Образовательная программа «Хореография для дошкольников»
рабочая программа

Наталья Николаевна Бессонова

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития, формируется личность. В период старшего дошкольного возраста ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Существует много направлений в такой деятельности, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это хореография.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_horeografiya_dlya_doshkolnikov.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа № 35

имени Героя Советского Союза П.И. Галушина»

        «Рассмотрено»

на заседании педсовета

Протокол № __     

от _________________                               

«Утверждено»

Директор МБОУ СШ № 35

_____________Е.А.Сидорук

                                                                                                 «   »                                2021   г.                    

Образовательная программа

«Хореография для дошкольников»

Срок реализации – 1 год

64часа

Автор программы:

Бессонова Наталья Николаевна

                                                       педагог дополнительного   образования                                                  

                                                             высшей квалификационной            категории

МБОУ СШ № 35

Архангельск

2021 год

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития, формируется личность. В период старшего дошкольного возраста ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Существует много направлений в такой деятельности, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это хореография.

 Основным принципом хореографии является закон от музыки – к движению. Движение используется как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства.

 Танец – эффективное развивающее средство, способствующее телесно-духовному совершенствованию ребенка. Это один из факторов развития гармоничной и духовно богатой личности. Танец – это совокупность выразительных и организованных движений, подчиненных общему ритму. Он обладает большой силой и интенсивностью эмоционального воздействия, приобщая ребенка к символическому языку жестов и танцевальных движений.

Структура программы предполагает концентрический подход к пониманию природы танца и осуществляется по принципу «от простого к сложному». Поэтапное развитие моторики ребенка, сенсорных и мышечных рефлексов, чувства ритма, умения подчинять движение тела музыкальной теме танца способствует и общему развитию психических функций детского организма, свойств и качеств растущей и развивающейся личности.

 Новизна данной программы заключается в использовании наряду с традиционными методиками обучения хореографии методов совершенствования опорно-двигательного аппарата, коррекции осанки, технологий дыхательной гимнастики.

Актуальность. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных в возрасте 5 – 6 лет. Срок реализации 1 год. Занятия проходят 2 раза в неделю по 45 минут.

Цель: Создание условий для активизации музыкального восприятия через движение, всестороннее развитие ребенка, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств дошкольника, средствами музыки и танцевальных движений.

 

Задачи:

  • Формировать двигательные умения, музыкально-ритмические навыки;
  • Содействовать воспитанию эмоционально-осознанного отношения к музыке, развитию чувства ритма, внутреннего слуха;
  • Содействовать развитию художественно – творческих способностей, инициативы, творческой активности и фантазии;
  • Содействовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, формированию правильной осанки.

В основе программы лежит принцип целостного, активного и эмоционального восприятия музыки, тесной взаимосвязи музыки и движения.

Содержание программы включает в себя несколько разделов, разделение которых носит условный характер и дается в учебных целях.

       Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-                                         ритмические занятия, в ходе которых осуществляется систематическое,           целенаправленное и всестороннее формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

Организация игровых ситуаций, импровизация и упражнения на координацию движений помогают усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, развивают художественно – творческие способности. А также позволяют педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.

Формы контроля: открытое занятие в конце года, концертная деятельность.

Условия реализации:

  • Хореографический зал
  • Музыкальная аппаратура
  • Наличие зеркал
  • Форма
  • Реквизит

         Результат:

  • Сформированы двигательные умения, музыкально-ритмические навыки;
  • Положительная динамика в развитии чувства ритма, внутреннего слуха;
  • Созданы условия для развития художественно – творческих способностей, инициативы, творческой активности и фантазии;
  • Укрепляется здоровье, формируется правильная осанка.

                 

Разделы программы:

Раздел I. Основные движения в передаче характера музыки и средств музыкальной выразительности. Танец.

С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий.

В основу раздела входит работа над передачей в движении характера музыки, темпа, динамических оттенков, регистровой окраски. Виды ходьбы, бега, прыжковые движения, подскоки.

Раздел включает в себя изучение основных позиций ног и рук  в детском танце.

Танцевальные элементы. Рисунки танца. Построения, перестроения. Постановка танца.

Раздел II. «Гимнастика. Стретчинг, пластические упражнения в передаче формы муз. произведения».

    Выработка умения ориентироваться в пространстве, правильно воспринимать форму музыкальных произведений, различать крупные и мелкие подразделения. Обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.

Ритмические упражнения, гимнастические комплексы, стретчинг (система естественных статических растяжек мышц тела и суставно - связочного аппарата рук, ног, способствующая укреплению позвоночника и позволяющая предотвратить нарушения осанки), пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Упражнения с предметами.

Раздел III. «Метроритм».

Этот раздел включает изучение музыкального размера, ритмических рисунков, определение сильных и слабых долей. Ритмика в игре.

Раздел IV. «Музыкальные игры. Импровизация».

   Этот раздел является ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные   сравнения, ролевые   ситуации, соревнования.

В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Раздел

Часы

практика              теория

Содержание

Основные движения в передаче характера музыки

 и средств музыкальной выразительности. Танец.

18                           1

  • Понятие – темп:

  умеренный, быстрый, неторопливый, медленный.

  • Понятия: динамика, регистровая окраска.

  • Виды ходьбы: бодрый шаг, спортивно-торжественная ходьба, спокойный шаг, высокий шаг, шаг на носках, осторожная ходьба.
  • Виды бега: легкий, неторопливый, стремительный, широкий, высокий, галоп.
  • Прыжковые движения.

Гимнастика. Стретчинг. Построения, перестроения, пластические упражнения в передаче

формы муз. произведения

20                               1

  • Колонна
  • Шеренга
  • Круг
  • Цепочки
  • Змейка
  • Шахматы
  • Гимнастический комплекс,

 направленный на улучшение осанки, гибкости и пластичности мышц.

  • Основные движения с предметами.
  • Дыхательная гимнастика, моторика.

Метроритм

8                               1

  • Музыкальный размер:2/4,

4/4.

  • Ритмические рисунки.

Музыкальные игры. Импровизация

 14                             1        

  • Игровые этюды;
  • Музыкально-танцевальные игры.
  • Образная импровизация
  • Образно – речевые упражнения.

Итого: 64 ч.

                 Тематическое планирование.

Тема занятий

   Кол-во

    часов

Репертуар

Основные движения в передаче характера музыки и средств музыкальной выразительности. Танец.

1.Введение в программу.

2.Виды ходьбы:

- бодрый шаг

- спортивно-торжественная ходьба

-спокойный шаг,

-высокий шаг,

-шаг на носках,

 -осторожная ходьба.

3. Виды бега:

-легкий бег

-неторопливый, танцевальный или пружинистый

-стремительный

-широкий

-высокий

4. Подскоки:

-легкие

-сильные

-прямой галоп

-боковой галоп

-галоп в повороте

-галоп в паре

5.Понятие темп и его смысловая нагрузка,

 динамические оттенки муз. произведения.

6.Основные танцевальные точки, шаги, диагональ, середина.

7.Танцевальные элементы по диагонали,

 на середине.

8. Позиции ног: 1,2, 3, 6.

9. Позиции рук: подготовительная, 1, 2,3.

Demi plie, grand plie. Releve.

10.Притопы.

11. «Каблучок», «Ковырялочка».

10. Постановка танца. (По желанию педагога)

 1

           

2

           

4

4

1

1

1

2

2

1

Рассказ, беседа, знакомство с предметом.

поклон «Приветствие»

Марш «Вместе весело шагать по просторам», фигурный марш. Ветер и деревья», «Аист», «Пружинка», Хоровод

Музыкальный этюд «Плавно – отрывисто».

Вариации на тему «Бег с препятствиями» (простой, через «лужи», с одной ноги, меняя позиции т.д.)

Музыкальные произведения, различной темповой, динамической окраски.

Танцевальный этюд «Красная шапочка», композиция в паре «Мишка с куклой», «Березка», Танцевальный этюд «Стирка»,

 этюд на координацию

«Лестница», «Пляска».

Гимнастика. Стретчинг. Построения, перестроения, пластические упражнения в передаче

формы муз. произведения

1. Постановка корпуса. Поочередное подтягивание мышц плеч, живота, ягодиц, коленей.

2.Пространственные построения: круг, шеренга, колонна, шахматы.

3.Упражнения для развития силы мышц голени и стопы.

4. «Угол», «Складка», «Книжка», «Ножницы», «Кошка», «Рыбка», наклоны, повороты корпуса, упражнения

 для развития танцевального шага,

пластики и эластичности мышц.

5.Ритмико-гимнастические упражнения.

6. Парные упражнения.

7. Муз. Форма: часть, период, предложение, музыкальная фраза, мотив.

8.Упражнения, способствующие формированию различных типов дыхания: дыхание с задержкой; грудное дыхание; брюшное дыхание; смешанное дыхание;

9.Упражнения для развития: ручной умелости; мелкой моторики; координации движений рук.

3

3

2

4

2

2

1

2

2

Фигурный марш «Шествие кузнечиков» С. Прокофьев.

Экосез.  Ф.Шуберт.

      Лендлер. Ф.Шуберт

Музыкальное сопровождение – на усмотрение педагога. (рекомендация: использовать песни советских композиторов и упрощенные классические произведения)

Метроритм

1.Тактирование:

-Размер 2/4

-Размер 4/4

2.Ритмические рисунки:

      -в хлопках

      - в выстукиваниях

      - в речевой окраске.

3. Отображение ритма с помощью предметов.

1

1

2

2

2

1

Игра «Цигали – бугали»,

«Ладушки»,

Ритмическое эхо,

Речевая игра – песня

«Чайничек с крышечкой»,

     «Базар».

Музыкальные игры. Импровизация.

1. Урок-игра «Снежный ком»

2. Упражнения, направленные на развитие выдумки; воображения творческой инициативы.

3. Импровизация на тему «животные»

4.Импровизация «Моя любимая игрушка»

5.Игра «Кто быстрее построится»

6. Образные упражнения под слово.

7.Беседа-диалог «Мои игрушки».

8. Импровизация «Кем быть»

1

3

         2

2

2

3

1

1

Игры: «Маляры», «Кошка», «Качели», «Макароны», «Сова», «Сапожок». «Горячий бубен» и др.

   

   

 

Организация учебно-воспитательного процесса.

Период обуче -

ния

Задачи

Формы

Результат

1 год

  • Дать понятия: музыкальный темп, динамическая окраска, ритм и ритмический рисунок. Научить определять характер музыкального произведения
  • Развивать координацию движений, мышечную активность
  • Разучить танцевальные комбинации
  • Научить выразительн

ым, пластичным движениям в танцевальных комбинациях, музыкальных этюдах, играх.

  • Учебно-тренировочная
  • Практическая
  • Групповая
  • Фронтальная
  • Игра
  • Беседа, обсуждение.

Учащиеся должны знать:

  • Назначение хореографического зала и правила поведения в нём.
  •  Правила подвижных игр.
  •    Основные позиции детского танца, (положения рук, ног, корпуса…)
  • Правила исполнения проученных танцевальных комбинаций.

Уметь:

  • Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
  • Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях. Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки.
  •  Выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании.
  • Выполнять изучаемые в течение года ритмические комбинации.
  • Определять характер муз. произведения (весело, грустно, плаксиво, смешно…)
  • Импровизировать на заданную тему

Литература

1.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.

 2.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.

3.Михайлова М.А., Развитие музыкальных способностей детей – Пр.; Академия развития, 1997, 240с.

 4.Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.

5.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с 6.Руднева С., Фиш Э. Ритмика, Музыкальное движение. – М.: Просвещение,1972,237с.

 7.Федорова Г.П. Танцы для детей. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 40 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа Хореография"

Программа разработана для учереждений дополнительного образования для детей.Возрастной диапазон 7-10 лет, 11-14 лет.Срок реализации 8 лет. ...

Образовательная программа "Хореография для дошкольников"

В программу заложена идея приобщения детей к танцевальной культуре с помощью обучения их основам хореографии и современных танцев....

Образовательная программа по хореографии и ритмической гимнастике для дошкольников «Музыка и движение»

Дошкольный возраст — один из наиболее ответствен­ных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного ум­ственного, нравственного и физического ра...

Дополнительная образовательная программа "Хореография в школе"

Главная цель данной программы дополнительного образования – приобщение детей к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер...

Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 2 классов

Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 2-х классов...

Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 3-4 классов

Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 3-4-х классов...

Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 5-9-х классов

Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 5-9 -х классов...