ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА
статья

Лялина Елена Геннадьевна

Художественное воображение и фантазии учащихся на уроках изобразительного искусства. Их роль в художественном творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_voobrazhenie.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №8 г. Сергиев Посад»

Доклад

ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА

Преподаватель МБУДО ДШИ №8, г. Сергиев Посад

 Лялина Елена Геннадьевна

Сергиев Посад

2022 г.

Художественное воображение и фантазии учащихся на уроках изобразительного искусства. Их роль в художественном творчестве.

     Художественно -эстетическое воспитание современного человека невозможно без осознания серьёзной роли навыков абстрактного восприятия действительности. Зачастую именно фантазия и воображение позволяют найти необычное и эффективное решение, рассмотрев проблемы под другим углом.  

Основная роль в обучении абстрактному мышлению в образовании детей отведена таким гуманитарным предметам, как изобразительное искусство, музыка и литература. На этих уроках дети не только обучаются различным техническим приёмам и знакомятся с мировым наследием, но и посредством этого самостоятельно обучаются процессу творчества.

Традиционная форма обучения чаще всего бывает направлена только на освоение определённых знаний и ориентирована на развитие способности самостоятельных исследований, решения сложных задач и творчества.

Зачастую именно поэтому учащиеся, обладая достаточными знаниями для решения какой либо проблемы, представленной в необычном виде, теряются   и даже не знают с какой стороны  к ней можно подойти. Такие ситуации часто возникают во время олимпиад или различных творческих конкурсов, когда от учащегося требуется не только продемонстрировать определённые знания, но и  показать способности к мышлению, к решению нетривиальных задач.

Именно поэтому  так важно и актуально дополнительное образование  изобразительному искусству, учащиеся должны не только знакомиться с различными техниками и видами изобразительного искусства, идеями, которые заключены в произведениях искусства разных художников и разных эпох, но и самостоятельно пробовать воплотить свои мысли, идеи и фантазии в художественной форме.

1. Понятие воображения

 А.Энштейн считал умение воображать выше многознания, ибо без воображения нельзя сделать открытие. К.Циолковский считал, что холодному математическому расчёту всегда предшествует воображение. Развитое, смелое воображение — это  бесценное  свойство оригинального, нестандартного мышления.

На  одной  ступени  с  воображением  стоит  и  фантазия. Существует  некоторая  разница  между  воображением  и  фантазией.  Воображение  это  умение  мысленно  создавать  новые  объекты  и   идеи  на  основе своих знаний. Фантазия - это  умение  мысленно  создавать  новые  сказочные, нереальные  идеи  и   объекты, невозможные  ситуации  на  основе  тех  же  знаний.  По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ.  Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.  

Воображение – это  необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа конечного результата работы, и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью.

 В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

 Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

  По мнению Э.В.Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, но и в других областях деятельности человека, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты»

 «Паук совершает операции ткача, и пчела перестройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В процессе труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека» - говорил Карл Маркс в первом томе Капитала.

Воображение,  фантазия – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром Л. С. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».    

                         

   2. Виды воображения.

 Воображение бывает четырёх основных видов:    

1.  Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности. Человек, обладающий творческим типом личности,  постоянно испытывает свои внутренние возможности, его познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей.  

2.   Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.

3.   Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздаётся. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы.

Существенный критерий данного вида воображения – социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.

4.   Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.

Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.  

3. Роль воображения в художественном творчестве.        

  По мнению Э.В.Ильенкова: «В форме искусства развивалось и развивается та самая драгоценная способность, которая составляет необходимый момент творчески -человеческого отношения к окружающему миру – это творческое воображение или фантазия».

С  феноменом  воображения  в  практической деятельности  людей, прежде  всего, связан процесс художественного творчества. Так,   с  репродуктивным  воображением  может  быть  соотнесено  направление в искусстве, называемое  натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по  картинам  И.И.Шишкина  ботаники могут изучать флору русского леса, так как все  растения  на  его  полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов  второй половины XIX в.  И.Крамского, И.Репина, В.Петрова при  всей  их  социальной  заостренности также  являют  собой  поиски  формы, максимально  приближенной  к копированию  действительности. Источником любого направления  в  искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной  базы  для фантазии.  

Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое,  что человеку  не  было  бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой  творчества  ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения.  

  И эта реальность  пропускается  через  продуктивное воображение  творцов,  они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом,наполняя  свои  произведения  вибрацией  воздуха  (импрессионизм), прибегая к точечному изображению  предметов  (пуантилизм  в живописи), разлагая объективный  мир  на геометрические  фигуры (кубизм) и т.д.  Даже произведения абстракционизма,  ставшего  основой современного авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного воображения. Например, знаменитое абстрактное полотно П.Пикассо «Герника» - это не хаотическое нагромождение геометризованных тел или  их  частей,  а прежде всего отражение трагических событий войны в Испании 1936-1939  гг.  Если рассматривать  и  попытаться трактовать каждую отдельную деталь  этой картины,  то  за  абстрактной формой возникает вполне конкретный образ, конкретная   мысль.

  Таким  образом,  с  продуктивным  воображением в искусстве  мы  встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности  реалистичным  методом, художника  не  устраивает. Его мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой  вполне очевидные реалии.

Чаще  всего творческий  процесс  в  искусстве  связан  с активным воображением: прежде чем запечатлеть  какой-либо  образ  на  бумаге или холсте  художник создаёт его в своём воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко  активное  воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь  со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ.  Реже импульсом творческого процесса становится  пассивное  воображение,  так как «спонтанные», независимые от воли художника  образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой  от  него  самого.  Так, М.Эшер, Ф.Гойя и другие художники исключительную роль в  своем  творчестве уделяли сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных   произведениях.   Кроме  того,  творческий  процесс,  начинаясь,  как правило, с  волевого  усилия,  т.е.  с  акта воображения, постепенно настолько захватывает  автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.

 Прежде всего, отметим, что образы фантазии никогда  не  бывают  совершенно оторванными  от реальности, не имеющими с ней ничего  общего.  Замечено,  что если  любой  продукт  фантазии  разложить  на составляющие  его  элементы, то  среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего  в  действительности бы не существовало. Даже тогда, когда подобного рода анализу    мы    подвергаем произведения   художников-абстракционистов, в составляющих  их  элементах  мы видим,  по  крайней  мере , всем  нам  знакомые геометрические  фигуры. Эффект нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого   и   иного воображения   достигается  большей  частью  за  счет непривычного  сочетания известных  элементов, включая изменение их пропорций.  

Таким образом, педагогические условия развития художественного воображения и фантазии являются следующие:

1.Освоения ребёнком языка искусства как языка выразительного.

2.Опора в процессе обучения на опыт эмоционально – непосредственного восприятия ребёнка.

3. Активное использование игры как метода обучения.

4.Взаимодействие в обучении двух видов деятельности (восприятия и созидания).

5. Ступенчатость художественного развития ребёнка.

6.Диалогичность формы обучения.

Реализация этих условий в педагогической практике изобразительного искусства позволяет сделать процесс художественного развития ребёнка и, в частности, развития его воображения и фантазии эффективным воображения и фантазии эффективным.

Литература

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, М.1967

 2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 томах, Т.4., М., 1982-1983.

3. Дьячено О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. Вопросы психологии. М. Педагогика, 1988, №6.    

 4. Ильенков И.В. Об эстетической природе фантазии. Вопросы эстетики. Вып.№6 ,М.1964

5. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие.       Психологический журнал. М. Наука2001, №5

6. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М. Знание, 1982

7.  Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. М. 1989 8. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

собрание для родителей "Роль компьютера в жизни ребёнка"

Родительское собрание на тему: Роль компьютера в жизни ребёнка. Санитарные нормы работы детей за компьютером. Влияние компьютера на здоровье детей....

собрание для родителей "Роль компьютера в жизни ребёнка"

Родительское собрание на тему: Роль компьютера в жизни ребёнка. Санитарные нормы работы детей за компьютером. Влияние компьютера на здоровье детей....

"Роль воображения в развитии и формировании личности ребёнка"

Воображение ребёнка-важнейшая психологическая функция,которую необходимо очень деликатно наблюдать и корректировать для развития творческого  и интеллектуального развития личности, учитывая возра...

"Роль воображения в развитии и формировании личности ребёнка"

Воображение ребёнка-важнейшая психологическая функция,которую необходимо очень деликатно наблюдать и корректировать для развития творческого  и интеллектуального развития личности, учитывая возра...

Роль игры в жизни ребёнка. Как игра влияет на развитие психики детей.

С помощью игры ребёнок узнаёт окружающий его мир,  воспроизводит логически реальные действия людей, а также учиться моделировать реальные отношения между  людьми, познаёт социальные отношени...