Конспект урока «Расшифровка орнамента. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента». 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Урок помогает по новому увидеть традиционное народное искусство,  способствует знакомству со смысловым обозначением элементов орнамента ( на примере мезенской росписи).  Предмет: изобразительное искусство Место урока в системе уроков: урок объяснения нового материала в процессе изучения раздела «Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)». Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с элементами повторения) Цель урока: Способствовать знакомству со смысловым обозначением элементов декоративного традиционного орнамента и умению расшифровать орнамент (мезенский).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рутковская Анна Антоновна, учитель предмета изобразительное искусство

ГБОУ гимназия №631 Приморского района Санкт-Петербурга

Тема урока «Расшифровка орнамента. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента».

4 класс

Предмет: изобразительное искусство

Место урока в системе уроков: урок объяснения нового материала в процессе изучения раздела «Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)».

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с элементами повторения)

Цель урока: Способствовать знакомству со смысловым обозначением элементов декоративного традиционного орнамента и умению расшифровать орнамент (мезенский).

Формируемые УУД:

  1.  личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач);
  2.  регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);
  3.  познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической

Форма урока: проблемно-поисковое занятие

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, исследовательский

Технология: исследовательские и проектные методы, развивающее обучение, ИКТ, здоровьесберегающие, технология развития критического мышления 

Форма организации учебной деятельности: групповая деятельность

Продолжительность урока: 45 минут

Учебные материалы урока: презентация, значение знаков орнамента

Оборудование: 

персональный компьютер (программа Power Point), мультимедийный проектор, экран для проектора, фрагменты орнамента древними знаками (мезенская роспись);

Часы

Зрительный ряд – авторская презентация учителя

Оборудование для учащихся:

Индивидуальная карта учащегося,

Наглядный иллюстративный материал «Знаки мезенской росписи» для исследовательской работы (на каждуюгруппу),

Художественные материалы:

бумага для индивидуальной работы, ручка, фломастеры,

акварель, кисти.

Метапредметные задачи урока:

  • формировать регулятивные универсальные учебные действия (УУД): формулировать учебную задачу, создавать алгоритм деятельности при решении самостоятельно поставленных задач; осуществлять рефлексию по результатам учебной работы;
  • формировать познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы и всего класса.
  • развивать личностные УУД: воспитывать у учащихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре; углублять представление о месте человека и его отношениях с окружающим миром.
  • развивать коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог, производить информационный взаимообмен; сотрудничать для достижения общезначимой для коллектива цели; брать на себя ответственность за деятельность группы.

Предметные задачи урока:

  • через личный опыт учащихся, работая с народными и современными знаковыми символами, дать представление о смысловой и философской функциях славянского орнамента,
  • оттачивание навыков построения орнамента,
  • через работу со знаками подвести учащихся к осознанию эстетической функции орнамента и развивать эмоционально-ценностные отношения к традиционному искусству.

Урок проводится для учеников 4 класса. Урок проводится с применением  интерактивных технологий.

План урока.

1. Индуктор

2. Вступление.

3. Работа с новым материалом. Обзор демонстрационного материала. Работа в группах.

4. Обсуждение. Функции орнамента:

  • Смысловая нагрузка и основа письменности;
  • Философская функция (мировоззрение);
  • Эстетическая (красота)

5. Перевод орнамента в зрительный образ пейзажа.

6. Завершение урока. Рефлексия.

№ этапа

Этапы урока

Содержание учебной деятельности

Виды деятельности. Формы работы

Организационный момент

Приветствие.

Этап 1

Индуктор

Работа с известными понятиями.

Рецептивная

Этап 2

Введение в тему урока

Повторение ранее пройденного материала (виды изобразительного искусства). Определение темы и цели урока.

Репродуктивная, поисковая.

Этап 3

Работа с новым материалом. Динамическая пауза: физминутка 

Особенности изображения природы в мезенской росписи. Обучение чтению и анализу орнамента. Освоение теоретико-культурологических  понятий.

Рецептивная, репродуктивная, творческая, исследовательская.

Работа в группах.

Этап 4

Творческая работа учащихся

Выполнение  задания для группы

Творческая

Этап 5

Презентация итогов работы групп. Функции орнамента

Зачитывают свои сочинения. Высказывают своё мнение, обобщают. Знакомятся с новыми понятиями на примере своих работ.

Рецептивная, репродуктивная

Этап 6

Итог урока. Оценочная деятельность. Рефлексия.

Ответ на вопросы о личностных результатах по итогам урока

Рефлексия

Индивидуальная карта

Фамилия и имя…………………………………………………………………………

Обозначение проблемы.

Верите ли вы, что орнамент – это зашифрованное письмо предков об окружающем их мире?        Да или Нет – обведите, с чем согласны

Начало урока

Да

Начало урока

Нет

Конец урока

Да

Конец урока

Нет

Рефлексия.

Напиши своё мнение

Что нового я узнал на уроке

Что мне было интересно на уроке

Чему я научился на уроке

Задания для группы.

1.Разгадать, прочитать роспись, обратить внимание:

Когда - время года,

Где - место действия – ландшафт пейзажа,

Какое состояние природы:

  • солнце
  • дождь
  • пасмурно
  • гроза
  • солнце сквозь тучи и т.д.

2.Творческая работа учащихся группы

Участники группы должны разделиться на подгруппы с учетом возможностей и интересов. Каждая подгруппа выбирает задание, которое должна выполнить:

  1. Написать небольшой рассказ о том, что рассказывает орнамент.
  2. Перевести орнамент в живописную или графическую композицию в жанре пейзаж.
  3. Составить из мезенских знаков орнамент-рассказ о природе, которая вас окружает.

Оценочная деятельность работы в группах «Отметка моей группы»

Вид деятельности

Балл

Участие в названии темы урока

Участие в формулировании цели урока

Работа по выполнению заданий

Уровень взаимодействия

Представление презентации результатов работы

Среднее арифметическое

1.

2.

3.

4.

5.

Состав группы:

Ход урока.

Этап 1 – Индуктор

Учитель: Часы идут. Стрелки двигаются. Что это значит для человека? А для страны? Что показывают часы?

Ученики отвечают: время, часы показывают нам как время идет, время уходит.

Учитель: Какое бывает время?

Ученики: прошедшее, настоящее, будущее.

Этап 2 – Введение в тему урока

Учитель: Мы – люди 21 века. Каким образом мы можем узнать о том, как жили люди в нашей стране в прошедшем времени, давно и очень давно, что может хранить память?

Ученики отвечают: былины, песни, сказки, книги, предметы быта.

Учитель обобщает, иллюстрируя и подчёркивая правильность ответов детей слайдом презентации, постепенно раскрывая на экране слова: устное народное творчество, книги, предметы быта.

Учитель: Вот они, предметы быта. К какому виду изобразительного искусства они относятся?

Ученики: декоративно-прикладное искусство.

Учитель: Что вы можете рассказать о них?

Ученики: Они красивые, они разукрашены разными узорами.

Учитель: Посмотрите на эти произведения декоративно-прикладного искусства. Это Мезенская роспись. Очень древние знаки. На стенах пещер близ Онежского озера были найдены аналогичные знаки, и их возраст более 2000 лет, то есть корнями мезенская роспись уходит в языческие времена, во времена древних славян. С такой древностью работают только археологи.  

Как вы думаете, зачем наши предки наносили узоры и орнаменты на предметы быта?

Ученики: Для красоты.

Учитель: Эстетическая функция. А может быть народный узор выполнял ещё какую-то роль? Предположите.

Ученики: называют (охранная, эстетическая)

Учитель: Верите ли вы, что орнамент – это зашифрованное письмо предков об окружающем их мире? Запишите свое мнение.

Учитель: Нам надо сформулировать тему урока. Обратите внимание на подсказки, на столах что-то лежит. Чем будем заниматься?

Ученики: будем расшифровывать орнамент, называют тему

Учитель: а какова цель урока, чему каждый из вас должен научиться?

Ученики: научиться расшифровывать орнамент.

Этап 3. Работа с новым материалом.

Учитель: «Сегодня вы будете учёными-археологами, и вам предстоит, работая вгруппе, прочитать орнамент». У каждого ученика имеется индивидуальный лист с пояснениями значений знаков росписи, и каждой паре предлагается для работы свой фрагмент орнамента Мезенской росписи.

Пользуясь индивидуальными листами с пояснениями значений знаков орнамента, вы должны расшифровать роспись и понять, о чём орнамент рассказывает. Народный узор (орнамент) имеет смысл, он состоит из знаков. Каждый знак заключает в себе определённое понятие, имеет значение, но при незнании значений смысл орнамента нам недоступен. Презентация подтверждает слова учителя.

Ученики знают значение знаков, и, выступая на этом уроке в роли учёных-археологов, расшифровывают фрагменты орнаментов, узнают, какую информацию о своём мироощущении оставили предыдущие поколения потомкам.

Этап 4. Творческая работа учащихся

Учитель демонстрирует на слайде презентации и раздает задания для группы:

  1. Написать небольшой рассказ о том, что рассказывает орнамент.
  2. Перевести орнамент в живописную или графическую композицию в жанре пейзаж. Перевод орнамента в зрительный образ пейзажа.
  3. Составить из мезенских знаков орнамент-рассказ о природе, которая вас окружает.

Этап 5. Презентации работы групп. Функции орнамента 

Учитель: о чем рассказывает орнамент?

Ученики представляют результаты своей работы:

  1. зачитывают рассказы, которые написали как итог расшифровки орнамента, при этом показывая значения на слайде с орнаментом;
  2. демонстрируют итог работы по переводу орнамента в живописную или графическую композицию в жанре пейзаж;
  3. показывают орнамент-рассказ о природе, которая их окружает.

Учитель: Верите ли вы, что орнамент – это зашифрованное письмо предков об окружающем их мире? Загляните в ваши ответы начала урока, напишите ответ еще раз.

Ученики отвечают и сравнивают с предположением.

Учитель: «Как по вашему, для чего современному человеку необходимо иметь именно такое представление об орнаменте?»

Ученики говорят о том, что после такого погружения в языческий мир древних славян, они знают, что хотел показать древний художник – уважительное отношение людей к природе. Мать-земля. То есть орнамент имеет в первую очередь смысловую и информационную нагрузку. И орнамент имеет эстетическую и эмоциональную нагрузку.

Учитель: 

  • передаёт информацию о мировоззрении древних людей,
  • является этапом развития письменности, орнамент - понятийное письмо,
  • знак-понятие называется идеограммой.

Учитель: И это произведение народного декоративно-прикладного искусства.

Этап 6. Завершение урока. Рефлексия.

Ученики заполняют в таблицу индивидуальных листов свои мнения. Группа проводит оценочную деятельность.

Учитель: большое спасибо за работу. Вы молодцы. Старайтесь относиться к природе так, как относились наши предки.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Учреждение: ГБОУ гимназия № 631 Приморского района Санкт- Петербурга

Автор: учитель: Рутковская Анна Антоновна

Название урока

Расшифровка орнамента. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента

Предмет

ИЗО

Класс

4 класс

Тип урока

Комбинированный урок

Технологии урока

Исследовательские и проектные методы, развивающее обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии

Образовательная среда урока

Ручка, бумага, фломастеры, акварель, кисти. Презентация, мультимедийный проектор.

Цели урока

Главная дидактическая цель урока

Способствовать знакомству со смысловым обозначением элементов декоративного традиционного орнамента и умению расшифровать орнамент (мезенский).

Обучающие цели

Способствовать формированию навыка анализа при работе с произведениями  искусства;

Способствовать формированию навыка анализа при работе с теорией изобразительного искусства.

Развивающие цели

Способствовать развитию логики и речи, внимания, усидчивости.

Воспитывающие цели

Способствовать пробуждению у учащихся эмоционального отклика на произведения искусства и действительности, связанных с культурой русского народа;

Прививать художественный вкус;

Способствовать воспитанию чувства ответственности каждого школьника за собственную деятельность и деятельность всего класса.

Этапы урока:

время

деятельность

прогнозируемые результаты

учителя

ученика

УУД

1.Организационный

0,5 мин

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся.

Готовят рабочее место.

Регулятивные УУД:

  • умение организовать свое рабочее место под руководством учителя.

2.Актуализация и проверка имеющихся знаний

5 мин.

Сопровождает учащихся при актуализация и проверке имеющихся знаний. 

Память о прошлом, что может хранить память? Устное народное творчество, книги, предметы быта.

Повторение ранее пройденного материала «Виды изобразительного искусства».

Предметы быта. Народный орнамент. Произведения декоративно-прикладного искусства. Как мы можем узнать о жизни людей?

Формулирование названия и цели урока.

Думают, вспоминают виды изобразительного искусства, называют.

Познавательные УУД:

  • применение предметных знаний.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли.

3.Основная часть урока

1 мин.

Динамическая пауза: физминутка, демонстрирует простейшие физические упражнения.

Выполняют упражнения по примеру учителя.

Регулятивные УУД:

  • осуществлять правильное чередование труда и отдыха.

14 мин

Сопровождает учащихся при выполнении задания «расшифровка орнамента»

Выполняют задание. Анализируют, работают с раздаточным материалом. Высказывают своё мнение

Познавательные УУД:

  • умение слышать других;
  • применение предметных знаний.

Коммуникативные УУД:

  • умение высказываться.

Регулятивные УУД:

  • выполнение учебного задания в соответствии с целью.

4 мин

Сопровождает учащихся при обсуждение функций орнамента. О чем рассказывает орнамент? (рассказывает о природе, которая окружала людей). Что или кто являются главными действующими лицами (небо, земля,

всё живое). Рассказ о природе, в которой жили люди.

Рассказ об отношении людей к природе.

Народный узор – это зашифрованное письмо предков.

Мезенская роспись – это стадия развития письменности –
понятийное письмо.

Высказывают своё мнение, обобщают. Знакомятся с новыми понятиями.

Регулятивные УУД:

  • выполнение учебного задания в соответствии с целью.

Коммуникативные УУД:

  • умение высказываться.

Личностные УУД:

нравственно-эстетическое оценивание

15 мин.

Сопровождает учащихся при выполнении задания «перевод орнамента в пейзаж»

Создание продукта, практическая работа. Работают над созданием индивидуальной

композиции «перевод орнамента в пейзаж»

Познавательные УУД:

  • применение предметных знаний.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли посредством рисунка.

Регулятивные УУД:

  • выполнение учебного задания в соответствии с целью.

4.Заключительная часть урока. Рефлексия.

4,5 мин.

Что для вас было самым интересным, что нового узнали на уроке? Чему вы научились на этом уроке?

Заполняют в таблицу

Познавательные УУД:

  • рефлексная деятельность.

Коммуникативные УУД:

  • умение высказываться.

Оценочная деятельность.

Обсуждение деятельности учащихся на уроке. Оценивают. Заполняют в таблицу

Познавательные УУД:

  • применение предметных знаний.

Личностные УУД:

  • нравственно-эстетическое оценивание

Домашнее задание

0,5 мин.

Принести материалы, необходимые для следующего урока (гуашь)

Записывают задание в дневник.

Регулятивные УУД:

выполнение учебного задания в соответствии с целью.

Организованный конец урока

0,5 мин.

Благодарность за сотрудничество. Контроль за уборкой рабочего места.

Уборка рабочего места.

Регулятивные УУД:

  • умение освободить свое рабочее место под руководством учителя.

Источники информации

Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская «Изобразительное искусство».

Учебник для общеобразовательных учреждений 4 класс– М.: Вентана-Граф, 2012

Приложение

Авторская компьютерная презентация

Оценочная деятельность и рефлексия. Индивидуальная карта

Фамилия и имя…………………………………………………………………………

Напиши своё мнение

Что нового я узнал на уроке

Что мне было интересно на уроке

Чему я научился на уроке

Оценочная деятельность «Моя отметка»

1.

2.

3.

4.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по трудовому обучению в 4 классе "Коллективная композиция "Новогодний орнамент"

Коллективная композиция "Новогодний орнамент" выполнена из яичной скорлупы.Целью урока:- дать учащимся представление о приемах работы с бросовым материалом;- учить составлять композиции, правильно выб...

конспект урока по новым стандартам "Роль декоративного искусства в жини человека" 5 класс

конспект урока, разработан по новым государственным стандартам. Урок обобщающий, по программе Б.М.Неменского....

Тест "Условные обозначения элементов электрической цепи" 8 класс

Тест по теме "Принципиальные и монтажные электрические схемы" для 8 класса выполнен в программе easyQuizzy  и предназначен для индивидуального тестирования с выставлением оценки. Используя подгот...

Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе

Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...

Конспект урока "Обозначение множественности и ведение счета. Лексика. Множественное число существительных", 2 класс

Разработан в рамках курса повышения квалификации "Разработка урока английского языка по технологии АМО (активные методы обучения)", представлен в табличной форме. Помимо самого конспекта урока, содерж...

Конспект урока математики в 5 классе "Угол. Обозначение и сравнение углов"

Конспект урока в 5 классе«Угол, обозначение. Сравнение углов», разработанный с использованием технологии критического мышления.Урок разработан для того, чтобы сформировать поняти...

Конспект урока в 5 классе "История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды".

Конспект урока на тему "История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды".Класс: 5.Предмет: родной язык (русский)....