Образовательная программа "Хореография для дошкольников"
рабочая программа по теме

Василевская Мария Владиславовна

В программу заложена идея приобщения детей к танцевальной культуре с помощью обучения их основам хореографии и современных танцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khoreografiya_dlya_doshkolnikov.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ДЛЯ  ДЕТЕЙ

«ХОРЕОГРАФИЯ

ДЛЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ»

 (ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ  НАПРАВЛЕННОСТЬ)

Программа рассчитана на детей от 5 до 6 лет

Срок реализации программы: 4 месяца

Автор-составитель:

Василевская  Мария  Владиславовна

педагог дополнительного образования

2013 год


Пояснительная записка

Актуальность

Хореографическое искусство – значимая часть духовной культуры человека и одна из составляющих его творческого саморазвития и эстетического сознания. Формирование эстетического вкуса средствами уроков хореографии как части образовательного и воспитательного процесса, выступает как одна из конкретных возможностей раскрытия личности подрастающего человека.

Данная программа, являясь частью образовательной и воспитательной системы ОУ, разработана в соответствии с общей концепцией школьного воспитания и современными методиками и формами обучения танцам; обеспечивает развитие детей и активизацию их познавательных интересов в свободное время в области танцевального искусства.  

Танцевальное воспитание предполагает приобретение знаний и навыков в области хореографии, формирование художественного вкуса. Обучение танцам сочетает средства музыкального, пластического, спортивно-физического, художественно-эстетического развития и образования. Занятия танцами учат детей слушать и воспринимать музыку, передавать в движении ее образы, эмоциональное состояние, развивают музыкально-двигательные навыки и эстетический вкус; общаться посредством движения, работать в команде, сосредотачиваться, импровизировать.

В программу заложена идея приобщения детей к танцевальной культуре с помощью обучения их основам хореографии и современных танцев. Танцы затрагивают музыкальную, спортивную, творческую сферы жизни и относятся к группе сложно-координационных видов досуговой деятельности. Танцевальное искусство, давая выход энергии детей, наполняет их бодростью, удовлетворяет потребность в празднике, в зрелище, игре.

Танцы для дошкольников построены на изучении основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм и темп), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучаются простые движения, формируются навыки передачи с помощью движения эмоциональных оттенков (танцуем спокойно, бодро, весело, плавно или резко), навыки выполнения движений в различных темпах. Часто занятия больше похожи на игру. Наряду с четко определенным построением урока, состоящего из тренировочных движений, следует включать упражнения, позволяющие ребенку свободно, произвольно двигаться, «выплескивать» эмоции, фантазировать и проявить себя в игре.

Игра и движение – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы играть и двигаться. Игра как способ познания действительности – одно из главных условий развития детского воображения и самостоятельности. Игра снимает усталость и дает простор лучшим силам и свойствам ребенка, развивает сообразительность, находчивость, инициативу, мышление, воображение и творческие способности. Игра способна трудную работу сделать легкой и увлекательной; рождает стремление переносить трудности, которое необходимо любой трудовой деятельности. Игры вызывают чувства сопричастности и переживания совместного успеха. В игре легко и незаметно для ее участника формируются способности взаимодействия с людьми.

В дошкольном возрасте происходит активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). Выразительное движение – это своеобразная задача двигательного воображения, которое обеспечивает одушевление и одухотворение детских движений. Импровизации на заданную тему (например, танец ветра, танец бабочки, цветка; с предметом и т.п.) дают возможность проявить полную свободу выражения чувств и ощущений. В специальных заданиях на музыкально-игровое творчество дети приобретают способность самостоятельно изменять выразительность своих основных движений (ходьбы, бега, прыжков) в зависимости от особенностей музыки. Такая игра является важным методом активизации интереса к музыке и созданию музыкально-двигательных образов. Совершенствуется умение детей исполнять движение пружинным, маховым и плавным приемом, изменяя их силу, амплитуду, ритм, темп.

Занятия танцами направлены на:

  • развитие физических данных, ориентации и координации движений, ловкости, точности, общей выносливости, выработку осанки и красивой походки;
  • развитие чувства ритма, музыкального слуха, изучение основ музыкальной грамотности, выработку навыков исполнения движений в различных темпах;
  • раскрытие через танец красоты, многообразия и эстетики движения, обучение владению своим телом, приобретение гибкости, пластичности;
  • создание эмоционального настроя, выразительности, образности;
  • обогащение двигательного опыта, осваивание различных танцевальных направлений и расширение познавательного интереса к искусству и кругозора;
  • развитие фантазии и творческого воображения, образного мышления и желания импровизировать, умения придумать и оценить танец;
  • формирование способности концентрировать внимание, воспитание дисциплинированности, самостоятельности и самоконтроля;
  • воспитание культуры поведения и формирование межличностных отношений в коллективе, выработка навыков коллективной творческой деятельности.  

Немаловажным фактором занятий детей в танцевальных группах является престижность занятий танцем, возможность достичь успеха, ярко проявить себя на праздниках, конкурсах и фестивалях.

Главная задача педагога - создать условия, способствующие раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала детей, научить сознательному отношению к своим движениям, помочь детям проникнуть в мир музыки и танца.

Цель программы:

Формирование внутренней культуры и эстетической позиции средствами уроков хореографии как части образовательного и воспитательного процесса, как одной из конкретных возможностей раскрытия личности подрастающего человека, развитие творческих способностей средствами хореографического искусства.

Целью занятий хореографией является пробуждение в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности; знакомство детей с танцевальной культурой; развитие образного мышления и воображения. Занятия танцами органически связаны с усвоением норм этики, выработки нравственных основ, высокой культуры общения и поведения, общей культуры зрителя, уважения к профессиональной деятельности других людей.

Цель  программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.

Задачи программы:

  • формирование интереса к хореографическому искусству через раскрытие его многообразия и красоты;
  • развитие физических качеств (ловкости, точности, гибкости, равновесия, выносливости), формирование правильной осанки, укрепление здоровья;
  • развитие чувства ритма и ритмической координации;
  • изучение основ музыкальной грамотности и импровизации под музыку;
  • изучение основ конкретного ритмического рисунка танцев;
  • развитие психических функций (внимания, настойчивости, воображения);
  • воспитание чувства прекрасного;
  • развитие художественно-образного восприятия, фантазии, способности к импровизации.  

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 4 месяца (январь-апрель). Количество часов в год – 8 часов (16 рабочих недель, 0,5 часа в день 1 раз в неделю). Продолжительность занятий обусловлена возрастными особенностями детей.

Формы и режим занятий

В  коллектив  принимаются  дети  5-6 лет  по  желанию (без специального отбора учащихся, в отличие от  специализированных учреждений), комплектование  групп  происходит  с  учетом  возраста  и  подготовки  учащихся.    

Основной формой организации образовательного процесса является занятие в группе. Возможные виды занятий: традиционное практическое занятие, теоретическое занятие, игра, комбинированное занятие, праздник, конкурс, фестиваль, творческая встреча, концерт, репетиция и т.д.

Программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой занятий танцами, границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы классического, современного, сценического танца. Преподаватель строит работу таким образом, чтобы не нарушить целостный педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы развития детей.

Процесс обучения происходит очень динамично, со сменой различных ритмов и танцев, импровизацией движений и танцевальных игр. Учитывая отсутствие у основной массы детей достаточного уровня физической подготовки, программа предусматривает упражнения, укрепляющие мышечный аппарат и вырабатывающий правильную осанку. Наряду с этим включаются упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие.

Значительная часть программы посвящена азбуке музыкального движения. Это различные виды шагов, знакомство с рисунком танца, упражнения и игры, развивающие гибкость, музыкальность, координацию, что подготавливает детей к исполнению более сложных элементов. Наряду с этим в программу включены сюжетные и игровые танцы, развивающие в детях эмоциональность, воображение, актерское мастерство.

На протяжении всего периода обучения в процессе репетиционно-постановочной работы нарабатывается техника танца, разучиваются новые танцевальные движения, раскрывается творческий потенциал детей, совершенствуется их исполнительское и актерское мастерство.

В коллективе предусмотрена работа с родителями индивидуально и с родительским комитетом, что облегчит подготовку к концертной и конкурсной деятельности, пошив костюмов и т.д.

Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы: постепенность в развитии природных способностей детей; последовательность в овладении танцевальными движениями, систематичность и регулярность занятий.

Прогнозируемые результаты 1-го года обучения

К концу 1-го года обучения учащиеся будут знать:

  • основы общей и специальной физической подготовки;
  • музыкальные размеры, темп и характер музыки;
  • простейшие элементы классической хореографии;  
  • исполнять движения и комбинации несложных танцев;
  • знать основные характеристики и движения стилей диско, хип-хоп;
  • приобретут навыки концентрации внимания, ориентации в пространстве, общения в коллективе, поведения на занятии.

Формы подведения итогов реализации программы - проведение итогового показательного занятия; а в дальнейшем - участие в общешкольных мероприятиях и праздниках; участие в фестивалях и конкурсах танца; сотрудничество с другими творческими коллективами.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных занятий

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

0,5

0,5

2

Хореография - элементы классического танца (экзерсис у станка и на середине зала)  

3

0,5

2,5

3

ОФП и ритмические упражнения для танцев

2

-

2

4

Образно-игровые упражнения и танцы «Прогулка в лес», «Наш день», «Котенок», «Зима», «Снежинки», «Весеннее настроение»

3

0,5

2,5

5

Веселые детские танцы «Мы едем-едем-едем», «Маленький ежик», «Песенка Красной Шапочки»,«Перышки у птички», «Аэробика»

3

0,5

2,5

6

Танцевальные комбинации современных стилей (диско,  хип-хоп)

3

-

3

7

Открытый урок

1

-

1

Итого

16

2

14

Приемы и методы, используемые на занятиях 

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • Словесный: рассказ,  беседа
  • Наглядный: показ,  предъявление  материала,  открытое  занятие
  • Практический: упражнения  -  различные  виды  заданий  на  индивидуальную  и  групповую  деятельность  в  виде  поручений,  педагогических  требований,  состязания,  показа  образцов  и  примера,  создание  ситуаций  успеха,  тренировок  (повторение  предлагаемого  танцевального  материала,  изучение  и  проработка  движений,  работа  над  техникой  танца,  работа  с  музыкальным  материалом); приучение,  создание  воспитывающих  ситуаций; игровой метод
  • Методы  формирования  чувств  и  отношений,  стимулирующие  познание  и  деятельность:  поощрение,  создание  ситуаций  успеха

Дидактические материалы:

  • Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования  Москва Школьная пресса 2008
  • Методические указания в помощь начинающему педагогу бального танца. Автор Р.С.Блок, ЗНУИ, 1972
  • Методическое  пособие  руководителю  кружка  бальных  танцев.  Москва  1988
  • Ткаченко Т.  Работа  с  танцевальным  коллективом.   Москва  Искусство  1958
  • Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. М, «Просвещение», 1981
  • Методические указания в помощь начинающему педагогу бального танца. Автор Р.С.Блок, ЗНУИ, 1972

Техническое оснащение программы

Занятия проводятся в просторном зале, специально оборудованном зеркалами, хореографическими станками, покрытием пола, соответствующем технике безопасности и требованиям СанПИН.  

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий, в расчете на каждого обучающегося:

  • звуковоспроизводящая аппаратура с пультом дистанционного управления
  • DVD-аппаратура
  • фонотека музыкальных записей различного характера и стилей
  • коврики для упражнений на полу
  • атрибуты для танцев (в соответствии с репертуаром)
  • концертные костюмы (в соответствии с репертуаром)

Программа может быть дополнена богатым иллюстративным материалом на основе новейших технических и интерактивных средств обучения: видео- и аудиоиллюстрации, компьютерные интерактивные пособия и программы по всем изучаемым темам.

Список литературы

  • Барышникова Т. “Азбука хореографии”, М., 1999 г.
  • Васильева Е. Танец. Москва Искусство 1968
  • Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования  Москва Школьная пресса 2008
  • Константиновский  В.  Учить  прекрасному.  Москва  Молодая  гвардия  1973
  • Методические указания в помощь начинающему педагогу бального танца. Автор Р.С.Блок, ЗНУИ, 1972
  • Методическое  пособие  руководителю  кружка  бальных  танцев.  Москва  1988
  • Программа воспитания и обучения в детском саду”, под ред. М.А. Васильевой, М., 2005 г.
  • Рубштейн Н.  Секреты  успешной  тренировки. Москва  2001
  • Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
  • Ткаченко Т.  Работа  с  танцевальным  коллективом.   Москва  Искусство  1958
  • Ресурсы интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа для дошкольников "Хочу все знать"

Адаптированная программа по подготовке детей к школе....

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с дошкольниками по теме "Моя малая Родина"

АННОТАЦИЯ Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству — сложная за¬дача, особенно когда речь идет о де¬тях дошкольного возраста. Но, как известно, большой патриот вырастает из маленького, т.е...

Буклет «Использование макетов в образовательной деятельности с дошкольниками».

Информационный буклет для педагогов и родителей "Использование макетов в образовательной деятельности дошкольников"....

Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.

Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....

«Что надо знать при проектировании индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника»

Индивидуальный Образовательный Маршрут  развития ребёнка с ОВЗ в Образовательной области  «Физическое развитие»....

Выступление на семейной гостиной: «Я покажу тебе Москву» образовательный маршрут для дошкольников и школьников : «ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ В БАБУШКИНСКОМ ПАРКЕ»

Выступление на семейной гостиной:  «Я ПОКАЖУ ТЕБЕ МОСКВУ»ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ :«ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ В БАБУШКИНСКОМ ПАРКЕ» Возрастная к...