Главные вкладки

    Дополнительная образовательная программа для дошкольников "Хочу все знать"
    рабочая программа по теме

    Шакирова Лариса Владимировна

    Адаптированная программа по подготовке детей к школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_2012g.docx44.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

       Появление при учреждениях дополнительного образования детей центров и объединений раннего развития дошкольников – это практический совет российской системы образования на возникшую у многих родителей потребность не только подготовить ребенка к школе, но и развить его разнообразные способности, склонности, интересы. В свою очередь возникновение такой потребности обусловлено несколькими причинами:

      - увеличение общего числа детей, не посещающих детские дошкольные учреждения (повышение оплаты, недостаточное  наличие мест в ДОУ, отсутствие гражданства);

     - распространение образовательных учреждений повышенного уровня (лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов), набор в которые проводится на конкурсной основе;

     - увеличение числа детей с теми или иными отклонениями в развитии, что требует индивидуального подхода к ним в сочетании с возможностью общения со сверстниками;

    - приток жителей из стран ближнего зарубежья определил еще одну причину – языковой и культурологический  барьер.

    Группы раннего развития при учреждениях дополнительного образования детей привлекательны для родителей, прежде всего тем, что обеспечивают ребенку возможность посещать  в одном месте занятия по разным направлениям. Кроме того, в отличие от детского сада, куда ребенок вынужден ходить, группу раннего развития он посещает добровольно. Это способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения и облегчает последующую адаптацию ребенка к школе.

        Все эти факторы превращают учреждения дополнительного образования в реальное, весьма значимое звено существующей сегодня системы образования детей дошкольного возраста.

        Вместе с тем в последнее время появилась тенденция к превращению подобных центров в преимущественно образовательные заведения, где учебный процесс становится основным, а образовательные ценности - доминирующими над воспитательными. Перекос в сторону интеллектуальных занятий нередко приводит к тому, что дети, получив подготовку по русскому языку, математике, чтению, испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, с учителем, в организации своей учебной деятельности. На эффективность обучения ребенка в начальной школе гораздо большее значение имеет степень развития его психофизических качеств, чем знание букв и цифр, навыки чтения и счета, причем последнему обучить гораздо легче, чем сформировать определенные качества личности.

       Осознавая актуальность данного направления в дошкольном воспитании и образовании, на основе уже существующих программ, мною составлена комплексная программа для старших дошкольников «Учение с увлечением», которая является первым шагом в образовании и воспитании детей.

    «Учение с увлечением» - это программа творческого развития ребенка дошкольного возраста и его социальной адаптации, позволяющая организовать образовательно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования. Программа разработана на основе авторских программ:  «Программа социальной адаптации и творческого развития ребенка» В. С. Степановой,  «Подготовительная группа» О.С.Васильевой, «Развивающие игры» Г. В. Стрениной, И.А. Лыковой «Изобразительное творчество в детском саду» с использованием методической литературы.

       Программа  предусматривает возрастной подход, учитывает диапазон интересов и потребностей детей.

         Программа направлена  на раскрытие разносторонних способностей дошкольников, развитие интереса к процессу познания, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни,   духовной культуре и  предполагает включение детей в творческую деятельность, через которую они познают окружающий мир, учатся общению в коллективе.

    Организация личностного развития дошкольников требует разработки специальной системы принципов, а также их умелого применения на практике.

    К числу таких принципов относятся:

    Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.

    Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.

    Комплексный подход при разработке занятий.

    Вариативность содержания и форм проведения занятий

    Систематичность и последовательность занятий;

    Наглядность.

         Для успешной реализации программы необходимо:

     -психолого-педагогическое сопровождение воспитательного и развивающего процесса, -----

     -обеспечение квалифицированными кадрами,

    - сотрудничество с родителями

    -соответствующее материально-техническое обеспечение.

    Реализация программы осуществляется по нескольким направлениям

    .

        Главное назначение курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду, природе, обществу и художественный вкус.

    Цель программы

    создать комплексную систему по подготовке детей к дальнейшему обучению.

    Задачи

    Активизировать познавательные процессы через игровые задания и упражнения.

    Развивать творческие способности детей; обогащать речь, духовный мир ребенка.

    3. Прививать навыки здорового и безопасного образа жизни.

    4. Воспитывать навыки общения, формировать правила поведения в коллективе.

    Отличительной особенностью программы является тот факт, что на первый план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. Это значит, что знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития психологических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения), а также важнейших личностных свойств ребенка. Работа педагогов осуществляется в тесном контакте с родителями.

    Формы и режим занятий

    Программа разработана на 1 год обучения для детей 5-6 лет (152 часа).

    Продолжительность занятий -35 минут, между занятиями - активный отдых.

       Ход занятия предусматривает чередование различных форм и методов обучения:

    -  дидактические игры и творческие задания;

    -  чтение художественных произведений и работа над содержанием;

    -  работа с наглядным и раздаточным материалом;

    -  выполнение заданий в альбомах, прописях и рабочих тетрадях для    дошкольников;

    -  экскурсии, прогулки, подвижные игры;

    -  тестирование 2-3 раза в год;

    -  участие в массовых мероприятиях учреждения.

    В качестве методических приемов, обеспечивающих эффективное развитие дошкольников, можно выделить следующие:

      -проведение первоначальной диагностики. Результаты диагностики являются базой для индивидуального подхода к процессу развития ребенка, а также основой коррекции семейного воспитания.

        -выявление и оценка минимальных достижений ребенка. При этом следует учитывать не только успехи малыша в конкретных видах деятельности (чтении, счете, рисовании, пении…), но и изменения в характере его отношений с окружающими – его доброжелательность, готовность оказывать помощь друг другу и т.д.

          - целенаправленное формирование у детей основных организационных качеств – воли, терпения, навыков элементарного планирования,  контролирования своей деятельности и поведения.

     В силу гибкости структуры и вариативности в программном организационном обеспечении образовательного и воспитательного процесса, учреждения дополнительного образования детей имеют большие возможности для формирования всех вышеперечисленных качеств ребенка.

    Ожидаемые результаты

            

    1. Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;

    2. Активизация познавательных процессов;

    3.Развитие психических, эмоциональных, творческих качеств ребенка;  

    4.Создание условий для положительной мотивации к познанию, общению, творчеству.

           

        Уровень усвоения программы можно определить с помощью диагностирования детей и родителей.

               Критериями усвоения программного материала воспитанниками можно считать:

    1.Стабильность посещения  детей в группе.

    2.Наличие эмоционально благоприятной атмосферы между детьми, педагогами, родителями.

    3.Расширение круга общения и положительная мотивация детей к процессу обучения и воспитания.

    Формы работы с родителями:

    1.Социальная диагностика семьи, с целью изучения внутрисемейных отношений.

    2. Консультации по решению социально-педагогических проблем.

    3. Проведение тематических встреч, бесед.

    4. Привлечение родителей к участию в конкурсных программах, концертах, экскурсиях.

    Формы подведения итогов.

      По каждому разделу программы проводятся обобщающие открытые  занятия с приглашением родителей. В начале года  и в конце полугодий проводятся тестирование детей и анкетирование родителей, позволяющие судить об успешности реализации программы.

    Учебный план

    п/п

    Перечень направлений, разделов, тем.

    Количество часов

    Всего

    Теория

    Практика

    1.

    Изобразительное творчество

    76

    1.1

    Ручной труд и изобразительное искусство

    66

    1.2

    Развивающие игры.

    10

    2.

    Окружающий мир

    38

    2.1

    Я и природа.

    2.2

    Моя страна.

    2.3

    Время, единицы его измерения.

    2.4

    Семья.

    2.5

    Мир предметов;

    3.

    Основы безопасности жизнедеятельности

    38

    3.1

    Правила дорожного движения.

    3.2.

    Личная безопасность в быту.

    3.3.

    Личная  безопасность  вне дома.

    3.4.

    Я и мое здоровье;

    3.5.

    Права ребенка. Основы поведения в обществе.

      Итого:

    152

    Рефлексия*. 

    Диагностика обучающихся.

    4

    Анкетирование родителей, родительские  собрания.

    3

    *Часы не входят в программу

    Содержание программы

    Требования к организации занятий:

    1. Содержательность и разнообразие тематики.

    2. Обучение через игру.

    3. Максимальная активность детей на всех этапах занятия.

    4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.

    В содержание программы  входят три направления, которые в свою очередь подразделяются на разделы:

    Изобразительное творчество

       Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства.      Создание детьми художественных образов на занятиях является источником для  развития  познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сфер жизни. Становление их художественного образа происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

     Данное направление включает в себя следующие виды деятельности:

    - изобразительное искусство;

    - ручной труд;

    - развивающие игры (дидактические, ролевые, настольные, театрализованные).

    Задачи:

    - развивать специфические умения в разных видах изобразительного творчества;

    - поддерживать и поощрять стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;

    - инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов, композиций.

          Изобразительная деятельность - это не только прекрасный тренинг мелкой и общей моторики, это еще и развитие памяти, внимания, логического мышления. Рисование развивает чувство прекрасного, ребенок получает представление о красоте и многообразии окружающего мира, предметов и явлений. А использование нетрадиционных методик рисования (рисование пальчиками, пластилином, восковыми мелками и т.д.) делают процесс очень увлекательным.

        Занятия развивают у обучающихся умения изображать  предметы с натуры, передавать форму и цвет, с помощью разнообразной техники;  уметь ориентироваться на листе альбома. Ребята учатся наблюдать, сравнивать предметы и сюжетные композиции, знакомятся с творчеством художников, изобразительными жанрами.  

        Занятия  ручным трудом предполагают изготовление поделок и сюжетных композиций из различных материалов: пластилина, бумаги, картона, ткани, проволоки, фольги, природного и другого подручного материала; знакомят детей со свойствами этих материалов и способами их применения в работе.

    Развитие и обучение проходит через применение  различных видов игр, цель которых развивать у детей самостоятельность, инициативу, организаторские и творческие способности, воспитывать чувство коллективизма.

    Мир вокруг нас

           Это направление предполагает два основных вида деятельности: развитие разговорной речи и формирование познавательной деятельности обучающихся.

          Задачи:

     - сформировать навыков четкого произношения,  обогащение и активизация словарного запаса детей;
    -   активизировать восприятие на познание окружающего мира и явлений.

        Речевое развитие  детей происходит в  процессе активного познания окружающей действительности,  ее предметов и явлений, деятельности человека. Кроме того, совершенствование навыков устной связной речи осуществляется через знакомство с  произведениями художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию.

       Программа предусматривает различные виды речевой деятельности - это слушание, говорение, постановка вопросов и устные ответы на них, пересказ текстов, работа по тематическим и сюжетным картинкам, иллюстрациям, разучивание стихов, отгадывание загадок, развивающие речевые игры.

     В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.

    Данное направление включает следующие разделы:

     - я и природа;

    - моя страна;

    - время и единицы его измерения;

    - семья;

    - мир предметов.
         По каждому разделу предлагается определённый объём знаний с учетом  возраста детей и опору на  их личный опыт. Занятия строятся на основе методов  наблюдения (рассматривание, исследование, выявление свойств); беседы и рассказа, во время которых не только закрепляются полученные  знания, но и формируется положительное эмоциональное отношение к содержанию. Большое значение имеют дидактические игры и упражнения, развивающие  мышление, внимание, воображение  ребят. Они помогают детям быть увереннее, учат общаться друг с другом.

       

    Основы безопасности жизнедеятельности

        Необходимость введения в программу данного направления обусловлено тем, что дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

    Задачи:

    - привитие знаний основ личной безопасности;

    - приобщить к здоровому образу жизни.

    Направление предусматривает несколько разделов:

    - правила дорожного движения;

    - один дома;

    - личная безопасность на улице;

    - я и мое здоровье;

    - мои  права.

    Раздел «Правила дорожного движения»- раскрывает знания и умения безопасного поведения детей на проезжей части и в транспорте, знакомит с основными дорожными знаками, видами транспорта, затрагивает вопросы профилактики детского дорожного травматизма.

    «Один дома»- формирует знания о правилах обращения с  электрическими приборами,  водой, газом, предметами домашнего обихода: инструментами, принадлежностями рукоделия, лекарствами и незнакомыми веществами; знакомит с важнейшими правилами пожарной безопасности, общения с незнакомыми людьми дома и в лифте.

    «Личная безопасность на улице» раскрывает правила поведения с незнакомыми людьми  в общественных местах, при нападении собак, при обнаружении неизвестных предметов; а также знакомит с опасными природными явлениями (гроза, землетрясение, наводнение, пожар и др.) и правилами безопасного пребыванием на природе.

    «Я и мое здоровье»- знакомит с элементарными понятиями в области анатомии и физиологии человека, правилами первой помощи при порезах, ушибе, солнечном ударе и др.,  

    Раздел «Мои права» сообщает  маленьким гражданам сведения о таких правах, как право на воспитание в семье, право на имя, отчество и фамилию, образование, охрану физического, психического, духовного и нравственного здоровья.

    Занятия, построенные в форме бесед, сопровождаются стихами, сказками, рассказами, просмотрами видеоматериалов, вопросами, помогающими лучше усвоить предлагаемый материал.

    Рефлексия

       Большое значение по выявлению  уровня  эффективности содержания программы  является  психолого-педагогическое сопровождение на протяжении всего учебного года. На каждого обучающегося оформляется карта его личных достижений и уровня сформированности основных психических качеств личности. В течении года педагогом - психологом проводятся занятия по выявлению и корректировке мыслительных процессов, наблюдение анкетирование

    Методическое обеспечение программы.

    Объединение «Ступеньки» организовано на базе Федоровского Дома детского творчества. Для проведения занятий по различным направлениям и массовых мероприятий используются соответствующие помещения и материально-техническое оснащение учреждения.

    Направление

    Формы проведения

    Дидактический материал

    Форма подведения итогов

    1.Изобразитель-ное творчество.

    Игры, творческие задания и упражнения, практические задания, конкурсы, беседы, рассказы, участие в выставках.

    Пластилин, цветная бумага, картон, поделочный материал, краски, фломастеры, цветные карандаши и др.

    Выставки поделок, проведение конкурсов, программ.

    2.Мир вокруг нас

    Творческие задания и упражнения, практические задания, конкурсы, беседы, рассказы, знакомство с художественной литературой, речевые игры.

    Учебно-методическая литература, наглядный материал.

    Тестирование, проведение обобщающих занятий в форме игр и викторин.

    3.Основы безопасности жизнедеятельности

    Игры, творческие задания и упражнения, конкурсы, беседы, рассказы, практические задания, просмотр учебных и игровых фильмов, роликов.

    Учебно-методическая литература, наглядный и раздаточный материал

    Тестирование, проведение обобщающих занятий в форме игр и викторин.

    Модель выпускника

    Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности педагогов, психологов и родителей, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник учреждения, освоивший программу.

    Модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов и родителей о желаемых результатах.

     Основными  условиями развития личности детей являются:

    - наличие привлекательных видов деятельности;

    - предоставление возможности проявлять инициативу;

    - внимание и уважение со стороны взрослых;

    - сотрудничество с детьми.

    Приобретение начальных знаний по направлениям программы, расширение  общего кругозора.

    Социальная адаптация к условиям коллектива.

    Приобретение навыков  общения  со сверстниками и взрослыми.

    Развитие основных психических качеств личности, творческих способностей.

    Литература

    Баль Л.В. Ветрова В.В. Букварь здоровья.- М.: Сфера,2000г.

    Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников.

     - М.,2000г.

    Воробьева И.С. 50 идей как удержать ребенка на месте, М.,1999г.

    Воробьева У.Т. Адаптационная программа занятий для дошкольников, выдержки из сборника.- М., 2001г.

    Ильина С.Т. Подготовка  к школе, М.: Школьная пресса,2001г

    Мозговой М. Л.. Программа школьной подготовки.- М.: Коррекция, 2000г.

    Новикова Е. В. Логопедическая азбука от звука к слову.- М.: Альфа 2000 г.

    Парамонова Л.Г. Подготовка к школе, М.,1999г.

    Правила дорожногодвижения. Средняя группа./Сост. Л.Б. Поддубная.-Волгоград: ИТД «орифей».- 96с.

    Программы для работы с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.- Сост. Ф. Е. Штыкало.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002г.

    Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.-М.: ТЦ Сфера, 2008.-64с.

    Уруитаева О.С. Психология дошкольника. - М., 1998г.

    Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста, Учебное пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2005.-80с.

    Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие-М.: Центр педагогического образования, 2007.-80с.

    Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера,2008.-64с.

     Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет .-М.: ТЦ Сфера, 2008.-80с.

    Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2008.-144с.

     Ястребова А.В. Хочу в школу.- М.: Пульс, 2000г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа театрального образования для дошкольников "Мир на ладони"

    Преодолевая время и пространство, сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный...

    Программа деятельности кружка "Хочу все знать"

    Организация внеурочной деятельности учащихся проходит через коллективные творческие дела. Они позволяют развивать организаторские способности учащихся, почувствовать себя лидерами. Главное в этой деят...

    Дополнительная образовательная программа "Туристско-краеведческая деятельность старших дошкольников"

    Программа предназначена для педагогов дополнительного образования туристской направленности, воспитателей и физинструкторов детских садов.Для детей подготовительных к школе групп детского сада в возра...

    Программа для лагеря "Хочу все знать"

    Программа реализуется через игру,способную пробудить детскую любознательность,вовлечь в активное освоение окружающего мира. Все мероприятия направлены на восстановление эмоциональной сферы и развитие ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

    Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

    дополнительная образовательная программа "Хочу стать лидером"

    Программа ориентирована на формирование социальной активности, культуры, качества личности у детей подросткового возрастана основе их группового взаимодействия, на вывление стимулирование и подготовку...


     

    Комментарии

    Спасибо за материал!