"Изготовление сувенира"
план-конспект занятия (7 класс)

Александрова Татьяна Анатольевна

Занятие посвящается изготовлению сувенира ко Дню Святого Валентина "Сердечка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon занятия кружка735 КБ
Файл самоанализ23.93 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМЭ «Нартасская школа-интернат»

 «Изготовление сувенира»

конспект открытого занятия

внеурочной деятельности

 

                                                                   Подготовила и провела:

                                                              Александрова Т.А.                

                                                              воспитатель

                 

п. Нартас.

Цель: закрепление полученных знаний, умений,  навыков  работы при создании изделий из фетра.

Задачи:        

Обучающие:
- продолжить формирование универсальных учебных действий по освоению практико–теоретических навыков работы с фетром и другими средствами ручного труда;

- создать условия для развития творческого воображения через выполнение практических заданий; для возникновения
духовной потребности в создании собственного изделия-подарка, без особых финансовых затрат.

Воспитательные:

- продолжить закрепление нравственных, трудовых, эстетических качеств личности (целеустремленность, ответственность, ценностное отношение к труду); привитие  интереса к творческому взаимодействию при работе в группах; формирование позитивного отношения к труду, к людям труда,  выработки навыков общей трудовой культуры.

Коррекционно - развивающие:

- развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе анализа изделия, сравнения разных моделей и работы по инструкционной карте, развивать навыки определения необходимых задач для достижения поставленной цели;
способствовать умению объективно сопоставлять детали образца с собственными, делать свою и взаимную оценку действий.

Тип занятия: Комбинированное занятие (изложение нового материала; повторение и закрепление знаний, умений, навыков; самостоятельная работа; практическая работа).

Используемые педагогические технологии: корекционно-развивающая, коммуникативная, здоровьесберегающая.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Метапредметные связи: трудовое обучение, история древнего мира, изобразительное искусство. 

Методы и приёмы:
Словесные: интеллектуальная разминка, сообщение педагога, вопросы–ответы, контроль и оценка, устное поощрение.

Наглядные: использование проектора слайдов презентации для проведения этапов занятия и демонстрации готовых моментов изготовления деталей  сувенира, образца – эталона изделия.

Практические: (работа с шаблонами, вырезание, сшивание, наклеивание, пришивание пуговиц).
демонстрационный материал:

- образцы сувениров из фетра,

- детали из картона-шаблоны,

- иллюстрации слайдов презентации.

Раздаточный материал:

- инструкционные карты;

Инструменты и расходные материалы:

- иглы, ножницы,

- нитки цветные швейные,

- готовые детали листьев и цветов из фетра разного размера и разного цвета,

- детали из фетра,

-декоративные пуговицы,

- клей быстросохнущий,

- декоративная ленточка золотистого цвета.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Предварительная работа: работа со специальной литературой, поиск необходимой информации в Интернете, плановые занятия по теме, составление плана-конспекта, подготовка оборудования, раздаточного материала и специальной атрибутики.

Дата проведения: 10.02.2023 г.

Время проведения: 13.05-13.50

Характеристика группы: возраст 13–14 лет, численный состав 6 человек.
Интернет – ресурсы:
-https://hobbirukodelie.ru/igrushki-svoimi-rukami/brelok-iz-fetra-primery-poshagovoe-rukovodstvo  
-
https://www.maam.ru/detskijsad/-milye-brelochki-iz-fetra.html
-https://www.livemaster.ru/topic/2526651-shem-brelok-iz-fetra-zayats
-
 https://zhenskie-uvlecheniya.ru/kak-sshit-brelok-iz-fetra-svoimi-rukami-milyj-enot-dlya-vyazki-klyuchej.html

Материально-техническое оснащение занятия: компьютер, проектор, экран, музыкальная колонка.

Учебно-методическое оснащение занятия:

Дидактический материал для педагога: образовательная программа, методическая литература, технологическая карта.

Дидактический материал для детей: описание дидактических материалов и наглядных пособий (карточки, образцы материалов).

Ход занятия:

п/п

Этап занятия

Время, мин.

I.

Организационный этап.

     1. Отчет дежурного. Вступительное слово        педагога.
    2. Объявление темы занятия, целеполагание.         

1

II.

Проверка ранее изученного материала.

1.Что такое фетр?

2. Применение фетра.

3. Беседа День Святого Валентина

4. Использование шерсти и войлока

6

III.

Изучение нового материала.
1. Из истории фетра

2. Технология изготовления

3. Закрепление знаний по ТБ

4. Физкультминутка

8

IV.

Практическая работа

1.Процесс шитья сувенира

2.Завершение работы.

28

V.

Итог занятия

1.Показ готовых изделий. Выход к доске

2.Самооценка и взаимооценка работ обучающихся.

3.Рефлексия.

2

VI.

Уборка рабочих мест

1

Всего:

45

                                                     

 Ход занятия:

I. Организационный момент

-Отчет дежурного по классу

- Приветствие воспитателя.

 Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Слайд 1. Сегодня на занятии мы продолжим закреплять наши знания и умения работы с фетром.  В этот т раз мы берем  фетр, материал более тонкий и очень подходящий для изготовления сувенира ко Дню Святого Валентина «Сердечко», который можно подарить и в другую знаменательную дату своим близким и друзьям, а куда они его применят, решат сами.
II. Повторение пройденного материала.
Слайд 2. Что же такое ФЕТР? (ответы детей)
Отвечают дети: Фетр
(от франц. feutre – войлок)  - это материал, полученный валянием пуха (тонкого волоса) кролика, зайца, отходов меха зверей ценных пород, а также овечьей шерсти. По своей структуре представляет собой волокнистый материал, произведенный с применением нагревания, увлажнения, трения и других процессов для сцепления волокон меха или шерсти в нетканую, плотно спутанную ткань.

Воспитатель: Спасибо, еще раз обратите внимание - берут грубую шерсть, путем скатывания волокон получают войлок, сукно и фетр. Слайд 3. Сейчас фетр переживает второе рождение. Из него делают кашпо,… – Кто знает, что это такое? (ответы детей), дамские сумочки, портмоне, бусы, фоторамки, картины. Шерстяной фетр отличается мягкостью и особой теплотой. Фетр приклеивается и пришивается, легко режется, хорошо держит форму. У него нет лица и изнанки. Он же, может исполнять временно, роль елочной игрушки. – Обратите внимание на нашу небольшую выставку. Этим вы занимались в прошлом году. Продолжим.

Слайд 4.Самый простой и милый вариант – это фетровые сердечки. Для этого берем шаблон, накладываем на фетр, сшиваем.  А дальше - дело фантазии. Украсить наше сердечко можно всем, что понравиться. От самых простых пуговиц и бантиков из ленточек, до вышивки бисером, пайетками.

Слайд 5. Воспитатель: -День Святого Валентина. Вам известен этот день, знаете, что это за день.  Может, кто то из вас знает стихи, посвященные этому дню? (ответы детей)

Воспитатель: - Спасибо! За интересные стихотворения! Но хочу еще раз напомнить вам, что из фетра, когда вы будете изготавливать сувениры, обратите внимание, что вы эти подарки будете дарить своим близким и родным, поэтому вы тоже должны сделать от сердца и с любовью!

-Еще раз хочу напомнить, что фетр у нас сделан из шерсти. И этот материал до сих пор нас сопровождает в нашей жизни. Я хочу рассказать свои стихотворения, а вы должны догадаться для чего использовали шерсть?

1.Овечья шерсть и шерсть верблюжья
Нужны для фронта как оружье

Воспитатель: - Кто из сможет ответить о чем идет речь? (ответы детей)
2.- Ты скажи, барашек наш,
Сколько шерсти ты нам дашь?
- Не стриги меня пока.
Дам я шерсти три мешка:
Один мешок -
Хозяину,
Другой мешок -
Хозяйке,
А третий - детям маленьким
На тёплые фуфайки

-Кто догадался?(ответы детей)
Рита Лященко
На сапоги похожи,
Но теплее во сто крат.
Из свалянной ведь шерсти
Их мастера творят. –О чем идет речь? Кто хотя бы раз в жизни одевал валенки?
(ответы детей)

Воспитатель: -Если вы наденете теплые валенки, шерстяные носки и теплые шерстяные штаны и никогда не замерзнете. Спасибо за ответы!

Воспитатель: - Мы продолжаем  с вами изучать фетр.

II. Изучение нового материала.

Воспитатель: Слайд 6. -Хочу напомнить вам, что валять грубую ткань из овечьей шерсти научились азиатские кочевники ещё в древние времена. Использовали такую валяную ткань для изготовления домов – юрт и для одежды. Чуть позже стали делать красивые войлочные ковры. Затем техника валяния шерсти усовершенствовалась, но процесс оставался очень трудоёмким, поэтому для этого требовались ловкие руки, овечья шерсть и горячая вода. Далее люди научились строить станки для того, чтобы делать шляпы, которые вы можете найти у дедушки в шкафу или у мамы. А сегодня всюду и везде мы можем увидеть… Что? – валенки. Сейчас их можно увидеть на каждом рынке.  

- Значит шерстяные изделия нас сопровождает и по сей день и я считаю, что мода на шерстяные изделия продлится на долгие века.

Слайд 7. Сейчас мы постепенно переходим к практической части, и хочу еще раз сказать, шерстяные изделия раньше делали в процессе валяния, т.е. изготавливали войлок, фетр и сукно. Теперь из шерсти можно вязать, шить, делать тонкие изящные ткани. Из них шьют платья, костюмы. Делают теплую верхнюю одежду, например пальто или теплый пиджак. Но сейчас чисто шерстяную ткань найти будет сложно, ее мешают с синтетическим  волокнами. На нашем занятии мы тоже будем использовать фетр, которая тоже состоит не из чистой шерсти, здесь добавлена синтетика. (устная работа с иллюстрациями на слайде 6).

Воспитатель: - Сейчас я вам вкратце объясню технологию, а вы сами послушайте внимательно постепенно будете готовиться к практической части. 

Технология изготовления.    

 Слайд 8.1. Выбираем, шаблон – узкий или наоборот, широкий.

 

2. Накладываем на фетр, обводим карандашом и вырезаем  две одинаковые детали.

3. Далее выбираем, каким швом мы будем соединять две детали, вырезанные из фетра.  Окантовочный шов простой, простым стежком или окантовочным швом «игла-вперед»

Слайд 9. 4. Не дошиваем шов до конца сантиметра три. В получившееся отверстие заполняем любым наполнителем – синтепоном. Не забываем, что нам нужно оставить место… Для чего? Для петельки.

5. И дальше дело вашей фантазии. Украшаем сердечко на лицевой части тем, что сами выбирете. 

6. Осталось вшить петлю, на которой будет висеть наш брелок. Сувенир из фетра готов. 

Слайд 10. Но прежде чем взять в руки ножницы, иглу  мы с вами вспомним технику безопасности.

Я вам даю начало предложения , вы его завершаете.(внимание на доску):

при работе с иглой:

1. Необходимо передавать иглу…        только тупым концом вперед и с ниткой

2.Иглы хранят        в игольнице или вкалывают иглы с нитками в игольную

подушечку.

3.Нельзя подносить иглу…        к лицу,

4.Нельзя вкалывать иглу…        в свою одежду,

5.Нельзя брать иглу…        в рот.

6.Нельзя допускать ……потери иглы.

При работе с ножницами:

8.Ножницы во время работы должны ……………………лежать на столе с  сомкнутыми лезвиями.

9.Нельзя держать ножницы …………….острыми концами вверх

10. Передавать ножницы ……………….только кольцами вперед.

Слайд 11. «В добрый путь!»

Воспитатель: Заканчиваем теоретическую часть занятия и переходим плавно к практической части занятия.

Физкультминутка (на 15 минуте практического занятия)

Технике шитья учились

И немножко утомились,

Предлагаю дружно встать,
Физминутку нам начать.
Руки перед грудью ставим,

Повороты головой,
Рука руку пусть достанет,

Но не просто – за спиной.
Снова руки перед грудью.
Повороты головой.
Теперь руки поменяли,

Вновь сомкнули за спиной.

-Еще раз. Потянулись, ручками помахали, друг на друга посмотрели, улыбнулись, сели.

IV. Практическая работа.

Воспитатель: - Садимся, и берем на вооружение хода нашей работы «Инструкционную карту» (см.Приложение), которая еще раз направит вас по шагам изготовления вашего сувенира. Материалы, необходимые для вашей работы перед вами, берем их и начинаем самостоятельно делать.

Обязательно спрашивайте, кому нужна помощь, оказывайте ее друг другу.

V. Итог занятия

Воспитатель: - А теперь, выходим к доске со своими изделиями. Мне очень понравилось, что многие из вас справились с работой самостоятельно. (разбор работы каждого воспитанника). Молодцы!

Рефлексия:

Воспитатель:

- Что вам было трудно сделать? (ответы детей)

- Сможете самостоятельно сделать подобные подарки? (ответы детей)

Заключительное слово. Обращение к теме.  Воспитатель: - День Святого Валентина, его когда отмечают? Я вам желаю, чтобы в будущем вы радовали своих родных и близких сувенирами, сделанными своими руками, от сердца, от души и желаю вам счастья, успехов и удачи. Всем большое спасибо! Садимся, убираем рабочее место.

Приложение

Инструкционная карта изготовления сувенира «Сердечко»

Шаг 1. Выбираем шаблоны сердечка

Шаг 2. Выбираем любой цвет фетра и накладываем на него шаблон, обводим карандашом и вырезаем  две одинаковые детали.

Шаг 3. В иглу с длинным ушком втягиваем толстую шерстяную нить любого цвета.

Просто соединяем вместе обе детали и, отступив от края 3-4 мм, прошиваем швом " вперед игла ", окантовочным швом  по краю нашего сердечка. 

Шаг 4. Не дошиваем шов до конца 3 см. В получившееся отверстие заполняем любым наполнителем – синтепоном.

Шаг 5. Из тонкого цветного фетра вырезаем цветы разных размеров  и пришиваем простым стачным швом к лицевой части нашего сувенира. 

        

Шаг 6. Осталось вшить петлю, на которой будет висеть наш брелок

Будьте осторожны, не забываем о технике безопасности!



Предварительный просмотр:

Самоанализ занятия.

Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе работа с фетром и другими видами нетканых материалов. С помощью этих материалов можно сделать огромное количество открыток, игрушек, шкатулок и других интересных вещиц, которые можно от души подарить своим родным и друзьям. Занятие " Изготовление сувенира из фетра ко Дню Святого Валентина" было проведено в соответствии с тематическим планированием.

Были поставлены следующие задачи:

Обучающие:
- продолжить формирование универсальных учебных действий по освоению практико–теоретических навыков работы с фетром и другими средствами ручного труда;

- создать условия для развития творческого воображения через выполнение практических заданий; для возникновения
духовной потребности в создании собственного изделия-подарка, без особых финансовых затрат.

Воспитательные:

- продолжить закрепление нравственных, трудовых, эстетических качеств личности (целеустремленность, ответственность, ценностное отношение к труду); привитие  интереса к творческому взаимодействию при работе в группах; формирование позитивного отношения к труду, к людям труда,  выработки навыков общей трудовой культуры.

Коррекционно - развивающие:

- развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе анализа изделия, сравнения разных моделей и работы по инструкционной карте, развивать навыки определения необходимых задач для достижения поставленной цели;
способствовать умению объективно сопоставлять детали образца с собственными, делать свою и взаимную оценку действий.

Данное занятие было предназначено для группы воспитанников 1 года обучения, возраст 13-14 лет, количество детей на занятии 6 человек. Все воспитанники имеют хороший уровень мотивации к творчеству. Поэтому занятие с ними строилось с учетом интересов детей, их творческих и интеллектуальных способностей, возможности их самовыражения. 

Ребята с более высоким уровнем прикладных способностей выполняли работу с большей долей самостоятельности, сумели применить знания и умения в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подойти к решению задач. Прошить край изделия сложным стежком «игла-вперед».

Воспитанники со средними навыками рукоделия, требовали к себе дополнительного внимания и помощи педагога, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений. В практическом процессе  дети были подготовлены к тому, что не всем удастся с первого раза прошить окантовочный шов «игла-вперед», поэтому им было разрешено использование простого сметного стежка «тире-тире».

Данное занятие является вторым по теме «Работа с фетром». Поскольку эта техника предполагает подготовку материала к работе, то на предыдущем занятии воспитанники занимались вырезанием предметов отделки фетровых будущих сердечек, тренировкой прошивания простых и  окантовочных швов. Я считаю, что данная тема легко усвоилась, так как восприятие и осмысление материала было основано на субъективном опыте воспитанников.

На занятии использовала информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности и повышения качества образования воспитанников. Выбранная структура занятия позволила решить поставленные задачи, каждый этап занятия плавно перетекал из одного в другой, был взаимосвязан с последующим. Время, отведённое на каждый этап, распределено рационально. Знакомство с новым материалом происходило как теоретически, так и практически.

В течение занятия дети осознали, что созданная своими руками вещь приносит радость и тепло, удовлетворение от полученных эмоций во время рукотворчества. Наибольший интерес возрос на этапе практической части занятия. Появилось желание продолжить изготовление подарков и в последующие дни. Акцент, сделанный на решение порой непростой в своей жизни задачи выбора подарка, был направлен именно на выбор изготовления своими руками сувенира, был услышан и принят детьми.

На занятии были использованы такие методы:

словесный метод: объяснение этапов выполнения работы, рассказ о об истории изготовления шерстяных изделий, представлен в виде презентации, о применении фетра в современной жизни, беседа о способах выполнения изделий из фетра  на выставке (на столе), заключительная беседа, направленная на оценку практического результата;

проблемно-поисковый: использование стихов-загадок,  самостоятельный поиск ответа в четверостишиях о Дне Святого Валентина;

наглядный: использование слайдов презентации для показа выполнения этапов работы, технологических карт (с планом выполнения работы), выставка детских работ;

практический: изготовление сердечка, творческая отделка изделия. С помощью данных методов была выдержана логическая связь между этапами занятия. Применяемые на занятии методы (рассказ, беседа, объяснительный, демонстрация, наглядные, иллюстративный, практические задания) соответствуют цели занятия, результативны в своем применении.

Кружковые занятия с данной группой ребят проходят чаще всего в условиях «круглого стола».  Здесь «все под рукой». Дети видят друг друга, оказывают своевременную взаимопомощь, уверенно задают вопросы, высказывают свои практические решения, отвечают, учатся делиться средствами и материалами. Поэтому эта традиционная форма была использована на данном занятии. Здесь были учтены как групповая форма организации практической части занятия, так и индивидуальная. На занятии дети слушали, беседовали, отвечали, читали стихи, а главное занимались делом.

Контроль над усвоением устного материала шел в основном через «вопрос-ответ», актуализацию опорных знаний, повторением того, что уже было пройдено, словесным оцениванием ответов. В ходе практического выполнения задания, со стороны педагога шел визуальный контроль, взаимоконтроль и взаимопомощь воспитанников.

Считаю, что на данном занятии было использовано достаточное количество средств обучения, такие как интерактивная доска, выставка детских работ, устное слово педагога, технологическая карта.

Запланированный объем обучающего материала оказался более или менее оптимальным для большинства. В течение занятия были расставлены мыслительные «маячки», где ребята заостряли внимание на актуальных моментах жизни. Например, что достаточно сделать своими руками подарок, который принесёт радость твоим друзьям. Перенасыщение множеством средств, утомило бы воспитанников и снизило их желание дальше работать. Поэтому время на занятии старалась распределить так, чтобы большую часть занятия они смогли использовать на творчество. В середине традиционно была проведена подвижная физическая разминка.

В ходе кружкового занятия вначале чувствовалась некоторая напряженность, но видя мой настрой и спокойствие, доверились мне, вошли в ритм занятия, стали вести себя более свободно, где-то, даже шумно (но это же творческий процесс!), смогли без стеснения выставить свои работы и оценить их. И все же, считаю, что мое поведение на занятии было достаточно эмоциональным, ярким, в меру эксцентричным, общение с детьми было доброжелательным и теплым, вызывало ответные симпатии и взаимопонимание; на занятии был создан благоприятный, комфортный психологический микроклимат, общение детей между собой и мной было достаточно легким, раскрепощенным, что в большинстве случаев не мешало серьезному восприятию предложенной мной им работы.

Выполненные работы показали хороший уровень восприятия задаваемой темы, умение находить индивидуальное решение для выполнения поставленной задачи. Вместе с ребятами провели рефлексию и самоанализ выполненной работы (что не получилось, с какими трудностями столкнулись? сможете ли дома повторить данную работу?). Была дана общая оценка занятия, индивидуальная оценка отличившихся воспитанников.

Запланированный объем занятия был выполнен. Немного не хватило времени на украшение сувенира, но дети были так увлечены, поэтому им были даны дополнительные 2 минуты на завершение своих работ. Реализации цель и задачи занятия прошли достаточно успешно. Занятие можно считать достаточно результативным и эффективным.

https://cloud.mail.ru/public/B8t2/vRXNV1AhZ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление сувенира-магнита на холодильник "Матрёшка"

Презентация к уроку технологии в 7 классе по теме "Фасонное точение" (1-ый урок) и "Художественное точение изделий из древесины" (2-ой урок)...

технология изготовления сувенира "Плетень"

презентация "Технология изготовления сувенира "Плетень" к Вводному занятию "Волшебница Осень!"...

Мастер - класс по изготовлению сувенира с национальным орнаментом

Мастер - класс по изготовлению сувенира с национальным орнаментом....

Мастер-класс: Изготовление сувенира "Ципа"

Мастер-класс: Изготовление сувенира  "Ципа"...

Занятие "Изготовление сувениров в подарок"

Разработка может быть использована как в учреждениях дополнительного образования, так и в школе на уроке технологии и в группе продленного дня, так и в домашних условиях....

Разработка занятия Изготовление сувенира «Оберег-веничек». Тема:Укрась и защити свой дом. Из раздела «С днем рождения, семья!» (Для детей 2-го и 3-го года обучения. 6 часов)

Занятие проводится в разделе, посвященному семье.  Дети познакомятся с общими семейными праздниками, через знакомство с народными традициями,через традиции изготовления и использования различных видов...

Изготовление сувенира – игольницы “Шляпка”.

Тема мастер - класса: Изготовление сувенира – игольницы “Шляпка”.Цели:-Совершенствование умений шитья.-Использование и закрепление изученных ручных швов-Применение приобретенных знаний и умений ...