Путешествие с Мышонком (Методическая разработка занятия по сенсомоторике)
методическая разработка

Петрова Елена Владимировна

Как рассказать маленьким детям о взрослых профессиях? Игра – самый действенный способ научить дошкольников! Использование игровой технологии на учебных занятиях и во внеклассной работе помогает говорить с детьми на одном языке. При погружении в мир профессий с малышами используем ролевые дидактические игры, мотивирующими ребят запомнить, что нужно делать, чтобы правильно прожить свою роль и стать настоящим настоящими мастерами своего дела.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

(МБУ ДО ЦДТ)

Путешествие с Мышонком

(Методическая разработка занятия по сенсомоторике)

Подготовила:

Петрова Елена Владимировна

старший вожатый,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦДТ

Киселевский городской округ, 2018

Пояснительная записка

Профориентационной работе в настоящее время уделяется большое внимание. Как помочь ребятам определиться с их будущей профессией, чтобы они сделали правильный выбор? Знакомить их разными специальностями, рассказывать об особенностях работы!

А как рассказать маленьким детям о взрослых профессиях? Игра – самый действенный способ научить дошкольников! Использование игровой технологии на учебных занятиях и во внеклассной работе помогает говорить с детьми на одном языке. При погружении в мир профессий с малышами используем ролевые дидактические игры, мотивирующими ребят запомнить, что нужно делать, чтобы правильно прожить свою роль и стать настоящим настоящими мастерами своего дела.

Занятие-игра «Путешествие с Мышонком» проходило в рамках недели профориентации в группах раннего развития детей «Солнышко» по комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Развивай-ка».

Игра проводилась для дошкольников 3-4 лет совместно с родителями, и среди воспитанников «Дома малютки» и воспитателей.

Цель: познакомить ребят с некоторыми профессиями через овладение элементарными конструкторскими умениями.

Задачи:

  1. Предоставить детям возможность примерить на себя разные профессии.
  2. Сплотить детей и родителей.
  3.  Способствовать развитию познавательных процессов учащихся, конструкторских умений, коммуникативных способностей.
  4. Воспитывать дружеские взаимоотношения в детско-родительском коллективе.

Занятие-игра рассчитано на 25 минут.

Оборудование и материалы: картинки с изображением представителей профессий: капитан корабля, строитель, водитель, повар, продавец, шахтёр, пожарный, рыбак, футболист, артист, врач. Картинки с изображением предметов, необходимых для людей разных специальностей на фланелеграфе: компас, огнетушитель, мяч, градусник, удочка, отбойный молоток, градусник. На фланелеграфе: капитан корабля, шахтёр, пожарный, рыбак, футболист, артист, врач.  Раздаточный материал: картинки с изображением пожарного, шахтёра, врача, футболиста, артиста, рыбака, капитана, компаса, огнетушителя, мяча, градусника, удочки, отбойного молотка, градусника (по количеству детей – 10 шт.). Цветные карандаши по количеству детей – 10 шт. Игрушечный кораблик, игрушечные лягушата – 4 шт., маленький обруч-руль (2 шт.), мягкий конструктор – 2 набора, сенсорные коробки с гречневой крупой с добавлением фасоли разного цвета: белой и красной – 5 штук (1 на стол), мультимедийное оборудование.

Во время занятия-игры применялись методы сказкотерапии, групповые, индивидуальные и фронтальные формы работы, а также дидактические средства обучения: наглядный материал – картинки из серии «Профессии», раздаточный материал.

Результаты занятия-игры: дети во время занятия познакомились с новыми профессиями и инструментами, необходимыми для работы, пополнили словарный запас новыми профессиональными терминами, развивали внимание, память, мелкую моторику, сенсорное восприятие, пространственную ориентацию, овладевали элементарными конструкторскими умениями.


Ход:

Дети вместе с родителями занимают места в кабинете под музыкальное сопровождение (Бурёнка Даша «Профессии» https://www.youtube.com/c/burenkadasha)

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята и родители! Сегодня мы отправимся в путешествие с мышонком, познакомимся с его друзьями и узнаем, кто они по профессии. Послушайте стихотворение Агнии Барто и скажите: «Кто по профессии наш Мышонок?»

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

- Прокати, капитан! (Агния Барто)

(Педагог прикрепляет на доске картинку Мышонка с компасом)

Педагог: Кто по профессии наш Мышонок? (Капитан!)

Педагог: На чём мы отправимся в путешествие с нашим Мышонком капитаном? (На кораблике!)

Педагог: Правильно. Но его нужно помочь собрать.

Задание «Собери кораблик»

Цель: развитие пространственных представлений, конструкторских умений.

Содержание игры. На доске из геометрических фигур собираем кораблик, используя картинку-образец. Ребенок, правильно назвавший фигуру, выходит и «строит» кораблик (прикрепляет деталь на место).

Педагог: Вот наш кораблик готов. Посмотрите какой он красивый и яркий. Отправляем наш кораблик в путь по морям, по волнам.

Задание «Плывет, плывет кораблик»

Цель: развитие сенсорного восприятия.

Содержание. Одному ребёнку дается в руки игрушечный кораблик, который он передает соседу, имитируя движение кораблика, а тот своему соседу и т.д.

Физминутка «Кораблик»

Цель: снятие усталости, напряжения, восстановление умственной работоспособности. 

Музыка: http://ped-kopilka.ru/blogs/minzija-kagirovna-shirijazdanova/puteshestvie-po-karalyku.html

Содержание.

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)

Ищем ракушки в песке (Наклоны.)

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать, —

Надо чаще приседать. (Приседания.)

Педагог: Ребята, возьмём в путешествие лягушат (обратить внимание детей на картинку), которые прыгают за корабликом? (Да!)

- Тогда, внимание на доску!

Задание «Веселые лягушата»

Цель: различение предметов по двум признакам (размеру и цвету).

Содержание. Педагог прикрепляет на доску лягушек: 1 большую, 2 маленьких разных по цвету.

- Чем отличаются эти лягушата друг от друга?

Дети определяют, что лягушки разные по размеру и цвету.

Задание на внимание

Цель: развитие памяти и внимания.

Содержание. Ребята, посмотрим, какие вы внимательные! Запомните, как сидят наши лягушки? А теперь закройте глаза! (Дети выполняют задание педагога) А когда откроете, скажете мне, что изменилось?

Меняются 1 маленькая лягушка на среднюю (сидят: большая, маленькая, средняя); большая лягушка на среднюю (сидят: средняя, маленькая, средняя); средняя лягушка на большую (сидят: средняя, маленькая, большая).

Педагог: Молодцы! Внимательные! Посмотрите, кто ещё плывёт на корабле вместе с нами и лягушатами?

Прикрепляется к доске картинка Барсука-строителя.

Дети: Барсук. Он - строитель.

Педагог: Чем занимается строитель? (Строит дома, магазины…)

- Что нужно строителю для работы? (Каска! Кирпичи, доски!)

- Правильно! Строители строят из строительных материалов разные здания, сооружения. А кто это?

Прикрепляется к доске картинка Медведя-водителя.

Дети: Медведь.

Педагог: Кем он работает? (Водителем!)

- И он помогает нашему Барсуку-строителю перевозить строительные материалы. Давайте мы поработаем водителями и привезём кирпичи на стройку.

Физминутка «Водители»

Цель: снятие усталости, напряжения, восстановление умственной работоспособности.

Содержание. Дети делятся на две группы и выстраиваются в колонну друг за другом. У первого ребёнка в руках обруч-руль – он водитель, другие дети гуськом встают за водителем. Машина отправляется в путь (дети двигаются по аудитории) и по дороге собирают кирпичики из мягкого конструктора для строительства дома.

Педагог: Хорошо! Вы замечательные водители - весь строительный материал собрали! Надо помочь Барсуку-строителю построить дом для лягушат.

Дидактическая игра «Строим дом»

Цель: умение ориентироваться в пространстве, выполнять задание по образцу, умение правильно выбрать фигуру.

Содержание. Работа в группах. Дети строят из кирпичей дома по образцу.

Педагог: Замечательные дома! Как мы с вами хорошо поработали и проголодались! А кто нас накормит? (Повар!)

Прикрепляется к доске картинка Хомяка-повара.

Педагог: Что умеет делать повар? (ответы детей) А что нужно повару, чтобы приготовить обед? (Продукты) Хомячок-повар просит нас ему помочь. Он хотел угостить нас вкусной кашей, но у него нет крупы. Где можно взять крупу? (В магазине)

Педагог: Кто нам ее продаст? (Продавец!)

Прикрепляется к доске картинка Белочки-продавца.

Педагог: Но вот беда. Упаковка с гречкой испортилась. Крупа и фасоль перемешались. Чтобы купить крупу, нужно помочь белочке ее перебрать. Отдельно собрать красную, отдельно собрать белую фасоль?

Дидактическая игра «Сортировщик»

Цель: развитие мелкой моторики, умения сортировать предметы по цвету и размеру.

Содержание. На столах стоят сенсорные коробки с гречневой крупой, в каждую намешаны по 10 белых и по 10 красных фасолин. Дети выбирают фасоль из крупы в тарелочки.

Прикрепляются к доске картинки Поросёнка-пожарного с огнетушителем, Крота-шахтёра с отбойным молотком, Волчонка-доктора с градусником, Собаки-футболиста с мячом, Лягушонка-артиста с книгой, Кота-рыболова с удочкой.

Педагог: Посмотрите, на берегу остались ещё животные. Они опоздали на рейс. Давайте внимательно посмотрим и скажем кто это? Кем они работают?

Педагог: Поросёнок-пожарный! Что помогает ему тушить пожар? (Вода)

А ещё у пожарных есть огнетушители.

Педагог: Крот. Где он живёт? (Он живёт под землёй) Кто работает под землёй и добывает уголь? (Шахтёр) Посмотрите, в руках у крота отбойный молоток с его помощью шахтёры добывают уголь.

Педагог: Волчонок-доктор. Что он держит в руках? Чем он меряет температуру? (Градусник) Что делает доктор? (Лечит людей)

Педагог: Собака-футболист. Как вы догадались? (У него есть футбольный мяч) Чем занимаются футболисты? (Играют в спортивную игру – футбол) Где они играют в мяч? (На специальном поле)

Педагог: Посмотрите, как интересно выглядит Лягушонок? (У него бабочка, держит книгу). Он выступает. Лягушонок – артист по профессии.

Педагог: Кот по профессии «рыбак». Что у рыбака в руках?

Педагог: Они опоздали на корабль. Поможем им догнать остальных зверят, плывущих на кораблике, и сесть на корабль? (Поможем.)

- А для этого помогите опоздавшим зверятам найти свои предметы.

Упражнение «Соедини правильно»

Цель: развитие внимания, мелкой моторики.

Содержание. На фланелеграфе по группам размещены зверята (1 группа) и инструменты (2 группа). Дети по очереди подходят и выбирают животное и находят его рабочий инструмент, называют профессию.

- А теперь возьмите карандаши и вместе с родителями выполните похожее задание на рабочих листах.

Педагог: Посмотрите, как радуются зверята. Теперь они все вместе плывут на разноцветном кораблике.

Педагог: Молодцы, ребята! У нас с вами всё получилось? (Да) Мы всем помогли? (Да)

Тактильно-эмоциональная минутка

Цель: дети - положительная эмоциональная оценка своих действий, получение положительных эмоциональных и тактильных ощущений от родителей; родители – тактильная взаимосвязь с ребенком, похвала его действиям.

Содержание. Педагог спрашивает: «Почему у нас всё получилось?» Отвечая на вопрос, дети вместе с родителями и педагогом проговаривают следующие слова и выполняют движения:

- Потому что мы /(родители говорят: «Вы!») хорошие (Дети гладят себя по груди круговыми движениями сначала одной рукой, затем другой; родители гладят детей по голове также попеременно обеими руками) и любимые (Дети гладят себя по щёчкам, а родители гладят ребенка по спине и груди, одновременно выполняя круговые движения обеими руками).

Педагог: Похлопаем себе! (Все хлопают в ладоши) До новых встреч!

Список литературы:

1. Бурёнка Даша «Профессии». – YOUTUBE /Режим доступа: https://www.youtube.com/c/burenkadasha (03.12.2018 г.)

2. Игры и упражнения на умение выражать эмоции. – Психолог в ДОУ / Режим доступа: https://psichologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-detmi/368-igri-upraghneniya-ymenie-viraghat-emozii (03.12.2018 г.)

3. Стихи для детей. А. Барто. - MILOLIZA.COM /Режим доступа: https://www.miloliza.com/barto (03.12.2018 г.)

4. Физминутка про воду. – Педкопилка.ру /Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/minzija-kagirovna-shirijazdanova/puteshestvie-po-karalyku.html (03.12.2018 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия географического кружка.Путешествие по странам Европы.

В методической разработке предлагается детям совершить экскурсию по странам Европы с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Ученики знакомятся с интересными фактами, выход...

Методическая разработка занятия-заочного путешествия по ОПК «Покров Богородицы»

Путешествия (очные и заочные)-традиционная форма занятий по ОПК. Екатеринодарская и Кубанская Епархия всегда выражала искреннюю заинтересованность в формировании духовно-нравственной составляющей подр...

Методическая разработка занятия по литературе для студентов 2 курса колледжа "Путешествие в страну Поэзии" (Педагогическая мастерская по теме "Лирика")

Данная методическая разработка "Путешествие в страну Поэзии"предназначена для занятий по литературе с применением метода педагогических мастерских....

Методическая разработка занятия «Космическое путешествие»

Привитие нравственных качеств учащимся с проблемами в развитии....

методическая разработка занятия "Путешествие в страну кружев"

знакомство с особенностями коклюшечного кружева регионов России...