Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Федотова Светлана Михайловна

Внеклассное мероприятие, направленное на формирование познавательного интереса и творческого развития  учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra.docx602.86 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие. Физическая игра для учащихся 8 классов.

Цель:  проверить степень усвоения полученных знаний, закрепить их, систематизировать. Узнать что-то новое и интересное для себя. Уметь обобщать приобретенные знания и применять их на практике и в жизни. Способствовать развитию интереса к предмету, коммуникативных умений, развивать учащихся как личность, умение работать в коллективе. Создать на уроке атмосферу психологического комфорта.

Задачи: помочь выработке умения планировать и проводить опыты, способствовать развитию кругозора, показать связь физики с жизнью, воспитывать чувство товарищества и коллективизма, умение действовать согласовано.

Программа игры:

  1. Вступительная часть.
  2. Итоги заочного тура викторины.
  3. Физический «бой».
  4. Разыгрывание сценок.
  5. Конкурс капитанов.
  6. Подведение итогов.

Содержание.

1.Вступительная часть.

       Добрый день, дорогие ребята! Мы хотим, чтобы у всех собравшихся на игру было хорошее настроение, а для этого принимаем эстафету юмора у великих ученых-физиков и изобретателей.

1.Однажды великий физик Резерфорд застал поздно вечером в лаборатории одного из своих учеников. «Работаю!» - с гордостью сказал тот. «А что вы делали днем?» - спросил ученый. «Работал», последовал ответ. «А рано утром?» «Работал», вновь услышал он. «Когда же вы обдумываете опыты?» - возмутился Резерфорд.

2.Когда ряд физиков высказали сомнения в возможности осуществления термоядерной реакции, академик Арцимович сказал: «До изобретения велосипеда всем тоже было ясно, что ездить на двух колесах невозможно!».

3.Репортер спросил Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли и, если записывает, то куда? Эйнштейн посмотрел на объемистый блокнот репортера и сказал: «Милый мой! Настоящие мысли приходят так редко в голову, что их нетрудно и запомнить».

4.Когда немецкий физик Рентген открыл Х-лучи, страну наполнили самые невероятные слухи об их могуществе. Однажды Рентгену пришло письмо с просьбой прислать … несколько лучей и инструкцию, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла пуля, а для поездки к ученому у него не нашлось времени. Рентген ответил так: «К сожалению, в настоящее время у меня нет лучей. Считаю, что мы можем поступить проще: пришлите мне вашу грудную клетку».

Пример великих заразителен. Даже в самых трудных ситуациях юмор оставался для них добрым спутником и помощником. Тоже  должно быть и у нас с вами!

2.Итоги заочного тура физической викторины.

Вопросы для заочного тура:

  1. Кто ввел в науку слово «физика»? (Аристотель)
  2. Взрослый человек может растянуть динамометр с силой 100 Н, ребенок- с силой 30 Н. каково будет показание динамометра, если они будут растягивать его одновременно в разные стороны? (30 Н)
  3. Банка с гвоздями плавает в сосуде с водой. Изменится ли уровень воды в сосуде, если гвозди переложить из банки в воду? (изменится, уменьшится.)
  4. Взрослому и ребенку нужно перейти через ручей: одному с левого берега на правый, другому – в противоположном направлении. На обоих берегах имеется по доске, но каждая их них несколько короче ширины ручья. Каким образом нужно поступить? (положить доски одну на другую и встать на них. Чья доска сверху тот и переходит первым).    

             

  1. Придумать способ определения объема кита, если принять, что его плотность равна плотности воды. ( принимаются любые ответы, не противоречащие законам физики)

3.Физический «бой»

Следующий этап наших соревнований – в умении проводить эксперимент, объяснить физическое явление.

  1. Определите объем камня. Оборудование: весы, набор гирь, сосуд с водой, стакан, отливной сосуд, камень.
  2. Определите вместимость, т.е. внутренний объем, пустого сосуда. Оборудование: весы, гири, сосуд с водой, сосуд произвольной формы.
  3. Как с помощью магнита поднять алюминиевый сосуд? Оборудование: сосуд от калориметра, железный круг большего диаметра, чем дно сосуда, мелкие гвозди, сильный магнит. (поставить сосуд на гвозди и поднести магнит ко дну сосуда изнутри).
  4. Объяснить опыт: на стакан кладут открытку, а на открытку – монетку, резко ударяют по открытке щелчком, открытка вылетает, а монета падает в стакан. ( при выбивании открытки монета сохраняет состояние покоя по инерции, но удаление опоры вызывает ее падение)
  5. Объяснить опыт: стакан наполнили водой и прикрыли листком плотной бумаги, придерживая лист ладонью, перевернули стакан, а затем убрали руку. Почему вода из стакана не выливается? (вода удерживается атмосферным давлением).
  6. На дно колбы, заполненной водой, упала стальная булавка. Как вынуть ее, не опрокидывая колбы и не опуская внутрь ее каких-либо предметов? (достать с помощью магнита).

4.Разыгрывание сценок.

Сейчас вы увидите факира, который усилием воли может двигать предметы, хрупкие тела превращать в прочные.

Действие первое. Перед вами на столе стоит железная банка. Она может выполнять мои приказания. Банка двигайся ко мне! Банка остановись! Банка двигайся от меня! (банка движется под влиянием сильного магнита, который под столом перемещает сидящий ученик).

Действие второе. Я простой стакан сделаю прочным, небьющимся. Положить на стакан фанеру, а на нее гирю массой 10 кг. Затем нанести резкий удар молотком по гири. Стакан остается целым. (удар молотка приходится по телу большой массы. (Поэтому изменение импульса данного тела незначительно и действие молотка на стакан не сказывается).

Действие третье. Два ученика, один обращается к другому. Возьми –ка газету в руки. Легка. И ты, конечно, думаешь, что сможешь поднять ее одним пальцем. Это верно, но не всегда. Вот сейчас ты увидишь, как эта газета сделается очень тяжелой. Подай мне, пожалуйста, линейку. Кладет ее так, что часть линейки высовывается за край стола и накрывает газетой. Потрогай линейку за выступающий конец. Бери палку и сильно ударь по выступающей части линейки. Резко бьет палкой по концу линейки, она ломается. Газета стала вдруг такой тяжелой, что удержала линейку. Но почему? (сверху на газету оказывает давление атмосферный воздух. При резком ударе по линейке воздух вследствие инерции не усевает мгновенно проникнуть под газету. (Давление воздуха на газету сверху окажется больше, чем снизу).

Может в другом случае ты будешь более удачлив? Положи листок бумаги на край стола. На листок поставь бутылку горлышком вниз. Вытащи листок, но чтобы при этом бутылка осталась стоять. Хорошо. Теперь я буду действовать неспеша. Пытается, но бутылка падает. Почему? (нужно листок выдернуть резким движением, тогда время взаимодействия бутылки и листка будет мало и бутылка сохранит состояние покоя).

5.Конкурс капитанов.

На столе лежат карточки, на которых написаны вопросы или задания. Капитаны поочередно берут карточки и отвечают на предложенные вопросы.

  1. Метеорит сгорает в атмосфере, не достигая поверхности Земли. Что происходит при этом с его импульсом? (импульс передается молекулам воздуха и в конечном счете земному шару).
  2. Выдули мыльный пузырь. Некоторое время он поднимался, а потом стал опускаться. Почему?(воздух в пузыре теплый и его плотность меньше плотности окружающего воздуха. Поэтому пузырь сначала поднимается. Через некоторое время воздух в пузыре охлаждается, его плотность становится больше и пузырь начнет снижаться).
  3. Почему металлическое тело на ощупь кажется холоднее деревянного? При какой температуре они будут казаться одинаково нагретыми? (из-за различной теплопроводности металла и дерева. Одинаково нагретыми они будут казаться при температуре, которую имеет рука человека, так как тогда не будет теплообмена).
  4. Согласны ли вы с утверждением, что Земля падает на брошенный вверх камень? ( да, это следует из закона всемирного тяготения и 3 закона Ньютона).

6.Подведение итогов.

Закончился конкурс-«бой». Пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем. Я произнесу одну за другой три фразы. Каждую фразу вы должны за мной хором повторить. Сумеете? А я думаю, что нет. Давайте проверим, кто из нас прав. Сегодня хорошая погода. (хором повторяют). Мы любим веселые вечера по физике. (повторяют). Проиграли, вы уже проиграли! Как? Ничего подобного. Моя третья фраза была: «Проиграли, вы уже проиграли!

Жюри объявляет баллы и победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имитационная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках русского языка

Статья на тему "Игровые технологии". Описывается такой вид деятельности как имитационная игра. Материал будет интересен учителям русского языка и литературы....

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.

Создание игровой атмосферы на уроке и внеурочной деятельности развивает интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание....

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...

Статья - Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 5-6 классе Автор - Гаврилова Е.А.

                   Анализируя итоги международного исследования PISA, эксперты констатируют, что 71% российских учащихся преодолели по математи...