Мастер-класс "Искусство говорить"
классный час

Коростина Алена Игоревна

Сценарий мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_iskusstvo_govorit.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Искусство говорить»        

Ораторское ​искусство​         ​-​ ​это​ ​интересная, увлекательная​ ​и​ ​очень​ ​полезная ​наука, которая может ​помочь​         ​во​ ​многих​         ​случаях ​в​​ жизни! Выступать​        ​ перед публикой, заводить​ новые​ знакомства, не ​бояться разговаривать и​ ​говорить. Во​        всем​ ​могут​ помочь навыки​ ​в​ данном направлении!​

Наверное, все ​мы​ ​часто​         ​спрашиваем​ ​у​ ​себя: «А​         ​зачем​ ​мне​ ​это​ ​нужно?», «Что​ это​ ​даст мне?». А ​еще​ ​чаще​ не​ ​​находим ответа, так​ ​и​ ​продолжая​         ​находиться​         ​на​ ​одном​ ​и​​ том​ ​же​ месте. Сегодня ​мы​ ​с​ ​вами​ ​ответим ​на​ ​эти​ ​вопросы​ ​​и ​​дадим        ​старт​        ​новому​​​шагу ​развития.

Основная цель оратора – это не просто донести до собеседника определенную информацию, но и вызвать интерес у аудитории, побудить слушателей к совершению тех или иных действий.

Предлагаю рассмотреть 10 законов хорошего оратора:

1.Объективность. Не следует преподносить собственные убеждения, как непреложную истину. Речь выступающего должна быть непредвзятой, а информация правдивой.

2.Лакничность. Длинный, содержащий много второстепенной информации монолог, вызывает раздражение и негативную реакцию окружающих. Текст выступления должен быть достаточно кратким и лаконичным, при этом оставаясь содержательным и информативным.

3.Ясность. Способность объяснять сложные вещи простыми словами, преподносить информацию в понятной для собеседника форме.

4.Образность. Использование в качестве примеров реальных жизненных ситуаций, сравнения и сопоставления, вызывает у слушателя ассоциации с привычными, хорошо знакомыми вещами. Возникающие при этом чувства и эмоции упрощают восприятие информации и делают речь более запоминающейся.

5.Целесообразность. Основная мысль сказанного должна легко улавливаться и быстро запоминаться.

6.Напряжение. Собеседника нужно увлечь, заинтересовать, и, сохраняя интригу и повышая градус напряжения, постепенно подводить его к кульминации повествования.

7.Неожиданность. Нестандартный подход и свежий взгляд на ситуацию повышает интерес аудитории к оратору и его выступлению.

8.Насыщенность. Не следует нагружать слушателя обилием сложных для восприятия терминов и формулировок, их необходимо чередовать с простой и доступной для понимания информацией.

9. Комический эффект. Юмор сглаживает острые углы, вызывает расположение аудитории, а выступления, разбавленные удачной шуткой или уместной остротой, лучше запоминаются.

10. Стиль. Не стоит произносить пафосных и возвышенных речей, но в то же время, сказанное не должно казаться вульгарным. Выбор стиля повествования зависит от его содержания и целевой аудитории, на которую рассчитано выступление.

Ораторское мастерство помогает не просто контролировать ситуацию, но и управлять ею. От коммуникативных навыков оратора и правильного выстроенного диалога со слушателями зависит положительный исход любого дела.

Красноречие – способность не врождённая, а приобретенная. Этот навык необходимо развивать и тренировать. Научиться свободно, выражать свои мысли при помощи слов, говорить легко и непринужденно, вызывать интерес и доверие у аудитории, можно, выполняя достаточно простые, но эффективные упражнения.

Рекомендую практиковать эти 8 упражнений для тренировки речи:

1.Громкое чтение. Для того, чтобы развить силу и гибкость голоса, необходимо ежедневно читать вслух любой текст. При этом менять тональность каждого предложения, переходя от громкого произношения к тихому и наоборот. Можно в подобной технике произносить протяжные гласные, при этом голос дожжен звучать ниже, чем обычно.

2.Пересказ прочитанного. Научиться формулировать мысли можно, регулярно пересказывая прочитанные тексты своими словами. При этом особое внимание необходимо уделять деталям, стараться запомнить и воспроизвести как можно больше информации.

3. Поиск ключевых слов. Помогает развить речевое мышление. Нужно определить, какие фразы и предложения являются ключевыми в тексте и постараться подобрать для них новые формулировки. При этом смысл и информативность слов должны сохраняться. Еще один вариант упражнения предлагает, прочитав лишь первую часть предложения, завершить его своими словам.

4.Перефразирование. Это упражнение учит выделять основную мысль в тексте. Прочитав небольшую статью или сообщение, нужно передать содержащуюся в них информацию своими словам, при этом уменьшив размер текста до одного предложения.

5. Простота речи. Чтобы исключить частое использование одних и тех же слов (слова «паразиты»), пересказываемый текст записывают на диктофон. Обнаружив при прослушивании предложения, содержащие такие слова, их необходимо проговорить несколько раз, но уже в правильной форме.

6.Скороговорки. С помощью скороговорок можно научиться говорить быстрее, сохраняя при этом отчётливое произношение.

7. Чтение по складам. Чтение по складам применяется для выработки свободного, отчётливого произношения. Необходимо медленно, по складам читать любой текст, обращая внимание на правильность и чёткость произносимых звуков. Это упражнение позволяет избавиться и еще от одного распространённого недостатка – торопливого произношения, при котором отдельные звуки или окончания слов теряются (проглатываются), а речь получается скомканной и невнятной.

8.Чтение стихов. При чтении рифмованных произведений легче запоминается правильная постановка ударения в словах.

Все приведённые выше упражнения следует выполнять как можно чаще, но при этом важно делать перерыв и отдыхать, почувствовав утомление. Кроме того, ясность речи и чёткость произношения зависят от правильного дыхания, выработать которое можно при помощи дыхательной гимнастики.

Страх публичных выступлений

Тревога и неуверенность в себе мешают оратору ясно выражать свои мысли. Он часто сбивается, его речь становится путанной и зрителю приходится напрягаться, чтобы уловить суть сказанного. Волнение страх перед аудиторией, могут привести к провалу любое выступление. Как не бояться публичных выступлений?

Первый шаг к решению проблемы – анализ и определение тех фактов, из-за которых человек испытывает дискомфортное состояние перед выходом на сцену и боится публики. Чаще всего причины подобной реакции носят психологический характер.

Как же не волноваться перед публичным выступлением?

Изучим 5 способов побороть волнение:

1.Аутотренинг – нужно убедить себя в отсутствии страха, поверить в себя, понять, что ошибки могут быть у всех. Лучше всего совмещать аутотренинг с визуализацией выступления, представляя свой успех и положительную реакцию аудитории.

2.Хорошие воспоминания – отвлечься от волнений можно воскресив в памяти свои прошлые успехи и победы, вспомнив наиболее яркие моменты своей жизни.

3.Медитация – полное расслабление, глубокие вдохи и выдохи помогают успокоиться и избавиться от нервозности.

4.Отдых – накануне выступления нужно выспаться и хорошо отдохнуть. Это позволяет привести мысли в порядок, быть более собранными и спокойными.

5.Подготовка – уверенность в своих знаниях помогает легче относиться к происходящему. У человека, хорошо разбирающегося в теме доклада, намного больше шансов вызвать интерес у аудитории.

Еще несколько секретов как не бояться выступлений перед публикой

Неуверенность в себе, волнение и страх могут вернуться, как только оратор выйдет на сцену. Избавиться от паники и установить контакт с аудиторией можно с помощью обыкновенной улыбки. Это позволяет снять напряжение и расположить к себе слушателей.

Иногда уместно открыто признаться публике в своём волнении. Это лишний раз подчеркнёт серьёзное отношение оратора к предстоящему выступлению, слушатели будут более снисходительны к возможным ошибкам и промахам выступающего.

Если в зале присутствуют друзья или родственники оратора, то нужно установить с ними зрительный контакт. Поддержка близких людей позволяет почувствовать себя уверенней и справиться с эмоциями.

В ситуации, когда оратор не знает ответа на заданный вопрос, можно воспользоваться «методом бумеранга», суть которого - переадресация вопроса аудитории. Это позволит вовлечь слушателей в обсуждение и достойно выйти из затруднительного положения.

Ораторское искусство – это инструмент, позволяющий добиться успеха в учебе, карьере и т.д. При помощи слова можно влиять на чувства и эмоции, менять мировоззрение и взгляды собеседника. Часто умение убеждать других, помогает человеку стать более открытым и поверить в себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Одежда говорит о человекеПервое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Народная мудрость говорит: Встречают по одёжке, провожают по уму. Иными словами, оценка по одежде не всегда може

Видеоряд к уроку изобразительного искусства в 5 классе.  Первое  что мы оцениваем в человеке это внешность,  первое  что мы оцениваем во внешности  это одежда. Наро...

Ток – шоу – «Пусть говорят» на тему: «Учусь говорить «Нет!» (для учащихся 2 - 6 классов).

Статья посвящена профилактике вредных привычек. Не секрет, что использование токсикоманических веществ в последние годы довольно широко распространилось в молодежной среде. И поэтому, согласно послови...

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...

Положение о проведении тематической акции "Говоря "НЕТ" вредным привычкам, ты говоришь "ДА" здоровью!"

Тематическая акция "Говоря "НЕТ" вредным привычкам, ты говорришь "ДА" здоровью направлена на популяризацию здорового образа жизни обучающихся. Настоящее положение определяет порядок проведения и крите...

Говорят: доверчивы, как дети. Говорят: нет горя у детей (дети и война)

Вероятно, многие люди вспоминают свое детство как счастливую пору познания мира и самого себя, общения с добрыми и заботливыми родителями, перед ними возникают картины семейных и школьных праздников, ...

статья "Этнолингвистические особенности «ставропольского говора» как разновидности южнорусского говора: история и современность"

Статья познакомит с особенностями ставропольского диалекта и станет необходимым подспорьем учителю в проведении уроков русского языка с регионпльным компонентом....

Сценарий торжественной линейки, посвящённой празднику последнего звонка. «Говорим мы – до свиданья , говорим – спасибо всем»

Сценарий торжественной линейки, посвящённой празднику последнего звонка.               «Говорим мы – до свиданья , говорим – спаси...