилым ситцем, залежалым хламом и разными негодными отбросами, всецело завладели трудом кустарей, меновой торговлей, доводя до минимума действительную стоимость кустарных изделий и перепродавая их в городах втридорога. 

С этой возмутительной эксплуатацией и так бедного населения необходимо бороться, бороться долго, упорно, чтобы раз навсегда искоренить ее. 

Борьбу эту дожна начать наша интеллигенция и для достижения цели должна принять самые радикальные меры. 

Прежде всего надо открыть во Владикавказе контору с магазином, куда бы население Владикавказского округа, а там, Бог даст, и все население Терской области могло направлять все изделия своего кустарного производства. 

Для полного регулирования притока в эту контору кустарных изделий необходимо призвать на помощь священников, учительниц и учителей, чтобы они оповестили население об открытии во Владикавказе конторы для приема и продажи по действительной стоимости кустарных изделий, а, главное, просить их о том, чтобы они заведовали сельскими конторами, которые должны служить передаточными пунктами для доставления из них в городскую контору партий кустарных изделий. 

На оборудование конторы с магазином и, в первое время, на ее содержание необходимы, конечно, средства, достаточные для начала дела. Помимо членских взносов, частных пожертвований и небольшого процента с проданных кустарных изделий, надо обратиться к самому народу, чтобы каждое селение для этого всенародного дела ассигновало единовременно доступную ему сумму и ежегодные сравнительно небольшие субсидии до укрепления дела. Устав и программу действий для скорейшего осуществления этого жизненного для всего трудящегося туземного населения области учреждения в самых широких размерах можно разработать в предварительном заседании живущих во Владикавказе интеллигентных туземцев, без различия национальности, в качестве учредителей «Общества покровительства кустарному производству в Терской области». (Открытое письмо к осетинской интеллигенции)

10. В какой статье Коста писал следующие строки:

«Когда в какой-нибудь захолустной деревушке заболеет чумой старая корова, то об этом по всей России оповещается телеграммой и тотчас командируется отряд ветеринарных врачей. Когда же тысячи людей в тех же захолустных деревушках страдают тифом, малярией, корью, оспой, скарлатиной, дифтеритом, чахоткой, сифилисом и т. п., то об этом никто ничего не знает да и знать-то не хочет, как будто больных людей нет и никто не умирает без медицинской помощи. А вот когда убьют кого, так доктор тут как тут... 

В областях Кубанской, Терской и Дагестанской, да и во всем Закавказье здоровье туземного населения поручено одному на каждый уезд или округ врачу. На все свыше двухмиллионное туземное население указанных областей имеется не более десяти окружных врачей, занятых исключительно судебно-медицинскими делами. На двести тысяч населения — всего один врач, живущий в городе или слободе, название которого носит округ или уезд! Несколько «фельдшеров» из фельдшерских учеников-солдат с хиной и касторкой, единственными медикаментами в их аптеках, конечно, не приносят никакой пользы населению. 

Якорем спасения для больных служат доморощенные «хирурги», знахари и волхвы-прорицатели; последние даже узнают, какого святого прогневал больной и какой жертвой он должен искупить свой грех. 

Эти целители народных недугов и в наш XX век дурачат людей, как тысячу лет тому назад». (Медицинская беспомощность)

11. От кого получил Коста Хетагуров это письмо ?

«(«Все, что произошло, мне очень неприятно, больно...») 

 

Хотя и против желания, но, оказывается, я ввела Вас в заблуждение. На Вас я действительно смотрела только как на хорошего, доброго знакомого, как на друга. 

Не Вы ли твердили [еще] с 85 года, — (когда я еще училась), — что хотите одного знакомства и больше ничего. Не Вы ли уверяли, что никогда не допустите, чтобы развилось более серьезное чувство? Я Вам поверила, но теперь приходится сожалеть. 

За отрицательный ответ и за все невольно причиненные огорчения прошу простить без вины виноватую.  

Я ставлю святую дружбу выше всего».  (А.Я.П.)

12. Кому адресовано письмо КОСТА?

Всегда так бывает, дорогая Варвара Григорьевна, — разъедутся друзья, поскучают месяц-другой, пастрочат друг другу по небольшому листку почтовой бумаги и забывают минувшее. 

«Кто устоит против разлуки». Я не упрекаю Вас - Боже сохрани... Человеческую натуру трудно переделать. Мы с Вами — не исключение, а о других и говорить нечего. 

Больно одно — я слишком нуждаюсь в нравственной поддержке, чтобы так скоро выбросить меня за борт товарищеской заботливости. Положение мое не поддается описанию... Я отрезан от всего. Предлагают поступить писцом в управление отдела или конторщиком на серебро-свинцовом руднике в Карачае. Последнее все-таки лучше. Жду, что будет дальше... Бороться не могу... Один в поле не воин. Спасайся, кто может... Разве Шиллер мог бы теперь сказать мне: «будь доволен и тем, что любишь безнадежно», так как по его свидетельству — «любовь лишь знает тот, что любит безнадежно». Ха-ха! Старая песня! 

К 10 ноября приглашаю Вас и вообще всех друзей на свадьбу. То ли дело — «жена да боится мужа, а муж да колотит неразумную жену»... Коротко, ясно и вместе с тем очень глупо... Что делать?! 

 

Иссякла мысль, тускнеют очи,  

Остыла кровь, изныла грудь...  

Душа мрачней осенней ночи,  

Замолкла песнь... Утерян путь... 

 

Былого нет... В игре ничтожной  

Без назначенья и следа,  

Как сон болезненно-тревожный,  

Промчались лучшие года... 

 

В грядущем... нет, не надо счастья,  

Я не привык... Я не хочу... 

Один лишь звук, лишь миг участья.  

За них я жизнью заплачу... 

 

Но, видно, не судьба. Во всяком случае еще не все потеряно. Я жду... Ради Христа пишите, пишите - Христа ради. Поклон всем. 

 

Ваш Коста.  Маленький Хорадзе с большим успехом может бытъ назван большой свиньей. Что сталось со школой осетинской? « (В. Г. Шредерс. 19 сентября 1891 г. Георгиевско-Осетинское)

  1. Кому К.Хетагуров посвятил картину «Горянка» с дарственной надписью: «Вы первая заронили луч света в наши темные аулы,  вы первая призвали нашу горянку к учению»? (В.Г. Шредерс)
  2. «Что, значит, быть Коста! Вас узнают в каждом осетинском доме. Что ваша осетинская азбука и брошюра? Я жду и жду осетинские стихи. Надя, сестра моя, говорила мне, что у Амбаловой масса стихов ваших. Интересно, откуда она достала?» Кому принадлежат эти строки? (Дочери осетинского штабротмистера Иналука Гайтова – Раиса, Надежда и Любовь – получили очень хорошее образование. Красотой сестра Гайтовы славились на всю Осетию. Им посвящались стихи, а офицеры, стоящих в Ардоне и Алагире военных частей провожали сестер после балов с оркестром. Между Коста и старшей из сестер Раисой существовали дружеские отношения. В 1896 г. оно послала поэту из Ардона в Ставрополь восторженное письмо.)

  1. «Вот это – Вера, еще гимназисткой,

Рядом Косер, она же Наталья,

Люба – курсистка и Ольга курсисткой,

Аня и Анечка – дивная талия!

Это Настасья, идейная девушка

С выдержкой немки, но с теплою ласкою.

Лелька – француженка – славная деточка,

       Рядом Елена с еврейской закваскою…

Вот гимназисткой бесенок Анюта,

Пышная Леля, Елена кудрявая, -

Редкая масть! А вот та из приюта –

      Сашка шальная, вот Груня лукавая.

Дальше Глафира – совсем миниатюра!

Рядом Раиса, - звалась осетинкою;

Рядом с ней Любка – беспутная шкура,

Те же Раиса и Груня с сурдинкою…

     Та же все Любка, а это вот Вика,

Рядом с ней Надя – мечта артиллерии,

     Та же Анютка, уже не без шика,

    Это портреты все первой лишь серии».

Что объединяет всех этих девушек? (В этом стихотворении Коста называет имена владикавказских, ставропольских и др. своих юных подруг портреты которых в разное время рисовал. )

  1. «Коста Хетагуров действительно неоднократно делал предложение руки и сердца моей матери. Нас, детей, он очень любил, выписывал детский журнал «Пчелка». Матери посвящал многие стихи, дарил свои картины. В то далекое время матери одновременно делали предложения железнодорожный служащий Алексеев, Хетагуров и какой-то грек, владелец булочной в Новороссийске. Помню, когда мне было восемь лет, то есть в 1894 году, мать положила за киот иконы три записки с именами вышеуказанных лиц и заставила меня вытащить одну из них. Я вытащил записку с именем Алексеева, и впоследствии мать вышла за него замуж…». Вот такая история – целый любовный «четвероугольник»! Кому так настойчиво делал предложение Коста Хетагуров? Кто автор этого воспоминания? (Что подразумевал Коста под этими строками? Известный ставропольский краевед В. Парфененко в 50-х годах прошлого века встречался с сыном Агриппины Иосифовны. Вот что поведал Василий Михайловский. В 1894 году в газете «Северный Кавказ» было опубликовано несколько стихотворений Хетагурова, посвященных Агриппине Михайловской. Она была старшей дочерью ставропольского купца И.С. Третьякова, в доме которого Коста бывал еще гимназистом. В 1895 году 18-летняя девушка вышла замуж за священника Михайловского. Спустя два года муж скончался от туберкулеза. Агриппина Иосифовна осталась молодой вдовой с малолетним сыном. Коста симпатизировал ей, женщине мягкой по характеру, очень привлекательной внешне и имевшей поклонников. Восторженный поэт даже сочинил акростих в форме лирического обращения к прекрасной Груне:

Горы канут в вечность,

Реки превратятся в лед,

Ум устанет, мысль иссякнет,

Но любовь, поверь поэту,

Ярким пламенем в веках живет!)

  1. Нельзя не отметить тот факт, что ещё при жизни Коста народ сочинял о нём песни. Назовите первых авторов,  которые писали о Коста? (Первыми авторами являются: Т. Ногаев, Б. Токаев, К. Царахов, Г. Дзиов).

  1. в 1912 году была предпринята  попытка создать осетинскую письменность на основе арабского письма —в Темир-Хан-Шуре был издан букварь для нужд осетин-мусульман, в котором использовался арабский алфавит с добавлением большого количества специальных знаков для отображения особенностей осетинской фонетики. Этот опыт оказался единичным и не получил дальнейшего развития[5]. Кто автор этого опыта? ( С. Тайсаев)
  2. В осетинском языке есть глоттализованные (абруптивные) звуки. Как называются и как графически  на письме обозначаются эти звуки? (Диграфы къ, пъ, тъ, цъ, чъ )
  3. Назовите собирателей осетинского фольклора. (Цоцко Амбалов, Г. А. Дзагуров, Гагудз Гуриев, Б. А. Алборов, Д. Бердиев, П. Гадиев, Г. Темираев, А. Тибилов, В. Карсанов, М. К. Горданов и др.)
  4. Возникла она во Владикавказе в  1862 году и принадлежала городскому собранию. Ею могли пользоваться только члены дворянского собрания, вносившие довольно значительную годовую плату – 15 рублей в год. С разрешения наместника Лорис Мельникова была открыта еще одна в 1867 году, а в Ольгинском в 1868 году. К концу 19 века во Владикавказе их было уже 9.О чем идет речь? (библиотека)



Предварительный просмотр:

Доева Виктория Сергеевна, педагог – организатор,                                                                          педагог дополнительного образования МАУ ДО                                                                               «ЦДО г. Владикавказа», с/п «Центр развития творчества                                                       одаренных   детей и юношества «Интеллект»

Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты Коста?»

  1. В. И. Абаев, большой знаток жизни и творчества поэта, сказал о нем: «У Коста был свой Бенкендорф». Назовите его (генерал Каханов».)
  2. Газета «Терские ведомости» в 23-м номере от 18 марта 1888 года писала: «Посреди полотна в натуральную величину изображен ангел в белом, почти прозрачном одеянии, перепоясанном в талии, голова его откинута назад, и на левой щеке застыла слеза. Кисть правой руки, как бы заслоняя свет, покоится на челе, образуя над глазами глубокую тень. Левая совершенно обнаженная рука опирается на перекладину деревянного креста, на самом верху которого прибит терновый венец, а посреди его помещен лист пергамента с четырьмя буквами: «INRI». В художественном отношении картина отмечается мягкостью тонов, правильностью освещения и, особенно, нежностью тела… Выражение скорби на лице ангела так естественно, что заглавия излишни. Особенное внимание на себя обращает левая слегка согнутая в локте и сильно отделившаяся от креста рука. Она как живая и положительно всех приводит в восторг». О какой картине Коста Хетагурова шла речь? («Скорбящий ангел»)
  3. Чьи слова цитировал Коста:  «Учись прежде всего богатой природе и отображай то, что находишь в ней, небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – все служат для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай и воспроизводи нас» ( Коста цитирует Рембрандта).  
  4. «Основоположник нашей литературы стал вместе с тем ее сияющей вершиной… Англичанин говорит – Шекспир. Шотландец говорит – Бернс. Немец говорит – Гете. Итальянец говорит – Данте. Русский говорит – Пушкин. Мы, осетины, говорим – Коста, и душа наша наполняется гордостью и трепетной любовью…» Кому принадлежат эти слова? ( Эти слова академика Василия Абаева)
  5. Кому посвящены эти строки:

Как мне хотелось взглянуть на вас снова, - 
В вашем кругу освежиться душой, - 
Как осветили б страницы былого 
Вы своей резвой, весёлой толпой.
 (слова благодарности Коста, обращённые к ставропольским учителям и, прежде всего, конечно же, к Смирнову) и товарищам по гимназии)

  1. Кому адресовано данное стихотворение?

Я знал его... Я помню эти годы,

Когда он жил для родины моей,

Когда и труд, и силы, и заботы,—

Всего себя он отдавал лишь ей.

Я не забыл, как светочем познанья

Он управлял могучею рукой,

Когда с пути вражды и испытанья

Он нас повел дорогою иной.

Мы шли за ним доверчиво и смело,

Забыв вражду исконную и месть,—

Он нас учил ценить иное дело

И понимать иначе долг и честь...

Он нас любил, и к родине суровой

Он завещал иную нам любовь,—

Отважный ныл к борьбе направил новой

И изменил девиз наш —«кровь за кровь».

Он нам внушил — для истинной свободы

Не дорожить привольем дикарей...

Я знал его, я помню эти годы,

Когда он жил для родины моей...

1893 г.

(Я.М. Неверову. Коста учился он в церковно-приходской школе, Владикавказской прогимназии, а с 1871 по 1881 годы провел в Ставропольской гимназии. Ее директором был известный просветитель, замечательный педагог, писатель Я.М. Неверов, многое сделавший для воспитания целого поколения северокавказской интеллигенции. Интернационализм Неверова стал основой жизни в Ставропольской гимназии, пропитал ее дух и передавался всем ее воспитанникам. В посвященном Неверову стихотворении К. Хетагуров писал: «Мы шли за ним доверчиво и смело, забыв вражду исконную и месть...»)

6. Как называется поэма, опубликованная  в газете «Северный Кавказ» в 1893 г., в  подзаголовке которой  отмечено сознательное подражание Некрасову? («Кому живется весело»)

7. Людоедов, Лизоблюдов, Рубнов, Подлизов, Иван Зуботычев, кабатчик Дурманов. Героями какого произведения являются вышеперечисленные персонажи? ((«Кому живется весело». Характерно, что в Сеньке Людоедове угадывается генерал Каханов, а в «разбойнике пера» -редакторе «Мерзких ведомостей» Максиме Лизоблюдове - выведен реакционный публицист Максим Слобожанин, с которым Хетагуров вел резкую полемику на страницах газеты. Каждое преступное деяние «героев» поэмы можно подтвердить документами и фактами, в том числе публицистическими выступлениями самого поэта).

8. «Семья не без урода. Преступления совершались во все времена и среди всех национальностей земного шара: от них не избавлены даже самые центры европейской цивилизации. Факторов преступлений — неисчислимое множество. Классификация их — дело психологии и социологии. Надо только помнить, что нет следствия без причин, и, в силу той неопровержимой истины, стараться быть беспристрастным и незлобивым, а если можно, то и снисходительным судьей человеческих ошибок. Надо помнить, что громаднейшее большинство людей скорее склонно делать добро, чем зло, что люди  больше братья, чем враги. Глубоко убежденные в этом, мы, пользуясь настоящим знаменательным днем, берем на себя смелость напомнить доблестным кубанцам великую заповедь Божественного Учителя: «Люби ближнего...». Эта именно заповедь приобретает сегодня особенно глубокое значение для всех. Ею исчерпывается и все то, что мы хотим сказать славным юбилярам, как сильному духовно и материально подавляющему большинству в крае и, главное, привилегированному сословию, в руках которого всецело сосредоточено и административное управление всей областью». Как называлась статья, содержащая данный  фрагмент ?  («Люби ближнего...»)

9. К кому с данными  предложениями  обращался Коста Хетагуров?

Кавказское кустарное производство давно уже обратило на себя внимание нашего правительства и общества. 

Многочисленные и до крайности разнообразные изделия этого производства с каждым годом с неимоверной быстротой увеличиваются и совершенствуются безостановочно. 

К величайшему прискорбию, до сих пор сбыт кустарных изделий остается таким же убыточным, как пятьдесят лет тому назад. 

Расплодившиеся повсеместно мелкие лавочники, с гнилым ситцем, залежалым хламом и разными негодными отбросами, всецело завладели трудом кустарей, меновой торговлей, доводя до минимума действительную стоимость кустарных изделий и перепродавая их в городах втридорога. 

С этой возмутительной эксплуатацией и так бедного населения необходимо бороться, бороться долго, упорно, чтобы раз навсегда искоренить ее. 

Борьбу эту дожна начать наша интеллигенция и для достижения цели должна принять самые радикальные меры. 

Прежде всего надо открыть во Владикавказе контору с магазином, куда бы население Владикавказского округа, а там, Бог даст, и все население Терской области могло направлять все изделия своего кустарного производства. 

Для полного регулирования притока в эту контору кустарных изделий необходимо призвать на помощь священников, учительниц и учителей, чтобы они оповестили население об открытии во Владикавказе конторы для приема и продажи по действительной стоимости кустарных изделий, а, главное, просить их о том, чтобы они заведовали сельскими конторами, которые должны служить передаточными пунктами для доставления из них в городскую контору партий кустарных изделий. 

На оборудование конторы с магазином и, в первое время, на ее содержание необходимы, конечно, средства, достаточные для начала дела. Помимо членских взносов, частных пожертвований и небольшого процента с проданных кустарных изделий, надо обратиться к самому народу, чтобы каждое селение для этого всенародного дела ассигновало единовременно доступную ему сумму и ежегодные сравнительно небольшие субсидии до укрепления дела. Устав и программу действий для скорейшего осуществления этого жизненного для всего трудящегося туземного населения области учреждения в самых широких размерах можно разработать в предварительном заседании живущих во Владикавказе интеллигентных туземцев, без различия национальности, в качестве учредителей «Общества покровительства кустарному производству в Терской области». (Открытое письмо к осетинской интеллигенции)

10. В какой статье Коста писал следующие строки:

«Когда в какой-нибудь захолустной деревушке заболеет чумой старая корова, то об этом по всей России оповещается телеграммой и тотчас командируется отряд ветеринарных врачей. Когда же тысячи людей в тех же захолустных деревушках страдают тифом, малярией, корью, оспой, скарлатиной, дифтеритом, чахоткой, сифилисом и т. п., то об этом никто ничего не знает да и знать-то не хочет, как будто больных людей нет и никто не умирает без медицинской помощи. А вот когда убьют кого, так доктор тут как тут... 

В областях Кубанской, Терской и Дагестанской, да и во всем Закавказье здоровье туземного населения поручено одному на каждый уезд или округ врачу. На все свыше двухмиллионное туземное население указанных областей имеется не более десяти окружных врачей, занятых исключительно судебно-медицинскими делами. На двести тысяч населения — всего один врач, живущий в городе или слободе, название которого носит округ или уезд! Несколько «фельдшеров» из фельдшерских учеников-солдат с хиной и касторкой, единственными медикаментами в их аптеках, конечно, не приносят никакой пользы населению. 

Якорем спасения для больных служат доморощенные «хирурги», знахари и волхвы-прорицатели; последние даже узнают, какого святого прогневал больной и какой жертвой он должен искупить свой грех. 

Эти целители народных недугов и в наш XX век дурачат людей, как тысячу лет тому назад». (Медицинская беспомощность)

11. От кого получил Коста Хетагуров это письмо ?

«(«Все, что произошло, мне очень неприятно, больно...») 

 

Хотя и против желания, но, оказывается, я ввела Вас в заблуждение. На Вас я действительно смотрела только как на хорошего, доброго знакомого, как на друга. 

Не Вы ли твердили [еще] с 85 года, — (когда я еще училась), — что хотите одного знакомства и больше ничего. Не Вы ли уверяли, что никогда не допустите, чтобы развилось более серьезное чувство? Я Вам поверила, но теперь приходится сожалеть. 

За отрицательный ответ и за все невольно причиненные огорчения прошу простить без вины виноватую.  

Я ставлю святую дружбу выше всего».  (А.Я.П.)

12. Кому адресовано письмо КОСТА?

Всегда так бывает, дорогая Варвара Григорьевна, — разъедутся друзья, поскучают месяц-другой, пастрочат друг другу по небольшому листку почтовой бумаги и забывают минувшее. 

«Кто устоит против разлуки». Я не упрекаю Вас - Боже сохрани... Человеческую натуру трудно переделать. Мы с Вами — не исключение, а о других и говорить нечего. 

Больно одно — я слишком нуждаюсь в нравственной поддержке, чтобы так скоро выбросить меня за борт товарищеской заботливости. Положение мое не поддается описанию... Я отрезан от всего. Предлагают поступить писцом в управление отдела или конторщиком на серебро-свинцовом руднике в Карачае. Последнее все-таки лучше. Жду, что будет дальше... Бороться не могу... Один в поле не воин. Спасайся, кто может... Разве Шиллер мог бы теперь сказать мне: «будь доволен и тем, что любишь безнадежно», так как по его свидетельству — «любовь лишь знает тот, что любит безнадежно». Ха-ха! Старая песня! 

К 10 ноября приглашаю Вас и вообще всех друзей на свадьбу. То ли дело — «жена да боится мужа, а муж да колотит неразумную жену»... Коротко, ясно и вместе с тем очень глупо... Что делать?! 

 

Иссякла мысль, тускнеют очи,  

Остыла кровь, изныла грудь...  

Душа мрачней осенней ночи,  

Замолкла песнь... Утерян путь... 

 

Былого нет... В игре ничтожной  

Без назначенья и следа,  

Как сон болезненно-тревожный,  

Промчались лучшие года... 

 

В грядущем... нет, не надо счастья,  

Я не привык... Я не хочу... 

Один лишь звук, лишь миг участья.  

За них я жизнью заплачу... 

 

Но, видно, не судьба. Во всяком случае еще не все потеряно. Я жду... Ради Христа пишите, пишите - Христа ради. Поклон всем. 

 

Ваш Коста.  Маленький Хорадзе с большим успехом может бытъ назван большой свиньей. Что сталось со школой осетинской? « (В. Г. Шредерс. 19 сентября 1891 г. Георгиевско-Осетинское)

  1. Кому К.Хетагуров посвятил картину «Горянка» с дарственной надписью: «Вы первая заронили луч света в наши темные аулы,  вы первая призвали нашу горянку к учению»? (В.Г. Шредерс)
  2. «Что, значит, быть Коста! Вас узнают в каждом осетинском доме. Что ваша осетинская азбука и брошюра? Я жду и жду осетинские стихи. Надя, сестра моя, говорила мне, что у Амбаловой масса стихов ваших. Интересно, откуда она достала?» Кому принадлежат эти строки? (Дочери осетинского штабротмистера Иналука Гайтова – Раиса, Надежда и Любовь – получили очень хорошее образование. Красотой сестра Гайтовы славились на всю Осетию. Им посвящались стихи, а офицеры, стоящих в Ардоне и Алагире военных частей провожали сестер после балов с оркестром. Между Коста и старшей из сестер Раисой существовали дружеские отношения. В 1896 г. оно послала поэту из Ардона в Ставрополь восторженное письмо.)

  1. «Вот это – Вера, еще гимназисткой,

Рядом Косер, она же Наталья,

Люба – курсистка и Ольга курсисткой,

Аня и Анечка – дивная талия!

Это Настасья, идейная девушка

С выдержкой немки, но с теплою ласкою.

Лелька – француженка – славная деточка,

       Рядом Елена с еврейской закваскою…

Вот гимназисткой бесенок Анюта,

Пышная Леля, Елена кудрявая, -

Редкая масть! А вот та из приюта –

      Сашка шальная, вот Груня лукавая.

Дальше Глафира – совсем миниатюра!

Рядом Раиса, - звалась осетинкою;

Рядом с ней Любка – беспутная шкура,

Те же Раиса и Груня с сурдинкою…

     Та же все Любка, а это вот Вика,

Рядом с ней Надя – мечта артиллерии,

     Та же Анютка, уже не без шика,

    Это портреты все первой лишь серии».

Что объединяет всех этих девушек? (В этом стихотворении Коста называет имена владикавказских, ставропольских и др. своих юных подруг портреты которых в разное время рисовал. )

  1. «Коста Хетагуров действительно неоднократно делал предложение руки и сердца моей матери. Нас, детей, он очень любил, выписывал детский журнал «Пчелка». Матери посвящал многие стихи, дарил свои картины. В то далекое время матери одновременно делали предложения железнодорожный служащий Алексеев, Хетагуров и какой-то грек, владелец булочной в Новороссийске. Помню, когда мне было восемь лет, то есть в 1894 году, мать положила за киот иконы три записки с именами вышеуказанных лиц и заставила меня вытащить одну из них. Я вытащил записку с именем Алексеева, и впоследствии мать вышла за него замуж…». Вот такая история – целый любовный «четвероугольник»! Кому так настойчиво делал предложение Коста Хетагуров? Кто автор этого воспоминания? (Что подразумевал Коста под этими строками? Известный ставропольский краевед В. Парфененко в 50-х годах прошлого века встречался с сыном Агриппины Иосифовны. Вот что поведал Василий Михайловский. В 1894 году в газете «Северный Кавказ» было опубликовано несколько стихотворений Хетагурова, посвященных Агриппине Михайловской. Она была старшей дочерью ставропольского купца И.С. Третьякова, в доме которого Коста бывал еще гимназистом. В 1895 году 18-летняя девушка вышла замуж за священника Михайловского. Спустя два года муж скончался от туберкулеза. Агриппина Иосифовна осталась молодой вдовой с малолетним сыном. Коста симпатизировал ей, женщине мягкой по характеру, очень привлекательной внешне и имевшей поклонников. Восторженный поэт даже сочинил акростих в форме лирического обращения к прекрасной Груне:

Горы канут в вечность,

Реки превратятся в лед,

Ум устанет, мысль иссякнет,

Но любовь, поверь поэту,

Ярким пламенем в веках живет!)

  1. Нельзя не отметить тот факт, что ещё при жизни Коста народ сочинял о нём песни. Назовите первых авторов,  которые писали о Коста? (Первыми авторами являются: Т. Ногаев, Б. Токаев, К. Царахов, Г. Дзиов).

  1. в 1912 году была предпринята  попытка создать осетинскую письменность на основе арабского письма —в Темир-Хан-Шуре был издан букварь для нужд осетин-мусульман, в котором использовался арабский алфавит с добавлением большого количества специальных знаков для отображения особенностей осетинской фонетики. Этот опыт оказался единичным и не получил дальнейшего развития[5]. Кто автор этого опыта? ( С. Тайсаев)
  2. В осетинском языке есть глоттализованные (абруптивные) звуки. Как называются и как графически  на письме обозначаются эти звуки? (Диграфы къ, пъ, тъ, цъ, чъ )
  3. Назовите собирателей осетинского фольклора. (Цоцко Амбалов, Г. А. Дзагуров, Гагудз Гуриев, Б. А. Алборов, Д. Бердиев, П. Гадиев, Г. Темираев, А. Тибилов, В. Карсанов, М. К. Горданов и др.)
  4. Возникла она во Владикавказе в  1862 году и принадлежала городскому собранию. Ею могли пользоваться только члены дворянского собрания, вносившие довольно значительную годовую плату – 15 рублей в год. С разрешения наместника Лорис Мельникова была открыта еще одна в 1867 году, а в Ольгинском в 1868 году. К концу 19 века во Владикавказе их было уже 9.О чем идет речь? (библиотека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 9-10 классов «Что ты знаешь о войне?»

Интеллектуальная игра, посвящённая Великой Отечественной войне, может быть проведена как внеурочное мероприятие на параллели учащихся 9-10 классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, пос...

Интеллектуальная игра «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЙ КРАЙ?»

В данной презентации представлена интеллектуальная игра «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЙ КРАЙ?», которая позволяет учащимся познакомиться с историй родного края, узнать новые и интересные факты....

Интеллектуальная игра « Знаешь ли ты природу России?»

Командная игра позволяет активизировать мотивацию к изучению географии ....

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты Россию?"

В данной интеллектуальной игре мы говорим о Конституции Российской Федерации. Игра в виде морского боя, где задания распределены от уровня сложности в зависимости от количества палуб корабля. Интеллек...