дополнительная образовательная программа "Хочу стать лидером"
рабочая программа на тему

Бугаева Ирина Александровна

Программа ориентирована на формирование социальной активности, культуры, качества личности у детей подросткового возрастана основе их группового взаимодействия, на вывление стимулирование и подготовку лидеров детских объединений и организаций. , Предусмотрено использование игр и тренингов,стимулирующих развитие широкого спктра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгяла на мир. Важное место отводится на активное участие обучающихся в подготовке и проведении массовых мерорпиятий, социальных акций флеш-мобов, а так же  социальному проектированию и реализации проектов. Программа расчитана на двухгодичный срок реализации. Участники программы школьники от 12-18 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_shkoly_liderov.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Городское Управление образования Администрации города Абакана

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования  города Абакана «Центр детского творчества»

Принята на заседании                                                           Утверждена

методического совета                                                            Приказом директора

Протокол № 4 от «23» мая 2016                                           № «149» от«23»  мая 2016                                                                                                        

                                                                                                                  ______________/Л.Г.Моруденко/

                                                                                                                 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа социально-педагогической направленности

«Хочу стать лидером»

Возраст обучающихся: 12-18 лет

Срок реализации программы:2 года

Авторы - составители:  Бугаева Ирина Александровна,

Марденская Светлана Фёдоровна

педагоги дополнительного образования

                                                                           высшей квалификационной категории

Абакан, 2016

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы:                  

1. 1.Пояснительная записка

Наше время - время крупных перемен в России – возвращает понятию активная жизненная позиция  его первоначальный смысл. Процесс воспитания активности, воспитания лидерства очень важен для общества. Сегодняшние подростки – будущие лидеры   ХХ! Века, которые станут управлять государством на разных уровнях. Важно, чтобы они владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться с другими.

 Сплоченное общество – будь то группа, коллектив, организация -  характеризуется разнообразием лидеров, по-разному «специализирующихся» - по видам деятельности, по отношениям и связям, по содержанию и характеру общения. В идеале каждый человек  может и должен быть в чем-то лидером какого-либо сообщества. Приближение к такому идеалу – одна из самых трудных, но и самых важных целей молодежного объединения.

Склонность к лидерству проявляется еще в детстве и развивается как качество личности, реализация которого служит средством ее самоутверждения и самоопределения.

Положительное самоутверждение лидера стимулирует развитие других членов коллектива. Поэтому  Союз детей и подростков  стремится поддерживать  процесс «лидерообразования», создавая то «поле», пространство, условия для самовыражения, самопроявления детей, развивая их организаторские способности и иные таланты. При этом важна ориентация на творчество, на знание психологических основ личности, на овладение коммуникативными умениями и навыками межличностного и делового общения.

Исходя из объективной потребности цивилизованного общества в социальной активности граждан, для успешного решения проблемы формирования молодежного лидера  при Союзе детей и подростков  создана  школа Лидера, основным принципом деятельности которой является социальное творчество. Мы стремимся создать ситуацию успеха для каждого ребенка, дать роль  ему организатора и участника престижного дела, учим работать с коллективом и в коллективе, формируем организаторские, коммуникативные умения и навыки и помогаем развивать личностные качества, такие как память, внимание, восприятие информации и  т.д. Поэтому наша школа так и называется «Школа Успеха».

Направленность программы: социально - педагогическая.

Участники программы: участники детских объединений и организаций школ города Абакана в возрасте 12-18 лет.

Программа рассчитана на двухгодичный срок реализации.

1 год обучения – 144часа. Занятия 2раза в неделю по 2 часа

2 год обучения- 216часов. Занятия 2 раза в неделю по 3 часа.

Общее количество часов по программе -360часов

Актуальность

Для воспитания подрастающего поколения учреждается общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников". Подписан Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г. N 536 "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников".

18 мая 2016 года состоялся первый Съезд Движения школьников. На нём было отмечено, что главная задача организации — выстроить систему таким образом, чтобы у каждого из учащихся были равные возможности для самореализации. Проректор МПГУ Алексей Коршунов отметил, что, работа Движения позволит молодым людям приобщиться к большому и  общему делу. «Наша работа должна подразделяться на три этапа: обучение и подготовка управленческих кадров, подготовка и повышение квалификации вожатых, задействованных в непосредственной работе с детьми, а также создание  обучающих образовательных программ для самих школьников, — заявил проректор, -  и раскрыть понимание того, что они делают что-то нужное и востребованное в обществе».

Важно осознать, что сегодняшние школьники – завтрашние лидеры общества. Знания и навыки, приобретенные в эти годы, могут быть развиты и отточены в дальнейшем. Качественные программы лидерского курса приносят непосредственную пользу учащимся, поддерживая в каждом желание достичь более высоких результатов. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь учащимся в самосовершенствовании.

Предполагается, что через систему занятий, будет происходить обучение подростков навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику, критиковать, адекватно реагировать на похвалу и комплимент, а также на отрицательные высказывания в свой адрес, умению оказать сопротивление, манипуляциям и групповому давлению, принимать решение.

Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.

Отличительные особенности программы

Новизна данной программы заключается в том, что она ориентирована на формирование социальной активности, культуры, качеств  личности у детей подросткового возраста на основе их группового взаимодействия,   процессе которого, осуществляемого в ходе занятий, происходит естественное развитие лидерских качеств.

В программе предусмотрено  использование игр и тренингов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди;  активное участие обучающихся в  подготовке и проведении массовых мероприятий, социальных акций, флэшмобов;  привлечение обучающихся к поиску интересной для них информации или информации на заданную тему; социальное проектирование и реализация проектов; активное сотрудничество с родителями.
      В первый  год  обучения основной упор делается на развитие интеллектуальных базовых способностей: внимания, восприятия, памяти, фантазии и воображения, вербальных и невербальных способностей. На втором году обучения основное внимание уделяется развитию логического, проблемного мышления, творческих способностей и практической деятельности учащихся.
      Постоянно обновляемый банк вопросов, ориентация на способности ребенка определили широту учебно-тематического плана программы: педагог вправе выбирать задания, соответствующие уровню знаний и способностям детей конкретной группы, делать упор на развитие тех или иных граней интеллекта детей.

Педагогическая целенаправленность программы в том, что она направлена на единство воспитательных и образовательных задач, развитие индивидуально - личностных качеств ребенка. Программа создана с учетом возрастных особенностей и отвечает потребностям детей подросткового возраста. Именно в этом возрасте целесообразно закладывать основы лидерских и организаторских качеств.

Программа работы предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров, т.е. тех  детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся их вести за собой, вовлекая  в интересные различные дела. Программа призвана предоставить подросткам  возможность играть более активную роль в молодежной (или иной) работе, готовить новых лидеров, т.е. предоставление самостоятельности и возможности для самовыражения самого учащегося.

Программа работы строится с учетом особенностей психологического развития:

  • Подростковая и юношеская сензитивность к социальным феноменам;
  • Потребность в признании, характерная для личности на всех возрастных этапах;
  • Наличие мотивации на общение и активное взаимодействие в группе.

Методы и формы реализации программы

Программа работы строится с учетом особенностей психологического развития:

  • Подростковая и юношеская сензитивность к социальным феноменам;
  • Потребность в признании, характерная для личности на всех возрастных этапах;
  • Наличие мотивации на общение и активное взаимодействие в группе.

На занятиях используются следующие формы и методы деятельности:

  • словесные: беседы, диспуты, дебаты, собеседования, круглые столы, смыслотворчество, работу с нравственными понятиями;
  • наглядно-иллюстративные: работа с коно-, видео-, фотоматериалами, плакатами, справочниками, мультимедийными материалами;
  • практические: тренинги, организация  проб (Участие и организация КТД, ролевые игры), самодиагностика, групповое сотрудничество, проведение внутристудийных коллективных дел, игровое моделирование, конкурсы, соревнования;
  • метод проектов и исследовательская работа;
  • метод контроля за эффективностью обучения и воспитания;
  • метод упражнения;

Формы работы:

  • лекции – беседы;
  • деловые игры;
  • тренинги,
  • тестирование,
  • упражнения;
  • мастерские;  
  • игры;

1.2. Цель программы:

  1. Активизация созидательной и развивающей деятельности подростков в социальном пространстве прав и обязанностей.
  2. Создание условия для самовыражения, самопроявления детей, развивая их организаторские способности и иные таланты.

3. Задачи:

1. Содействие в саморазвитии подростков его творческих, коммуникативных, организаторских   способностей, познавательных интересов.

2. Постижение самооценки собственной личности, осознание своей роли в жизни окружающих людей, общества.

3. Привитие вкуса к творчеству, инициативе, обучение навыкам организаторской деятельности.

Цель программы 1 года обучения: развитие интеллектуальных базовых способностей: внимания, восприятия, памяти, фантазии и воображения, вербальных и невербальных способностей. Оказание квалифицированной помощи в развитии лидерских качеств.

Задачи первого года обучения:

  1. Научить учащихся общению.
  2. Обучить основам организаторской работы, навыкам ораторского искусства.
  3. Раскрыть основные понятия лидерства.

Цель программы 2 года обучения:   развитие логического, проблемного мышления, творческих способностей и практической деятельности учащихся.
Задачи 2 года обучения: 

1. Развитие умений: ставить четкие цели, решать проблемы, творчески подходить к организации дела, позитивно влиять на окружающих, работать с группой.  

2. Создание сплоченного  актива Союза, способного стать инициатором и организатором интересных творческих дел.

1.3. Содержание программы:

  Учебный план

Тема

Количество часов

Формы аттестации/контроля

п/п

всего

теория

практика

Организационное собрание.  

2

2

-

Тест :Дифференциально-диагностический опросник»

Мастерская общения «Давайте познакомимся»

10

-

10

Игра «Снежный ком»

Лидер - это…

16

8

8

Игра «Лидер 2000..»

Я и мы

10

4

6

Психологическая игра «репортёр»

Я и они

10

4

6

Ролевая игра «Мой щит»

Путь к успеху

24

7

17

Решение ситуаций

Общайтесь уверенно

14

4

10

Деловая игра

Основы организаторской работы

20

6

14

Тест «я –организатор»

Поговорим о самоуправлении

10

4

6

Защита мини-проектов»

КТД

12

3

9

Организационно-деятельностная игра «Счастливая восьмёрка»

Экзаменуем лидера

14

2

12

Тренинг «Верёвочный курс»

Итоговое занятие

2

2

-

Тестирование

Итого:

144

48

96

   

Содержание учебного плана

1 год обучения.

  1. Организационное собрание -2ч

 Теория. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, правилам пожарной безопасности и дорожного движения.  Знакомство со школой лидера «Школой Успеха»,  её задачами, структурой и формами работы. План работы.  Диагностика личности

Практика. Входящий контроль. Тест  «Дифференциально – диагностический опросник». Анкетирование «Карта интересов».  Определение уровня сформированности и профессиональных интересов и склонностей воспитанников

  1. Мастерская общения «Давайте познакомимся» - 10ч (0/10)

 Практика. Заполнение анкеты. Тестирование  «Кто я?» Тренинг «Здравствуйте». Работа в микрогруппах. Упражнение «Джеффа». Упражнения на слочение коллектива, на раскрепощение.

Контроль: Игра «Снежный ком»

  1. Лидер - это…16 (8/8)

Теория. Что такое лидерство? Кто такой лидер? Типология лидерства. Качества, присущие лидеру. Способы и приёмы выявления лидера в коллективе.  Мозаика лидера. Стили работы лидера.

  Практика. Работа в микрогруппах. Упражнения «Рисование лидера», «Башня», «Мост»,

тест «Я лидер?» Упражнения на выявление лидера. Микроигра «День рождение», «Киностудия». «Изобрази …», «Оживи…». Определение стиля работы разных   лидеров.

Контроль: Игра «Лидер 2000..»

  1. Я и мы - 10 (4/6)

Теория.  Группа и группировка. Лидер и его команда. Работе в команде. Групповое сотрудничество Стадии развития коллектива. Как лидеру работать с группой. Семь основных элементов организационной работы. Правила руководства.

Практика. Беседа, тест «Я и группа», «Я и мы», метод взаимодействия. Упр «Найти положительные качества в окружающих и высказать их». Упражнение «Дирижер оркестра», игра «Узнай даму», «Рыцарская викторина», «Аукцион комплиментов», турнир.

  1. Я и они - 10 (4/6)

Теория. Каким ты выглядишь в глазах других? Способы сотрудничества  людьми в различных ситуациях. Шесть правил грамотной критики, пять шагов к правильному восприятию критики, навыки критического отношения к себе, умение критически мыслить. Как делать самостоятельный выбор и уметь поступать в соответствии с собственными решениями

Практика. Тест «Каким ты выглядишь в глазах других?, упражнения «Презентация индивидуальности», «Сколько меня?», «Люди не похожие на меня». Упражнение «Ассоциации», беседа, модельные ситуации. Упражнение «Ступени общения», ролевая игра «Мой щит»

  1.  Путь к успеху - 24 (7/17)

Теория. Можете ли вы добиться успеха. Продиагностика предпосылки успеха у себя. Уроки Наполеона Хилла.  Познание формулы успеха Влияние лидера на окружающих. Ситуация успеха и ее организация. Узелки на память. Практические советы на память. Как научиться принимать коллективное решение,  отстаивать свою точку зрения, не прибегая к грубостям и угрозам. Этапы создания коллектива, методики  создания команды. Типы людей («Совы» и «Жаворонки) Планирование своей деятельности. Методики подведения итогов. Личная стратегия планирования собственной деятельности с учетом индивидуальных колебаний работоспособности.

Практика. Игра «Суета сует». Тесты «Готовность к успеху», «Насколько вы уверены в себе». Определение наличия составляющих формулы успеха у себя. Работа над составляющими формулы успеха. Игры-упражнения на создание ситуации успеха. Тренинг по развитию лидерских качеств. Психологическая игра «Репортер», Упражнения «Те, кто», «Передай мяч, не используя руки», «Деление на пары в соответствии с пазлами»., игра «Репортер», мастер – класс: «Я начинаю разговор», «Нестандартная ситуация», «Журналисткий форт Байард», «Спасибо за…», Игра «Воздушный шар».Упражнения  на создание коллектива. Составление плана на неделю. Теппинг-тест», беседа, деловая игра «Пять пальцев».

Контроль: Решение ситуаций

  1. Общайтесь уверенно - 14ч  (4/10)

Теория. Что такое коммуникативное общение. Слагаемые общения. Познание важности проявлять инициативу, ценить чужое мнение, работать сообща, говорить и слушать.  Коммуникативные организаторские способности.  Наличие КОС у себя. Правила общения лидера. Шесть способов удачно провести беседу. Как организовать идеальное выступление. Четыре принципа эффективного выступления, пять секретов «хорошей аудитории»,  как  готовить публичное выступление. Как добиться успех при выступлении. Упражнения на развитие умений анализировать и высказывать свое мнение  по поводу реплики-цитаты «Великого»-известного писателя, ученого, политического деятеля.

Практика. Тест «КОС», «Капитан и рядовой»,  решение ситуаций,   упражнения. Беседа, работа в группах, упражнения «Как начать разговор», тренинг «Моделирование беседы», игры на взаимодействие, тест. Упражнение «Публичное выступление», работа в группах. Деловая игра «Бой ораторов» Игра «Поспорим с великим». Деловая игра «Воздушный шар

Контроль: Деловая игра

  1. Основы организаторской работы -  20 (6/14).

Теория. Правила организаторской работы. Этапы организации дела. Понятие КТД Анализ КТД. Формы работы. Игровые программы.

Практика. Тест «Я - организатор?», игры на развитие организаторских  способностей. Анализ КТД. Деловая игра «Организаторское домино». КТД «День рождения», тренинг на развитие лидерских способностей

Контроль: Тест «я –организатор»

  1. Поговорим о самоуправлении -  10ч (4/6)

Теория. Что такое самоуправление. Самоуправление в детских объединениях и организациях. Формы самоуправления.

Практика. Деловая игра «Защита дома самоуправления» Игра «выбор модели самоуправления». Ролевая игра «Я - сам». 

Контроль: Тренинг.

  1. КТД  - 12ч (0/12)

Практика: КТД «Подарок другу». КТД « Нам интересно жить на свете». Игротека.

 Контроль: Защита мини-проектов»

  1. Экзаменуем лидера - 14ч (2/12)

Теория. Диагностика уровня сформированности знаний.

Практика. Веревочный курс. Организационно – деятельностная игра «Счастливая восьмерка». Конкурс «Лидер».

Контроль: Тренинг «Верёвочный курс»

  1. Итоговое занятие - 2ч

Практика. Диагностика уровня сформированности знаний и умений.

Теория: Подведение итогов работы за год. Рефлексия.

Учебный план

2 год обучения

 Название темы

Кол-во часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

Вводное занятие

3                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

3

-

Анкетирование

Введение в психологию лидерства.

6

4

2

 Упр. «Алфавит»

Как стать лидером

15

6

9

Тест «проверь себя»

Познание себя

15

6

9

Тест «Познание себя»

КТД

6

1

5

Защита проекта «Правовой БУМ»

Человек среди людей

30

12

18

Классификация молодёжных субкультур

Социальное проектирование

21

6

15

Социальный проект «Новогодний праздник для лидеров»

Система принятия решений

12

8

4

Памятка «Скажи - нет!»

Внутренняя гармония и психическое здоровье лидера

24

8

16

Памятка «Внутренняя гармония и психологическое развитие»

Тренинг личностного роста

12

-

12

Тренинг

Внешний вид делового человека.  

15

9

6

Деловая игра «Биржа»

Основы ораторского искусства

24

9

15

Выступление. Конкурс ораторов

Жесты и позы в нашей жизни

6

4

2

Упражнение

Как повысить

свою работоспособность

ст

ь

3

2

1

Упражнение

КТД Конкурс «Лидер»

21

3

18

КТД «Лидер 2000..»

Заключительное занятие

3

1

2

Тест «Я-лидер»

Итого

216ч.

82

134

Содержание учебного плана

2 год обучения

  1. Вводное занятие – 3ч

Теория: Организация работы школы. План работы, расписание, режим работы, техника безопасности. Входящий контроль.

  1. Введение в психологию лидерства — 6часов.

Теория: Понятие лидерства. Разница между лидером и «погонщиком». Выработка общегрупповых норм и законов. Варианты работы с именем. Содержательное знакомство.

  1. Как стать лидером — 15 часов  

Теория: От чего зависит хорошая работа? Черты, присущие настоящему лидеру. Стиль работы лидера. Как организовать работу группы.

Практика: Исследование собственных лидерских качеств. Тест «Я — лидер». Работы по лидер-ориентиру. Составление схемы дела.

Контроль: Тест «проверь себя»

  1. Познание себя — 15 часов 

Теория: Психический мир человека, биологическое и социальное в нем. Темперамент и характер. Способности и интеллект. Психические познавательные процессы. Мотивация, направленность личности. Самооценка, уровень притязаний, уверенность в себе. Смысл жизни и личностный рост.

Практика: Исследование своего темперамента, черт характера, внимания, памяти, воображения, интеллекта. Определение направленности личности, самооценки, уровня притязаний, жизненных ценностей.

Контроль: Тест «Познание себя»

  1. КТД – 6часов  

Практика: Организаторское домино. Разработка коллективно-творческого дела. Реализация этого дел по алгоритму проведения дела. Рефлексия дела.

  1. Человек среди людей – 30часа  

Теория: Общение вербальное и невербальное. Значение и функции общения. Умение устанавливать контакт. Эмпатия. Активное слушание. Конфликты и пути их разрешения. Стилипоедения человека в конфликте. Способы решения конфликтов с родителями.. Методы аргументации. Правил поведения в конфликте. Способы быстрого снятия стресса. Как вести себя в непредвиденных ситуациях. Молодёжные субкультуры. Социальное проектирование. Социально-значимые проекты.

Практика: Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?», решение конфликтных ситуаций. Тренинг «Снятие стресса». Тренинг по формированию коммуникативных качеств. Практические советы. Микроигра «День рождения», микроигра «Киностудия». Разработка и создание социально-значимого проекта. Реализация проекта.

Контроль: Классификация молодёжных субкультур

  1. Система принятия решений — 12 часов 

Теория: Пути принятия решении. Оптимальные решения. Как можно использовать разум при принятии решений? Зачем прислушиваться к сердцу при принятии решении? Система «Да или нет», что она дает? Я, чувства эмпатии, сопереживания, уникальности и неповторимости не только для себя, но и других. Неповторимость индивидуальности Выбор жизненных целей.  Умеешь ли ты сказать «Нет». Человек и наркотики: Кому и зачем это нужно

Практика: Ответы на практический и личностный вопросы системы «Да или нет». Составление карты принятия решений. К/Ф, Беседа. Выработка привычки здорового образа жизни, негативного отношения к вредным привычка. Тест «Насколько вы уверены в себе», определение уверенности. Игра «Вокзал мечты».

Контроль: Памятка «Скажи - нет!»

  1. Социальное проектирование – 21 час

Теория: Дать представления о  Программы и проекта. Научить составлять Минипроекты. Технологии создания проектов.

Практика: Разработка и реализация социально-значимых проектов.

  1. Внутренняя гармония и психическое здоровье лидера — 24 час   

Теория: Понятие об эмоциях. Целенаправленное моделирование эмоций. Использование и планирование времени. Стресс, усталость, как им противостоять. Анализ. Рефлексия.  

Практика: Отработка моделирования эмоций, составление различных планов работы, упражнения на снятие стресса и усталости, составление анализа проведенною дела. Мои проблемы”, Упр. “Изобрази проблему”, Упр. “Преодоление”, Упр. “Крокодил”, Упр. “Какая рука горячее”,  Упр. “Свое пространство”, Упр. “Не дыши в затылок” Упр. “Разговор в парах на разных дистанциях”, Упр. “Мотивы наших поступков”,  Упр. “Чувства без слов”,  Упр. “Благодарность без слов” , Упр. “Особые дары”,  Упр. “Благодарность без слов”, Упр. “Мотивы наших поступков”4. Упр. “Запретный плод”, Упр. “Горячее место”

Контроль: Памятка «Внутренняя гармония и психологическое развитие»

  1. Тренинг личностного роста — 12 часов  

Практика: Ролевые и ситуативные игры и упражнения на осознание собственных жизненных ценностей, лидерских качеств и личностных ориентиров с анализом и рефлексией

Контроль: Тренинг

  1. Внешний вид делового человека -  15ч  

Теория: Что такое имидж, внутренняя привлекательность; составные черты внешней привлекательности; необходимость создания имиджа; тесты по теме «Кто я?».                                Одежда, грим, макияж делового человека; уход за отдельными частями тела; психология цвета.

 Контроль: Деловая игра «Биржа»

11.Основы ораторского искусства- 24ч

Теория: Голос, роль голоса, артикуляция и произношение, упражнения для голоса, подготовить и произнести речь, как преодолеть неуверенность в себе. Методы преодоления скованности. Как научиться говорить содержательно. Построение выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Как заинтересовать ваших слушателей. Советы по написанию речи. Четыре правила оратора

Практика: Упр «Дискуссия», Упр «Монетка», Упр «Рассказ о себе», Упр «Длинное предложение», Упр «Пишем речь для короткого выступления», Упр «Здравствуйте», Упр «Чтение вслух», Упр «Проверка домашнего задания», Упр. «Контакт глаз», Выступление с подготовленной речью, Упр «Мычание», Упр «Базар», Упр «Проверка дом. задания», Упр «Крокодил»,  Упр «Изобрази всё», Упр «паровоз», Упр «Дуэт», Упр «Угадай животное», Упр «Блюдечко с голубой каёмочкой», Упр «Вещь в себе»,  Упр «Чему мы научились».

Контроль: Выступление. Конкурс ораторов

12. Жесты и позы в нашей жизни – 6ч(4/2)

Теория: Невербальное общение, мимика, походка, жесты, позы, как работать и читать невербальные жесты. Понимание языка жестов. Зоны пространства человека.

Практика: Упр «Понимание языка жестов»

13.Как повысить свою работоспособность – 3ч

Теория: Переутомление, курение, питание, стрессы, инфекции, движение, здоровье и психика, тренировка ума, правила умственной работы. Способы повышения работоспособности.

Практика: Упражнения на расслабление, на снятие усталости.

14.КТД Конкурс «Лидер» – 21  

 Практика:  Проведение социально-значимых дел.

Практика:  Итоговая аттестация воспитанников.

Контроль: КТД «Лидер»

  1. Заключительное занятие - 3  

Теория: Итоги аттестации. Рефлексия.

Практика: Тренинг «До свидания!»

1.4. Планируемые результаты

Участники программы:

  • Получат теоретические и практические  знания по самоуправлению и организации деятельности коллектива;
  • Приобретут опыт работы организатора, навыки коммуникативного общения;
  • Овладеют навыками ориентироваться в  пространстве детских и молодёжных объединений;
  • Будут являться организаторами, активными  участниками городских мероприятий и их ведущими.
  • Создадут и реализуют социально-значимые проекты.
  • Приобретут навыки ораторского искусства.
  • Научаться работать над имиджем.

Предметные компетенции:

1-ый год обучения

воспитанники должны знать:

  1. Знать типологию лидерства, качества лидера, стили работы лидера.
  2. Способы и приёмы выявления лидера в коллективе
  3.  формулы успеха
  4. Знать стадии развития коллектива.
  5. Элементы организационной работы
  6. Этапы создания коллектива, методики на создание команды.
  7. Правила грамотной критики
  8. Личную стратегию планирования собственной деятельности
  9. 4 принципа эффективного выступления.
  10. 6 способов ведения беседы.
  11. Этапы организации дела.
  12. Что такое самоуправление.
  13. Понятие КТД
  14. Правила общения лидера

воспитанники должны уметь:

  1. Проявлять инициативу, ценить чужое мнение, работать сообща, говорить и слушать
  2. Выявлять лидера в коллективе
  3. Найти положительные качества в окружающих и высказать их.
  4. Работать с группой.
  5. Принимать коллективное решение,  отстаивать свою точку зрения, не прибегая к грубостям и угрозам.
  6. Составлять план на неделю.
  7.  Выявлять лидера в коллективе
  8. готовить публичное выступление и выступать.
  9. анализировать и высказывать свое мнение  
  10. проводить игры на большую аудиторию и в маленькой компании
  11.  Общаться в непредвиденных ситуациях, налаживать межличностные контакты.

2-ый год обучения

воспитанники должны знать:

  1. Свои права и права других людей.
  2. о молодёжных субкультурах города, республики, России
  3. о молодёжных течениях Хип-Хоп культуры
  4. об организованных детских и молодёжных объединениях города и республики
  5. Алгоритм социального проектирования
  6.  Построение выступления
  7. принципы эффективного выступления
  8. Зоны пространства человека.
  9. Способы повышения работоспособности
  10.  Правила бесконфликтного общения.  
  11. Основы невербального общения.
  12. Права уверенной в себе личности.
  13. Как создать свой имидж.
  14. Как подготовить речь.
  15. Правила делового этикета

воспитанники должны уметь:

  1. Вырабатывать общегрупповые нормы и законы.
  2. Составлять схему дела.
  3. Решать спор без конфликта
  4. Организовать работу группы
  5. Общаться: вести разговор, слушать
  6. Уметь организовать себя
  7. реально ставить цели и выбирать способы их достижения
  8. Создавать социально-значимые проекты
  9. писать речь для короткого выступления
  10. Публично выступать
  11. Понимать язык жестов
  12. Планировать, организовывать и проводить коллективно -  творческие дела
  13. Работать над созданием своего имиджа.
  14. Эффективно провести собрание.
  15.  Аргументировать свою точку зрения.
  16. Снимать напряжение в конфликтной ситуации.
  17. Проводить анализ дела
  18. Самостоятельно работать со своими проблемами.

Выпускник школы успеха должен иметь навык:

  1. Цивилизованного общения;
  2. Взаимодействия с другими людьми
  3. Уверенного поведения;
  4. Достижения успеха;
  5. Самопрезентации;
  6. Здорового образа жизни.
  7. Активной жизненной позиции

Личностные:

  1. умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
  2. знание моральных норм
  3. умение выделить нравственный аспект поведения
  4. ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

целеполагание как постановка учебной задачи; планирование: составление плана и последовательности действий; прогнозирование – контроль; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий

Познавательные

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Коммуникативные универсальные действия

социальная компетентность и сознательная ориентация  учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности),  интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1. Календарный учебный график (Приложение 1)

2.2. Ресурсное обеспечение

Кадровое обеспечение.

Программа реализуется педагогом дополнительного образования, обладающего знаниями и умениями в области лидерообразования. К реализации программы привлекаются:

- родители;

- социальные партнёры (УКМИС г. Абакана ХРО ВДПО,ДОСААФ России РХ по г. Абакану, Газета «Абакан», т/о «Весёлые человечки).

Материально-техническое обеспечение

Занятия  школы лидеров «Школы Успеха» проводятся на базе ЦДТ г. Абакана

Для реализации программы имеется материально-техническая база: кабинет106, телевизор, видеомагнитофон, кинокамера, фотоаппарат, проектор, экран, магнитофон, ноутбук, стенды, флаги, символика СДиП, форма.

Информационно-методическое обеспечение

 Предполагает использование средств массовой информации и тесное взаимодействие с ними, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс  с целью:

  • изучение опыта работы подобных объединений;
  • организация предоставления информации о деятельности объединения в средства массовой информации;
  • создание определенного общественного мнения о деятельности объединения;
  • размещение информации на официальном сайте учреждения;
  • интеграцию с государственными и общественными структурами;

Используется сайт Союза детей и подростков «Дружба-Ынархас» и официальный сайт МБУ ДО «ЦДТ».

Содержание программы основывается на использовании учебно-методических комплектов и методических пособий, рекомендованных для учреждений дополнительного образования:

  • Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в ОУ;
  • Методические рекомендации к рабочей программе ДО;
  • Методические рекомендации по организации деятельности Школы лидеров «Школа успеха»;
  • Методические рекомендации по проведению акций, операций, месячников.

По программе сформированы папки: контингент обучающихся, методические рекомендации по темам занятий, подборка тренингов, игр для занятий, диагностические материалы.

Взаимодействие с социумом (родителями и общественностью)

Взаимодействие с социумом

Форма взаимодействия

Тема мероприятия

Цель мероприятия

Дата проведения

Итог взаимодействия

Работа с родителями

Род.собрание

Знакомство с программой и работой объединения

Ознакомить родителей с программой обучения, расписанием, условиями обучения

сентябрь

Повышение качества обучения

Социальное проектирование

«Правовой БУМ

Привлечение родителей к совместной коллективной творческой деятельности.

ноябрь

Установление доверительных отношений.

КТД

КТД «Новогодний праздник».

Привлечение родителей к совместной деятельности. Мини-отчёт о работе за год.

декабрь

Установление доверительных отношений.

Семинар

Внутренняя гармония и психологическое здоровье лидера. Осознание проблем в отношении с людьми

Ознакомить родителей с психологическим портретом лидера

январь

Взаимопонимание между детьми и родителями

Тренинг личностного роста

Взаимодействие детей, родителей, педагога

февраль

Личностный  рост  и духовно-нравственное взаимообогащения.

КТД

Конкурс «Лидер»

Мини-отчёт о работе объединения. Сплочение коллектива детей и родителей

март

Установление доверительных отношений.

Род. Собрание

Итог работы по программе

Ознакомить родителей с итогами работы по программе

май

Осведомленность родителей о достижениях детей

Взаимодействие с ХРО ВДПО, ДОСААФ России РХ по г. Абакан.

КТД

Новогодний праздник

Привлечение материальных и интеллектуальных ресурсов для общего дела

декабрь

Повышение уровня и качества проведенного мероприятия

Газета «Абакан»

Конкурс «Лидер 200..»

Освещение в СМИ коллективной творческой деятельности т/о

март

Статья в газете

УКМИС Администрации г.Абакана

КТД, встречи, тренинги

Новогодний праздник для лидеров.

Привлечение материальных и интеллектуальных ресурсов для общего дела

В теч. года

Повышение уровня и качества проведенного мероприятия

Т/О «Весёлые человечки»

Тренинги

Тема «ораторское искусство»

Привлечение специалистов по ораторскому искусству.

2-й год обучения

Повышение качества обучения

  1. Формы аттестации

Для определения ожидаемого результата проводится входящий контроль, промежуточный контроль и итоговая аттестация воспитанников. Контроль проводится  в следующих формах: тестирование,  участие в коллективно-значимых делах, конкурсах.

Данный контроль позволяет педагогу и детям увидеть результаты своей деятельности, что создаёт хороший психологический климат в коллективе, стимулирует развитие активной гражданской позиции молодого человека.

Контроль

Форма

Дата

Входящий

Тест «Я – лидер»

Сентябрь

Промежуточный 1 год обучения

Тест «Лесенка»

Декабрь

Промежуточный 1 год обучения

Конкурс «Конкурс «Лидер»

Май

Промежуточный 2 год обучения

Защита проекта «Зарничка»

декабрь

Итоговый

Тест «Я-лидер»

май

Методы и формы диагностики результатов работы.

  1. Метод опроса:
  • Беседа
  • Анкетирование
  1. Метод тестов:
  • «КОС»
  • «Могу ли я быть лидером»
  • «Я и группа»
  • «Дифференциально – педагогический опросник» с целью определение уровня сформированности и профессиональных интересов и склонностей воспитанников.
  1. Метод статистического анализа полученных данных.
  •  Наблюдение – в ходе занятий, свободной деятельности;
  • эксперимент – в ходе тренингов, игровой деятельности, общения со сверстниками и взрослыми;
  • тестов: методика «Лесенка» (выявление уровня самооценки)
  1. Организационно - деятельностная игра «Счастливая восьмерка»
  2. Конкурс «Лидер»
  3.  «Школа успеха» предполагает проведение психологических исследований с участием детей,  и педагогов. Программа  сосредоточена на воспитании у детей  позитивного отношения к миру, на осознании себя полноправным членом общества, на понимании своей значимости и ценности и воспитании активной жизненной позиции. Ее реализация формирует у ребенка такие качества, которые будут ему необходимы для благополучной адаптации в современном обществе, в новом коллективе, помогут решить жизненные проблемы, возникающие в общении со сверстниками, противостоять отрицательному примеру в поведении.

     Методы диагностики являются ведущими в определении результативности  работы. Сравнительный анализ результатов работы в начале и в конце года позволяет делать вывод об эффективности программы и внести необходимые коррективы в работу.

Список литературы

Литература для педагога

  1. Азаров В. «Путь к счастью и успехам в жизни», С-Петербург, Музыка, 1993г
  2. Батаршев А.В. «Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские качества и коммуникативные качества личности», М., ВЛАДОС, 2001г
  3. Королева З. «Психологические тесты для всех», М., Фаир – Пресс, 2001г.
  4. Петрушин В.И. «Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя», М., Педагогический поиск, 2001г
  5. Петрушин В.И. «Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя» М, 2001г.
  6. Программа «Лидер», М, 1992

Литература для детей

  1. Детское движение. Минск ИООО «Красика-принт», 2004
  2. Культяпова Ж.В. «Хочу быть лидером». Выпуск 3, Н.Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2004г
  3. Фришман И.И. «Игры без проигравших» - М, ООО «Педагогические технологии», 2003

Нормативно-правовое сопровождение программы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  3. Приказ МОиН РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
  4. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н.

      Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования    детей».

  1. Письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  2. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  3. Устав МБУ ДО «ЦДТ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа лидера"

Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «ак...

дополнительная образовательная программа "Лидер"

Программа"Лидер" используется в работе детской общественной организации города Новомосковска "ДОН" с 2006 года. Содержит Направления деятельности лидеров детской организации и формы работы по ним....

дополнительная образовательная программа "Школа лидеров"

Развитие самоуправления в образовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Актуальность развития ученическог...

Дополнительная образовательная программа "Лидер XXI века"

Срок реализации программы – 3 года, возраст детей 11-17 лет.Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош...

Дополнительная образовательная программа "Лидер XXI века"

Образовательная программа «Лидер XXI века» предоставляет возможность создать благоприятные условия для развития и проявления лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и т...

Дополнительная образовательная программа "Лидеры ученического самоуправления"

рабочая программа школьного ученического самоуправления "Лидеры ученического самоуправления"...