Статья - Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 5-6 классе Автор - Гаврилова Е.А.
статья по математике (5 класс)

                     Анализируя итоги международного исследования PISA, эксперты констатируют, что 71% российских учащихся преодолели по математической грамотности минимальный пороговый уровень, по читательской грамотности - 72,6%. Невысокие результаты российских учащихся еще раз демонстрируют, что давно поставленная перед российской школой цель подготовить выпускников к свободному использованию математики в повседневной жизни в значительной степени не достигается на уровне требований международных тестов.

                     Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gavrilova.docx44.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 5-6 классе

                     Анализируя итоги международного исследования PISA, эксперты констатируют, что 71% российских учащихся преодолели по математической грамотности минимальный пороговый уровень, по читательской грамотности - 72,6%. Невысокие результаты российских учащихся еще раз демонстрируют, что давно поставленная перед российской школой цель подготовить выпускников к свободному использованию математики в повседневной жизни в значительной степени не достигается на уровне требований международных тестов.

                     Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

                     Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету, является организация их игровой деятельности. Игра имеет важное значение для развития ребенка: в процессе игры не только складываются навыки общения, моделируется жизнь взрослых, но и происходит усвоение знаний, формирование психических функций, мыслительных процессов. В игре ребенок непроизвольно, но довольно прочно фиксирует в памяти объекты, которые даже не пытался запомнить, приходит к верным умозаключениям, прослеживает определенные закономерности, что гораздо важнее для его познавательной деятельности. Игры создают благоприятные условия для стимулирования творчества, позволяют создать оптимальные психологические условия для интеллектуального развития личности.

                      Неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием.

                     Прежде всего учитель должен положить начало творческой работе учащихся. В 5 классе в рамках школьного проекта "Успешное чтение" героем таких игр на уроках математики становится один из героев детских произведений. Детям предлагается совершить увлекательное путешествие в мир науки и сказки. Подготовкой к выступлению становится выпуск сборника задач, авторами которых становятся сами учащиеся. Вдохновение для задачи они черпают из сюжета детской сказки. Постепенно учитель отходит от роли ведущего, уступая ее подготовленным ученикам. Многие игры учащиеся могут разрабатывать и изготавливать самостоятельно. Для этого в 5 классе объявляется конкурс на лучшую настольную игру с раздаточным материалом и специальной контрольной картой. В 6 классе учащиеся проводят сюжетные игры самостоятельно. Здесь учитель становится помощником и участником игры. Это приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.

                     Сценарий  игры-соревнования автор предлагает в этой статье. Гостями этого урока стали учителя литературы и иностранного языка.

Игра-путешествие на уроке математики для учащихся 5 класса

«Винни-Пух и его друзья»

Цель: закрепить навыки действий с натуральными числами; показать взаимосвязь предметов: математика, литература и русский язык.    

 Ведущий. Происхождение.

Как и многие другие персонажи книги Алана Милна, медвежонок Винни получил имя от одной из реальных игрушек Кристофера Робина (19201996), сына писателя. В свою очередь, плюшевый мишка Винни-Пух был назван по имени медведицы по кличке Виннипег (Винни), содержавшейся в 1920-х в Лондонском зоопарке.

Ведущий. Инструкция к путешествию.

  • В путешествие отправляются три команды. /Команды представляются: название, девиз/ Капитаны трех команд помогут организовать это математическое путешествие.
  • Каждая команда получает задания от ведущего. В заданиях зашифровано слово. Собрав все слова, вы сможете разгадать окончательный пункт нашего путешествия.
  • Каждая команда получает контейнер для сбора ключевых слов. Будьте внимательны!
  • Каждое выигранное слово-это шаг к победе!
  • Переходящий приз - плюшевый Винни.

Ведущий

1. Разминка (6 баллов). Стартовое слово.

Прежде, чем отправиться в путь вместе с Винни, проведем разминку для каждой команды.

Составьте слово, используя первые буквы вашего ответа. Оно будет ключевым в нашем путешествии

  • Название закона, расставляющего скобки;
  • Название числа х для уравнения х + 12 = 45;
  • Царица математики;
  • Название числа, стоящего под дробной чертой;
  • Параллелепипед с равными сторонами;
  • Первая буква алфавита 

Ответ: сказка

2.Конкурс капитанов (5 баллов)

Капитаны поведут нас к победе. Они должны быть внимательными. Сейчас мы узнаем, где будет проходить наше путешествие и пункт назначения. Капитаны помогут Винни-Пуху  сконструировать слово.

Задание. Запомните расположение геометрических фигур и цифр внутри. Воспроизведите данную последовательность

                             

 

Ведущий объявляет ключ, количество букв определяется правильно изображенной фигурой

  1. Ш   2- А  3 – К  4 – Л  5 – О

Команда составляет слово и отправляет в контейнер.

Ответ: школа

3. Ведущий.  Площадь дома

Винни-Пух решил проверить своих друзей. Прислал задание: Вычислить площадь своего дома. Помогите друзьям (5 баллов)

ответ: 525 см2                   

Это число отправьте в контейнер

4. Ведущий. Грамотная Сова (9 баллов)

Герои сказки занимались правописанием. Помогите Сове правильно написать математический диктант (диктует учитель литературы). Один представитель команды пишет на откидной доске, остальные – в тетради.

  1. Треугольник
  2. Единица
  3. Неравенство
  4. Координата
  5. Больше
  6. Измерения
  7. Сумма
  8. Арифметика
  9. Точка

Задание. Выпишите, отправьте в контейнер первую букву слов, соответствующих номеру

4, 8, 5, 6, 3, 2, 9

Буквы: кабинет

5. Ведущий. Художники-портретисты (вне конкурса)

Ослик Иа берет уроки рисования у Совы

Задание. Нарисуй портрет одного из друзей Винни-Пуха, состоящий из геометрических фигур. Добавьте фигуры из цветной бумаги

6. Ведущий

 Ваши портреты заслуживают еще одного ключевого слова.

Ответ: страница

7. Ведущий. Письма-ребусы ( 3 балла)

Винни-Пух очень любит сладкое. На его адрес пришло письмо. Помогите понять его.

Слова, которые отгадает команда, отправляются в контейнер.

К

2

А_

рок

ка__

ход

Ответ: полка, подарок, находка

8. Ведущий. Веселые задачки для друзей Винни ( по 3 балла).

  1. Винни и Пяточок решили распилить дерево для постройки дома. Каждую минуту они отпиливают от бревна кусок в 1 метр. Через сколько минут они распилят бревно в 6 метров?
  2.  На почтовом ящике Пяточка написано «Выемка писем 5 раз в день с 7 часов до 19 часов. Первый раз Пяточок подходит к ящику в 7 часов утра, последний – в 7 часов вечера. Через какие интервалы времени он вынимает письма?
  3. На тарелке у Винни-Пуха лежат пирожки: все, кроме трех, с повидлом, все, кроме трех, с капустой, все, кроме трех, с мясом, все, кроме трех, с грибами. Сколько пирожков на тарелке у Винни-Пуха?

Ответы: №1 – 5минут , №2- через 3 часа, №3 – 4 пирожка

 5 минут – Н, 3 часа – К,4 пирожка - И

Ведущий. Добавьте земельную меру площади, получите новое слово. Напишите его и отправьте в контейнер.

Ответ: книга

9.Ведущий. В путь.

Капитан должен собрать все карточки в контейнере. Команду ждет сладкий приз в горшочке.

Задание. Составьте смысловую зависимость и отправляйтесь в путь.

Итог: Команды должны найти книгу, на 525 странице послание от ведущего "Сладкий приз в шкафу № 2".

Слова в контейнере: сказка, школа, 525, кабинет, страница, полка, подарок, находка, книга.

Пример составленных предложений. В кабинете школы есть полка с книгой. На 525 странице вас ждет находка.

10.Ведущий. Итоги путешествия.

Подводим итоги нашего путешествия. Называем команду победителей по сумме набранных баллов.

Список литературы

  1. П.Р.Оникул. 19 игр по математике.- СПб: Союз, 1999.
  2. А.Шатилова, Л.Шмидтова. Занимательная математика. КВНы, викторины – М: Айрис-Пресс, 2006.
  3. Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2011 №4.
  4. А.А.Милн, Б.Заходер. Винни-Пух и все-все-все. – СПб: Астрель, 2010.
  5. http://ru.wikipedia.org/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся

Внеклассное мероприятие, направленное на формирование познавательного интереса и творческого развития  учащихся....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

В статье обосновывается необходимость использования игровых моментов на уроке;               а) место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видо...

Дидактические игры, как средство развития познавательной деятельности детей с ЗПР

Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту — низкую познавательную активность, которая проявляется хотя и неравн...

"РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

"Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая , сделать его занимательным"Б.Паскаль...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка.

В данной статье речь идёт о видах и классификации дидактических игр на уроках английского языка с целью развить познавательную деятельность учащихся....