Музейный урок. Герои малой Родины моей
методическая разработка по краеведению (8 класс)
Данная методическая разработка музейного урока посвящена землякам - участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
Аудитория: Музейный урок ориентирован на учащихся среднего школьного возраста (12-14 лет).
Проводится в школьном краеведческом музее.
Цель урока:
Обучающие:
1. Познакомить с историей родного села в годы Великой Отечественной войны.
2. На примерах материала школьного музея показать вклад односельчан в разгром немецко-фашистских захватчиков и достижение Победы в Великой Отечественной войне;
Развивающие:
1. Развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности;
2. Развивать умение публичного выступления, навыки работы в группе.
Воспитательные:
1. На примерах биографий и судеб героев воспитывать у учащихся любовь к Родине, нравственную культуру и уважение к истории своей республики и страны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейный урок. Герои малой Родины моей.
Фархутдинова Луиза Салахатдиновна
Учитель истории
МБОУ ЦО «Наследие»
1 квалификационная категория
89530433682 luiza_akbash@mail.ru
Данная методическая разработка музейного урока посвящена землякам - участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
Аудитория: Музейный урок ориентирован на учащихся среднего школьного возраста (12-14 лет).
Проводится в школьном краеведческом музее.
Цель урока:
Обучающие:
- Познакомить с историей родного села в годы Великой Отечественной войны.
- На примерах материала школьного музея показать вклад односельчан в разгром немецко-фашистских захватчиков и достижение Победы в Великой Отечественной войне;
Развивающие:
- Развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности;
- Развивать умение публичного выступления, навыки работы в группе.
Воспитательные:
1. На примерах биографий и судеб героев воспитывать у учащихся любовь к Родине, нравственную культуру и уважение к истории своей республики и страны
Подготовительная работа: за 1 месяц до начала урока все учащиеся класса заранее должны разбиться на группы, собрать материал по теме:
1) ветеран, живущий рядом со мной;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) труженики тыла;
Под руководством учителя ребята проводят следующую работу: встречаются с ветераном войны (если погиб или умер в мирное время, встречаются с его родственниками, которые его знали и помнят), тружеником тыла, с детьми войны, берут интервью у односельчан, ведут исследовательскую работу с историческими документами по вышеназванным темам, узнают, как жили и трудились односельчане в годы войны.; учитель консультирует, оказывает необходимую помощь в поиске материалов.
Ход урока
- Организационный момент и постановка задач перед обучающимися.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о трагических страницах в жизни нашего народа, о беспримерном мужестве и героизме советских воинов на фронтах войны, о самоотверженном труде рабочих и колхозников в тылу, о женщинах, подростках и детях, вынесших на своих хрупких плечах все тяготы военного времени
Накануне 80-летия Великой Победы над фашизмом важно вспомнить страшные годы войны, чтобы не забывать, какой ценой далась нам победа. Хотя линия фронта, к счастью, не дошла до нашего села, всё же война оставила свой глубокий след в судьбах наших односельчан. Мы обязаны знать и помнить о тех людях, которые подарили нам жизнь под мирным небом, которые день и ночь своим трудом ковали нашу победу.
Прекрасно сказал о наших стойких, мужественных и умелых воинах Маршал Советского Союза И.С.Конев: «Уроженцы дерутся с врагом, как львы».
Высокую оценку ратным действиям наших земляков дал и другой видный полководец Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Р.Я.Малиновский: «Я, как старый солдат, много видел па фронте бойцов и командиров из татар и всегда восхищался их непреклонным упорством, железной волей в бою».
Мы знаем лишь немного из истории наших земляков, и наша задача на уроке – рассказать всем о наших героях, и на основе собранных материалов создать проект виртуальной экскурсии, посвященной 75-летию Победы над фашизмом.
Сегодня мы проводим с вами урок в нашем школьном музее и исследовательские работы ваших одноклассников расскажут нам о подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны.
Ваша задача: На примерах собранного материала и материала школьного музея оценить вклад наших сельчан в разгром немецко-фашистских захватчиков и достижение Победы в Великой Отечественной воине.
Проблемный вопрос:
Что делают и что могут сделать учащиеся нашей школы для увековечивания памяти об участниках Великой Отечественной войны?
- Представление результатов поисково-исследовательской деятельности
Учитель:
Воскресенье. Полдень… и вдруг: «говорят все радиостанции Советского Союза…» Привычный мир с его обычными радостями неожиданно распался. Война ворвалась и закружила в своем водовороте миллионы человеческих жизней. Началась мобилизация отцов, братьев, сыновей.
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Немалый вклад в победу над врагом внесли в годы Великой Отечественной войны жители нашего села.
Из маленького села на фронт ушли более 112 человек. Вернулись в родные края 53 человека. Вернувшиеся с войны на всю жизнь сохранили в душе горечь потерь и боль утраты друзей. Погибли, защищая Родину 57 человек. В центре села стоит мемориал вернувшимся и погибшим землякам. Здесь проходят митинги, линейки Славы в День Победы.
На разных фронтах сражались наши односельчане. На сегодняшний день в живых остался 1 ветеран. О нем нам расскажет 1 группа.
- Выступление 1 группы. Ветеран живет рядом. Забиров Сабир.
В настоящее время в нашем селе проживает единственный участник войны - Забиров Сабир Кабирович, 05.05.1924 г.р. В 1943 году, в возрасте 18 лет он уходит на фронт. Вместе с 95 земляками летом 3 августа 1943 года в тесном товарном поезде их отправляют в город Тамару Приморского края под Дальний Восток. С самого начала войны Дальний Восток находился на особом положении. С одной стороны, военные действия на его территории не велись, и по отношению к западным районам страны, которые подверглись нападению Германии, он был глубоким тылом. С другой стороны, на всём протяжении Великой Отечественной войны, Дальний Восток мог превратиться в театр военных действий, оставаясь в опасной близости от Японии, союзника Германии в этой войне.
Сабир Кабирович попадает на службу в 362 полк и там начинается его военный путь. Он вспоминает « На Дальнем Востоке полным ходом шла подготовка к возможной войне. В приграничной полосе мы создавали линию обороны границы и морского побережья. Мы были приведены полную боевую готовность - рыли окопы, оборудовали командные пункты, прокладывали дороги, создавали противотанковые препятствия. На фронте мы использовали деревянные танки, чтобы обхитрить врага. Японские солдаты боялись их панически. Тогда командующие армиями разработали методы запугивания противников, вводя их в заблуждение по поводу расположения и количества танков. Мы были фронтом, готовым в любой момент к началу боевых действий на своей территории».
Забиров Сабир Кабирович за участие в боевых действиях награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями: «За победу над Японией», «За боевые заслуги».
Учитель:
У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывающих назад цивилизации, разрушивших великие ценности, созданные человеком. Прошло более полувека, как закончилась Великая отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да и у времени есть своя память. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить.
- Выступление 2 группы. «Они сражались за Родину».
Мусафитов Самсимахамат 1926 г.р. В 1943 году 17- летним парнем был мобилизован в ряды Советской Армии. Самсимахамат попал в 5-ю Ударную армию, входившую в состав 1-го Белорусского фронта, которым командовал сам Георгий Константинович Жуков. Он сражался в 416-ом отдельном штурмовом прорывном батальоне, который состоял из 200 человек. При форсировании Вислы был ранен. Здесь он потерял сознание, санитары подумали, что он убит. И в родное село ушла похоронка. Вот содержание этой похоронки «Ваш сын Мусафиков Самси в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявил геройство и мужество, погиб 14 января 1945 года. Похоронен с отданием воинских почестей на поле боя в районе села Стремец после форсирования Вислы….»
К счастью, рана оказалась не смертельной. Его отправили в Минский госпиталь. После госпиталя попал в другую часть, с которой продолжал свой боевой путь. Отправлял он домой письма - треуголки, однако потом выяснил, что не все доходили до матери, а если и доходили, то мать не верила, что он живой. Самси служил и после окончания войны. Вернулся в Акбаш в 1950 году. Только тут старая Казахинур убедилась: жив ее сыночек. Вот он приближается к ней, вот прижал ее к груди с наградами, в том числе орденами «Славы III степени» и «Отечественной войны II степени».
За прорыв сильно укрепленной, глубоко эшелонированной обороны немцев, прикрывавший Берлин с востока и овладение городом Франкфурт-на Одре Мусафикову Самсею была объявлена благодарность.
Абдулхаев Нурулла 01.01.1915 г.р. Воинское звание – сержант. Был призван в 1941 году. С первых и до последних дней – участник Великой Отечественной войны. Сражался под Сталинградом, Ленинградом в Латвии и Литве. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».
Из наградного листа тов. Абдулхаева. Тов. Абдулхаев за время боев по уничтожению Курляндской группировки немцев, проявил себя как отважный, смелый, решительный красноармеец. В боях в районе Рукшас расположении штаба бригады оказалось под сильным артиллерийским обстрелом противника. Тов. Абдулхаев, находясь на посту у знамени части, сберег его на всем пути передислокации штаба, не покинув поста мужественно выполнял свой долг, несмотря на все трудности перемещения под огнем противника. Тов. Абдулхаев достоин Правительственной награды ордена «Красной Звезды»
Абдулхаев Нурулла принял участие в Параде Победы на Красной Площади. 24 июня 1945 г. Первыми кандидатами для участия в параде становились те, кто проявил в боях мужество и героизм, храбрость и воинское мастерство. Немаловажное значение имел и рост. Так, в приказе по войскам 1-го Белорусского фронта от 24 мая 1945 г. указывалось, что рост должен быть не ниже 176 см, а возраст — не старше 30 лет. Абдулхаев Нурулла соответствовал всем этим критериям.
Байрамов Муллаян 10.03.1925 г.р. На фронте с 1943 по 1945 гг. Он воевал в составе 159 отдельной разведовательной роты. Принимал участие в форсировании Днепра, Вислы и Одера. Из воспоминаний самого Муллаяна: «Особенно мне запомнилось форсирование Днепра. Река глубокая, широкая, быстротечная. Нам разведчикам приходилось действовать раньше основных сил. Была поставлена задача. Форсировать реку, выбить засевших немцев и дать возможность успешному форсированию главным силам полка. Много полегло разведчиков в этом бою, немец отчаянно вел минометный огонь. Но поставленная командованием задача была выполнена. Разведчикам приходилось действовать в любую погоду и в любое время суток. Особенно легко было вести разведку в ненастную, дождливую погоду, так как немецкие часовые прятались под брезентовым плащом и думали, что в такую погоду советские разведчики не сунутся. В такую погоду отделением разведчиков и был взят в плен немецкий офицер». За выполнение этого задания Байрамов Муллаян был награжден медалью «За отвагу». За годы войны был дважды ранен. День Победы встретил в Берлине.
Файзрахманов Гаппас 20.01.1925 г.р. Воинское звание – рядовой. Через сайт «Память народа», мы проследили путь героя. Воевал Гаппас Файзрахманович в 7 гвардейской стрелковой дивизии Ленинградского фронта. Участвовал в Псковской наступательной операция левого крыла Ленинградского фронта 09.03-15.04.44 г., в разгроме финских войск в Карелии. Июнь-июль 1944, в Выборгской наступательной операции. 10.06-20.06.44 г, в Нарвской наступательной операция. 24.7-30.7.44 г. Здесь он награжден Орденом Славы III степени. Далее участвовал в разгроме немцев в Прибалтике в сентябрь-октябрь 1944 г. в Таллинской наступательной операция. 17.09-28.09.44 г., в Моонзундской наступательная операция. 30.09-24.11.44 г.
Из наградного листа. В боях за Советскую Родину отважный сын татарского народа многократно проявлял смелость и отвагу, не щадя не своей крови не жизни. Три раза проливалась кровь тов. Файзрахманова. Примером действия в бою может послужить следующий случай. 29 августа 1944 года в районе деревни Тиртень (Латвийская СССР) до батальона немцев подержанных танками контратаковали наши позиции, орудия за которым находился тов. Файзрахманов безостановочно вёл очень прямой наводкой по противнику. Уничтожено 1 орудие, 2 пулемета и 40 немцев. Прорвавшиеся с флангов к орудию отдельные автоматчики уничтожились огнем личного оружия. Лично тов. Файзрахманов из своего автомата убил 3-х немцев. В бою в районе деревни Гарамманити (Латвийская СССР) 14 ноября 1944 г. противник 5 раз беспрерывно контратаковал наши позиции. И в этом бою орудие прямой наводки тов. Файзрахманова показало образцы работы. Орудием уничтожено 3 пулемета и до 50 немцев. Когда кончились боеприпасы, дело доходило до гранат и личного орудия. И лично из личного орудия уничтожил 2 немцев. Тяжелое ранение не дало возможность отважному воину продолжить свои боевые действия. За храбрость, умение и отвагу достоин Правительственной награды Ордена Славы III степени.
Мы гордимся нашими Героями земляками!
Учитель:
Особая страница военной истории – тыл. Трудоспособные мужчины уходили на фронт, на их место становились женщины и дети. Люди в тылу работали, не считаясь со временем, не зная отдыха, отдавая все силы на помощь фронту.
Женщины села вязали теплые вещи, ткали холсты, шили кисеты, сушили картофель и отправляли на фронт.
Бывало, что на себе пахали огород и боронили. Запрягались и тянули тяжёлый плуг. Работали летом по 20 часов в сутки, очень уставали, но понимали: на фронте еще тяжелее, и делали все, чтобы помочь победить нашим солдатам. Каждая семья отдавала фронту по 250 литров молока в год, по 100 яиц, по 40 кг мяса, кожу, по два килограмма шерсти с одной головы, картошку, также в фонд обороны платили налог со скотины, военный заем, налог с земли.
- Выступления 3 группы. «Героизм тружеников тыла».
В живых тружеников тыла в селе осталось 5 человек. Из их рассказов мы для себя отметили, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, изнурительная тяжелая работа, недосыпание.
Суфиева Голбагида родилась 6 августа 1929 году в селе Акбаше. Она вспоминает «В семье нас было четверо, я была вторым ребёнком. Началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, и я начала работать дояркой в колхозе. Коров было много. За эти четыре года был очень страшный голод. Хлеба было мало, 300 граммов на один день. В поле, на проталинах собирали первым всходы и ели, особенно вкусными были лепёшки из замерзшей и гнилой картошки и лебеды, а на зиму заготавливали листья малины, смородины, земляники для чая. Если превышали норму рабочего дня, нам выдавали дополнительно 100 граммов хлеба.
Особенно было трудно зимой. Ходили в одних лаптях. Снег был выше колен.
Несмотря на трудности и голод, мы помогали фронту. Каждая семья должна была сдать по 100 яиц в месяц, мясо, жир, сухари. От зари до зари работали в колхозе, а ночами вязали варежки, носки, шили кисеты.
В военное лихолетье хлебнули горя сполна и колхозники, и интеллигенция. Учителя принимали самое активное участие во всех делах села. Они были не только агитаторами, но и трудились в поле, на току, в лесу на заготовке дров для школы, для матерей и вдов погибших на фронтах Отечественной войны.
Файзрахманова Марьям Ситдиковна учитель начальных классов в вспоминает. «Все школьные дела легли на плечи учителей. Надеяться, что кто – то сделает ремонт школы и заготовит дрова, было нельзя. К тому же началась страда в поле. Хлеб уродился хороший, а убирать было нечем и некому. Все люди, что остались в селе, от детей до стариков, вышли в поле. Круглыми сутками люди работали в поле, на току, на сушилке. И вместе со всеми на сельхоз работах трудились учителя. Все виды работ, которые пришлось испытать учителю, не перечислить. Спали по 5- 6 часов в сутки, а остальное время работали в школе, в поле и среди населения.
Учились детишки в ветхом деревянном доме. Было холодно. Писать было не на чем. Недалеко от села находилась бумажная фабрика. После учебы с детьми проходили 7-8 километров за остатками бумаги, и из этих остатков делали самодельные тетради: вырезали прямые листы, сшивали их. В школе на обед учителям давали по 200 грамм хлеба, но они сами этот хлеб не ели, а уносили домой детям, чтобы накормить их».
Вспоминая о войне, каждая из них не скрывала слёз, так горька память об этом времени. И хочется воскликнуть, глядя на эти слёзы:
Вы не плачьте, женщины военные,
девушки сороковых годов.
Ваши слёзы, слёзы сокровенные,
тяжелей сибирских зимних льдов…
Непосильны вам воспоминания…
Но, вернувшись в прошлое на час,
вопреки всем ранам, всем страданиям
в прежних превращаетесь девчат…
III. Заключительное слово учителя.
Великая Отечественная война... Все дальше и дальше она от нас. Чем дальше эти события, тем сложнее молодое поколение осознает значимость этой войны в нашей истории. И сегодня особенно важно сохранить память о людях, живших в ту эпоху. Наш школьный музей служит тому примером.
- Что делают и что могут сделать учащиеся вашего класса для увековечивания памяти об участниках Великой Отечественной войны?
IV. Итог урока.
Учитель:
Нам удалось провести большую исследовательскую работу, собрать интересный материал о наших односельчанах, создать виртуальную экскурсию «Мое село в истории Великой Отечественной войны». Мы продолжим работать над это темой.
- Какие трудности испытали при проведении исследовательской работы?
- С какими трудностями столкнулись при оформлении результатов
исследования?
- Чему научились при подготовке данного урока?
- Довольны ли вы результатами проделанной работы?
- Как вы оцениваете свою работу?
- Спасибо всем за участие. Надеюсь, это занятие многому вас научило. А в результате нашей работы мы создадим виртуальную экскурсию, посвященной 80-летию Победы.
V. Домашнее задание на выбор:
- Эссе " Великая Отечественная война в судьбе моей семьи".
- Написать письмо – обращение к ветерану войны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы литературно-краеведческого кружка "По малой родине моей"
Литературное краеведение может стать помощником в воспитании любви к Родине, воспитанием красоты, познавательных интересов и способностей. Оно делает изучаемых писателей и созданные ими произведения б...
Статья "С малой родины моей начинается Россия"
Статья "С малой родины моей начинается Россия"знакомит читателей с мероприятиями, проведенными специалистами в рамках Всероссийского отрытого урока "Моя малая родина" в...
Дополнительная образовательная программа «ПО МАЛОЙ РОДИНЕ МОЕЙ» НОМИНАЦИЯ. ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содей...
Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»
Программа «По малой Родине моей» построена на принципе взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего ма...
Социальный проект Прошлое и настоящее малой родины моих предков
История забытых деревень Воронежской области...
Программа краеведческого кружка « По малой Родине моей»
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для ...
Музейный квест "Моя малая Родина"
Экскурсия в форме квеста – это уникальное сочетание игры и познавательного процесса, в ходе которого происходит знакомство с историей, фактами , обычаями и другими основами родного края.Бо...