Орнаментика. Практика расшифровки и исполнения.
методическая разработка

В методической разработке приведены примеры обозначения и расшифровки орнаментики эпохи барокко и классицизма, а также особенности их исполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ornamentika_gavrilyuk_tg.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт- Петербургское государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 22»

Методическая разработка

«Орнаментика. Практика расшифровки и исполнения»

Выполнила: преподаватель фортепиано

Гаврилюк Тамара Георгиевна

Санкт-Петербург

2023

Орнаментика. Практика расшифровки и исполнения.

Орнаментика - искусство украшения, а в музыке - это способ украшения мелодии. В эпоху барокко среди клавишных инструментов господствовал клавесин. Ясный и отчетливый звук клавесина имеет «короткий звук», который объясняется устройством инструмента.  Поэтому возникла необходимость продлевать звучание посредством различных украшений. «Неоспорим тот факт, что даже крестьянин свою песню споет с форшлагами», - писал Леопольд Моцарт, младший современник Баха. «Форшлаги не только служат украшениями, но и являются неотъемлемой частью исполнения. Без них некоторые мелодии прозвучали бы слишком скудно и просто», - утверждал Иоахим Кванц.

Известно, что музыка барокко предполагала достаточно большую степень свободы в исполнении, например, при повторении исполнители часто варьировали текст и со временем это стало чуть ли не обязательным требованием. Так появились «дубли». Так же это требование касалось и украшений, которые музыканты могли добавлять или менять по своему вкусу.

Традиции орнаментики в разных странах отличались, но музыканты часто их применяли одновременно, смешивая школы орнаментики, и Бах в том числе. Вспомним его Английские и Французские сюиты, Итальянский концерт. Бах больше опирался на французскую школу мелизматики, в частности на принципы французского клавесиниста Жана-Анри де Англебера.

В 1720 г. Бах записал таблицу украшений в клавирную книжечку Вильгельма Фридемана, своего сына и ученика. На эту таблицу мы можем опираться в расшифровке способов исполнения мелизмов.

  1. Трель – trillo – чередование основной и вспомогательной ноты.

Значок  означает не мордент, а трель. К концу 17 века при ее исполнении утвердилась традиция начинать трель с верхнего вспомогательного звука. Количество колебаний варьировалось в зависимости от контекста, произведения и темпа. Чаще 2-3 и остановка на основной ноте.

  1. Мордент -  - состоит из 3-х звуков, которые исполняются в последовательности  основной-вспомогательный-основной. В 17 веке нижний вспомогательный звук отстоял от основного на полтона или тон. Название мордент происходит от латинского «кусать, грызть», а с французского – «щипок».

Mordente superior – итальянский «верхний»  мордент, неперечеркнутый. В таблицу Баха его нет. В старинной музыке неперечеркнутый мордент можно отличить от трели только по величине знака. Короткое обозначение применяется для мордента, более длинный – трель. Ударение при исполнении мордента делается на первую ноту и его звучание должно уложиться за счет длительности ноты, над которой мордент обозначен.

  1. Союз трели и мордента – начинается с верхней вспомогательной ноты.
  2. Групетто - - доппель шлаг – двойной удар или как называет сам Бах – «каденция». Групетто состоит из опевания основного тона с верхней ноты или является двойный форшлагом. Традиционно исполнение прямого групетто с верхней вспомогательной ноты, но существует и обращенное групетто, которое начинается с нижней вспомогательной ноты и, соответственно обозначается перевернутым знаком групетто. Исполняется  групетто за счет начала длительности основной ноты, над которой обозначается. Если знак групетто стоит после ноты, то групетто занимает вторую половину длительности.

5,6  Двойные каденции, 2 значка с приставками в виде запятых. Если запятая снизу – начинаем от нижней вспомогательной ноты вверх, если запятая сверху – наоборот от верхней вспомогательной ноты и затем вниз. Слово «idem» переводится как «то же самое».

7,8 Двойное групетто и мордент. Составное украшение, объединяющее групетто от верхней либо нижней вспомогательной ноты и мордент с возвращением к основной ноте.

9,10 Accent – c французского форшлаг.  В форшлаге может быть 1 или 2 ноты. Сначала записывались как запятые . Если запятая снизу, то исполняется нижняя вспомогательная нота, если запятая сверху, то верхняя вспомогательная. Позже появились маленькие неперечеркнутые ноты. Именно здесь речь идет о так называемом длинном форшлаге, или задержании. Исполняется в долю

11. Форшлаг с мордентом

12,13 Разновидности трели с опорой на верхнем вспомогательом тоне: форшлаг с трелью «аксан унд трилло». Исполняется как задержание на первой ноте, далее идет трель к основной ноте. Этот вид трели уходит корнями к Куперену и называется «связаная трель без опоры»

Эдрард Данрейтер – композитор, пианист, музыковед, который исследовал вопрос мелизматики у Баха, писал: «Баховская орнаментика диатонична, она использует звуки одного лада.»

Во времена барокко было принято избегать резких созвучий, ходов на увеличенные интервалы и излишние хроматизмыв украшениях нежелательны, но, конечно, есть и исключения.

Также Данрейтер указывал на то, что украшения должны исполняться за счет длительности основной ноты. Вся орнаментика должна укладываться в такт, трактоваться как неотъемлимая часть мелодики и исполняться в соответствии с пульсацией, без метрических и темповых изменений. Орнаментика, встречающаяся в речетативах, в паузах или каденциях, может испоняться в свободной манере.

Венский классицизм – переходная эпоха от украшательства эпохи барокко к большей лаконичности музыкального языка. Мелодия часто украшается фигурацией вокруг мелодических устоев, смысловых акцентов. Это считалось необходимым для разнообразия, красоты, приятности и оживления, соответственно слушатель стоновится внимательнее, а также украшения помогают раскрытию содержанияи лучше показывают мастерство исполнителя.

В исполнении украшений должно быть чувство стиля, вкус, умение анализировать почему мелизм стоит именно в этом месте, а также умение сравнивать и сопоставлять подобные украшения у одного и того же автора или в аналогичном месте.

В романтической музыке очень большой интерес вызывает орнаментика в творчестве Шопена. Для понимания как исполнять украшения у Шопена нам помогут его пометки в нотах и воспоминания его учеников. «Все украшения Шопена, как правило, исполняли согласно классическим нормам, восходящим к Баху, за счет длительности главной ноты, вместе с басоми именно так он учил играть своих учеников.

Яков Мильштейн, выдающийся исследователь творчества Шопена, писал, что «трели Шопен рекомендовал начинать по большей части с верхней ноты». Это восходит к традициям старинной музыки. Трели у Баха чаще всего тоже начинаются с верхней ноты. Иногда Шопен хочет, чтобы трель начиналась с основного звука, тогда он выписывает форшлаг перед началом трели, как делал Гайдн. Мало того, ильштейн считает ошибкой повторять ноту форшлага и начальную, он считает, что Шопен только так с чего начинать трель. Окончание трелей должно исполняться спокойно, неторопливо и без суеты.

В исполнении украшений должно быть чувство стиля, критерием которого будет вкус. Чувство стиля должно подкрепляться знаниями, логическим подходом, контекстом произведения, характером мелодии и темпом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расшифровки народных песен

Расшифровки народных песен. Репертуар для солистов и ансамбля народной песни....

Выступление на исполнительском семинаре. Тема: «Орнаментика в музыке эпохи барокко».

В эпоху барокко орнаментика занимала исключительно важное место в композиторском и исполнительском творчестве. Фундамент орнаментального искусства собственно позднего барокко был заложен ещё в конце X...

Расшифровка слова "студент" на конкурс "Студент года"

Этот материал был использован в 2011году на районном конкурсе "Студен года". Курсант О.Хлопин стал победителем!...

Конспект урока «Расшифровка орнамента. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента». 4 класс

Урок помогает по новому увидеть традиционное народное искусство,  способствует знакомству со смысловым обозначением элементов орнамента ( на примере мезенской росписи).  Предмет: изобразите...

Расшифровка результатов по классу

Средний процент успеваемости...