Дополнительная образовательная программа "Лидер XXI века"
материал на тему

Образовательная программа «Лидер XXI века» предоставляет возможность создать благоприятные условия для развития и проявления лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Программа «Лидер XXI века» рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_lider_xxi_veka_odintsova_il.docx44.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Дом детского творчества

Кирово-Чепецкого района Кировской области

Программа утверждена
на методическом совете МКОУ ДОД ДДТ

Протокол №_____________

 Утверждено директором
МКОУ ДОД ДДТ

         ______________   Н.Л. Боброва

                     

Дополнительная образовательная программа

«Лидер XXI века»

социально-педагогической направленности

Возраст детей: 11 – 17 лет

Срок реализации: 3 года

                                        Составитель:

                                                Одинцова Ирина Леонидовна,

                                                педагог дополнительного образования

       МКОУДОД ДДТ

д. Чуваши

2012


Содержание

1. Пояснительная записка.................................................................................3 - 8 стр.

2. Учебно-тематический план 1 года обучения............................................9 - 10 стр.

3. Содержание программы 1 года обучения...............................................11 - 13 стр.

4. Учебно-тематический план 2 года обучения.................................................13 стр.

5. Содержание программы 2 года обучения...............................................14 - 15 стр.

6. Методическое обеспечение программы..................................................16 - 17 стр.

7. Список литературы...........................................................................................18 стр.

Пояснительная записка

     Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств. Обобщенный портрет настоящего лидера таков. Это волевой человек, он способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Лидер независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны. Он надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.

     Для современного общества актуальна потребность в  социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях перехода на новые стандарты образования главенствующие задачи включают в себя формирование позитивных лидерских качеств личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах школьной жизни. Проблемы формирования социально-активной позиции обусловлены рядом факторов:

  • размытостью ценностных ориентиров в ближайшем окружении ребенка
  • отсутствие ценностей системы в организации воспитательного пространства социума
  • негативность к самостоятельным действиям вместе за собой потребность учащихся в перекладывание ответственности за решение проблем на взрослых.

    Для того, чтобы дети смогли эффективно пользоваться своими гражданскими правами, выполнять общественные обязанности необходимо помочь им в достижениях этого уровня  социальной зрелости, который определит  их потребность в развитии лидерских качеств, поможет осознать необходимость активной жизненной позиции. В настоящее время решение этой задачи возможно через систему детских общественных и творческих объединений, чтобы подрастающее поколение в будущем могло бы взять на себя ответственность за решение задач экономического, политического и культурологического характера.

     Подрастающее поколение, как показала практика, не всегда правильно трактуют понятие «активная жизненная позиция», а иногда даже затрудняются дать определение. В ходе реализации программы у учащихся должны быть четко сформировано данное понятие как - формирование позитивного отношения к жизни и умения организовывать людей, единомышленников.

     Материалы программы, практические занятия призваны создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, используя различные виды деятельности, помочь определить стратегию и тактику работы с организаторами коллективной жизни  школы. Программа несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых  призвана сформировать лидерскую позиции учащихся с помощью определенной системы знаний, умений, навыков, приобщить их к  организационной и управленческой культуре.

         Цели и задачи программы

     Образовательная программа «Лидер XXI века» (далее – программа) предоставляет возможность создать благоприятные условия для развития и проявления лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Программа «Лидер XXI века» имеет социально-педагогическую направленность и предполагает апробацию форм и современного содержания обучения через:

  • "введение" в мир познания истоков, истории малой родины и игрового пространства (первый год обучения);
  • "переход" в мир формирования личностных качеств (второй год обучения);

   Программа является профессионально-прикладной. Жизненные планы, ценностные ориентации, интересы и намерения детей среднего и старшего школьного возраста различаются, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни. Профессионально-прикладная направленность программы обеспечивает формирование навыков и умений руководства.

Цель программы: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачи программы:

образовательные: помогать формированию лидерских качеств обучающихся, навыков и умений руководить, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии;

развивающие: помогать развитию аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритично относиться к себе;

воспитательные: создать условия для нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, благоприятного психологического климата, снижения уровня тревожности в детском коллективе.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • проведение психологического тестирования обучающихся с целью выявления личностных установок;
  • побуждение учащихся к практической и творческой деятельности;
  • применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.

 

Предполагаемый результат обучения по программе

    После обучения по программе воспитанники готовы к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем.

Ключевые навыки и умения, формируемые у обучающихся в ходе реализации программы:

  • аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать собственные выводы и заключения);
  • проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);
  • коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);
  • рефлексивные (умение осуществлять "самонаблюдение", выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития);
  • исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).

 Учет возрастных особенностей детей

Программа «Лидер XXI века» рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста.

    В процессе обучения активно используется культурологический материал, направленный на формирование нравственности воспитанников, патриотизма.

Содержание программы дает ребенку возможность развиваться в практической деятельности – воспитанники приобретают конкретные организаторские умения и навыки.

 Специфика экспериментального подхода к организации образовательного процесса

     Суть экспериментального подхода к содержанию и формам организации образовательной деятельности в рамках программы: выявление, развитие и поддержка лидерских качеств воспитанников в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности (психология, избирательное право, журналистика и др.).

Содержание деятельности воспитанников предусматривает обязательное участие обучающихся в работе своего класса, школы, сотрудничество с отделом молодежи, районной избирательной комиссией.

    Реализация образовательной программы рассчитана на 2 года. 

Год обучения

Периодичность
в неделю

Кол-во часов
в неделю

Кол-во часов
в год

Первый

1 раз

2

68

Второй

2 раза

4

144

 

     В группу первого года обучения принимаются все желающие, без специального отбора. В группу второго  года переводятся воспитанники, успешно прошедшие тестирование по итогам первого года обучения; могут приниматься и вновь прибывшие, после тестирования и опроса, при наличии определенного уровня общего развития и интереса.

 

Основные принципы организации обучения

Принципы организации обучения по программе:

  • принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения (любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, оптимистическая вера в ребенка, сотрудничество, мастерство общения) являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса;
  • принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование сенсорных каналов и разнообразное их сочетание. Такое многоканальное восприятие дает учащимся возможность лучше узнать себя, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая путь к развитию;
  • принцип открытого общения. Педагог говорит учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Это способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха;
  • принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления его способностей;
  • принцип психологической комфортности предполагает охрану
    и укрепление психологического здоровья ребенка;
  • принцип систематичности, т. е. наличие единых линий развития
    и воспитания.

   

 Учебно-тематический план  (1 год обучения)

Наименование разделов

Количество часов

Теорет.

Практ.

1

Вводное занятие

1

1

0

2

Игровая гавань

15

5

10

3

Оформительский причал

12

4

8

4

Информационное море

12

6

4

5

Дорога общения

30

10

20

ВСЕГО

68

26

42

Наименование разделов

Теорет.

Практич.

Всего часов

1

Вводное занятие

1

0

1

2

Игровая гавань

5

10

16

2.1.

Основы публичного выступления.

1

4

6

2.2.

КТД: методика  организации и проведение

4

6

10

3

Оформительский причал

4

8

12

3.1.

Основы журналистского мастерства

1

2

3

3.2.

Стенгазета: специфика жанра

1

2

3

3.3.

Выставки: виды и основы оформления

1

2

3

3.4.

Школьная газета

1

2

3

4

Информационное море

6

4

12

4.1.

Понятие информации: виды информации, источники информации

2

2

4

4.2.

«Всемирная паутина» как источник информации

2

2

4

4.3.

Детские общественные объединения России. История появления

2

0

2

5

Дорога общения

10

20

30

5.1.

Понятие «Лидер»

2

2

4

5.2.

Лидер и его команда

2

4

6

5.3.

Общение как одна из основных ценностей человека

2

6

8

5.4.

Конфликты и пути их разрешения

2

4

6

5.5.

Этика и культура делового общения

2

4

6

ВСЕГО

28

42

68

Содержание программы (1 год обучения)

Раздел 1. Вводное занятие

Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.

Раздел 2. Игровая гавань

 2.1. Основы публичного выступления

Основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи, основы актерского мастерства, импровизация, аксессуары актера, разработка сценария, музыкальное сопровождение

-организация дня самоуправления;

-разработка праздника Осени; «Хэллоуин».

 2.2. КТД: методика  организации и проведение

"Я – актер: основы актерского мастерства. Выбор амплуа", "Компоненты поведения: интонация, мимика, жесты", "Проявление характера персонажа в общении", "Импровизация", "Разработка сценария: этапы работы", "Художественное решение", "Музыкальное сопровождение: передача настроения музыкой"

-разработка и проведение концертной программы на день матери;

-подготовка и участие в фестивале «Будьте здоровы!»

Раздел 3. Оформительский причал

  3.1. Основы журналистского мастерства

Основы журналистики. Права и обязанности журналистов. Издательское дело. Планирование работы редакции. Жанры журналистики

-выпуск репортажа Школьного ТВ

 3.2. Стенгазета: специфика жанра

Правила оформления стенгазеты, художественное решение

-создание, обработка статьи;

 3.3. Выставки: виды и основы оформления

Методика организации выставок в школе, выбор темы, композиционные правила построения, учет законов цветоведения, организация выставок поделок из природного материала, организация тематических выставок

-конкурс-выставка Новогодних газет;

-фото-выставка работ «Родина моя - начало начал»

 3.4. Школьная газета

Специфика школьной газеты, подбор информации

-выпуск школьной газеты

Раздел 4. Информационное море

 4.1. Понятие информации: виды    информации, источники информации

Понятие "информация". Виды информации, источники. Работа с методической и справочной литературой

-поиск и обработка информации для социальных проектов.

 4.2. «Всемирная паутина» как источник информации

"Всемирная паутина" как один из источников информации. "Полезная" и "бесполезная" информация. Практическая работа "В мире полезной информации"

-подготовка мастер-класса на конкурс  «Лидер года»;

-доработка социальных проектов.

 4.3. Детские общественные объединения России. История появления

Детские общественные организации. Из истории создания. Зарубежные и российские общественные организации. "Наша история", "Детские движения мира", "Областные и районные детские организации". Беседа "Роль детских организаций".

-создание фильма о детских  общественных организациях в России

Раздел 5. Дорога общения

 5.1. Понятие «Лидер»

Понятия "лидер", "команда". Основные качества лидера. Работа в группе. Работа с методической и справочной литературой, тренинги.

-подготовка и участие в конкурсе «Лидер года»

 5.2. Лидер и его команда

Понятия "лидер", "команда". Качества лидера. Взаимоотношения лидера и его команды. Занятия по темам: «Понятие "лидер"», "Разбуди в себе лидера", "Скромность –
достоинство королей", "Лидер – человек действия", "Лидер и доверие", "Ключи к успеху: стремление к самосовершенствованию", "Развитие навыков принятия и исполнения решений". Проведение КТД.

-организация развлекательной программы «23+8» к Дню защитника Отечества и Международному женскому дню.

-разработка сценария и участие в конкурсе «Созвездие талантов»

-проведение праздника «Слет отличников и ударников»

 5.3. Общение как одна из основных ценностей человека

Понятия "общение", "собеседник". Виды общения. Занятия по темам: "Основы публичного выступления", "Ораторское искусство", "Культура речи
и правила русской орфоэпии", "Виды общения". Практическая работа
в группах.

-проведение дня здоровья;

-участие в акциях ВНД

-участие в конкурсе «Гордость ЮВК»

 5.4. Конфликты и пути их разрешения

Понятие конфликта, виды конфликта, конфликты и пути их разрешения. Занятия по темам: "Барьеры в общении", "Искусство спора", "Виды конфликтов", "Стили разрешения конфликтов". Проведение КТД.

-конкурсно-игровая программа «Моя семья-моё богатство»

 5.5. Этика и культура делового общения

Понятия "этика", "деловое общение". Специфика и требования к форме делового общения. Подбор необходимого материла по теме "Я – будущий президент", проведение КТД.

-день предпринимательства - проведение деловой игры.

-посвящение в члены ЮВК.

 Учебно-тематический план  (2 год обучения)

Наименование разделов

Количество часов

Теорет.

Практ.

1

Вводное занятие

2

2

0

2

Познавательный риф

78

20

58

3

Остров права

64

24

40

ВСЕГО

144

46

98

Наименование разделов

Теорет.

Практич.

Всего часов

1

Вводное занятие

2

0

2

2

Познавательный риф

20

58

78

2.1.

Познай и реализуй себя

8

22

30

2.2.

Социальное проектирование

12

36

48

3

Остров права

24

40

64

3.1.

Закон о защите прав детей

6

12

18

3.2.

Законы, регулирующие школьную жизнь

6

16

22

3.3.

Избирательное право в школе

12

12

24

ВСЕГО

46

98

144

 Содержание программы (2 год обучения)

Раздел 1. Вводное занятие

Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.

Раздел 2. Познавательный риф

 2.1. Познай и реализуй себя

Понятия "личность", "воображение", "характер", "темперамент", "эмоции". Занятия по темам: "Вы – личность", "Дайте волю воображению", "Воля и самостоятельность", "Решение проблем", "Мир эмоций", "Общение: необходимость
и роскошь", "Шансы стать генералом", "Без конфликтов не бывает", "Правила делового общения", "К своей социальной зрелости", "Будь уверен в себе".Работа
с методической и справочной литературой, тренинги.

 2.2. Социальное проектирование

Проектная деятельность. Специфика, правила работы по проекту. Оформление работы. Понятие "социальный проект".Занятия по темам:"Целеполагание в проектной деятельности", "Создаем проект вместе", "Этапы работы над проектом", "Социальная значимость".Тренинги.

Раздел 3. Остров права

  3.1. Закон о защите прав детей

Знакомство с законами по защите прав детей
в РФ и в мире. Гражданское право. Занятия по темам: "Декларация прав
о защите детей", "Что мы знаем о Конвенции", импровизированная игра "Суд идет", дискуссия "Защита прав детей в России". Подбор материала для творческой работы, оформление и защита творческой работы
"Я – гражданин России"
(в рамках кон-
курса Думай, решай, действуй!")

 3.2. Законы, регулирующие школьную жизнь

Устав школы, детской организации, законы школы, правила поведения. Занятия по темам: "Главный школьный документ – Устав", "Наши права и обязанности", "Правила поведения в школе", "Нужна ли школьная форма?", "Как наказать нарушителей". Творческая работа, разработка законов детского объединения.

 3.3. Избирательное право в школе

Избирательное право, локальные акты, положение об избирательной комиссии, права и обязанности членов избирательной комиссии. Занятия по темам: "Законы о выборах", "Мы выбираем, нас выбирают…", "Работа избирательной комиссии", "Агитационная кампания кандидата: победит лучший!","Избирательная комиссия: должности и обязанности", "Кандидат и его команда".

Методическое обеспечение программы

    Обучение по программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, в ходе которых воспитанники будут анализировать и моделировать различные ситуации, высказывать и защищать свою и коллективную точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. В процессе занятий дети самостоятельно или при помощи педагога могут выявить свои слабые и сильные стороны, склонности и возможности.

 Формы проведения учебных занятий

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом принципов, поставленной цели, задач программы и возраста воспитанников.

Деловые и ролевые игры (например, деловые игры "Издательство", "Выборы", ролевая игра "Остров") учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, способствуют расширению поведенческого диапазона детей, развитию их уверенности в себе, интеллектуальному росту.

Между практическими блоками организуются беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от их перспективности и от содержания пройденного материала. Беседа может проводиться в начале изучения раздела как введение в вопрос (например, "Правила поведения во время экскурсий") или на заключительных занятиях по разделам программы как обобщение ("Достоинства и недостатки деятельности детской организации"). Наиболее продуктивными являются те занятия, на которых сочетаются беседа/дискуссия (не более 10–15 мин) и практическая деятельность с демонстрацией практических приемов.

Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить, отвечать быстро и аргументированно). Использоваться творческие задания должны обязательно (пусть и нечасто), т. к. они формируют навыки открытого общения и умения применять полученные знания в новой ситуации.

Проектирование и моделирование осуществляются с целью создания условий для выдвижения, развития и реализации воспитанниками творческой идеи – как индивидуальной, так и групповой. В рамках данной программы обучающиеся могут разработать и реализовать долгосрочный творческий проект "Школьная газета".

Конкурс позволяет определить степень усвоения большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма предполагает игровые элементы: деление на команды, наличие жюри, зрителей и т. д. Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию "Я-образа" через соперничество, самопознание путем сравнения себя и сверстника. Участие в районных конкурсах позволяет реализовать "ситуацию успеха".

Коллективно-творческое дело (далее – КТД) – основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей.

Целесообразно также проводить упражнения на взаимодействие в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми. 

 Проверка результатов обучения

Для проверки прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе организуются три вида контроля:

  • вводный – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений по ТБ, беседа, тренинг);
  • промежуточный – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая) игра);
  • итоговый – апрель – май текущего учебного года (КТД, беседа, проект).

 

Список литературы

1. Белинская Е.П. , Как стать лидером.- М., 2000.

2. Волохов А.В., Система самоуправления в детских общественных объединениях.- Нижний Новгород,2009.

3. Горохова Е.В., Хочу быть лидером.- Нижний Новгород,2000.

4. Коновалова О.Б., Время выбрало нас! (вып.3) – Н. Новгород,200

5. Лопатина И.Г., Ярмарка социальных инициатив. – Н. Новгород,2004.

6. Можейко О.В., Школа вожатого и воспитателя. – Волгоград,2007.

7. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии. – М.,1998.

8. Тетерский С.В., Я в команде. – Н. Новгород, 2009.

9. Фришман И.И., Шаги навстречу. – М., 2009.

10.Фришман И.И., Тебе, вожатый! (вып.4) – Н. Новгород,2005.

11.Шмаков С.А., Игры учащихся - феномен культуры. – М.,1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

Дополнительная образовательная программа "Лидер XXI века"

Срок реализации программы – 3 года, возраст детей 11-17 лет.Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...