Дополнительная образовательная программа для дошкольников "Хочу все знать"
рабочая программа по теме

Шакирова Лариса Владимировна

Адаптированная программа по подготовке детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2012g.docx44.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Появление при учреждениях дополнительного образования детей центров и объединений раннего развития дошкольников – это практический совет российской системы образования на возникшую у многих родителей потребность не только подготовить ребенка к школе, но и развить его разнообразные способности, склонности, интересы. В свою очередь возникновение такой потребности обусловлено несколькими причинами:

  - увеличение общего числа детей, не посещающих детские дошкольные учреждения (повышение оплаты, недостаточное  наличие мест в ДОУ, отсутствие гражданства);

 - распространение образовательных учреждений повышенного уровня (лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов), набор в которые проводится на конкурсной основе;

 - увеличение числа детей с теми или иными отклонениями в развитии, что требует индивидуального подхода к ним в сочетании с возможностью общения со сверстниками;

- приток жителей из стран ближнего зарубежья определил еще одну причину – языковой и культурологический  барьер.

Группы раннего развития при учреждениях дополнительного образования детей привлекательны для родителей, прежде всего тем, что обеспечивают ребенку возможность посещать  в одном месте занятия по разным направлениям. Кроме того, в отличие от детского сада, куда ребенок вынужден ходить, группу раннего развития он посещает добровольно. Это способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения и облегчает последующую адаптацию ребенка к школе.

    Все эти факторы превращают учреждения дополнительного образования в реальное, весьма значимое звено существующей сегодня системы образования детей дошкольного возраста.

    Вместе с тем в последнее время появилась тенденция к превращению подобных центров в преимущественно образовательные заведения, где учебный процесс становится основным, а образовательные ценности - доминирующими над воспитательными. Перекос в сторону интеллектуальных занятий нередко приводит к тому, что дети, получив подготовку по русскому языку, математике, чтению, испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, с учителем, в организации своей учебной деятельности. На эффективность обучения ребенка в начальной школе гораздо большее значение имеет степень развития его психофизических качеств, чем знание букв и цифр, навыки чтения и счета, причем последнему обучить гораздо легче, чем сформировать определенные качества личности.

   Осознавая актуальность данного направления в дошкольном воспитании и образовании, на основе уже существующих программ, мною составлена комплексная программа для старших дошкольников «Учение с увлечением», которая является первым шагом в образовании и воспитании детей.

«Учение с увлечением» - это программа творческого развития ребенка дошкольного возраста и его социальной адаптации, позволяющая организовать образовательно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования. Программа разработана на основе авторских программ:  «Программа социальной адаптации и творческого развития ребенка» В. С. Степановой,  «Подготовительная группа» О.С.Васильевой, «Развивающие игры» Г. В. Стрениной, И.А. Лыковой «Изобразительное творчество в детском саду» с использованием методической литературы.

   Программа  предусматривает возрастной подход, учитывает диапазон интересов и потребностей детей.

     Программа направлена  на раскрытие разносторонних способностей дошкольников, развитие интереса к процессу познания, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни,   духовной культуре и  предполагает включение детей в творческую деятельность, через которую они познают окружающий мир, учатся общению в коллективе.

Организация личностного развития дошкольников требует разработки специальной системы принципов, а также их умелого применения на практике.

К числу таких принципов относятся:

Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.

Комплексный подход при разработке занятий.

Вариативность содержания и форм проведения занятий

Систематичность и последовательность занятий;

Наглядность.

     Для успешной реализации программы необходимо:

 -психолого-педагогическое сопровождение воспитательного и развивающего процесса, -----

 -обеспечение квалифицированными кадрами,

- сотрудничество с родителями

-соответствующее материально-техническое обеспечение.

Реализация программы осуществляется по нескольким направлениям

.

    Главное назначение курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду, природе, обществу и художественный вкус.

Цель программы

создать комплексную систему по подготовке детей к дальнейшему обучению.

Задачи

Активизировать познавательные процессы через игровые задания и упражнения.

Развивать творческие способности детей; обогащать речь, духовный мир ребенка.

3. Прививать навыки здорового и безопасного образа жизни.

4. Воспитывать навыки общения, формировать правила поведения в коллективе.

Отличительной особенностью программы является тот факт, что на первый план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. Это значит, что знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития психологических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения), а также важнейших личностных свойств ребенка. Работа педагогов осуществляется в тесном контакте с родителями.

Формы и режим занятий

Программа разработана на 1 год обучения для детей 5-6 лет (152 часа).

Продолжительность занятий -35 минут, между занятиями - активный отдых.

   Ход занятия предусматривает чередование различных форм и методов обучения:

-  дидактические игры и творческие задания;

-  чтение художественных произведений и работа над содержанием;

-  работа с наглядным и раздаточным материалом;

-  выполнение заданий в альбомах, прописях и рабочих тетрадях для    дошкольников;

-  экскурсии, прогулки, подвижные игры;

-  тестирование 2-3 раза в год;

-  участие в массовых мероприятиях учреждения.

В качестве методических приемов, обеспечивающих эффективное развитие дошкольников, можно выделить следующие:

  -проведение первоначальной диагностики. Результаты диагностики являются базой для индивидуального подхода к процессу развития ребенка, а также основой коррекции семейного воспитания.

    -выявление и оценка минимальных достижений ребенка. При этом следует учитывать не только успехи малыша в конкретных видах деятельности (чтении, счете, рисовании, пении…), но и изменения в характере его отношений с окружающими – его доброжелательность, готовность оказывать помощь друг другу и т.д.

      - целенаправленное формирование у детей основных организационных качеств – воли, терпения, навыков элементарного планирования,  контролирования своей деятельности и поведения.

 В силу гибкости структуры и вариативности в программном организационном обеспечении образовательного и воспитательного процесса, учреждения дополнительного образования детей имеют большие возможности для формирования всех вышеперечисленных качеств ребенка.

Ожидаемые результаты

        

1. Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;

2. Активизация познавательных процессов;

3.Развитие психических, эмоциональных, творческих качеств ребенка;  

4.Создание условий для положительной мотивации к познанию, общению, творчеству.

       

    Уровень усвоения программы можно определить с помощью диагностирования детей и родителей.

           Критериями усвоения программного материала воспитанниками можно считать:

1.Стабильность посещения  детей в группе.

2.Наличие эмоционально благоприятной атмосферы между детьми, педагогами, родителями.

3.Расширение круга общения и положительная мотивация детей к процессу обучения и воспитания.

Формы работы с родителями:

1.Социальная диагностика семьи, с целью изучения внутрисемейных отношений.

2. Консультации по решению социально-педагогических проблем.

3. Проведение тематических встреч, бесед.

4. Привлечение родителей к участию в конкурсных программах, концертах, экскурсиях.

Формы подведения итогов.

  По каждому разделу программы проводятся обобщающие открытые  занятия с приглашением родителей. В начале года  и в конце полугодий проводятся тестирование детей и анкетирование родителей, позволяющие судить об успешности реализации программы.

Учебный план

п/п

Перечень направлений, разделов, тем.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Изобразительное творчество

76

1.1

Ручной труд и изобразительное искусство

66

1.2

Развивающие игры.

10

2.

Окружающий мир

38

2.1

Я и природа.

2.2

Моя страна.

2.3

Время, единицы его измерения.

2.4

Семья.

2.5

Мир предметов;

3.

Основы безопасности жизнедеятельности

38

3.1

Правила дорожного движения.

3.2.

Личная безопасность в быту.

3.3.

Личная  безопасность  вне дома.

3.4.

Я и мое здоровье;

3.5.

Права ребенка. Основы поведения в обществе.

  Итого:

152

Рефлексия*. 

Диагностика обучающихся.

4

Анкетирование родителей, родительские  собрания.

3

*Часы не входят в программу

Содержание программы

Требования к организации занятий:

1. Содержательность и разнообразие тематики.

2. Обучение через игру.

3. Максимальная активность детей на всех этапах занятия.

4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.

В содержание программы  входят три направления, которые в свою очередь подразделяются на разделы:

Изобразительное творчество

   Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства.      Создание детьми художественных образов на занятиях является источником для  развития  познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сфер жизни. Становление их художественного образа происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

 Данное направление включает в себя следующие виды деятельности:

- изобразительное искусство;

- ручной труд;

- развивающие игры (дидактические, ролевые, настольные, театрализованные).

Задачи:

- развивать специфические умения в разных видах изобразительного творчества;

- поддерживать и поощрять стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;

- инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов, композиций.

      Изобразительная деятельность - это не только прекрасный тренинг мелкой и общей моторики, это еще и развитие памяти, внимания, логического мышления. Рисование развивает чувство прекрасного, ребенок получает представление о красоте и многообразии окружающего мира, предметов и явлений. А использование нетрадиционных методик рисования (рисование пальчиками, пластилином, восковыми мелками и т.д.) делают процесс очень увлекательным.

    Занятия развивают у обучающихся умения изображать  предметы с натуры, передавать форму и цвет, с помощью разнообразной техники;  уметь ориентироваться на листе альбома. Ребята учатся наблюдать, сравнивать предметы и сюжетные композиции, знакомятся с творчеством художников, изобразительными жанрами.  

    Занятия  ручным трудом предполагают изготовление поделок и сюжетных композиций из различных материалов: пластилина, бумаги, картона, ткани, проволоки, фольги, природного и другого подручного материала; знакомят детей со свойствами этих материалов и способами их применения в работе.

Развитие и обучение проходит через применение  различных видов игр, цель которых развивать у детей самостоятельность, инициативу, организаторские и творческие способности, воспитывать чувство коллективизма.

Мир вокруг нас

       Это направление предполагает два основных вида деятельности: развитие разговорной речи и формирование познавательной деятельности обучающихся.

      Задачи:

 - сформировать навыков четкого произношения,  обогащение и активизация словарного запаса детей;
-   активизировать восприятие на познание окружающего мира и явлений.

    Речевое развитие  детей происходит в  процессе активного познания окружающей действительности,  ее предметов и явлений, деятельности человека. Кроме того, совершенствование навыков устной связной речи осуществляется через знакомство с  произведениями художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию.

   Программа предусматривает различные виды речевой деятельности - это слушание, говорение, постановка вопросов и устные ответы на них, пересказ текстов, работа по тематическим и сюжетным картинкам, иллюстрациям, разучивание стихов, отгадывание загадок, развивающие речевые игры.

 В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.

Данное направление включает следующие разделы:

 - я и природа;

- моя страна;

- время и единицы его измерения;

- семья;

- мир предметов.
     По каждому разделу предлагается определённый объём знаний с учетом  возраста детей и опору на  их личный опыт. Занятия строятся на основе методов  наблюдения (рассматривание, исследование, выявление свойств); беседы и рассказа, во время которых не только закрепляются полученные  знания, но и формируется положительное эмоциональное отношение к содержанию. Большое значение имеют дидактические игры и упражнения, развивающие  мышление, внимание, воображение  ребят. Они помогают детям быть увереннее, учат общаться друг с другом.

   

Основы безопасности жизнедеятельности

    Необходимость введения в программу данного направления обусловлено тем, что дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Задачи:

- привитие знаний основ личной безопасности;

- приобщить к здоровому образу жизни.

Направление предусматривает несколько разделов:

- правила дорожного движения;

- один дома;

- личная безопасность на улице;

- я и мое здоровье;

- мои  права.

Раздел «Правила дорожного движения»- раскрывает знания и умения безопасного поведения детей на проезжей части и в транспорте, знакомит с основными дорожными знаками, видами транспорта, затрагивает вопросы профилактики детского дорожного травматизма.

«Один дома»- формирует знания о правилах обращения с  электрическими приборами,  водой, газом, предметами домашнего обихода: инструментами, принадлежностями рукоделия, лекарствами и незнакомыми веществами; знакомит с важнейшими правилами пожарной безопасности, общения с незнакомыми людьми дома и в лифте.

«Личная безопасность на улице» раскрывает правила поведения с незнакомыми людьми  в общественных местах, при нападении собак, при обнаружении неизвестных предметов; а также знакомит с опасными природными явлениями (гроза, землетрясение, наводнение, пожар и др.) и правилами безопасного пребыванием на природе.

«Я и мое здоровье»- знакомит с элементарными понятиями в области анатомии и физиологии человека, правилами первой помощи при порезах, ушибе, солнечном ударе и др.,  

Раздел «Мои права» сообщает  маленьким гражданам сведения о таких правах, как право на воспитание в семье, право на имя, отчество и фамилию, образование, охрану физического, психического, духовного и нравственного здоровья.

Занятия, построенные в форме бесед, сопровождаются стихами, сказками, рассказами, просмотрами видеоматериалов, вопросами, помогающими лучше усвоить предлагаемый материал.

Рефлексия

   Большое значение по выявлению  уровня  эффективности содержания программы  является  психолого-педагогическое сопровождение на протяжении всего учебного года. На каждого обучающегося оформляется карта его личных достижений и уровня сформированности основных психических качеств личности. В течении года педагогом - психологом проводятся занятия по выявлению и корректировке мыслительных процессов, наблюдение анкетирование

Методическое обеспечение программы.

Объединение «Ступеньки» организовано на базе Федоровского Дома детского творчества. Для проведения занятий по различным направлениям и массовых мероприятий используются соответствующие помещения и материально-техническое оснащение учреждения.

Направление

Формы проведения

Дидактический материал

Форма подведения итогов

1.Изобразитель-ное творчество.

Игры, творческие задания и упражнения, практические задания, конкурсы, беседы, рассказы, участие в выставках.

Пластилин, цветная бумага, картон, поделочный материал, краски, фломастеры, цветные карандаши и др.

Выставки поделок, проведение конкурсов, программ.

2.Мир вокруг нас

Творческие задания и упражнения, практические задания, конкурсы, беседы, рассказы, знакомство с художественной литературой, речевые игры.

Учебно-методическая литература, наглядный материал.

Тестирование, проведение обобщающих занятий в форме игр и викторин.

3.Основы безопасности жизнедеятельности

Игры, творческие задания и упражнения, конкурсы, беседы, рассказы, практические задания, просмотр учебных и игровых фильмов, роликов.

Учебно-методическая литература, наглядный и раздаточный материал

Тестирование, проведение обобщающих занятий в форме игр и викторин.

Модель выпускника

Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности педагогов, психологов и родителей, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник учреждения, освоивший программу.

Модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов и родителей о желаемых результатах.

 Основными  условиями развития личности детей являются:

- наличие привлекательных видов деятельности;

- предоставление возможности проявлять инициативу;

- внимание и уважение со стороны взрослых;

- сотрудничество с детьми.

Приобретение начальных знаний по направлениям программы, расширение  общего кругозора.

Социальная адаптация к условиям коллектива.

Приобретение навыков  общения  со сверстниками и взрослыми.

Развитие основных психических качеств личности, творческих способностей.

Литература

Баль Л.В. Ветрова В.В. Букварь здоровья.- М.: Сфера,2000г.

Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников.

 - М.,2000г.

Воробьева И.С. 50 идей как удержать ребенка на месте, М.,1999г.

Воробьева У.Т. Адаптационная программа занятий для дошкольников, выдержки из сборника.- М., 2001г.

Ильина С.Т. Подготовка  к школе, М.: Школьная пресса,2001г

Мозговой М. Л.. Программа школьной подготовки.- М.: Коррекция, 2000г.

Новикова Е. В. Логопедическая азбука от звука к слову.- М.: Альфа 2000 г.

Парамонова Л.Г. Подготовка к школе, М.,1999г.

Правила дорожногодвижения. Средняя группа./Сост. Л.Б. Поддубная.-Волгоград: ИТД «орифей».- 96с.

Программы для работы с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.- Сост. Ф. Е. Штыкало.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002г.

Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.-М.: ТЦ Сфера, 2008.-64с.

Уруитаева О.С. Психология дошкольника. - М., 1998г.

Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста, Учебное пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2005.-80с.

Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие-М.: Центр педагогического образования, 2007.-80с.

Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера,2008.-64с.

 Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет .-М.: ТЦ Сфера, 2008.-80с.

Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2008.-144с.

 Ястребова А.В. Хочу в школу.- М.: Пульс, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности кружка "Хочу все знать"

Организация внеурочной деятельности учащихся проходит через коллективные творческие дела. Они позволяют развивать организаторские способности учащихся, почувствовать себя лидерами. Главное в этой деят...

Программа для лагеря "Хочу все знать"

Программа реализуется через игру,способную пробудить детскую любознательность,вовлечь в активное освоение окружающего мира. Все мероприятия направлены на восстановление эмоциональной сферы и развитие ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

дополнительная образовательная программа "Хочу стать лидером"

Программа ориентирована на формирование социальной активности, культуры, качества личности у детей подросткового возрастана основе их группового взаимодействия, на вывление стимулирование и подготовку...

программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"

Актуальность программы заключается в том, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить учащихся с музейным пространством, привить любовь к Родине, родному кра...


 

Комментарии

Спасибо за материал!