Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»
рабочая программа по краеведению по теме

Программа «По малой Родине моей» построена на  принципе  взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего маленького сельского уголка с огромным понятием Россия, помогают усвоению учащимися самых сложных вопросов развития страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0002f239-af909f9b.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Парфеньевского района Костромской области

Утверждаю

Директор ДДТ

Дмитриева О.В.

Приказ  №___от__________

Программа краеведческого кружка

« По малой Родине моей»

                         

Срок реализации – 1 год

Возраст обучающихся – 11-14 лет

ФИО педагога Лебедева Н.Л.

                                 

Савино

Пояснительная записка

  Краеведение – один из элементов исторического образования в школе, одна из важных отраслей обществоведческой системы. Краеведение является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, а так же занимает важное место в формировании патриотических качеств молодого поколения.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к  Савинской земле.

Программа «По малой Родине моей» построена на  принципе  взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего маленького сельского уголка с огромным понятием Россия, помогают усвоению учащимися самых сложных вопросов развития страны.

Данная программа предназначена для проведения кружка в  основной общеобразовательной школе, рассчитана на учащихся 11-15 лет. Программа реализуется в течение 2016-2017  учебного года  по четыре  часа в неделю. Итого 144 часа.

Цель программы:

на основе собранного местного материала способствовать изучению отечественной истории, формированию мировоззрения, воспитанию нравственности, убежденности, активной жизненной позиции через поисково- исследовательскую направленность.

Задачи программы:

1.Изучение прошлого и настоящего села Савино, Савинской земли, обычаев, традиций и духовной культуры.

2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родной деревне.

3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

4.Активизация поисковой деятельности учащихся.

5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

6.Формирование у школьников навыков информационной культуры. 7.Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.

Основные направления:

Программа “Моя малая родина” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.

Формы проведения занятий:

  • Практические
  • Рассказ педагога и рассказы детей
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Встречи с интересными людьми
  • Походы, экскурсии
  • Конкурсы, викторины
  • Составление презентаций Power Point
  • Работа с документами, СМИ, Интернет-ресурсами
  • Исследовательская деятельность
  • Создание стенгазеты «По малой Родине моей»

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном селе.

Прогнозируемые результаты: 

Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», создание стенгазеты «По малой Родине моей». Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.  Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.

Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

Что должны знать и уметь воспитанники:

  • Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
  • Составлять доклады, рефераты
  • Оформлять дневник похода
  • Применять полученные знания на практике
  • Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
  • Практиковаться в умении проводить экскурсии

Учебно-тематический план

тема

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Введение. Краеведение - наука о родном крае

3

2

1

2

2016 – юбилейный год

20

6

14

3

Красотою славится наша земля

   6

2

4

4

Савинская земля

4

2

2

5

Откуда пошёл мой род

8

1

7

6

Семейные традиции, праздники

10

1

9

7

Я и моя деревня

8

3

5

8

Традиции и обычаи

16

6

10

9

« Их имена навечно останутся в нашей памяти»

12

2

10

10

«Не позволяй душе лениться»

12

2

10

11

История края

20

4

16

12

Дорога к храму

8

4

4

13

Создание папки

 « Путеводитель по деревне Савино»

8

-

8

14

Создание стенгазеты «Моя малая Родина»

6

-

5

15

Внеклассные мероприятия

3

-

3

Итого

144

Содержание программы

        

  1. Человек и его окружение.

Что изучает краеведение.

Источники изучения родного края.

Теоретический этап: изучение материалов.

Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае

  1. История образования Парфеньевского района.

 Геральдика. Юбилей села Парфеньево.

Знакомство с селами района.

           С.В.Максимов – гордость нашего района.

           Юбилей районной газеты

Теоретический этап: изучение материалов по данным темам (лекции, презентации)

Практический этап: заочная экскурсия по Парфеньеву и Парфеньевскому району, разработка и зарисовка герба деревни, викторины по творчеству Максимова С.В., работа с подшивками местной газеты в сельской библиотеке.

  1. Знакомство с природой района.

 Воспитание бережного отношения к природе.

Теоретический этап: изучение материала, работа с картой района

 Практический этап: подбор материала к папке « Путеводитель по деревне Савино», разработка памятки «Все в твоих руках»

  1. Географическое положение. Климат.

 Растительный мир. Животный мир.  « Путеводитель по деревне Савино»

Теоретический этап: изучение материала

Практический этап: экскурсия на природу, подборка материалов

  1. Знакомство со своей родословной.

Теоретический этап: Что такое генеалогическое древо

Практический этап: Создание родословной своей семьи

  1. Сбор материала на тему: « Традиции в моей семье».

Теоретический этап: изучение материала

Практический этап: оформление альбома

        

  1. История деревни.

Моя деревня  через 50 лет. Создаем проекты домов и природы нашей деревни в будущем.

Теоретический этап: Что изучает археолог. История деревни

Практический этап: экскурсия в школьный минимузей                                             « Памятники истории вокруг нас», пополнение музея новыми экспонатами, фотовыставка «Вот моя деревня»

  1. Народные праздники, отмечаемые в нашей деревне

Теоретический этап: знакомство с праздниками, отмечаемыми в нашей местности

Практический этап: совместное с домом культуры проведение праздников

  1. Знакомство с ветеранами Великой Отечественной войны

Теоретический этап: кого мы называем ВЕТЕРАН.

Практический этап: изучение письменных источники по истории нашего края, составление брошюры «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны»

  1. Сбор материала о героях труда «Они рядом с нами».

Сбор материалов о людях разных профессий

Поисковая деятельность, составление опросника ,оформление воспоминаний.

Теоретический этап: изучение литературы по работе с респондентами.

Практический этап: интервьюирование, составление брошюры

  1. История деревень родного края: Артемово, Родино, Левино, Завражье, Меледино, Горелец.

Знакомство с известными людьми нашего края: С.С.Румянцев, П.Н.Ухов, В.И.Константинов

Теоретический этап: изучение материалов по истории деревень нашего края.

Практический этап: зкскурсии, встречи, составление презентаций, сборников стихов.

  1. Храмы земли Парфеньевской.

Храм Святой Троицы в селе Горелец

Теоретический этап:изучение материалов, презентации.

Практический этап: экскурсия в Горелец, составление карты храмов и часовен нашего края

  1. Обработка собранного материала и оформление брошюры «Путеводитель по деревне Савино»

  1.  Обработка материала и создание стенгазеты «Моя малая Родина»

  1.  Внеклассные мероприятия «Поговорим о старине», «Колесо истории»

             Конкурс проектов

Заключение:

Данная система изучения своей малой Родины-погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Она способствует духовному развитию ребенка.

Список литературы

  1. Д. Белоруков «Деревни, села и города Костромского края», Кострома 2000 г.
  2. С. Максимов «Избранное», Москва Советская Россия, 1981 г.
  3. И. Н.Синова «Народы России: история и  культура, обычаи и традиции» Санкт-Петербург 2010 г.
  4. Л.Дерягина «Праздники и знаменательные даты России» Санкт-Петербург 2009 г.
  5. Подшивки газеты «Парфеньевский вестник»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы литературно-краеведческого кружка "По малой родине моей"

Литературное краеведение может стать помощником в воспитании любви к Родине, воспитанием красоты, познавательных интересов и способностей. Оно делает изучаемых писателей и созданные ими произведения б...

Программа краеведческого кружка.Малая Родина.

Краеведение всесторонне изучает малые территории. С помощью  кружковой работы мы имеем возможность помочь ребенку осознать те многообразные  связи, существующие  между нами и нашими пре...

Программа краеведческого кружка "Моя малая Родина"

Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся, изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции на...

Рабочая программа краеведческого кружка « История школы и моего поселка».

 Рабочая программа краеведческого кружка составлена на  основе авторской программы « История школы и моего поселка», автор Перепеличенко Г.В    Программа предназначена ...

Дополнительная образовательная программа «ПО МАЛОЙ РОДИНЕ МОЕЙ» НОМИНАЦИЯ. ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ.

                             Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содей...

Программа краеведческого кружка «Моя малая Родина» (учащиеся 5-7 класса)

Цель программы:   Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Демидовского района, сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности....

Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...