Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с дошкольниками по теме "Моя малая Родина"
календарно-тематическое планирование по краеведению по теме

Ульянова Елена Владимировна
АННОТАЦИЯ Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству — сложная за¬дача, особенно когда речь идет о де¬тях дошкольного возраста. Но, как известно, большой патриот вырастает из маленького, т.е. любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – родителям, бабушке, дедушке, любви к своему дому, улице, на которой живет, детскому саду, микрорайону – с любви к своей малой Родине. Начальным этапом в формировании у детей любви к малой Родине следует с накопления ребенком знаний, соци¬ального опыта жизни, организацию доступной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodina.docx 31.09 КБ

Предварительный просмотр:

                     Маленькая родина всё равно большая,

ведь она единственная.

Ж. Ренар

Воспитание любви к малой Родине

      Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству — задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. «Годы детства — это прежде всего воспитание сердца», — писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Но, как известно, большой патриот вырастает из маленького, т.е. любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – родителям, бабушке, дедушке, любви к своему дому, улице, на которой живет, детскому саду, микрорайону – с любви к своей малой Родине.

      Базовым этапом в формировании у детей любви к малой Родине следует считать накопление ребенком знаний, социального опыта жизни, формирование на их основе отношений и организацию доступной деятельности.  Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, трудовую, умственную, эстетическую, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.

   В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент. Когнитивный компонент «обеспечивает» содержание, а поведенческий выполняет проверочно-диагностическую функцию.

В этой работе можно выделить несколько направлений по формированию у детей положительных эмоций:

  • к своей семье;
  • к своему дому, улице, на которой живет;
  • к детскому саду, людям, работающим в нем;
  • к природе;
  • к окружающей социальной действительности;
  • к истории образования и развития микрорайона.

   Наш детский сад находится в микрорайоне «Коммунар» города Владимир. До 2006 года эта территория называлась поселок «Коммунар», который образовался с созданием одноименного совхоза в 1920 году. Наш микрорайон не обладает архитектурными красотами, историческими памятниками, но в нем слились село и город на фоне удивительно многообразной природы, ландшафта, рек, озер...

В нашем детском саду действует долгосрочный проект «Владимир – город, а «Коммунар»?» с 2007 года. Работа велась по трем блокам: информационный (накопление материала), технологический (методическая работа с педагогами, детьми, родителями), организационный (создание предметно-развивающей среды ДОУ и групп).

      В детском саду собраны фотоальбомы «Микрорайон «Коммунар»» (исторический и современный), «Профессии рабочих совхоза «Коммунар»», карта микрорайона, видеофильм.

Мною разработано:

  • Семинар-практикум для педагогов ДОУ;
  • перспективное планирование по данной теме для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста;
  • информация для родителей по ознакомлению с историей образования микрорайона, его развитием, социо-культурной жизнью.

    С учетом возрастных особенностей детей в группах были созданы условия и отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала. Методы и приемы, которые преобладают в каждой возрастной группе: в младшей – игровая деятельность, беседы, знакомство с персоналом, помещением, территорией ДОУ, ближайшей улицей; в средней – добавляются целевые прогулки и посещения, экскурсии, трудовая деятельность; в старших группах – добавляются игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, НОД, сообщения детей по тематике мини-проектов «Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Моя улица», «Где мы любим отдыхать» и т.д., просмотр видеофильмов, творчество детей. Для родителей подготовлены информационные стенды, консультации.

   Хочется отметить, что проводимая работа становится эффективной только при условии активного взаимодействия детей со взрослыми (педагогами и родителями). Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.

     Таким образом, наш детский сад является социокультурной средой, в которой созданы оптимальные условия для воспитания у детей  патриотизма, основ гражданственности, а также интереса и любви к своей «малой Родине».

Перспективное планирование работы

в младшей группе детского сада

по теме «Моя малая Родина – микрорайон «Коммунар»»

месяц

содержание

Сентябрь

Знакомство с помещениями группы и участком для прогулок.

Беседа с детьми о работе няни.

Октябрь

Знакомство с трудом медсестры, целевое посещение её кабинета.

Ноябрь

Знакомство с территорией ДОУ, целевая прогулка вокруг здания ДОУ.

Заучивание домашнего адреса.

Декабрь

Целевое посещение кухни ДОУ.

Рассматривание территорий близлежащих домов.

Январь

Знакомство с помещениями ДОУ. Посещение старшей и подготовительной к школе групп.

Повторение домашнего адреса.

Февраль

Закрепить знания детей о помещениях ДОУ – прогулка по ДОУ.

Целевая прогулка к близлежащей улице Центральная.

Март

Целевая прогулка по зданию ДОУ - как зовут знакомых сотрудников.

Целевая прогулка вокруг здания ДОУ – показ окон знакомых помещений.

Апрель

Беседа с рассматриванием фотоальбомов «Микрорайон «Коммунар»».

Целевая прогулка по территории ДОУ – рассматривание зелёных насаждений.

Май

Беседа с рассматриванием фотоальбомов «Микрорайон «Коммунар»» - закрепление знаний о его названии, достопримечательностях.

Целевая прогулка по территории ДОУ – что нового появилось на территории (цветники, постройки и т. д.)

Перспективное планирование работы

в средней группе детского сада

по теме «Моя малая Родина – микрорайон «Коммунар»»

месяц

содержание

Сентябрь

Знакомство с помещениями группы и участком для прогулок.

Целевая прогулка вокруг здания ДОУ

Октябрь

Целевое посещение прачечной ДОУ.

Целевая прогулка по близлежащей улице, на которой стоит ДОУ.

Ноябрь

Вспомнить с детьми домашний адрес.

Беседа «Я иду в детский сад» - о названии улиц, по которым дети приходят в ДОУ.

Декабрь

Целевое посещение кухни ДОУ.

Беседа «Как готовятся к празднику на улицах микрорайона».

Январь

Целевая прогулка по ДОУ – какие помещения, кто в них трудится, как зовут, что делают.

Целевая прогулка по близлежащей улице – какие предприятия на ней находятся.

Февраль

Целевая прогулка и беседа по зданию ДОУ «Куда мы попадем, если…»

Беседа с рассматриванием фотоальбомов «Микрорайон «Коммунар»» - достопримечательности.

Март

Целевая прогулка по территории ДОУ – что нового появилось на территории.

Беседа о микрорайоне – как называется, его достопримечательности, где живут дети и т. д.

Апрель

Беседа с рассматриванием фотоальбомов «Микрорайон «Коммунар»» - кто де был.

Целевая прогулка по близлежащей улице – на какие улицы можно выйти с неё, куда попадем, что находится там.

Май

Беседа о помещениях ДОУ – с помощью карточек-символов составить здание ДОУ.

Закрепление знаний о названии улиц микрорайона.

Перспективное планирование работы

в старшей группе детского сада

по теме «Моя малая Родина – микрорайон «Коммунар»»

месяц

содержание

Сентябрь

Беседа – микрорайон, в котором живут дети.

Целевая прогулка: улица Центральная, на огород.

Экологическая тропа «Деревья и кустарники».

Октябрь

Занятие по развитию речи «Моя малая Родина – микрорайон «Коммунар»». Целевая прогулка: панорама города Владимир, экологическая тропа – изменения в природе. Экскурсия по ул. Советская. Беседа о ДОУ.

Ноябрь

Целевая прогулка: панорама города Владимир, экологическая тропа – изменения в природе

Экскурсия в СПК «Коммунар». Беседа – мой адрес.

Декабрь

Беседа – закрепление названия улиц микрорайона.

Сообщения детей – «Дом, в котором я живу».

Целевая прогулка по территории ДОУ – составление плана. Экскурсия по ул. Песочная.

Январь

Целевая прогулка: панорама города Владимир, экологическая тропа – изменения в природе

Беседа - карта микрорайона.

Февраль

Беседа - профессии в ДОУ. Экскурсия на почту.

Целевая прогулка – благоустройство улиц.

Сообщения детей «Мой папа (дед) служил в Армии».

Март

Беседа «Где я люблю гулять в нашем микрорайоне».

Целевая прогулка: панорама города Владимир, экологическая тропа – изменения в природе.

Сообщения детей «Моя мама (бабушка)»

Экскурсия в пожарную часть на территории микрорайона

Апрель

Беседа – улица, на которой я живу. Целевая прогулка: на огород, экологическая тропа – изменения в природе. Экскурсия на ул. Судогодское шоссе.

Май

Беседа - названия улиц нашего микрорайона.

Сообщения детей «Мой прадед воевал на войне».

Целевая прогулка по территории ДОУ – что появилось нового. Экскурсия «Где живут бобры».

Лето

Беседа

•        правила безопасного поведения на природе

•        растительный и животный мир нашего района

Поход в пойму реки Клязьма.

Совместная работа на огороде и цветниках.

Творчество детей – мой дом, моя улица, мой детский сад и т.д.

Перспективное планирование работы

в подготовительной к школе группе детского сада

по теме «Моя малая Родина – микрорайон «Коммунар»»

месяц

содержание

Сентябрь

Беседа – микрорайон, в котором живут дети.

Целевая прогулка на огород.

Экскурсия в осенний парк «Загородный».

Экологическая тропа «Деревья и кустарники».

Октябрь

НОД по ознакомлению с окружающим «Моя малая Родина – микрорайон «Коммунар»». Целевая прогулка: панорама города Владимир, экологическая тропа – изменения в природе

Экскурсия по ул. Центральная и Советская.

Знакомство с работой заведующей детским садом.

Ноябрь

Целевая прогулка: панорама города Владимир, экологическая тропа – изменения в природе

Экскурсия на почту в отдел посылок.

Беседа – мой адрес, предложить детям сделать макет своего дома.

Декабрь

Беседа – закрепление названия улиц микрорайона.

Целевая прогулка по территории ДОУ – составление макета.

Экскурсия по ул. Песочная.

Знакомство детей с трудом завхоза.

Январь

Целевая прогулка: панорама города Владимир, экологическая тропа – изменения в природе. Беседа - карта микрорайона, предложить детям сделать план микрорайона.

Знакомство с работой методиста детского сада.

Февраль

Беседа - профессии в ДОУ.

Экскурсия в танковый полк.

Целевая прогулка – благоустройство улиц.

Сообщения детей «Мой папа (дед) служил в Армии».

Март

Беседа «Где я люблю гулять в нашем микрорайоне».

Д/и «Где я нахожусь?» Целевая прогулка: панорама города Владимир, экологическая тропа – изменения в природе. Сообщения детей «Моя мама (бабушка)». Экскурсия в библиотеку.

Апрель

Беседа – улица, на которой я живу, предложить детям сделать макет улицы.

Целевая прогулка: на огород, экологическая тропа – изменения в природе. Экскурсия в школу.

Май

НОД (заключительное) по ознакомлению с окружающим по теме «Моя малая Родина – микрорайон «Коммунар»».

Сообщения детей «Мой прадед воевал на войне».

Целевая прогулка по территории ДОУ – что появилось нового.

Поход с инструктором по туризму в ближайший лес.

Лето

Беседа

•        правила безопасного поведения на природе

•        растительный и животный мир нашего района

Поход в пойму реки Клязьма.

Совместная работа на огороде и цветниках.

Творчество детей – мой дом, моя улица, мой детский сад и т.д.

Список использованной литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа/Н.В. Алешина.-М.:ЦГЛ,2004.
  2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа/Н.В. Алешина.-М.:ЭЛИЗЕ ТРЕЙДИНГ,2002.
  3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы/Н.В. Алешина.-М.:ЦГЛ,2004.
  4. Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста/Т.И. Доможакова//Управление ДОУ.-2006.-№8.-с.80-85.
  5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина…/Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова//Управление ДОУ.-2002.-№6.-с.76-84.
  6. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина…/Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова//Управление ДОУ.-2005.-№1.-с.86-91.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к культуре малой Родины

Родина, Россия, родная природа - этьи слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к истории своего края. В процессе приобщения дошкольников к культуре, народным промыслам своего народ...

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе "Неделя детской книги"

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы в средней группеТема: «Неделя детской книги».Цель и задачи проекта:— введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными...

Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема недели: «Неделя Солнца». 25.09.2018

Планирование воспитательно-образовательной работы в группе № 3 (3-4 лет) на неделю с 17.09.2018 по 21.09.2018Тема недели: «Неделя Солнца»....

Планирование воспитательно-образовательной работы.Тема недели: «Экологическая неделя «Здравствуй, Осень золотая».12.10.2018

Планирование воспитательно-образовательной работы в группе № 3 (3-4 года) на неделю с 08.10.2018 по 12.10.2018Тема недели: «Экологическая неделя «Здравствуй, Осень золотая»....