Дополнительная образовательная программа «ПО МАЛОЙ РОДИНЕ МОЕЙ» НОМИНАЦИЯ. ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ.
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования: нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop.obraz_.zulay_.docx | 44.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «БАБАЮРТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ№11»
Принята на педсовете
Пр.№1, от 28.08. 2007г.
28.08.2007г.
Дополнительная образовательная программа
«ПО МАЛОЙ РОДИНЕ МОЕЙ»
НОМИНАЦИЯ. ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ.
Возраст обучающихся 11- 14 лет.
Срок реализации- 2 года.
Автор-составитель:
КарагишиеваЗулай
Измидиновна – учитель
русского языка и
литературы.
Бабаюрт
2007г.
Программа краеведческого кружка "По малой родине моей"
Пояснительная записка
1.Введение к образовательной программе «По малой родине моей»
Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней, как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования: нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с жизнью Бабаюртовского района, села, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения Бабаюрта,гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитывает патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связана экология. Учащиеся учатся вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы
Представленная программа рассчитана на учащихся 6- 8 классов. Занятия юных краеведов проводятся в основном в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах.
Темы “Мой дом», «Моё село»,«Моя школа” нацелены на воспитание любви и уважения к школе, как к своему второму дому, своей улице и селу как к малой родине.
Изучая историю своей семьи, ребята проникаются чувством ответственности за свою фамилию, историю своей семьи как части народа
В программе второго года обучения учащиеся получают наиболее полное представление о Бабаюртовском районе. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.
Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне района. Важное место на втором году обучения занимает изучение истории Бабаюртовского района , беседы и встречи с интересными людьми.
В процессе обучения в начале преобладают игровые формы , затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.
2.Направленность образовательной программы:
Туристско-краеведческая. Направлена на развитие познавательных,
исследовательских навыков обучающихся по изучению истории родного края, поисковые работы малоизвестных фактов истории
родного края, экспедиционная, архивная, экскурсионная работа.
3.Новизнаданной программы состоит в том, что её основа местный региональный компонент, который раннее не подлежал изучению.
Актуальность программы состоит в привлечении внимания общественности к своим корням.
3.Цели и задачи:
- Углубить и расширить знания учащихся по истории Бабаюртовского района ;
- Развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками ;
- Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников;
- Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории, патриотизм.
4.Отличительные особенности данной программы.
Особенность программы в том, что она даёт возможность каждому ребёнку умения думать, умения взаимодействовать, умения доводить начатое дело до конца.
5.Возраст детей: Программа адресована для детей 11-14 лет.
6.Сроки реализации программы: 1. Программа рассчитана на 2 года обучения.1-й год обучения – 34часов, 2-й год обучения -34 часов.
Всего- 68 часов.
7.Формы проведения занятий:(Встречи с интересными людьми,
круглый стол,творческий отчёт, творческая встреча, беседа,викторина, занятие-игра, диспут, защита проектов, открытое занятие,поход,конференция).
8.Режим занятий: На 1-ом году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу,на 2-й год обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
9.Прогнозируемые результаты: проведение итоговых занятий (после каждого года изучения), на которых подводятся итого за прошедший год. Итогом каждого года является участие кружковцев в экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать об обычаях и традициях народов проживающих в Бабаюртовском районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.
Прогноз:ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности и гражданина своей страны.
10.Способы определения результативности:Педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, опросов, участия воспитанников в викторинах, защиты проектов, конференциях и.т.д.
Первый год обучения
№ | Разделы программы | Всего | теория | практика |
1 | Вводная беседа | 1 | - | - |
2 | Село, в котором мы живём | 2 | - | |
3 | Мой Бабаюртовский район | 6 | 6 | |
4 | Изучение Бабаюртовского района | 6 | 6 | |
5 | Мой дом, семья | 6 | 1 | 5 |
6 | Туристские навыки | 6 | 2 | 4 |
7 | Охрана природы | 4 | 2 | 2 |
8 | Поиск | 6 | 1 | 5 |
9 | Экология | 4 | 4 | |
10 | Итоговые практические занятия | 2 | 2 | |
Итого: | 34 | 6 | 28 | |
№ | Разделы программы | Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводная беседа | 1 | 1 | - | ||
2 | Изучение Бабаюртовского района | 6 | 1 | 5 | ||
2.1 | География Бабаюртовского района | 2 | 2 | - | ||
2.2 | Сёла района | 5 | 1 | 4 | ||
3 | История Бабаюртовского района | 5 | 1 | 4 | ||
Бабаюртовский район в далёком прошлом | 4 | - | 4 | |||
3.2 | ||||||
3.3 | Экология | 2 | 2 | |||
3.4 | Культурные традиции района, села | 2 | - | 2 | ||
4. | Знаменитые люди села, района | 2 | - | 2 | ||
5. | Район в годы ВОВ | 2 | 2 | |||
6. | Культурные и исторические достопримечательности | 1 | 1 | - | ||
7. | Итоговые практические занятия | 2 | 2 | |||
Итого | 34 | 9 | 25 | |||
|
« По малой родине моей» -68 часа
1. Вводная беседа:
- Задачи, содержание программы на новый учебный год.(1 час)
2. Изучение истории Бабаюртовского района (4 часа)
3. География Бабаюртовского района(6 часа)
- Географическое положение, границы, территория
- Полезные ископаемые
- Реки, озёра
- Каналы, водохранилища.
Практические задания: (2часа)
- Выпуск газет с вопросами викторины “Что? Где? Когда? ” для различных параллелей
- Разгадывание ребусов, кроссвордов по истории района.
4. История сёл района (10 часов)
- Герменчик
- Люксембург
- Хасанай
- Хамаматюрт
- Татаюрт
- Янгиюрт
- Туршунай
- Уцмиюрт
- Советское
- Мужукай
- Новокара
- Львовский№1 и другие
5.Практические занятия: (5ч)
- Интеллектуальные игры “Знаешь ли ты свой район ?”
- Оформление альбомов о сёлах района.
6. Наш край в далёком прошлом - 4 часа
Практические занятия:
Экскурсии, встречи со старожилами.
7. Культурные традиции района – 6 часа
- Одежда, быт, нравы сельчан
- Наши знаменитые земляки
- Фольклорный ансамбль села
8.Практические занятия: ( 4 часа)
Встречи с известным мастером по изготовлению национальной гармони Апаевым Б.А.
Выпуск альбомов о культурных традициях села, составление докладов.
9. Экология (2 часа)
- Связь туризма и краеведения с экологией. Правила поведения в природе
- Охрана рек, водоёмов
- Охрана птиц и животных
10.Практические занятия: ( 3 часа)
Походы выходного дня
Учебно-познавательная игра – “Учись , играя”
Практические занятия: (6 часов)
Разработка текстов экскурсий – обзорной и тематической, организация поиска по направлению “Летопись моей школы”
11. История возникновения канала имени Мусы в с.Бабаюрте(5часов)
- Сбор материала о необычных объектах, явлениях природы, обработка данных
Практические занятия: (3часа)
Встречи со старожилами, посещение канала
Выпуск краеведческих газет.
12.. Бабаюртовский район.(4часа)
- География района, природные достопримечательности.
- Знаменитые люди района, район в годы ВОВ.
13.Практические занятия: (4часов)
Посещение Хамаматюртовскогозаповедника
8. Итоговые практические занятия – участие в экологических, туристических и краеведческих мероприятиях. (4 часов).
Методическое обеспечение
Основные методы обучения:
- практические;
- рассказ педагога и рассказы детей;
- беседы;
- дискуссии;
- встречи с интересными людьми;
- мини сочинения;
- походы, экскурсии;
- конкурсы, викторины.
Что должны знать и уметь воспитанники:
- работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
- составлять доклады, рефераты
- оформлять дневник похода
- применять полученные знания на практике
- самостоятельно проводить беседу с населением
- практиковаться в умении проводить экскурсии
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Принципы построения программы:
- Принцип возрастания сложности (от простого к сложному);
- Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций;
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно);
- Принцип интеграции и дифференциации обучения;
- Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип) ;
Техническое оснащение занятий
1.Занятия могут проводиться в компьютерном классе, актовом зале.
2.Применяются ТСО ( компьютер, принтер, интерактивная доска, видеомагнитофон).
3.Учебный комплект на каждого воспитанника ( тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом ).
Использованная литература
1.Краеведение в школе. Педагогическая энциклопедия, т.2. М., «Советская энциклопедия», 1965,с.518-520.
2. Краеведение в работе школы. Надеждина Н.А. М., Учпедгиз, 1965.
3.Газета « За высокий урожай» , 1969г. № 12.
4.Дополнительное образование: сборник авторских программ. Ред.-сост.З.И.Невдахина.Вып.3.-М.: Народное образование, 2007г.
5.Словарь-справочник терминов, используемых в системе дополнительного образования детей. Сост.Л.Н .Буйлова и И.А.Крылова и другие.-М.: ЦРСДОД
Минобразования РФ, 2001г.
Литература для учащихся
1.Бабаюртовкий район в 1928-1998 г.г.Махачкала 1999г.
2.Золотая слава России.( Дагестанцы – Герои России). Махачкала- 2007г.
3.История Дагестана. М.Г. Гаджиев и другие. Махачкала: изд.ДНЦРАН, 1996г.
4. Известные кумыки. И.Аджиев. г.Махачкала. 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».
В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных для родного края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....
Краевой конкурс «Моя малая родина» в номинации «Эколого-краеведческие путеводители»
Краевой конкурс «Моя малая родина» в номинации «Эколого-краеведческие путеводители»...
Дополнительная образовательная программа «Моя малая Родина»
программа дополнительного образования...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности объединения «Родословие» «Ты: твой род и твоя семья» возраст обучающихся 10 -12 лет, подпрограмма «История малой Родины в лицах» возраст 13 -14лет
Дополнительная образовательная программа «Ты: твой род и твоя семья», включающая подпрограмму «История малой Родины в лицах», разработана на основе и в соответствии...
Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»
Программа «По малой Родине моей» построена на принципе взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего ма...
Дополнительная образовательная программа туристко-краеведческой направленности «Краеведение»
Дополнительная образовательная программа туристко-краеведческой направленности «Краеведение»...
Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...