Анализ работы литературно-краеведческого кружка "По малой родине моей"
материал по литературе на тему

Литературное краеведение может стать помощником в воспитании любви к Родине, воспитанием красоты, познавательных интересов и способностей. Оно делает изучаемых писателей и созданные ими произведения ближе. Занятия дают возможность реализации  учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_kruzhka.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы литературно - краеведческого

кружка «По малой Родине моей»

         Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это   относится и к школьному литературному  краеведению, значение которого особенно возрастает. Литературное краеведение может стать действительным помощником по воспитанию  у учащихся любви к Родине, чувства красоты, познавательных интересов и способностей. Оно делает изучаемых писателей и созданные ими произведения ближе, ибо они познаются через знакомое и близкое; приобщает к технике литературоведческих разысканий, к работе с разнообразными источниками; способствуют выработке активной жизненной позиции учащихся, нацеливает их на общественно полезную работу, прежде всего по охране и пропаганде памятников истории и культуры своей области, своего района.

            Занятия краеведческого кружка дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности старшеклассников. Участие в конкурсах, конференциях обеспечивает выполнение учащимися элементов работы в рамках данных мероприятий. Организация краеведческой исследовательской деятельности школьников в личностно-ориентированной модели имеет некоторые особенности:

- цель исследовательской деятельности: развитие своеобразия личности, механизмов рефлексии, познавательных стратегий, обогащения личностного опыта;

- способ приобщения: вовлечение через внутренние познавательные мотивы, устойчивый интерес к краеведческой образовательной области, личное участие в системе научных чтений, общение со сверстниками-исследователями;

- основные средства: стартовое обучение основам исследовательской деятельности с постоянной коррекцией; совместный поиск педагога и ученика по развитию индивидуальной стратегии; диалог учителя и ученика, учет познавательных предпочтений;

- особенности этапов учебного исследования: вариативность исследовательской деятельности; учет личностных особенностей ученика; корректировка темы исследования в процессе деятельности; попытка ученика самостоятельно определить гипотезу, задачи и методы исследования, согласовывая их с научным руководителем; уточнение плана по ходу исследования в зависимости от промежуточных результатов; эксперимент (обогащение жизненного опыта ученика в процессе  отбора краеведческого материала), множество проб и ошибок в реализации эксперимента;

- особенности организации обратной связи: обратная связь организуется в процессе исследования, особенно важны личные открытия и озарения, что приводит к осознанию личностной и исследовательской компетенции;

- результаты исследовательской деятельности: результаты фиксируются как внутренние и качественные достижения личности, а потом как способы социального признания (на школьных краеведческих конференциях, на городских и областных мероприятиях);

- использование опыта, приобретенного в ходе исследовательской работы: возможность продолжить исследовательскую деятельность, закрепить успех, выйти на новый уровень личностного развития.

В ходе работы ученики представляли свои  творческие возможности на следующих мероприятиях:

  1. районный конкурс чтецов лирических и прозаических жанров «Живое слово»:

Шкурко Юлия (10 «А» кл.) – чтение фрагмента прозаического произведения донского писателя-краеведа В.Моложавенко «По Тихому Дону» - 1 место;

Бойченко Владлена (8 «А» кл.) - чтение фрагмента прозаического произведения донского писателя-краеведа В.Моложавенко «Смоленщина» - 1 место.

  1. участие в городском мероприятии, посвященном жизни и творчеству В.Моложавенко, на котором обучающиеся читали прозаические отрывки из произведений донского краеведа:

Ефремова Марина – фрагмент «на поле Куликовом»;

Шкурко Юлия (10 «А» кл.) – чтение фрагмент «По Тихому Дону»;

Бойченко Владлена (8 «А» кл.) - чтение фрагмент «Смоленщина».

  1. участие в 23 краеведческой конференции:

 Калашникова Ангелина на районном туре представила исследовательский проект «…казачка! Что может быть красивее…», заняв 1 место. По результатам городского тура  работе присвоено 2-е место.

     Участники кружка принимали активное участие в классных мероприятиях, выступали на обшешкольных, показывая свои творческие способности. Нужно отметить, что члены кружка уже подготовили исследовательские проекты на 24-ю краеведческую конференцию в номинации литературное краеведение.

     В перспективе эти обучающиеся формируют вокруг себя ученическое сообщество, которое может находить нужную информацию, обрабатывать её, делать выводы, представлять в сжатом виде. Такое сообщество детей и взрослых несет в себе большой воспитательный потенциал. Ребята получают опыт самоуправления развития коммуникативных способностей, приложения своих творческих возможностей в сфере искусства, литературы и истории.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "С малой родины моей начинается Россия"

Статья "С малой родины моей начинается Россия"знакомит читателей с мероприятиями, проведенными специалистами  в рамках Всероссийского  отрытого  урока  "Моя малая родина"  в...

Дополнительная образовательная программа «ПО МАЛОЙ РОДИНЕ МОЕЙ» НОМИНАЦИЯ. ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ.

                             Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содей...

Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»

Программа «По малой Родине моей» построена на  принципе  взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего ма...

Социальный проект Прошлое и настоящее малой родины моих предков

История забытых деревень Воронежской области...

Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...

По малой Родине моей

Программа дополнительного образования...

Музейный урок. Герои малой Родины моей

Данная методическая разработка музейного урока посвящена землякам -  участникам  Великой Отечественной войны и труженикам тыла.Аудитория: Музейный урок ориентирован  на  учащи...