Учебная программа "Подвижные игры"
рабочая программа

Логунов Когстантин Константинович

Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах является организация двигательного режима школьников, который является неотъемлемым компонентом общего режима школы, обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях.

Основная цель программы - укрепление здоровья, физическое и личностное развитие обучающихся, формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом посредством подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podvizhnye_igry.docx186.71 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

центр детского творчества «Радуга»

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Подвижные игры»

Возраст обучающихся 7-10 лет

Срок обучения 1 год

Автор-составитель:

Логунов Константин Константинович,

 педагог дополнительного образования

Кирово-Чепецк

2020

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах является организация двигательного режима школьников, который является неотъемлемым компонентом общего режима школы, обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях.

При организации двигательного режима важно учитывать закономерные изменения умственной работоспособности школьников, которые отражают функциональное состояние центральной нервной системы и тесно связаны с суточным ритмом их физиологических функций.

У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности: ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный период двигательной реакции. В результате длительного поддержания статической позы нарушается осанка. При этом у школьников отмечается тенденция к увеличению наклона головы и туловища вперед и искривлению позвоночника (Баранцев С.А.)

Дополнительная общеобразовательная программа разработана с учетом следующих документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008);

- Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

- -Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центра детского творчества "Радуга»

-Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 29 января 2018 года № 1281.

1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Актуальность программы обусловлена интересом детей к игровой деятельности. Игра — это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели посредством активных действий: бега, прыжков, метания различных предметов, преодоления сопротивления соперника и др. Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры подвижные, игры спортивные. Подвижные игры — игры, связанные с движением, быстрым перемещением игроков.  В процессе игры происходит формирование эмоционального мира человека, поэтому она представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности с детьми и молодёжью, что является весьма актуальным на сегодняшний день. Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание коллективизма и коммуникативности, самоутверждение, самореализация, саморазвитие, чувство долга, ответственность.  

Новизна программы заключается   в   использовании игровых технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у обучающихся при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической культурой и спортом, развиваются физические качества, формируются личностные и волевые качества.

  1. Направленность программы – физкультурно - спортивная.
  2. Цель и задачи программы:

Основная цель программы - укрепление здоровья, физическое и личностное развитие обучающихся, формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом посредством подвижных игр.

      Основные задачи программы:

  • развивать физические и личностные качества обучающихся, двигательные умения и навыки;
  • осваивать теоретические знания по физической культуре, гигиене физического воспитания, технике безопасности;
  • формировать гигиенические навыки, навыки здорового образа жизни, а также навыки соревновательной деятельности;
  • воспитывать взаимоуважение, коллективизм, целеустремленность, ответственность, взаимовыручку, коммуникативность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность;
  • выявлять потенциально способных обучающихся для дальнейших занятий игровыми видами спорта.  
  1. Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ:

Отличительная особенность программы в сравнении с близкими по тематике программами заключается в широком применении игровых технологий при воспитании разносторонне развитой личности.

  1. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Возраст обучающихся 7-10 лет, наполняемость 10-15 человек. Запись в группы осуществляется на основании медицинской справки. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 1 академический час (40 минут)

  1. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения. 68 часов в год.

  1. Формы и режим занятий

Применяемые методы и формы работы с обучающимися:

образовательные методы:

  • словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.);
  • наглядность упражнений (показ упражнений и др.);
  • методы практических упражнений
  • метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы, динамики   показателей физического и личностного развития;
  • метод самореализации через творческие дела, участие в соревновательно-игровой деятельности.

Методы организации занятий:

- фронтальный;

- групповой;

- поточный.

Основными формами организации образовательно-воспитательного процесса в учреждении являются групповые занятия. Теоретические занятия, как правило, являются частью занятия.  

Психологическое обеспечение программы заключается в создании комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях; применении индивидуальных, групповых и массовых форм обучения; разработке и подборе диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей дополнительными образовательными услугами.

Воспитательная работа с обучающимися осуществляется преподавателем в ходе занятий подвижными играми, соревновательно-игровой деятельностью. Основной целью воспитательной работы является формирование у детей положительных личностных качеств.

  1. Ожидаемые результаты

Прогнозируемые результаты основаны на приобретении первоначальных знаний, умений и навыков физической культуры с помощью подвижных игр, теоретической и практической подготовке обучающихся, первоначальной сформированности основных физических качеств. На данном этапе осуществляется знакомство с информацией о физической культуре и спорту, выявляются способные и желающие в дальнейшем заниматься спортивными играми обучающиеся в спортивной школе, формируются навыки самостоятельной деятельности обучающихся.

В результате освоения обязательного минимума содержания образования, обучающиеся физкультурно-оздоровительных групп должны:

знать:

  • историю развития физической культуры, ее значение для укрепления здоровья человека;
  • о гигиене и санитарии, их значении в жизни человека;
  • о значении режима труда и отдыха, питания;
  • о профилактике простудных заболеваний, значении закаливания организма.

уметь:

  • выполнять комплексы общеразвивающих упражнений;
  • самостоятельно проводить разминку;
  • организованно играть в подвижные игры.
  1. Формы подведения итогов реализации программы

Критерии оценки прогнозируемых результатов заключаются в успешном усвоении разделов программы, стабильности состава обучающихся, посещаемости ими занятий, первоначальном уровне теоретических знаний, практических умений и навыков при освоении подвижных игр, участии обучающихся в соревновательно-игровой деятельности.

Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется с помощью методов тестирования, анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, создания педагогических ситуаций.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Перечень разделов и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Общие подвижные символические игры.

«Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк», «Платок»

6

6

Игры для формирования правильной осанки.

«Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».

3

3

Игры – эстафеты

Эстафеты

3

3

Игры на развитие скоростных качеств.

«Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок», «Вызов номеров», «Эстафета зверей», «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «У медведя во бору», «Зайцы в   огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки», «Пустое место», «Белыемедведи», «Удочка».

14

14

Игры  на совершенствование прыжковых упражнений.

«Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и   кот», «Болото», «Волк во рву»,  «Найди жгут»,  «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».

8

8

Игры с метанием мяча.

«Охотники и утки»,  «Сильный бросок»,   «Мячик кверху»,   «Свечки», «Лови мяч»,   «Колодка», «Зевака», «Перестрелка», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Подвижная цель»

10

10

Игры лазанием и перелезанием.

«Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы».

3

3

Игры на развитие ловкости, внимания.

  «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки», «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек», «Дедушка - рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза»,   «Колечко», «Все в   кружок», «Слепой козёл».

11

11

Сюжетные игры.

«У медведя во бору», «Зайцы в   огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».

3

3

Загадки, шарады, каламбуры.

«Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов»  

7

7

Итого:

68

68

  1. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Раздел 1. Общие подвижные символические игры.

Теория: правила игры.

Практика: «Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк», «Платок»

Раздел 2. Игры для формирования правильной осанки.

«Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».

Раздел 3. Игры – эстафеты

Теория: правила эстафет.

Практика: Эстафеты        

Раздел 4. Игры на развитие скоростных качеств.

Теория: правила игры.

Практика: «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок», «Вызов номеров», «Эстафета зверей», «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «У медведя во бору», «Зайцы в   огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки», «Пустое место», «Белыемедведи», «Удочка».

Раздел 5. Игры  на совершенствование прыжковых упражнений.

Теория: правила игры.

Практика: «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгучики», «Воробушки и   кот», «Болото», «Волк во рву»,  «Найди жгут»,  «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».

Раздел 6. Игры с метанием мяча.

Теория: правила игры.

Практика: «Охотники и утки»,  «Сильный бросок»,   «Мячик кверху»,   «Свечки», «Лови мяч»,   «Колодка», «Зевака», «Перестрелка», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Подвижная цель»        

Раздел 7. Игры лазанием и перелезанием.

Теория: правила игры.

Практика: «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы».

Раздел 8. Игры на развитие ловкости, внимания.

  Теория: правила игры.

Практика: «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки», «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек», «Дедушка - рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза»,   «Колечко», «Все в   кружок», «Слепой козёл».

Раздел 9. Сюжетные игры.

Теория: правила игры.

Практика: «У медведя во бору», «Зайцы в   огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».

Раздел 10. Загадки, шарады, каламбуры.

Теория: правила игры.

Практика: «Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов»  

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Форма занятия

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Общие подвижные символические игры.(6)

1

«Бабки»

Практическое занятие

1

2

«Борящаяся цепь»

Практическое занятие

1

3

«Редька»

Практическое занятие

1

4

«Бес соли соль»

Практическое занятие

1

5

«Серый волк»

Практическое занятие

1

6

«Платок»

Практическое занятие

1

Игры для формирования правильной осанки (2)

7

«Бои на бревне»

Практическое занятие

1

8

«Ванька-встанька»

Практическое занятие

1

Игры – эстафеты (4)

10

Эстафеты

Практическое занятие

4

Игры на развитие скоростных качеств (14)

11

«Дорожки», «Караси и щука»

Практическое занятие

1

12

«Змейка»

Практическое занятие

1

13

«Пятнашки обыкновенные», «Салка»

Практическое занятие

1

14

«Городок- бегунок»

Практическое занятие

1

15

«Вызов номеров»

Практическое занятие

1

16

«Эстафета зверей»

Практическое занятие

1

17

«Два Мороза»

Практическое занятие

1

18

«Гуси-Лебеди»

Практическое занятие

1

19

«У медведя во бору»

Практическое занятие

1

20

«Зайцы в   огороде»

Практическое занятие

1

21

«Кошки-мышки»

Практическое занятие

1

22

«Пчёлки и ласточки»

Практическое занятие

1

23

«Пустое место»

Практическое занятие

1

24

«Белые медведи», «Удочка».

Практическое занятие

1

Игры  на совершенствование прыжковых упражнений (8)

25

«Кто дальше»

Практическое занятие

1

26

«Перетягивание прыжками»

Практическое занятие

1

27

«Попрыгунчики»

Практическое занятие

1

28

«Воробушки и   кот»

Практическое занятие

1

29

«Болото»

Практическое занятие

1

30

«Волк во рву»,  «Люлька»

Практическое занятие

1

31

«Найди жгут»

Практическое занятие

1

32

«Скакалочка», «Удочка»

Практическое занятие

1

Игры с метанием мяча (10)

33

«Охотники и утки»  

Практическое занятие

1

34

«Сильный бросок»  

Практическое занятие

1

35

«Мячик кверху»  

Практическое занятие

1

36

«Свечки»

Практическое занятие

1

37

«Лови мяч»

Практическое занятие

1

38

«Колодка», «Зевака»

Практическое занятие

1

39

«Перестрелка»

Практическое занятие

1

40

«Борьба за мяч»

Практическое занятие

1

41

«Мяч ловцу»

Практическое занятие

1

42

«Подвижная цель»

Практическое занятие

1

Игры лазанием и перелезанием (4)

43

«Распутай верёвочку»

Практическое занятие

1

44

«Защита укрепления»

Практическое занятие

1

45

«Кошки - мышки»

Практическое занятие

1

46

«Цепи кованы».

Практическое занятие

1

Игры на развитие ловкости, внимания (10)

47

«Ловишка» «Заря»

Практическое занятие

1

48

«Корзинки» «Ворота»

Практическое занятие

1

49

«Встречный бой», «Во поле берёза»,

Практическое занятие

1

50

«Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники»,

Практическое занятие

1

51

«Перетягивание каната», «Камешек»,

Практическое занятие

1

52

 «Дедушка - рожок», «Море волнуется»

Практическое занятие

1

53

«Игровая», «Коза»  

Практическое занятие

1

54

«Колечко», «Все в   кружок»

Практическое занятие

1

55

«Слепой козёл».

Практическое занятие

1

Сюжетные игры (4)

56

«У медведя во бору»

Практическое занятие

1

57

«Зайцы в   огороде»

Практическое занятие

1

58

«Кошки-мышки»

Практическое занятие

1

59

«Пчёлки и ласточки».

Практическое занятие

1

Загадки, шарады, каламбуры (6)

60

«Царёк», «Обмен именами»

Практическое занятие

1

61

«Чепуха»

Практическое занятие

1

62

«Почему и потому»

Практическое занятие

1

63

«Мимика»

Практическое занятие

1

64

«Отгадай слово»

Практическое занятие

1

65

«Искатель цветов»  

Практическое занятие

1

Всего

68

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение программы заключается в планировании учебных занятий; применении приемов, форм и методов подготовки обучающихся через подвижные игры.

Техническое оснащение занятий соответствует подбору и проведению подвижных игр. Для реализации программы необходим спортивный зал, стадион. Инвентарь:  мячи: резиновые, тряпичные; фишки, стойки, обручи, спортивная форма, разметка в поле и др.

Дидактический материал соответствует тематике занятий, подбирается тренером индивидуально в соответствии с целями и задачами занятия: карточки со схемами и описанием упражнений и подвижных игр.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб.для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
  2. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. – М.: ФиС, 2001.
  3. Женило М. Ю. Театрализованные праздники 1-4 классы. Найди свою звезду. – М.: 2004. – 288 c.
  4. Артем Патрикеев Подвижные игры. 1-4 классы ВАКО. 2010
  5. Лях В.И., А.А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (общеобр.),  Москва, Просвещение, 2011.
  6. Савченко В. А., Кругликов Л. В. Особенности физического воспитания при работе с детьми начальных классов. Математическая морфология. Электронный математический и медико-биологический журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-методическая разработка на тему: «Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка"

Опытно-методическая разработка на тему:«Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка(мультимедийные презентации и интерактивная доска)...

Опытно-методическая разработка на тему: «Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка

Дидактические игры или игровые моменты часто используются на уроках английского языка. Они помогают преодолевать психологические «барьеры» усвоения материала за счет высокой эмоциональности и св...

учебно-познавательная игра "Кто хочет стать инженером?"

Внеклассное мероприятие по технологии. Игра-презентация для обучающихся 5-7 классов....

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся

Внеклассное мероприятие, направленное на формирование познавательного интереса и творческого развития  учащихся....

Учебно-деловая игра "Красноармейскому району - чистый воздух"

Данный файл является сценарием урока, на котором рассматривается экологическая проблема загрязнения окружающей среды Красноармейского района г.Волгограда...

Учебно – деловая игра «Строитель» Тема: ПЛОЩАДИ

Метод проектов. Идею подсказала сама жизнь.  Научить применять на практике полученные знания по нахождению площадей различных фигур....

«Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка (мультимедийные презентации и интерактивная доска)»

      Дидактические игры или игровые моменты часто используются на уроках английского языка. Они помогают преодолевать психологические «барьеры» усвоения материала за счет ...