«Тэсипой’’ ил’ яңгу. Без оленя нет жизни в тундре»
статья

Тусида Меретя Григорьевна

На уроках ненецкого языка и литературы, на занятиях кружка провожу беседы о ценности оленя, знакомлю с историей одомашнивания оленей, значением оленеводства в жизни северных народов,  воспитываю бережное отношение к окружающим предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tesipoy_il_yangu.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Тэсипой’’ ил’ яңгу.  Без оленя нет жизни в тундре»

В досоветский период,  если у оленевода   случался падеж оленей в результате эпизоотий или других причин, то его семья была обречена на нищенское существование, голод, и порой даже смерть. Поэтому люди боялись потерять стадо, и очень бережно относились к своим оленям, почитали их. Для них олень был не  только едой и транспортным средством, он был другом, товарищем.

С приходом советской власти на севере стала   развиваться  медицина, ветеринария, также государство защищало людей в случае падежа оленей, предоставляло жилье и работу в поселках и селах. И падеж оленей не был так страшен, как в старину.

В наше время, взрослые, вслед за ними дети, относятся к оленю, как к разменной монете.  Нужны деньги, сдали оленей на забойке, летом спилили панты, продали перекупщикам за деньги. Нужен новый снегоход, заключили договор о сдаче на забой определенного количества оленей.  Пример из жизни. Родители тундровых детей покупают им  дорогие телефоны, смартфоны, планшеты, дети не очень бережно относятся к ним, могут и разбить, бросить. На слова педагогов, почему не бережете, отвечают «Ничего страшного, забойку сдадут,  родители новый телефон купят».

У  современных детей сформировано потребительское отношение к оленю, они не понимают, сколько труда надо вложить, чтобы вырастить одного оленя.

На уроках ненецкого языка и литературы, на занятиях кружка провожу беседы о ценности оленя, знакомлю с историей одомашнивания оленей, значением оленеводства в жизни северных народов,  воспитываю бережное отношение к окружающим предметам.

 На уроках  и занятиях дети знакомятся с мифами,  сказками, рассказывающие  про оленей и возникновение оленеводства у северных народов.   На  занятиях и уроках  разбираем значение ненецких пословиц и выражений про оленя,  как на русском, так и ненецком языке. Дети отгадывают загадки, и народные, и авторские. Эти мифы и сказки можно прочитать в  книгах  «Северные родники», «Культура народов Ямала»,  сборники ненецких сказок и также сборники фольклора   народов Сибири и Дальнего Востока, «Мифология, фольклор и литература Ямала» под редакцией Попова В. Ю.,  «Ненецкий фольклор для детей», «Ненецкие загадки для детей», автор Е.Н. Окотэтто.

Из книги «Путешествие в мир оленеводов»,  видеофильмов , сети Интернет учащиеся узнают историю оленеводства,  виды,  породы диких и домашних оленей, в каких странах, кроме России занимаются оленеводством.

Знакомство с темой урока начинается с вопроса «Почему  без оленя нет жизни в тундре?  Ңамгэ тэсипой’’ хой’ няна ил’ яңгу?»  Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

В беседе педагог обязательно говорит о происхождении ненцев,   и южной гипотезе происхождения ненцев. Отмечает, что   1 тысячелетии нашей эры формировались основные черты культуры самодийских – это ненцы, селькупы, нганасане, энцы  и угорских  - манси, ханты-  народов края. В этот период сложились традиции хозяйства, прежде всего кочевого оленеводства. Осваивался оленный транспорт, на особенности которого повлияли собачьи упряжки сихиртя. Первым производящим видом хозяйства на Севере стало кочевое оленеводство. Существуют различные точки зрения на происхождение оленеводства. Одни ученые считают, что вначале человек находил самых слабых детенышей, отставших от дикого стада, и выращивал их. Другие – что человек захватывал часть диких оленей,  и содержал их в загонах для пропитания. Третьи – что охотник убивал вожака стада и, зная его повадки, сам становился вожаком и подчинял себе все стадо.

Коренные народы Ямала рассказывают легенды о том, что все олени поначалу были дикими и страдали от волков. Часть оленей решила искать защиты у человека, а часть предпочла пастись свободно.

Мифы о животных. Ненецкий миф о сотворении оленей «Когда хозяин неба  и хозяин земли сотворили людей, то хозяин земли сказал: «Как люди станут ходить пешком?». Тогда хозяин неба создал оленей, домашнего и дикого. И сказал дикому оленю: «Ты будешь добычей людей», а домашнему оленю сказал: «Всегда следуй за человеком, иначе на тебя будут нападать волки».

В хантыйских мифах  в обработке Еремея Айпина говорится о том, что бог Торум создал сперва растения, деревья, людей. И сказал Торум  людям: «Я создал оленей (ули), овечек (ош), зайцев (шоур), коров (мисс) и лошадей (лоу), когда будете их употреблять в пищу, то кожей их будете одеваться».

Кроме мифов про оленей можно прочитать сказки. Например, мансийские сказки «Гордый олень»,  «Сынок с оленье ушко», ненецкие сказки «Как северные олени рогатыми стали» в литературной обработке Прокопия Явтысыя. «Мышонок и олененок», «Домашний и дикий олень» в литературной обработке Ивана Истомина.

Также рассказать, что поэты посвятили немало стихотворений и поэм оленю: Прокопий Явтысый « Эй, беги, беги олень», Ю. Шесталов «Олень» , Микуль Шульгин «Друг ты мой олень»,  Л.В.Лапцуй «Он в тундре живет..» И это далеко не полный список авторов. Предложить учащимся  найти из разных источников стихотворения об  оленях,   и выразительно их прочитать.

Учащимся предлагается подготовить сообщения о видах  оленей, существующих на земле и  о породах домашних  оленей.

Из сообщений учащиеся узнают, что существуют  две разновидности оленей – домашние и дикие.  Порода  - это созданная трудом человека в определенных социально - экономических и природно  – климатических условиях многочисленная целостная группа животных одного вида, имеющих общую историю развития и происхождения, общность ряда хозяйственно полезных, физиологических и морфологических особенностей, достаточно стойко передающихся по наследству.

Одомашненных пород животных всего пять: эвенская, ненецкая, чукотская, эвенкийская, саамская.

   Животные ненецкой породы – это олени средней высоты с хорошо развитым в длину и ширину туловищем, не длинной, сравнительно широкой головой, хорошо развитой мускулатурой и костяком. Доминирующие масти – бурая,  темно – бурая. Животные ненецкой породы характеризуются высокими воспроизводительными качествами, отличаются крепкой конституцией, хорошей приспособленностью к суровым условиям тундры и лесотундры.                    

Не менее важно детям узнать о значении оленеводства. Ненцы называли себя «детьми оленя». Вся жизнь их была связана с оленем. Новорожденного пеленали в оленью шкуру. Умершего также укладывали в оленью шкуру, имевшую обязательно рога и копыта.

Спасение и выздоровление человека сопровождалось принесением в жертву оленя. Оленей ценили, их дарили, ими воздавали благодарность. Особенно высоко ценился передовой олень – нензаминдя. Если он чихал, то поездка прекращалась, охота останавливалась, посещение святилища откладывалось.

Почитались боги Нум – создатель оленей и Илебямбэртя – даритель оленей, покровитель и учитель пастухов.

Чтобы семья могла нормально существовать, требовалось триста-четыреста оленей. «Лишних» животных дарили бедным, тем самым благодарили бога Илебямбэртя. Уменьшение стада могло сделать человека нищим. Эпидемии, бескормица из-за гололеда, нападения волков на стадо считались наказанием за злые поступки человека. Каждый бедняк мечтал о стаде и о кочевке – каслании.

Большое внимание уделялось внешности оленя. Достоинство стада воплощал менаруй, выделявшийся красотой и великолепием ветвистых рогов. Очень почитались белые олени. Они обычно считались священными. Их приносили в жертву богам, изображая на боку оленя знак того или иного бога. Были олени дымчато-белые, пестрые, черные, с белыми пятнами, серебристые, каштановые.

Ценились рога оленей. Каждый год олени сбрасывают рога, и за год у них отрастают новые. Опавшие рога священных оленей и вожаков мужчины посвящают богам, относят на святилища и складывают в священные кучи. По росту рогов здоровых оленей измеряли время. Олени питаются ягелем и любят грибы. Поэтому у ненцев было не принято собирать грибы. Считалось, что этим они отнимают пищу у оленей. Зимой олени добывают ягель копытами из-под снега. Чтобы оленям хватало пропитания, некоторые ненцы и ханты должны были кочевать, переезжая с одного места на другое. Они не оставались на одном месте более недели. За год оленеводы проезжают до тысячи километров.

У ненцев каждый тэнз и еркар имел свой знак – пидте’’мя. Это клеймо. Его вырезали ножом на шерсти оленя на боку, плече или верхней части задней ноги. Этот знак возобновляли, когда оленья шерсть вырастала, и он и становился невидимым. Такой же знак вырезали на ушах оленя. По нему определялась принадлежность животных хозяину.

Когда олень продавался или дарился, то новый хозяин выстригал новое клеймо и вырезал на ушах новый знак. Подобные знаки можно обнаружить на одежде, когда пидте’’мя становились украшениями, а позднее – и на документах в качестве подписи.

На Ямале живут восемь – девять популяций диких оленей. Одна популяция обитает на Белом острове, две – на полуострове Явай и острове Шокальского и на острове Мамонта. На побережье Карского моря зимой бывает не так много снега – олени чувствуют себя хорошо, пока его глубина не превысит 50 сантиметров. Летом здесь прохладно, ветры сдувают гнуса. Для отела олени выбирают чуть возвышенные места, где ветры зимой сдувают снег, а весной раньше появляются проталины. Постоянно в тундре Гыданского полуострова живет популяция в 1500 оленей.

Одна или две небольшие популяции по несколько сотен оленей обитают в отрогах Полярного    Урала, совершая миграции: весной – выше в горы, зимой - вниз, на берега озер, где олени легче спасаются от преследования волков.

Охота на дикого оленя. Главным объектом охоты был дикий олень. В мифах ненцы называли его илебць – дающий жизнь. Из шкур оленя делали одежду и обувь, ими покрывали жилище и выстилали постель. Мясо оленя было самым желанным лакомством, а рога служили лекарством. Из жил оленя делали нитки для шитья  и тетиву для лука. Из костей оленя вырезали амулеты сот злых духов и наконечники.

Использовался способ охоты со щитом.  Щит оборачивался белой оленьей шкурой и устанавливался на полозья. В щите делалась прорезь для копья или стрелы. За щитом прятался охотник. Он толкал перед собой щит, приближался к стаду и поражал оленей из лука или копьем.

Отношение к охоте на дикого оленя. Раньше его только добывали на пропитание, когда у человека было мало своих оленей или был безоленый. Обычно говорили, что дикий олень – это для бедных. Ну и существовало суеверие, сколько ты диких оленей убьешь, он столько же твоих домашних заберет.

Игры, игрушки, спортивные состязания. 

Дети северных народов часто играют в «оленя». В этих играх тренируется умение набросить аркан на оленя, поймать бегущего оленя на охоте . дети из этой игры создают целый спектакль. Они подражают оленям движениями и голосом. Дети помладше изображают собак, с лаем сгоняющих разбегающееся стадо. Игра в оленя так захватывает участников, что продолжается иногда несколько часов подряд.

Уже с 7 -8 летнего возраста мальчик учится самостоятельно запрягать оленей и править упряжкой. У детей есть игрушки, позволяющие этому научиться: набитые волосом хомутики, костяные недоуздки, упряжь из кожи или сукна, нарточки самых разных размеров. У мальчика с самого раннего детства есть свой тынзя (аркан). Мальчик же с 10 -11 лет становится самостоятельным пастухом и уходит со стадом на пастбище.

Кроме теории на занятиях кружка проводится практическая работа. Например, нарисуйте на листе бумаги клеймо своего рода. Или вырежьте из бумаги ушной знак своего рода, деда, отца, дяди. Придумайте свою метку или клеймо.

Назовите фамилии,  связанные с оленей?  Фамилии,  связанные с оленем и родовые тамги и клейма. Родовым именем называется общее имя у всех членов рода. Сегодня такие имена часто становятся фамилиями. Родовые имена хранили память о знаменательных явлениях в жизни рода.

Сэротэтто получили такое имя потом, что их прародитель владел стадом белых оленей. Тэсьда – обездоленный. Этот род основали бедняк, не имевший оленей. Окотэтто – имеющий много оленей.

Расскажите о традициях и обычаях, связанных с оленем, которые соблюдают в вашей семье. Какие необычные истории об оленях рассказывают в вашей семье?

Ответьте на вопросы, почему важно сохранить оленеводство?   Что надо сделать для того, чтобы олени и оленеводство сохранилось в тундре?

Северное оленеводство остается главной отраслью в агропромышленном комплексе Крайнего Севера. И именно оленеводы являются основными носителями этнокультуры своего народа. Они устойчиво сохраняют родные языки, национальную одежду, жилье и традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кабарга - саблезубый олень-кенгуру

В презентации представлен материал по работе с Красной книгой Сахалинской области. Презентация рассказывает о редком животном сахалинской тайги - кабарге....

Интегрированное внеклассное мероприятие «Мой Ямал, олений край!»

Тема: «Мой Ямал, олений край!» Форма: путешествие-состязание. Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на воспитание чувства патриотизма и соответствует возрастным особеннос...

Презентация к интегрированному мероприятию "Мой Ямал, олений край!"

При налаживании контакта между детьми, используются различные виды взаимоотношений (взаимной заинтересованности, взаимопомощи), делается опора на активность и самостоятельность учащихся. Используются ...

Интегрированное внеклассное мероприятие - оленьи гонки "И это всё о тебе, Ямал!"

Тема: Тема: «И это все о тебе, Ямал!» Форма: состязание. Данное мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 классов, в число которых входят дети «группы риска». Форма выбрана не случайно: дети «группы р...

Интегрированное внеклассное мероприятие - оленьи гонки "И это всё о тебе, Ямал!"

Данное мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 классов, в число которых входят дети «группы риска». Форма выбрана не случайно: дети «группы риска», как правило, оказываются трудными в общении, а форма ...

Исследовательская работа "Роль оленей в жизни ненцев"

Данная работа была написана ученицей 7 а класса после посещения стойбища оленей в Пинежском районе Архангельской области.Материал может быть использован на уроках географии и природоведения, а также к...

Северный олень- символ жизни Заполярья..

Основная цель : исследовать биологические черты дикого северного оленя в условиях Крайнего Севера, понять место данного вида в жизни народов Севера и экосистеме тундры.на уроке материал может ра...