Наставничество как форма социального и научно-образовательного партнерства в рамках профессионального самоопределения в объединении «Агроэкология» Биоквантума детского технопарка «Кванториум» Орловской области
статья (9 класс)

Алексашкина Ольга Валерьевна

В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных. В целом наставничество является мировой тенденцией, и оно охватывает все сферы деятельности: предприятия различных форм собственности, предпринимательство, социальную сферу, государственную службу и, безусловно, образование.

В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Где отмечается, что наставничество играет ведущую роль в реализации данного проекта. Эта технология становится неотъемлемым компонентом современной системы образования, потому что позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная работа), что крайне важно в современном мире.

 Если говорить о дополнительном образовании, то здесь наставничество одно из важнейших условий, позволяющее обучающимся определиться в выборе будущей профессии. Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является не только воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее продуктивное развитие путем передачи опыта наставника наставляемому, но и качественно новые взаимоотношения, направленные на развитие потенциала не только обучающегося, но и самого наставника и образовательной организации. Указанные взаимоотношения могут носить длительный характер, а могут быть построены на основе событийности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_dlya_publikatsii.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 374:502

Наставничество как форма социального и научно-образовательного партнерства в рамках профессионального самоопределения в объединении «Агроэкология» Биоквантума детского технопарка «Кванториум» Орловской области

Алексашкина Ольга Валерьевна

 методист по проектному управлению

структурного подразделения 

БУ ОО ДО «Дворец пионеров и школьников имени

Ю. А. Гагарина» детский технопарк «Кванториум»

В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных. В целом наставничество является мировой тенденцией, и оно охватывает все сферы деятельности: предприятия различных форм собственности, предпринимательство, социальную сферу, государственную службу и, безусловно, образование.

В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Где отмечается, что наставничество играет ведущую роль в реализации данного проекта. Эта технология становится неотъемлемым компонентом современной системы образования, потому что позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная работа), что крайне важно в современном мире.

 Если говорить о дополнительном образовании, то здесь наставничество одно из важнейших условий, позволяющее обучающимся определиться в выборе будущей профессии. Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является не только воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее продуктивное развитие путем передачи опыта наставника наставляемому, но и качественно новые взаимоотношения, направленные на развитие потенциала не только обучающегося, но и самого наставника и образовательной организации. Указанные взаимоотношения могут носить длительный характер, а могут быть построены на основе событийности.

Орловская область является одним из крупнейших агропромышленных регионов России. В связи с этим актуальным является вопрос о подготовке квалифицированных кадров для работы в аграрном секторе.  В центре взаимодействия образовательных организаций Орловской области в рамках профориентации находятся задачи подготовки обучающихся к их будущей профессиональной деятельности в аграрной системе, осуществления прорывного сельскохозяйственного развития, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта.

Профессиональная ориентация в рамках агроэкологической направленности является одним из основных направлений, которое реализует в своей работе наставники объединения «Агроэкология» направления Биоквантум структурного подразделения детский технопарк «Кванториум» бюджетного учреждения Орловской области дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников имени Ю. А. Гагарина». Поэтому наставниками объединения была определена цель, которая направлена на создание условий для помощи обучающимся в профессиональном самоопределении, проведении профессиональных проб, развития технических, научно-исследовательских, творческих видов деятельности.

При реализации программы регулярно проводятся массовые мероприятия, мастер-классы и самостоятельные занятия направленные на выявление склонности к биологии, экологии, агроэкологии, агрономии, почвоведению, фитопатологии и другим смежным направлениям.

 В объединении «Агроэкология» осуществляется деятельность, в ходе которой обучающиеся приобретают позитивный социальный опыт, получают навыки социальной компетентности и реального действия в обществе, социальной группе или по отношению к отдельным людям.

Одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива является социальное партнерство. Социальное партнерство это – самоуправление, в рамках которого обучающиеся принимают участие в организации образовательной деятельности на уровне квантума. Во вводных и проектных группах организована школа «Юного наставника», где каждый обучающийся Биоквантума может попробовать себя в роли наставника. Обучающиеся разрабатывают и проводят тематические занятия, осуществляют консультации обучающихся по узким вопросам, в которых являются компетентным.

Основными видами деятельности обучающихся объединения является проектная и исследовательская деятельность.  На занятиях объединения большое внимание уделяется практическим занятиям, экскурсиям, индивидуальной работе с обучающимися, привлечение их к опытнической и исследовательской работе, к участию в региональных, межрегиональных и Всероссийских мероприятиях. Неоднократно обучающиеся становились победителями и призерами таких конкурсов, как конкурс-выставка «Юннат», «Юные исследователи окружающей среды», Слёт агроэкологических объединений «АгроСтарт», чемпионат WorldSkills, Билет в будущее -  проект ранней профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов школ, Всероссийский конкурс «АгроНТИ-2022» для школьников из сельских школ и малых городов и др.

Программа «Агроэкология» построена таким образом, чтобы иметь возможность уделять время социокультурным компетенция, а также встречам с интересными людьми которые своим примером мотивируют обучающихся. При реализации программы «Агроэкология» к работе активно привлекаются родители кванторианцев, имеющие фермерские хозяйства, которые выступают в качестве наставников и с удовольствием делятся с детьми секретами ведения подсобного хозяйства, в том числе козоводства и кролиководства.

Действенным механизмом в профессиональном самоопределении в области агроэкологии является научно-образовательное партнерство. В настоящий момент в стране образовался дефицит научных кадров, высококвалифицированных специалистов технической и естественнонаучной направленности, в частности молодых специалистов в аграрном секторе.

Одним из возможных путей решения проблемы может служить коллаборации дополнительного образования - ВУЗов – Научно-исследовательских учреждений – коммерческих структур, которая позволит популяризовать науку в первую очередь посредством вовлечения детей школьного возраста в научно-практические исследования в области агроэкологии.

Реализация подобных проектов позволяет сформировать аналитическое мышление у молодого поколения, и прежде всего за счет интерпретации полученных результатов. Тем самым поддерживать и приумножать интерес к научно-исследовательской деятельности.

В связи с этим в работе объединения «Агроэкология» активно развивается научно-образовательное партнерство. На протяжении нескольких лет партнерами по естественнонаучному и агроэкологическому направлению являются: ФГБНУ «Федеральный научный центр зернобобовых и крупяных культур», ВНИИ селекции плодовых культур, Зоовольерный комплекс БУ ОО «Хотынецкий природный парк», Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина, ООО НПФ "ЭкоБиоТехнология", Научно-образовательный производственный центр "Интеграция" ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям. Благодаря организациям-партнёрам обучающиеся имеют возможность получать практические знания от наставников, которые являются специалистами реального аграрного сектора. Для проведения профессиональных проб, организации конкурсов и различных мероприятий организации-партнеры предоставляют свои площадки и учебно-опытные участки, что позволяет закрепить и расширить на практике знания, полученные на занятиях, провести исследовательскую и опытничечкую работу под руководством наставников.

    Наставничество в рамках научно-образовательного и социального партнерства, осуществляемое в рамках объединения «Агроэкология» на базе Биоквантума детского технопарка «Кванториум» помогает сформировать у школьников ценностное отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе. Это подтверждается многочисленными положительными отзывами, как самих детей, так и их родителей, и педагогов-наставников, высокими результатами в конкурсах и научно-практических конференциях. У обучающихся формируются представления о профессиях. Они приобретают первоначальный опыт и навыки профессиональной практики. Начальная профориентация помогает обучающимся определить свое место в будущем и реализовать себя как личность. Именно в учреждении дополнительного образования в связи с отсутствием жестких стандартов появляется реальная возможность работы с обучающимися по профессиональному самоопределению на основе выбора индивидуального маршрута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в рамках профессионального самоопределения

План проведения мастер-класса «Декупаж»:1.       Введение в тему.2.       Теоретическая часть.3.       О...

Психолого-педагогическое сопровождение в рамках профессионального самоопределения подростков

В период взросления подростка перед ним неизбежно возникает проблема выбора профессионального пути. "Кем быть?" этот вопрос становится важным не только для самого обучающегося , но и для окр...

Тезисы проекта : «Проектирование ландшафта Детского технопарка «Кванториум» в условиях города Рузаевка».

В результате проектирования будет разработан и создан на базе МБУ ДО  «ЦДОД «ЮНИТЭР» Детский  технопарк  «Кванториум». Проект благоустройства Детского...

Об организации профориентационной работы в дистанцинном формате с использованием сетевых ресурсов (на примере совместной работы ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж» и Детского технопарка «Кванториум-Тамбов»

В данной статье на примере совместной работы ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж» и Детского технопарка «Кванториум-Тамбов» описывается опыт организации профориентацтонной р...

Открытая региональная ярмарка креативно – технологических проектов «TOMSK» 2022. Организатор Ярмарки – AHO ДО «Детский технопарк «Кванториум».

С 11 по 24 декабря ученики 11 класса Иващенко Евгений и  Беляев Александр участвовали в  открытой региональной  ярмарке креативно – технологических проектов «TOMSK» 20...

Использование проектного подхода в дополнительном образовании (на примере практического опыта детского технопарка «Кванториум»)

Проектный подход, используемый в образовательном процессе в сфере дополнительного образования помогает учащимся применять полученные знания на практике, предоставляет возможность решать задачи от соци...