Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»
рабочая программа по краеведению по теме
Программа «По малой Родине моей» построена на принципе взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего маленького сельского уголка с огромным понятием Россия, помогают усвоению учащимися самых сложных вопросов развития страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0002f239-af909f9b.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Парфеньевского района Костромской области
Утверждаю
Директор ДДТ
Дмитриева О.В.
Приказ №___от__________
Программа краеведческого кружка
« По малой Родине моей»
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся – 11-14 лет
ФИО педагога Лебедева Н.Л.
Савино
Пояснительная записка
Краеведение – один из элементов исторического образования в школе, одна из важных отраслей обществоведческой системы. Краеведение является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, а так же занимает важное место в формировании патриотических качеств молодого поколения.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к Савинской земле.
Программа «По малой Родине моей» построена на принципе взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего маленького сельского уголка с огромным понятием Россия, помогают усвоению учащимися самых сложных вопросов развития страны.
Данная программа предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе, рассчитана на учащихся 11-15 лет. Программа реализуется в течение 2016-2017 учебного года по четыре часа в неделю. Итого 144 часа.
Цель программы:
на основе собранного местного материала способствовать изучению отечественной истории, формированию мировоззрения, воспитанию нравственности, убежденности, активной жизненной позиции через поисково- исследовательскую направленность.
Задачи программы:
1.Изучение прошлого и настоящего села Савино, Савинской земли, обычаев, традиций и духовной культуры.
2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родной деревне.
3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
4.Активизация поисковой деятельности учащихся.
5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
6.Формирование у школьников навыков информационной культуры. 7.Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.
Основные направления:
Программа “Моя малая родина” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.
Формы проведения занятий:
- Практические
- Рассказ педагога и рассказы детей
- Беседы
- Дискуссии
- Встречи с интересными людьми
- Походы, экскурсии
- Конкурсы, викторины
- Составление презентаций Power Point
- Работа с документами, СМИ, Интернет-ресурсами
- Исследовательская деятельность
- Создание стенгазеты «По малой Родине моей»
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном селе.
Прогнозируемые результаты:
Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», создание стенгазеты «По малой Родине моей». Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.
Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
Что должны знать и уметь воспитанники:
- Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
- Составлять доклады, рефераты
- Оформлять дневник похода
- Применять полученные знания на практике
- Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
- Практиковаться в умении проводить экскурсии
Учебно-тематический план
№ | тема | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение. Краеведение - наука о родном крае | 3 | 2 | 1 |
2 | 2016 – юбилейный год | 20 | 6 | 14 |
3 | Красотою славится наша земля | 6 | 2 | 4 |
4 | Савинская земля | 4 | 2 | 2 |
5 | Откуда пошёл мой род | 8 | 1 | 7 |
6 | Семейные традиции, праздники | 10 | 1 | 9 |
7 | Я и моя деревня | 8 | 3 | 5 |
8 | Традиции и обычаи | 16 | 6 | 10 |
9 | « Их имена навечно останутся в нашей памяти» | 12 | 2 | 10 |
10 | «Не позволяй душе лениться» | 12 | 2 | 10 |
11 | История края | 20 | 4 | 16 |
12 | Дорога к храму | 8 | 4 | 4 |
13 | Создание папки « Путеводитель по деревне Савино» | 8 | - | 8 |
14 | Создание стенгазеты «Моя малая Родина» | 6 | - | 5 |
15 | Внеклассные мероприятия | 3 | - | 3 |
Итого | 144 |
Содержание программы
|
Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Теоретический этап: изучение материалов. Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае |
Геральдика. Юбилей села Парфеньево. Знакомство с селами района. С.В.Максимов – гордость нашего района. Юбилей районной газеты Теоретический этап: изучение материалов по данным темам (лекции, презентации) Практический этап: заочная экскурсия по Парфеньеву и Парфеньевскому району, разработка и зарисовка герба деревни, викторины по творчеству Максимова С.В., работа с подшивками местной газеты в сельской библиотеке. |
Воспитание бережного отношения к природе. Теоретический этап: изучение материала, работа с картой района Практический этап: подбор материала к папке « Путеводитель по деревне Савино», разработка памятки «Все в твоих руках»
Растительный мир. Животный мир. « Путеводитель по деревне Савино» Теоретический этап: изучение материала Практический этап: экскурсия на природу, подборка материалов |
Теоретический этап: Что такое генеалогическое древо Практический этап: Создание родословной своей семьи
|
Теоретический этап: изучение материала Практический этап: оформление альбома |
|
Моя деревня через 50 лет. Создаем проекты домов и природы нашей деревни в будущем. Теоретический этап: Что изучает археолог. История деревни Практический этап: экскурсия в школьный минимузей « Памятники истории вокруг нас», пополнение музея новыми экспонатами, фотовыставка «Вот моя деревня» |
Теоретический этап: знакомство с праздниками, отмечаемыми в нашей местности Практический этап: совместное с домом культуры проведение праздников |
Теоретический этап: кого мы называем ВЕТЕРАН. Практический этап: изучение письменных источники по истории нашего края, составление брошюры «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны» |
Сбор материалов о людях разных профессий Поисковая деятельность, составление опросника ,оформление воспоминаний. Теоретический этап: изучение литературы по работе с респондентами. Практический этап: интервьюирование, составление брошюры |
Знакомство с известными людьми нашего края: С.С.Румянцев, П.Н.Ухов, В.И.Константинов Теоретический этап: изучение материалов по истории деревень нашего края. Практический этап: зкскурсии, встречи, составление презентаций, сборников стихов. |
Храм Святой Троицы в селе Горелец Теоретический этап:изучение материалов, презентации. Практический этап: экскурсия в Горелец, составление карты храмов и часовен нашего края |
|
Конкурс проектов |
Заключение: Данная система изучения своей малой Родины-погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Она способствует духовному развитию ребенка. |
Список литературы
- Д. Белоруков «Деревни, села и города Костромского края», Кострома 2000 г.
- С. Максимов «Избранное», Москва Советская Россия, 1981 г.
- И. Н.Синова «Народы России: история и культура, обычаи и традиции» Санкт-Петербург 2010 г.
- Л.Дерягина «Праздники и знаменательные даты России» Санкт-Петербург 2009 г.
- Подшивки газеты «Парфеньевский вестник»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы литературно-краеведческого кружка "По малой родине моей"
Литературное краеведение может стать помощником в воспитании любви к Родине, воспитанием красоты, познавательных интересов и способностей. Оно делает изучаемых писателей и созданные ими произведения б...
Программа краеведческого кружка.Малая Родина.
Краеведение всесторонне изучает малые территории. С помощью кружковой работы мы имеем возможность помочь ребенку осознать те многообразные связи, существующие между нами и нашими пре...
Программа краеведческого кружка "Моя малая Родина"
Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся, изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции на...
Рабочая программа краеведческого кружка « История школы и моего поселка».
Рабочая программа краеведческого кружка составлена на основе авторской программы « История школы и моего поселка», автор Перепеличенко Г.В Программа предназначена ...
Дополнительная образовательная программа «ПО МАЛОЙ РОДИНЕ МОЕЙ» НОМИНАЦИЯ. ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содей...
Программа краеведческого кружка «Моя малая Родина» (учащиеся 5-7 класса)
Цель программы: Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Демидовского района, сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности....
Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...